Тема 2: Национальные концепции и принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в России.
Сущность концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике РФ
Основополагающие принципы бухгалтерского учета. Правила организации бухгалтерского учета.
Критерии признания активов и обязательств в бухгалтерской отчетности.
Критерии признания доходов и расходов в бухгалтерской отчетности
Сущность концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике РФ
Реформирование бухгалтерского учета в России направлено на приближение его к международным стандартам учета и финансовой отчетности, что является одним из условий вхождения России в мировое сообщество.
Программа реформирования бухгалтерского учета включает несколько этапов. На первом этапе в 1997 г. была принята Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России. Данная Концепция разработана в связи с изменением в стране общественных отношений и гражданско-правовой среды.
Концепция состоит из восьми разделов: 1) Введение; 2) Общие положения; 3) Цель бухгалтерского учета; 4) Основы организации бухгалтерского учета; 5) Требования к информации, формируемой в бухгалтерском учете; 6) Состав информации, формируемой в бухгалтерском учете для заинтересованных пользователей; 7) Критерии признания имущества, кредиторской задолженности, доходов и расходов; 8) Оценка имущества, кредиторской задолженности, доходов и расходов.
Концепция явилась основой построения системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и была призвана:
• стать основой разработки новых и пересмотра действующих нормативных актов по бухгалтерскому учету;
• быть основой принятия решений по вопросам, еще не урегулированным нормативными актами;
• помогать потребителям бухгалтерской информации в понимании данных, содержащихся в бухгалтерской отчетности;
• обеспечивать специалистов, занятых регулированием бухгалтерского учета, информацией о доходах, используемых при проведении этой работы.
Концепция не является законодательным или нормативным актом по бухгалтерскому учету.
Концепция определила основы организации и ведения бухгалтерского учета организациями всех отраслей хозяйства, видов деятельности и организационно-правовых форм.
В Концепции была сформулирована цель бухгалтерского учета — формирование информации для внешних и внутренних пользователей.
В Концепции определены требования к информации, формируемой в бухгалтерском учете, в том числе:
• уместность с точки зрения заинтересованных пользователей. Информация уместна в тех случаях, когда она влияет на экономические решения пользователей путем предоставления помощи в оценке прошлых, нынешних или будущих событий либо помогает им подтвердить или исправить их предыдущие оценки;
• надежность. Информация не должна содержать существенных ошибок, должна объективно отражать факты хозяйственной деятельности, к которым она фактически или предположительно относится; факты хозяйственной деятельности должны отражаться в бухгалтерском учете
исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования; информация должна быть нейтральной, т.е. свободной от односторонности (информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки заинтересованных пользователей с целью достижения предопределенных результатов и последствий);
• осмотрительность в суждениях, оценках в условиях неопределенности. Осмотрительность — это соблюдение при формировании суждения определенной осторожности, необходимой при оценке в условиях неуверенности, что бы активы или доход не были завышены, а обязательства
или расходы — занижены;
• сравнимость за разные периоды времени и в разных организациях;
• своевременность информации (по принципу — хороша ложка к обеду). При этом польза от полученной информации должна быть сопоставима с затратами на ее подготовку.
Состав информации, формируемой в бухгалтерском учете, зависит от цели ее использования.
Для характеристики финансового положения организации и его динамики необходимы данные баланса об имуществе, кредиторской задолженности, капитале, данные отчета о движении денежных средств и отчета о прибылях и убытках.
Для характеристики финансовых результатов деятельности организации необходимы данные отчета о прибылях и убытках относительно доходов и расходов организации.
В 1998 г. в Российской Федерации была принята Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. В ней предусмотрено осуществление системы мероприятий по следующим взаимосвязанным направлениям:
• методологическое обеспечение реформы, совершенствование нормативной базы бухгалтерского учета и отчетности, в том числе подготовка 24 стандартов бухгалтерского учета и отчетности в течение двух лет, Плана счетов
бухгалтерского учета и т.д.;
• реорганизация системы управления бухгалтерским учетом;
• подготовка и переподготовка кадров, способных вести бухгалтерский учет с учетом международных стандартов.
На сегодня разработаны и используются важные законодательные и нормативные акты, а также 20 положений по бухгалтерскому учету (ПБУ).
Основная цель законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете — обеспечить единообразный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций, а также составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении, доходах и расходах организаций, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.
Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) устанавливают принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности и являются важнейшими документами второго уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России, сформулированной ФЗ «О бухгалтерском учете».
Каждое ПБУ посвящено одной теме бухгалтерского учета.
Всю совокупность ПБУ можно сгруппировать в следующие однородные по содержанию группы.
1. Общие вопросы раскрытия информации. Стандарты этой группы устанавливают основы формирования учетной политики и бухгалтерской отчетности, а также раскрытия соответствующей информации:
• «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организации;
• «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, устанавливает состав, содержание и методические основы формирования
бухгалтерской отчетности;
• «События после отчетной даты» ПБУ 7/98;
• «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 1/2008;
• «Информация о прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02;
• «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ 20/03.
2. Активы и обязательства организации. Стандарты этой группы устанавливают особенности бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности отдельных видов активов и обязательств:
• «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01;
• «Учет основных средств» ПБУ 6/01;
• «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007;
• «Учет расходов по научно-исследовательским и технологическим работам» ПБУ 17/02;
• «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02;
• «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02.
3. Финансовые результаты организации. Стандарты этой группы устанавливают особенности бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности отдельных видов операций, доходов и расходов:
• «Доходы организации» ПБУ 9/99;
• «Расходы организации» ПБУ 10/99;
• «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000.
Кроме того, подготовлены и внедрены унифицированные формы первичной учетной документации.
Второй этап реформирования предусматривает:
1) систему мер по реализации в 2001—2005 гг. Программы
реформирования бухгалтерского учета, которая включает в себя
решение таких важных вопросов, как:
• совершенствование методологического обеспечения системы бухгалтерского учета;
• обеспечение достоверного и полного раскрытия бухгалтерской отчетности;
• подготовка и повышение квалификации специалистов
бухгалтерского учета;
2) сроки исполнения;
3) исполнителей.
Совершенствованием системы бухгалтерского учета занимаются:
• Министерство финансов РФ;
• Центральный банк Российской Федерации;
• Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг РФ (ФКЦБ РФ);
• Федеральная таможенная служба России;
Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности необходимо осуществлять по следующим основным направлениям:
- повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
- создание инфраструктуры применения МСФО;
- изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
- усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;
- существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.