Английская буржуазная революция, сопровождаемая гражданскими войнами (1642–1649 гг.), дала толчок к возникновению других буржуазных революций XVIII века в странах Западной Европы и Северной Америки.
Подписанный по окончании тридцатилетней войны (24 октября 1648 г.) Вестфальский трактат сформулировал новые конституционно-правовые принципы на международном уровне, ставшие доминирующими почти на два последующих столетия:
• политического равновесия,
• независимости светской власти от власти духовной,
• равенства государств
• предусмотрел применение коллективных санкций против агрессоров
• мирные средства разрешения споров
Таким образом, трактат подготовил переход к качественно новому периоду в развитии конституционного нрава. (можно сказать, что конституционно-правовые принципы, сформулированные на международном уровне, оказали влияние на внутренние право отдельные страны). Созрела общая необходимость в формировании системы государственного устройства и организации системы высших органов государственной власти, с формированием систем сдержек и противовесов.
Система юридических принципов и норм, постепенно сложившихся в период с 1648 по 1917 г. и регулировавших отношения в государстве той исторической эпохи, именуется классическим конституционным правом. Основные черты этого периода следующие:
1) конституция становится главным источником норм конституционного права;
2) происходит демократизация конституционных правовых отношений;
3) зарождается естественное право.
Это время рождает выдающихся просветителей и мыслителей (Н. Макиавелли, Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескьё, Ж.-Ж. Руссо, Т. Джефферсон, Дж. Медисон и др.), разработавших первые фундаментальные учения о государственности и конституционализме, послужившие идейной основой будущего формирования конституционного (государственного) права как целостной отрасли нрава.
Наиболее значимые из выдвинутых ими идей касались:
- народного и государственного суверенитета,
- разделения властей,
- естественных и неотчуждаемых прав человека,
- равенства и свободы граждан,
- парламентаризма,
- ответственного правительства.
Прогрессивные идеи были воплощены в ходе демократических антиабсолютистских революций, освободительной войны в Северной Америке, в период Французской революции 1789–1793 гг. и стали реальностью в первых источниках конституционного права. К ним относятся:
- Петиция о праве 1628 гола и Билль о правах 1689 года в Англии;
- Декларация независимости США 1776 года, автором которой был будущий третий президент США Томас Джефферсон;
- Конституция США 1787 года и американский Билль о правах 1789 года;
- французская Декларация прав человека и гражданина 1789 года; - Конституция Франции 1791 и 1793 годов;
- польская Конституция 1791 года и др.
В этот период на европейском и североамериканском континентах термин "конституционное право" использовался в трех значениях.
1. Сначала им обозначалось субъективное право, т.е. право индивида или коллектива, предоставленное конституцией.
2. Затем термином "конституционное право" стали обозначать группу правовых норм, закрепленных в конституции конкретной страны.
3. Выражение "конституционное право" использовалось также для обозначения науки и дисциплины, объектом исследования которых являлись принципы и правила конституционализма и публичных отношений, урегулированных конституцией.
Дальнейшее развитие конституционного (государственного) права в новое время, т.е. в XIX – начале XX в., отличалось интенсивным процессом конституционного и текущего законотворчества, кодифицировавшего правовые нормы, регулирующие публичные отношения. Вслед за США, Францией и Польшей конституции были приняты в Норвегии (1814 г.), Бельгии (1831 г.), Аргентине (1853 г.), Люксембурге (1868 г.), Швейцарии (1874 г.).
В XIX в. в системах публичной власти наиболее передовых государств окончательно формируется институт местного самоуправления.
Именно Новое время можно считать периодом формирования конституционного права как ведущей отрасли права в правовой системе конкретных государств. В этот период государственное право, с одной стороны, отделяется от других отраслей права, а с другой – преобразовывается в ведущую отрасль, именуемую теперь во многих государствах "конституционное право".
Конституционализм, как мировоззренческая система, и конституция, как правовой документ (проект), в истории России имеют длительную историю, связанную с процессом реформирования политической системы, с поисками оптимальных путей ее модернизации. Конституционализм устанавливает направление действия политического режима, который направлен на защиту и развитие государственного строя и всей правовой системы общества.
Джон Локк – идеи:
1. Государство возникло в результате общественного договора. В его идеальном варианте все люди независимы и равны. Они действуют по главному правилу – не нанеси ущерба здоровью, жизни, собственности и свободе другого человека. Это и есть целью создания государства.
2. Основу государства составляет соглашение, которое заключается определенным числом людей для создания органов судебной, законодательной и исполнительной власти.
3. Все равны перед законом и могут поступать по своему желанию, в том случае если это не запрещается законом.
4. Отстаивал принцип гарантированности свободы совести.
5. Церковь и государство должны существовать отдельно друг от друга.
6. Он предложил государственную власть разделить с целью создания системы взаимодействия между государством и обществом. Ученый выделил 3 вида власти: законодательная, исполнительная, федеративная.
7. Сформулировал идею народного суверенитета: народ имеет право контролировать работу законодательного органа и изменять его структуру и состав.
Томас Джефферсон (имеет отношение к Декларации независимости) – идеи:
1. В Декларации независимости естественные права рассматриваются как приоритетные по отношению к позитивным (государственным) законам, а при возникновении противоречий между ними вопрос разрешается в пользу естественных прав.
2. Выделяет естественные права человека, такие как, например, право личной неприкосновенности; право свободы совести и вероисповедания; право свободы мысли и слова и др.
3. Выступал за сильную местную власть, самоуправление.
4. Был противником рабства, считал, что оно противоречит человеческой природе и естественным правам людей.
5. Подлинной основой республиканского правительства являются равноправие каждого гражданина, равные личные и имущественные права.
6. Выступал за разделение властей, пытался найти баланс ветвей власти, чтобы исключить произвол.