Лекция 1 Современная система обучения литературному чтению в начальной школе




Традиционной задачей начальной школы является задача обучения чтению ребенка младшего школьного возраста. Однако в последние годы в распоряжении учителя находится ряд программ, которые так или иначе ставят задачу литературного образования учащихся начальной школы. Поэтому на современном этапе следует говорить о двух направлениях обучения чтению:

1) собственно обучении чтению;

2) получении ребенком литературного знания, т.е. обеспечении литературного образования и литературного развития детей младшего школьного возраста

Названные тенденции проявились в программах по литературному чтению.

Однако в одних программах в центр подготовки по чтению и литературе современные методисты ставят формирование читателя, в других провозглашается идея познания широкой картины мира на основе чтения литературных произведений разных родов и жанров.

Литературное чтение - один из основных предметов в сис­теме начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Содержание начального литературного образования базируется на методологических позициях, которые связаны с реализацией системного, культурологического, личностного и деятельностного подходов.Методологической основой предмета ”Литературное чтение“ является также гуманистическая концепция литературного образования, которая ориентирует на освоение общечеловеческих и национальных духовных ценностей.

Построение содержания учебного предмета на основе системного подхода позволяет рассматривать содержание в виде системы (целостности), отдельные компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи. Системный подход предполагает единство всех компонентов содержания, связей между его элементами (структуры) и функций, которые они выполняют в данной системе отношений.

Личностный подход требует признания уникальности личности, её прав на личностную позицию, уважение; ориентирует на создание условий для полноценного проявления и развития личностных качеств, учёта интересов, индивидуальных особенностей и возможностей учащихся.

Деятельностный подход определяет такую направленность содержания, при которой его освоение осуществляется путём формирования всех структурных компонентов читательской, речевой и познавательной деятельности, а ученик рассматривается как субъект деятельности и общения.

Построение содержания в контексте культурологического подхода способствует расширению культурных основ содержания обучения и воспитания, снижению узкой информационно-знаниевой ориентированности содержания предмета; осуществлению национально-культурной социализации учащихся, становлению их личностной культуры.

Изучение литературного чтения в начальной школе с рус­ским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:

• овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятель­ности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

• развитие художественно-творческих и познавательных спо­собностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художест­венных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

• обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование уважения к культуре народов многонацио­нальной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской ком­петентности младшего школьника, осознание себя как грамот­ного читателя, способного к использованию читательской дея­тельности как средства самообразования. Читательская компе­тентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, зна­нием книг и умением их самостоятельно выбирать; сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс литературного чтения в особой мере влияет на ре­шение следующих задач:

1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания
текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает прежде всего формирова­ние осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чте­ния и потребности читать произведения разных видов литерату­ры), который во многом определяет успешность обучения млад­шего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приоб­ретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией (слово, текст, книга), интерпретировать информацию в соответствии с запросом.

2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной
культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с раз­личными видами текстов, ориентироваться в книге, использо­вать ее для расширения знаний об окружающем мире. В ре­зультате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объ­екты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппа­ратом учебника, находят информацию в словарях, справочни­ках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на ос­нове прочитанного и услышанного.

3. Воспитание эстетического отношения к действительности,
отраженной в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художествен­ного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализиро­вать (на доступном уровне) средства выразительности. Развива­ется умение сравнивать искусство слова с другими видами ис­кусства (живопись, музыка и др.); находить сходство и разли­чия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочи­танных.

4. Формирование нравственного сознания и эстетического
вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности
произведений.

В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает на­вык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Современная методика организации литературного чтения основывается на теоретических положениях, разработанных такими науками, как литературоведение, психология, педагогика. Для правильной организации чтения учителю необходимо учитывать специфику художественного произведения, психологические основы процесса чтения на разных этапах обучения, особенности восприятия и усвоения текста младшими школьниками и т.д.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: