Методологическое значение для юридической науки трудов Ф.М, Вольтера, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, И. Кант




· Ф.М. Вольтер. Одной из основных идей его сочинений ("Философские письма"(1733), "Философский словарь" (1764 — 1769), "Философия истории" (1765), ставшая введением к "Опыту о нравах и духе народов" (1769)) была идея преобразование государства по теории естественного права, диктуемые разумом, и общественного договора.

В основу своей методологии он кладет резко отрицательное отношение к католической церкви и религии, которые сеют невежество и обман в широких слоях народных масс. Лучшим путем для развития общества и государства он видит путь объединения совместных усилий королей и философов. Власть королей должна быть ограничена естественным правом и законами, которые принимаются на его основе. Необходимость веры в Бога объясняется также поддержанием правопорядка.

Основное влияние на становление и развитие юридического знания оказала предложенная Вольтером концепция «просвещенного монарха». Во власти такого правителя устранить царящую в обществе несправедливость посредством установления равенства всех перед законом, отмены пыток, учреждения свободы слова и вероисповедания, а также неприкосновенность частной собственности, гласность суда и другие основополагающие принципы организации правовой действительности.

К естественному праву и законам он относит: свободу, равенство, разум, интерес, который должен не противоречить интересам других людей. А это лучше всего осуществить в гражданском обществе и государстве, после заключения общественного договора, так как безопасность и свобода лучше всего обеспечивается именно в этом состоянии.

· Шарль Монтескье (1689-1755) продолжает традицию европейской естественно-правовой мысли, обратившись при этом к более обстоятельному изучению области позитивного права, впервые вводя в правоведение собственно социологический метод исследования.

Выступил с критикой теории Томаса Гоббса о «войне всех против всех», как естественном состоянии людей. Монтескье настаивал на том, что человек от природы не агрессивен, а, напротив, боязлив. Его естественным состоянием является стремление к миру. На ранней стадии развития человеческого общества человек опирался на естественные законы — сохранение мира, добывание пищи и др. Среди таких законов особое место, по Монтескье, занимает желание жить в коллективе, в обществе. В дополнение к естественным законам люди во имя общего блага создают «человеческие законы».

Основным произведением Монтескье, важным для государственно-правовой науки, можно считать работу «О духе законов». В ней он высказывает мысль о том, что люди становятся равными благодаря законам: «В природном состоянии люди рождаются равными, но они не могут сохранить этого равенства; общество отнимает его у них, и они вновь становятся равными лишь благодаря законам».

Монтескье был сторонником теории разделения властей при ведущей роли законодательной власти. Изданные ею законы реализуются уже исполнительной и судебной властью. Причем власти должны взаимно сдерживать друг друга. Это способствовало бы и достижению принципа верховенства права.

· Жан Жак Руссо (1712-1778) понимал под естественным правом, прежде всего, право равенства лично свободных индивидов.

Руссо идеализировал естественное состояние, рассматривая его как «прекрасную дикость». Естественный человек, по мнению мыслителя, - это счастливый человек, который живет простыми чувствами и страстями, следуя инстинкту, а не рассудку. Руссо полагал, что конец естественному состоянию общества положила частная собственность, которая породила страх, войну и имущественное расслоение. Руссо был убежден, что права человека в условиях политического и экономического неравенства могут быть защищены только законами. Важнейшим правом человека Руссо считал свободу. Главной целью всей системы законодательства, по Руссо, являются свобода и равенство.

· Иммануила Канта (1724—1804) по праву считают основоположником немецкой классической философии, а также одним из создателей концепции правового государства. Важнейшим признаком государства мыслитель считал верховенство закона. Государство призвано гарантировать устойчивый правопорядок, выстраиваясь на началах общественного договора и народного суверенитета.

По его мнению, мораль должна главенствовать над политикой. Кант считал неотъемлемыми правами человека его естественные права. Единственным первоначальным правом, присущим каждому человеку, мыслитель считал свободу.

Значительным вкладом в совершенствование юридического знания следует признать разработанные кантом теоретико-правовые идеи и принципы учений о правовом государстве и гражданском обществе. Важнейшим признаком государства мыслитель считал верховенство закона. Государство призвано гарантировать устойчивый правопорядок, выстраиваясь на началах общественного договора и народного суверенитета.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: