Сущность концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике РФ




Тема 2: Национальные концепции и принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в России.

Сущность концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике РФ

Основополагающие принципы бухгалтерского учета. Правила организации бухгалтерского учета.

Критерии признания активов и обязательств в бухгалтерской отчетности.

Критерии признания доходов и расходов в бухгалтерской отчетности

 

Сущность концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике РФ

Реформирование бухгалтерского учета в России направле­но на приближение его к международным стандартам учета и финансовой отчетности, что является одним из условий вхож­дения России в мировое сообщество.

Программа реформирования бухгалтерского учета включает несколько этапов. На первом этапе в 1997 г. была принята Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России. Данная Концепция разработана в связи с изменением в стране общественных отношений и гражданско-правовой среды.

Концепция состоит из восьми разделов: 1) Введение; 2) Об­щие положения; 3) Цель бухгалтерского учета; 4) Основы орга­низации бухгалтерского учета; 5) Требования к информации, формируемой в бухгалтерском учете; 6) Состав информации, формируемой в бухгалтерском учете для заинтересованных пользователей; 7) Критерии признания имущества, кредитор­ской задолженности, доходов и расходов; 8) Оценка имущества, кредиторской задолженности, доходов и расходов.

Концепция явилась основой построения системы норматив­ного регулирования бухгалтерского учета и была призвана:

• стать основой разработки новых и пересмотра действующих нормативных актов по бухгалтерскому учету;

• быть основой принятия решений по вопросам, еще не урегулированным нормативными актами;

• помогать потребителям бухгалтерской информации в понимании данных, содержащихся в бухгалтерской отчетности;

• обеспечивать специалистов, занятых регулированием бухгалтерского учета, информацией о доходах, используемых при проведении этой работы.

Концепция не является законодательным или нор­мативным актом по бухгалтерскому учету.

Концепция определила основы организации и ведения бухгалтерского учета организациями всех отраслей хозяйства, ви­дов деятельности и организационно-правовых форм.

В Концепции была сформулирована цель бухгалтерского учета формирование информации для внешних и внутренних пользователей.

В Концепции определены требования к информации, фор­мируемой в бухгалтерском учете, в том числе:

уместность с точки зрения заинтересованных пользовате­лей. Информация уместна в тех случаях, когда она влияет на экономические решения пользователей путем предо­ставления помощи в оценке прошлых, нынешних или бу­дущих событий либо помогает им подтвердить или ис­править их предыдущие оценки;

надежность. Информация не должна содержать суще­ственных ошибок, должна объективно отражать факты хозяйственной деятельности, к которым она фактически или предположительно относится; факты хозяйственной деятельности должны отражаться в бухгалтерском учете
исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования; информация должна быть нейтральной, т.е. свободной от односторонности (информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки заинтересованных пользо­вателей с целью достижения предопределенных резуль­татов и последствий);

осмотрительность в суждениях, оценках в условиях неопре­деленности. Осмотрительность — это соблюдение при формировании суждения определенной осторожности, необходимой при оценке в условиях неуверенности, что­ бы активы или доход не были завышены, а обязательства
или расходы — занижены;

сравнимость за разные периоды времени и в разных организациях;

своевременность информации (по принципу — хороша лож­ка к обеду). При этом польза от полученной информации должна быть сопоставима с затратами на ее подготовку.

Состав информации, формируемой в бухгалтерском учете, зависит от цели ее использования.

Для характеристики финансового положения организации и его динамики необходимы данные баланса об имуществе, кре­диторской задолженности, капитале, данные отчета о движе­нии денежных средств и отчета о прибылях и убытках.

Для характеристики финансовых результатов деятельности организации необходимы данные отчета о прибылях и убытках относительно доходов и расходов организации.

В 1998 г. в Российской Федерации была принята Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с между­народными стандартами финансовой отчетности. В ней пре­дусмотрено осуществление системы мероприятий по следую­щим взаимосвязанным направлениям:

• методологическое обеспечение реформы, совершенство­вание нормативной базы бухгалтерского учета и отчетно­сти, в том числе подготовка 24 стандартов бухгалтерско­го учета и отчетности в течение двух лет, Плана счетов
бухгалтерского учета и т.д.;

• реорганизация системы управления бухгалтерским уче­том;

• подготовка и переподготовка кадров, способных вести бухгалтерский учет с учетом международных стандартов.

На сегодня разработаны и используются важные законода­тельные и нормативные акты, а также 20 положений по бух­галтерскому учету (ПБУ).

Основная цель законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете — обеспечить единообразный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций, а также составление и представление сопоставимой и достовер­ной информации об имущественном положении, доходах и расходах организаций, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) устанавливают принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгал­терской отчетности и являются важнейшими документами вто­рого уровня системы нормативного регулирования бухгалтер­ского учета в России, сформулированной ФЗ «О бухгалтерском учете».

Каждое ПБУ посвящено одной теме бухгалтерского учета.

Всю совокупность ПБУ можно сгруппировать в следующие однородные по содержанию группы.

1. Общие вопросы раскрытия информации. Стандарты этой группы устанавливают основы формирования учетной поли­тики и бухгалтерской отчетности, а также раскрытия соответствующей информации:

• «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организации;

• «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, устанавливает со­став, содержание и методические основы формирования
бухгалтерской отчетности;

• «События после отчетной даты» ПБУ 7/98;

• «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 1/2008;

• «Информация о прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02;

• «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ 20/03.

2. Активы и обязательства организации. Стандарты этой группы устанавливают особенности бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности отдельных видов активов и обязательств:

• «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01;

• «Учет основных средств» ПБУ 6/01;

• «Учет нематериаль­ных активов» ПБУ 14/2007;

• «Учет расходов по научно-исследовательским и технологическим работам» ПБУ 17/02;

• «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02;

• «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02.

3. Финансовые результаты организации. Стандарты этой группы устанавливают особенности бухгалтерского учета и от­ражения в бухгалтерской отчетности отдельных видов опера­ций, доходов и расходов:

• «Доходы организа­ции» ПБУ 9/99;

• «Расходы организации» ПБУ 10/99;

• «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000.

Кроме того, подготовлены и внедрены унифицированные формы первичной учетной документации.

Второй этап реформирования предусматривает:

1) систему мер по реализации в 2001—2005 гг. Программы
реформирования бухгалтерского учета, которая включает в себя
решение таких важных вопросов, как:

• совершенствование методологического обеспечения си­стемы бухгалтерского учета;

• обеспечение достоверного и полного раскрытия бухгал­терской отчетности;

• подготовка и повышение квалификации специалистов
бухгалтерского учета;

2) сроки исполнения;

3) исполнителей.

Совершенствованием системы бухгалтерского учета зани­маются:

• Министерство финансов РФ;

• Центральный банк Российской Федерации;

• Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг РФ (ФКЦБ РФ);

• Федеральная таможенная служба России;

Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности не­обходимо осуществлять по следующим основным направле­ниям:

- повышение качества информации, формируемой в бух­галтерском учете и отчетности;

- создание инфраструктуры применения МСФО;

- изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

- усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;

- существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а так­же пользователей бухгалтерской отчетности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: