Творческая деятельность Н.А.Левицкого




В мирной жизни творческую деятельность удалось начать не сразу. Николаю Алексеевичу поручили ответственную работу чиновника за границей, назначив уполномоченным «Совэкспортфильма» в Индии, Голландии. Затем предоставили должность директора Ленинградской студии научно-популярных фильмов.

Первые фильмы режиссера Левицкого были о природе «Зеленый шум» и «Лесной музей». В 1977 г. в беседе с киноведом В.А. Кузнецовой, Николай Левицкий рассказал: «Фильмов о природе у меня немного, но природу я очень люблю, всегда страдаю, когда вижу, как люди разрушают, наносят ей непоправимый ущерб.

В свободное время Николай Алексеевич занимался живописью. Стены комнаты Левицкого были сплошь увешены его картинами (акварель и масло). Среди них было больше всего пейзажей: русские березы, строгие сосны Карельского перешейка, цветы в пышном летнем цветении, веселое солнце, и самое родное-пейзажи его малой Родины окрестности д.Никола-Пенье.

Откуда эта наблюдательность и чуткость понимания и умения созерцать и отражать? Родные отмечают: «Николай всегда был на особицу, каждую былиночку заметит и в осенней паутине увидит красоту»4. Для Николая эти рассказы и живопись не хобби, а что-то большое. Это понимаешь, когда смотришь фильмы режиссера. Почти в каждом из них природа играет немаловажную роль. В фильме «Крылом к крылу», вроде бы далеком от природной ностальгии, мы видим сонные речушки, поля с неяркими русскими цветами, какие-то ромашки и метелочки и проникаемся небросским очарованием русской земли. Только режиссер, глубоко понимающий язык природы, мог так точно отобрать и включить в фильм эти кадры2.

Николай Алексеевич создал галерею фильмов, посвященных искусству. Центральное место в творчестве занимают фильмы о революции, о Ленине.

В работе режиссера Левицкого ярко прослеживается исследовательский момент. Главное, что объединяет документальные и научно-популярные фильмы-эта работа с документом, так считал Николай Алексеевич2.

Большой успех имел фильм Левицкого «Крылом к крылу» (Приложение 7) о эскадрильи «Нормандия-Неман».

В своем фильме Николай Левицкий показал французских и советских летчиков эскадрильи «Нормандия-Неман», которые доблестно сражались против фашистской Германии плечом к плечу. На вопрос киноведа В.А. Кузнецовой «Тема фильма о летчиках полка «Нормандия-Неман» несколько неожиданна для вас. Как у вас возник замысел картины?» Левицкий ответил: «Почему же неожиданна, ведь я воевал, хорошо знаю и глубоко ценю воинский труд, знаю, что такое боевое содружество. Я хотел показать характер и судьбы французских летчиков»2.

История полка «Нормандия-Неман» давно привлекала кинематографистов. Во Франции был снят игровой фильм «Нормандия-Неман». (Приложение 8,9) Режиссеров документалистов пугала скудность материалов. После выхода на экран фильма Н.Левикого «Крылом к Крылу» политический обозреватель газеты «Правда» Юрий Жуков написал о фильме «… в настоящее время в чудеса уже никто не верит. И все таки люди, которые делают этот фильм сотворили настоящее чудо. Им удалось 30 лет спустя воскресить интереснейшую страницу истории. Отправной точкой работы над фильмом послужила пачка старых фотографий и несколько обрывков наспех снятой во фронтовых условиях документальной хроники. А дальше начинается трудная, кропотливая работа. Что стоило снять воздушный бой, из отдельных фаз разных боев, снятых разными операторами монтировался воздушный бой. Из рецензии поэта Бориса Слуцкого: «Фильм, половина которого снималась в условиях смертельного риска для снимающих, собран, выстроен, организован так, как будто каждый кадр его предварительно утверждался всеми сценарными инстанциями». Н.А. Левицкий использовал не только старые документальные материалы но и кинопортреты живых людей-французских и советских летчиков и их родных. Левицкий работал в тесном содружестве с ветеранами войны, которые воевали вместе с французскими летчиками. Это г.Захаров, А Голубев, С Агавельян. Вместе с генералом Захаровым выезжали во Францию, встречались с французскими ветеранами и с женами, семьями погибших летчиков. Сбор летчиков состоялся у Эйфелевой башни. Для них была сюрпризом встреча с генералом Захаровым, бывшим командиром 303 авиационной истребительской дивизии, в состав которой входил полк «Нормандия-Неман». «Шутили, что-то говорили, перебивая друг друга, а потом генерал Кюфо взмахнул руками и зазвучала русская фронтовая песня «Бьется в тесной печурке огонь».

Работая над фильмом Н.А.Левицкий все время искал ответ на вопрос «Что заставило французских летчиков идти в огонь войны, умирать на чужой земле?» После размышлений и изучения материалов понял, что это интернационализм, чувство гражданского долга, а главное страстная любовь к своей родине, они понимали, что судьба Франции решалась на полях России.

В ноябре 1942 года французские летчики прибыли в Советский Союз на аэродром около г. Иваново. Через несколько дней начались тренировки. Советская авиатехника для французов была совершенно неизвестной, и поэтому французских механиков решили заменить на русских по обоюдному согласию. Так появилось боевое содружество французских и русских авиаторов. Это боевое содружество скрепленное кровью легло в основу фильма. «Первый воздушный бой дивизии состоялся в апреле 1943 года. Всего за период войны воздушных вылетов было 869, сбито 273 вражеских самолета. Дивизия сражалась в небе под Смоленском, Польшей, Тулой, участвовали в боях за Белоруссию, блокировали Кенисберг. Французы мечтали воевать под Сталинградом. Восхищались мужеству и стойкости сталинградцев. После войны удалось побывать в Сталинграде делегации французских летчиков из полка «Нормандия-Неман» и почтить память защитников города1.

В своем фильме Н.А.Левицкий постарался подтвердить и раскрыть слова генерала Де Голя, произнесенные в Москве на награждении летчиков полка «Нормандия –Неман» «Братство по оружию скрепленное на полях сражения –залог единения и дружбы двух народов».

Единения и дружба царили в полку «Нормандия –Неман». Русские механики делали все, чтобы все возвращались живыми. Иногда совершали невероятное, за одну ночь меняли мотор. «Какой это мастер! Какой это парень!»-восхищались французы мастерству техника-механика. Обучали грамоте, изучали языки, французы-русский, русские-французский.

14 июля в национальный праздник Франции (День независимости) русские приготовили французам роскошный обед и устроили концерт. Французы восхищались русской удалью и мастерством.

Анатолий Голубев сумел победить смерть, выбросился из объятой пламенем машины. Обгоревший, с переломанными конечностями твердо сказал: «Мы еще повоюем!» и через 6 месяцев вернулся в строй. «Мы учились мужеству его»- вспоминал Пьер Пуйяд. История дружбы и гибели француза Мориса де Сейна и советского техника Владимира Белозуба никого не оставила равнодушной. Они крепко дружили и писали о своей дружбе матерям.

Однажды полк получил задание перебазироваться на другой аэродром, ближе к Восточной Пруссии. Морис де Сейн решился зять в свой одноместный истребитель механика Белозуба, чтобы скорее добраться до места. И вдруг в машине де Сейна прорвало бензопровод. Летчика начали слепить проникшие в кабину пары бензина. «Мой командир, течь в бензопроводе»-, сообщает он на аэродром, и немедленно получает приказ майора Дельфино: «Выбрасываться из самолета». «Не могу, со мной механик Белозуб без парашюта»-, отвечает де Сейн. Теперь микрофон в руки берет советский офицер Агавельян. Тревожно и взволнованно звучат его слова: «Говорит Агавельян, говорит Агавельян. Приказ командования. Прыгайте! Прыгайте!» Де Сейн первый раз в жизни не подчинился приказу. Он попробовал вслепую посадить самолет. Не удалось. Оба погибли2.

Во Франии мы встретились с маркизой Луизой де Сейн, матерью героя. В огромной квартире, заставленной старинной мебелью, нас встретила маленькая седая женщина с гордо посаженной головой. Рядом с камином на подставке-две фотографии в простых рамках некрашеного дерева: Володя и Морис, перед ними-живые цветы (Приложение 10)5.

Мадам де Сейн сказала: «Мой сын поступил благородно. Ели смерть, то другой смерти я не пожелала бы ему.» Посмотрев на портреты Мориса и Володи, она добавила: «Оба наши народа должны трудиться ради одной цели братства и взаимопонимания, которые должны их объединить для достижения мира-этого наивысшего блага»2.

Драматизму нашего фильма не мало способствовала музыка композитора Владимира Соколова. По-моему, ему особенно удалась одна трагическая мелодия. Впервые она звучит в предваряющих фильм кадрах-Л.И.Брежнев возлагает венок на могилу неизвестного солдата под Триумфальной аркой. Потом эта мелодия повторяется всякий раз, когда погибает кто-нибудь из французских летчиков. Пожимая руку генералу П.Пуйяду (Приложение 11), Л.И.Брежнев сказал: «Участие вашего полка в боях с гитлеровцами было важным вкладом в борьбу за свободу»5.

Летчики полка «Нормандия-Неман» удостоены высоких правительственных наград СССР и Франции. Звание Герой Советского Союза удостоен Ж.Андре, сбивший 19 фашистских самолетов. (Приложение 12). Полк «Нормандия- Неман» советское правительство наградило Орденом Красного Знамени.

В этом фильме Н. Левицкий показал не только историю полка «Нормандия-Неман» но и проследил дальнейшую послевоенную судьбу отдельных летчиков. Фильм «Крылом к крылу» дань нашего уважения тем, кто внес бесценный вклад в великую Победу2.

В 1882 году Николай Левицкий ушел из жизни. Его творчество высоко оценивалось профессионалами и советской властью, об этом свидетельствует список наград, которых удостоен наш земляк-кинорежиссер. (Приложение 13).

На протяжении всей своей жизни Н.А.Левицкий поддерживал связи со своей малой Родиной, односельчанами, родственниками, земляками. К 200-летию Грязовца Николай Алекссеевич Грязовецкому краеведческому музею подарил 50 своих картин. На протяжении всей жизни семья была опорой и поддержкой в творчестве Левицкого.

После смертижена режиссера Галина Зосимовна передала в музей сценарии, литературу и другие материалы. В 2007 году Грязовец и родные места Николая Алексеевича посетил его внук Алексей Валентинович, а грязовчане по приглашению Левицких неоднократно бывали в гостях в Ленинграде.

 

 

Заключение.

В своем исследовании я показал войну в жизни и творчестве Н.А.Левицкого.

На первом этапе работы изучил биографию Н.А.Левицкого, далее собрал материал о военном периоде жизни его. Важно отметить, что Левицкий добровольцем ушел на фронт и прошел войну до Восточной Пруссии и получил ряд высоких правительственных наград.

Я выяснил, как возник замысел фильма «Крылом к крылу» и самое главное, что хотел показать автор-это пример объединения и сплоченности народов для достижения мира-наивысшего блага для человечества.

 

 

Источники:

2- «Рассказы о творческом пути» Бюро Пропаганды Советского Киноискусства Ленинград 1977.

1-Воспоминания Н.А.Левицкого.

4-Воспоминания сестры Н.А.Левицкого Н.А.Купецкой г.Грязовец

3-Наш земляк Николай Левицкий // Сельская правда //1975 г. 10 сентября

6-Энциклопедия «Выдающиеся вологжане»

-Материалы сайта «История советского кинематографа»

-Официальный портал Правительства Вологодской области

-«Рассказы о творческом пути» Бюро пропаганда советского кинематографа -1977

5-Генеалогический форум ВГД https://forum.vgd.ru/post/2001/81494/p2324065.htm - фильм «Нормандия-Неман» режиссер Н. Левицкий.

 

 

Приложение 1

Николай Алексеевич Левицкий

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

Н.А.Левицкий в годы войны

 

 

Приложение 3

 

За проявленное мужество и героизм на фронте Н.А.Левицкий имеет следующие награды:

Орден Отечественной войны I степени (11.6.1945)

Орден Отечественной войны II степени (2.0.1944; был представлен к ордену Отечественной войны I степени)

Орден Красной Звезды (24.2.1944)

Орден «Знак Почета»

Медаль «За победу над Германией в великой Отечественной войне 1941-1945 гг.)

Медаль «За оборону Ленинграда»

 

 

 

 

Приложение 4

 

Орден Отечественной войны I степени

 

Приложение 5

Орден Отечественной войны II степени

 

 

 

Приложение 6

Орден Красной Звезды

 

 

 

Приложение 7

 

Кадры из фильма Н.А.Левицкого «Крылом к крылу»

 

 

 

 

Приложение 8

 

Кадры из военной драмы «Нормандия – Неман», снятой режиссером Жаном Древилем.

 

 

Приложение 9

 

Кадры из военной драмы «Нормандия – Неман», снятой режиссером Жаном Древилем.

 

 

 

 

Приложение 10

 

Кадры из фильма Н.А.Левицкого «Крылом к крылу»

 

 

 

 

Приложение 11

Майор П.Пуйяд

 

 

Приложений 12

 

Ж.Андре

 

 

Приложение 13

 

Награды земляка-кинорежиссера Н.А.Левицкого

 

 

1.Заслуженный деятель искусства РСФСР (1965)

2.Народный артист РСФСР (1974)

3.Народный артист СССР (1982)

4.Государственная премия РСФСР имени ьратьев Васильевых (1968) –за документальный фильм «Вблизи России» (1963), «Александр Ульянов» (1963), «Кровавое воскресенье» (1967), «Во главе государства Советов» (1967)

5.Ломоносовская паремия (1967)- за фильм «Кровавое воскресенье» (1964)

6.Ломоносовская премия (1973)- «Великий обличитель» (1971)

6. Почетная грамота Президиума ВС РСФСР

7. Орден Октябрьской революции

 

 

Могила Н.А.Левицкого на Серафимовском кладбище в Петербурге

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: