Связь спортивного отбора с этапами многолетней подготовки




Спортивный отбор Этап многолетней подготовки
Этап Задача
Первичный Установление целесообразного спортивного совершенствования в данном виде спорта Этап начальной подготовки
Предварительный Выявление способностей к эффективному спортивному совершенствованию Этап предварительной базовой подготовки
Промежуточный Выявление способностей к достижению высоких спортивных результатов, перенесению высоких тренировочных и соревновательных нагрузок Этап специализированной базовой подготовки
Основной Установление способностей к достижению результатов международного класса Этап максимальной реализации индивидуальных возможностей
Заключительный Выявление способностей к сохранению достигнутых результатов и их повышению. Определение целесообразности продолжения спортивной карьеры. Сохранение высшего спортивного мастерства. Постепенного снижения достижений.

В процессе отбора и ориентации используются разнообразнейшие исследования, которые позволяют получить достаточно полную информацию о спортсмене:

• состояние здоровья и уровень физического развития;

• особенности биологического созревания;

• свойства нервной системы;

• функциональные возможности и перспективы совершенствования важнейших систем организма спортсмена;

• уровень развития двигательных качеств и перспективы их совершенствования;

• способности к освоению спортивной техники и тактики;

• способности к перенесению тренировочных и соревновательных нагрузок, интенсивному протеканию восстановительных процессов;

• мотивация, трудолюбие, настойчивость, решительность, мобилизационная готовность;

• соревновательный опыт, умение приспосабливаться к партнёрам и соперникам, особенностям судейства.

• уровень спортивного мастерства и способность реализовать его в экстремальных условиях соревнований.

Задачи конкретного этапа отбора и ориентации определяют роль и значение информации, полученной по каждому из указанных направлений.

Информация о состоянии здоровья одинаково важна для каждого из пяти этапов.

Данные о телосложении, особенностях нервной системы, возможностях и перспективах совершенствования важнейших функциональных систем организма особенно необходимы на первом и втором этапах.

Уровень спортивного результата, способность показывать наивысшие результаты в экстремальных условиях, соревновательный опыт, способность приспосабливаться к условиям конкретных соревнований приобретают решающее значение на четвёртом и пятом этапах.

Спортивный отбор начинается в детском возрасте и завершается отбором в сборные команды страны по видам спорта и выявлению способностей к сохранению высших спортивных достижений. Он осуществляется в пять этапов.

2. Влияние процесса формирования скоростных способностей на построение этапов многолетней подготовки спортсменов.

хз..наверное та же хрень,что и из силой.

3. Значение специальной физической подготовки юных спортсменов

для юных,такое же как не для юных)

Специальная физическая подготовка – это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности.

СФП направлена на развитие физических способностей, отвечающих специфике избранного вида спорта. При этом она ориентирована на максимально возможную степень их развития.

Задачи СФП следующие:

развитие физических способностей, необходимых для данного вида спорта;

повышение функциональных возможностей органа и систем, определяющих достижения в избранном виде спорта;

воспитание способностей проявлять имеющийся функциональный потенциал в специфических условиях соревновательной деятельности;

формирование телосложения спортсменов с учетом требований конкретной спортивной дисциплины.

Основными средствами СФП спортсмена являются специально-подготовительные и соревновательные упражнения.

Специально-подготовительные упражнения обязательно имеют сходство с соревновательными по структуре движения или его отдельных фаз, по зоне мощности и т. п. В этой группе упражнений выделяют подводящие упражнения, с помощью которых осваивается одна или несколько фаз соревновательного упражнения, а также развивающие, способствующие воспитанию физических способностей, которые требуются для обеспечения высокого результата в избранном виде спорта.

К соревновательным упражнениям относятся собственно соревнования, т. е. упражнения, по качеству выполнения которых в ходе состязаний определяется спортивный результат, а также такие соревновательные упражнения, когда спортсмены соревнуются, выполняя одно или несколько соревновательных двигательных действий, направленных на воспитание именно заданного специального физического качества.

Билет 11

1. Тренировка как составная часть подготовки спортсменов. Основные стороны спортивной тренировки (техническая, тактическая, физическая, психическая).

Спортивная подготовка (тренировка) – это целесообразное использование знаний, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.

Спортивная подготовка включает в себя следующие основные разделы: теоретическая подготовка, техническая подготовка, тактическая подготовка, морально-волевая и психологическая подготовка, физическая подготовка.

Теоретическая подготовка. Теоретическая подготовка заключается в привитии студентам знаний по теории и методике спортивной тренировки в той области, с которыми спортсмен сталкивается каждодневно. Это прежде всего относится к режиму дня и питания, правилам личной гигиены и самоконтролю, в изучении механизмов воздействия на организм человека физических нагрузок, законов жизнедеятельности и развития человеческого организма под воздействием спортивной тренировки, постоянного изучения правил соревнований, особенно в тех видах спорта, где они весьма сложны (баскетбол, гимнастика и др.).

Основной формой теоретической подготовки спортсмена является активное и творческое участие в планировании и организации тренировочного процесса. При разрабатывании плана тренировки тренер должен стремиться к тому, чтобы спортсмен осмысливал и анализировал свои действия, а не был лишь механическим исполнителем воли тренера. Эффективной формой теоретической подготовки являются также специальные теоретические занятия, лекции, семинары, которые особенно целесообразны в период пребывания в спортивных лагерях и на тренировочных сборах.

Техническая подготовка. Техническая подготовка направлена на обучение спортсмена технике системы движений и доведение их до совершенства.

Роль техники в различных видах спорта неодинакова. Выделим четыре группы видов спорта со свойственной им спортивной техникой.

1. Скоростно-силовые виды (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика), в которых техника направлена на то, чтобы спортсмен мог развить наиболее мощные и быстрые усилия в ведущих фазах соревновательного упражнения, например, во время отталкивания в беге или в прыжках в длину и высоту и т.д.

2. Виды спорта, характеризующиеся преимущественным проявлением выносливости (бег на длинные дистанции, лыжные гонки, велоспорт), в которых техника направлена на экономизацию расхода энергетических ресурсов в организме спортсмена.

3. Виды спорта, в основе которых лежит искусство движений (гимнастика, прыжки в воду, акробатика), в которых техника должна обеспечивать спортсмену красоту, выразительность и точность движений.

4. Спортивные игры и единоборства, в которых техника должна обеспечивать высокую результативность, стабильность и вариативность действий спортсмена в постоянно изменяющихся условиях соревновательной борьбы.

Тактическая подготовка. Тактическая подготовка спортсмена зависит от того, насколько он овладеет средствами спортивной тактики (например, техническими приемами, необходимыми для реализации выбранной тактики), ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной). Тактика может быть пассивной, активной и комбинированной (смешанной).

Пассивная тактика – это заранее предусмотренное предоставление инициативы противнику для того, чтобы в нужный момент предпринять активные действия, например, " финишный бросок " из – за спины в беге, лыжных гонках, велосипедном спорте и др.

Активная тактика – это навязывание сопернику действий, выгодных для себя. Например, бег с нерегулярно меняющейся скоростью, так называемый рваный бег, резкие переходы от активного боя в боксе к замедленному. Смена технических приемов и комбинаций в футболе, баскетболе, гандболе.

Комбинированная тактика включает в себя как активные, так и пассивные формы ведения соревновательной борьбы.

Тактика спортсмена в соревнованиях определяется, прежде всего, той задачей, которую ставят перед ним, например, показать максимальный рекордный результат, выиграть соревнования, показать результат, достаточный для выхода в следующий тур соревнований – четвертьфинал. Полуфинал и финал.

Избираемая тактика должна соответствовать физическим возможностям спортсмена. Чем выше и разностороннее физическая подготовленность, тем большими потенциальными возможностями располагает он в области тактики, а односторонняя физическая подготовленность даже при высоком уровне развития того или иного качества неминуемо ведет к тактико-технической ограниченности.

Морально-волевая и психологическая подготовка. Морально-волевая и психологическая подготовка проводится в соответствии с общими принципами нравственного воспитания. Морально-волевая подготовка спортсменов является первой и главнейшей задачей любого тренера. Для того, чтобы добиться высокого уровня развития необходимых в спорте качеств и навыков, спортсмен должен долго, много и настойчиво тренироваться. Это под силу только трудолюбивому, целеустремленному, дисциплинированному человеку. Однако, только высокого уровня подготовленности еще недостаточно для победы. Для того, чтобы побеждать на соревнованиях, нужно уметь бороться за победу, быть собранным, обладать достаточной смелостью и решительностью.

Наиболее характерной чертой, свойственной каждому высококвалифицированному спортсмену, безусловно является исключительная сила воли. Свое высшее выражение воля находит в проявлении так называемых "бойцовских качеств", т.е. способности максимально сконцентрировать все физические и духовные усилия в момент ответственных соревнований, перетерпеть усталость, боль, сломить сопротивление противника и продемонстрировать максимальные возможности необходимые для достижения победы. Отличительным признаком высоких бойцовских качеств как раз и является достижение на соревнованиях более высоких результатов, чем на тренировках.

Волевые качества весьма многообразны. К ним относятся такое чисто специфическое для спортсменов качество, как "умение терпеть", а также упорство, настойчивость в преодолении трудностей, смелость, уверенность в своих силах, решительность, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание.

Каждый человек в зависимости от типа высшей нервной деятельности по-разному переживает периоды высокого нервно-эмоционального напряжения, например, период экзаменов, выполнение ответственного задания на производстве, участие в спортивных соревнованиях и др. Одни, излишне волнуясь, "перегорают", другие впадают в апатию и не могут мобилизовать свои силы и возможности.

В задачи психологической подготовки входит изучение нервной деятельности занимающихся и на этой основе разработка и проведение мероприятий, которые позволят быть к началу спортивных соревнований в состоянии полной "боевой готовности" с высокой степенью психической устойчивости.

В процессе спортивной подготовки и спортивных соревнований в целях формирования психической устойчивости применяются:

внушение со стороны тренера – преподавателя, частые повторения определенных положений убежденным тоном с целью повысить уверенность спортсмена в собственных силах, мобилизовать его волю к показу наивысших спортивных достижений;

регулирование психических состояний самими занимающимися путем применения психотехнических приемов (психотехника – ветвь психологии, изучающая проблемы практической деятельности людей в конкретно – прикладном аспекте), выполнения упражнений на расслабление с глубоким дыханием, проведения успокаивающего массажа и т.п.;

специальные двигательные действия: активная разминка, возбуждающий массаж и др.;

применение аутогенной (саморегулирующей) тренировки с целью самонастроя на определенный результат в процессе тренировочных занятий и спортивных соревнований.

При рациональном управлении процессом спортивной подготовки у занимающихся обеспечивается формирование психофизической устойчивости к различным условиям внешней среды: способность проявлять устойчивость внимания, восприятия, памяти и т.п., их сосредоточение и переключение в условиях дефицита времени, умственного утомления, нервно-эмоционального напряжения, стресса; достигается оптимизация работоспособности, обеспечивается профилактика нервно-эмоционального и психофизического утомления и повышение эффективности учебного труда студентов и в дальнейшем их профессионального труда.

2. Влияние процесса формирования координационных способностей на построение этапов многолетней подготовки спортсменов.

хз..наверное та же хрень,что и со скоростью_)

3. Характеристика этапа предварительной подготовки.

Данный этап начинается с 9-летнего возраста. Его продолжительность— 3 года. Он осуществляется в секциях общеобразовательных школ и в подготовительных группах ДЮСШ.

Основные задачи этапа: всестороннее физическое развитие детей, обучение их различным упражнениям, привитие интереса к спорту, легкой атлетике. Целый ряд исследований показал, что тренировка в младшем школьном возрасте — важный этап в многолетней подготовке спринтеров. Способность детей к успешному освоению двигательных навыков и умений, высокий уровень развития быстроты, гибкости, координационных способностей создают отличные предпосылки для развития физических способностей. При более позднем начале спортивной подготовки эти благоприятные возможности упускаются. Это особенно важно в отношении развития важнейшего для спринтера физического качества — быстроты.

Задачами этого этапа являются укрепление здоровья, разносторонняя физическая подготовка, устранение индивидуальных недостатков физического развития, приобретение большого числа двигательных способностей – основы освоения в будущем спортивной техники. Одна из главенствующих задач, стоящих перед тренером – формирование у занимающихся устойчивого интереса к занятиям спортом и мотивации на достижение наивысших результатов в спорте. Используются самые разнообразные средства из различных видов спорта с включением подвижных игр и эстафет, от творчества и изобретательности тренера зависит интерес у занимающихся спортом и сохранение постоянного состава занимающихся в группах начальной подготовки. От того, насколько интересно тренер будет рассказывать занимающимся о жизни великих спортсменов, будет формироваться мотивационная установка на достижение самых высоких результатов в спорте, желание походить во всем на своих кумиров, подражать им в спорте и в жизни, и в том числе тренеру, который должен быть образцом для спортсменов.

Билет 12

1. Тренировочные и соревновательные нагрузки в спорте.

 

Нагрузкахарактеризует величину запросов, предъявляемых организму выполняемым упражнением – то, насколько они велики и посильны для спортсмена.

По своему характеру, нагрузки, применяемые в спорте, разделяются на соревновательные и тренировочные.

Соревновательная нагрузкаэто интенсивная, часто максимальная нагрузка, связанная с выполнением соревновательной деятельности.

Тренировочная нагрузка является функцией мышечной работы, которая вызывает со стороны организма спортсмена соответствующую функциональную перестройку.

Тренировочная нагрузкаэто факторы, вызывающие адаптационные изменения в организме спортсмена в результате выполнения физических упражнений и дающие тренировочный эффект (развитие, укрепление и сохранение тренированности).

2. Влияние процесса формирования скоростно-силовых способностей на построение этапов многолетней подготовки спортсменов.

традиционно в рот его...

3. Техническая подготовка юных спортсменов на этапе предварительной подготовки.

 

 

Билет 13

1. Формы, средства и методы оздоровительной физической культуры.

«Оздоровительная физическая культура» – производная от обобщенного понятия «физическая культура». Оздоровительная физкультура использует все формы, средства и методы физкультуры, которые обеспечивают укрепление и сохранение здоровья, формируют оптимальный фон для жизнедеятельности человека. Задачей оздоровительной физической культуры является общее оздоровление, повышение сопротивляемости организма вредным воздействиям внешней среды, предупреждение заболеваний и т. д. Занятия оздоровительной физической культурой не ставят себе задачу достижения каких-либо спортивных результатов или лечения болезней (как в ЛФК) и доступны всем практически здоровым людям.

Оздоровительная физическая культура выполняет следующие функции, имеющие непосредственное отношение к проблеме формирования стабильного здоровья:

1. Образовательная функция – использование оздоровительной физической культуры в общей системе образования с целью формирования жизненно-важных двигательных умений и навыков, приобретение специальных знаний в области теории и методики физической культуры, необходимых для ведения здорового образа жизни.

2. Оздоровительная функция – использование средств оздоровительной физической культуры в системе мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья с учетом возраста, профессиональной деятельности, наличия заболеваний или расстройств здоровья и т. п.

3. Воспитательная функция – формирование качеств личности и черт характера, позволяющих сформировать оптимальный психологический климат в обществе, коллективе, семье, а также формирование потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.

4. Рекреативная функция – использование средств оздоровительной физической культуры в обеспечении полноценного отдыха, восстановления физических и психических сил с учетом характера и специфики производственного утомления.

Основы оздоровительной физической культуры

Основной терапевтический метод – это лечебная гимнастика, то есть специально подобранные для лечения физические упражнения. Основное средство – физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, общей физической работоспособности.

Средства лечебной физкультуры

Средствами лечебной физкультуры являются физические упражнения, естественные факторы природы (солнце, воздух, вода) и массаж. Физические упражнения составляют основное звено метода оздоровительной физкультуры, они разнообразны по видам и действию на организм. Под физическими упражнениями понимается организованная форма движения, которые подразделяются на:

1. Гимнастические, систематизация которых рассматривают исходя из четырех признаков:

- активности выполнения;

- характера упражнений (подготовительные, корригирующие, на равновесие, координацию, дыхательные и др.);

- использования предметов и снарядов.

2. Спортивно-прикладные циклические (ходьба, бросание и ловля мячей, плавание, гребля, катание на лыжах).

3. Игровые – игры малоподвижные, подвижные, спортивные, городки, настольный теннис, бадминтон, волейбол, элементы баскетбола.

4. Трудовые – работа на воздухе.

Естественные факторы природы:

- облучение солнцем (выполнение упражнений и с целью закаливания);

- воздух, воздушные ванны;

- вода – обтирания, обливания, купания.

2. Влияние процесса развития аэробной выносливости на построение этапов многолетней подготовки спортсменов

лалалла лалалал

3. Физическая подготовка юных спортсменов на этапе предварительной подготовки.

На этапе предварительной подготовки применяются преимущественно тренировочные нагрузки, способствующие разностороннему воздействию на организм юного спортсмена.

Охватывает младший школьный возраст и переходит в следующий этап с началом спортивной специализации.

Задачи:

1) освоение занимающимися доступных знаний в области физической культуры и спорта;

2) формирование необходимого основного фонда двигательных умений и навыков из отдельных видов спорта, закрепление и совершенствование их;

3) содействие гармоничному формированию растущего организма, укреплению здоровья, всестороннему воспитанию физических качеств, преимущественно скоростных, скоростносиловых способностей, общей выносливости;

4) формирование стойкого интереса к занятиям спорта (вообще);

5) отбор перспективных детей для дальнейших занятий в избранном виде спорта.

Подготовка детей характеризуется разнообразием средств (ОРУ, подвижные игры и игровые упражнения), методов (игровой, повторный, круговой, соревновательный) и организационных форм, широким использованием элементов различных видов спорта, подвижных и спортивных игр. Игровой метод помогает эмоционально и непринужденно выполнять упражнения, поддерживать интерес у детей при повторении учебных заданий. На этом этапе не должны проводиться тренировочные занятия с большими физическими и психическими нагрузками, предполагающими применение однообразного, монотонного учебного материала.

Билет 14

1. Характеристика физкультурно-оздоровительных методик и систем.

1. Аэробика - система упражнений в циклических видах спорта, связанных с проявлением аэробных возможностей (ходьба, бег, плавание и т. п.), направленная на повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Слово аэробика (от греческого аэро - воздух, биос - жизнь) стало известно миру в 1968 году, когда американский физиолог, профессор Кеннет Купер опубликовал книгу "Аэробика".

К основным физическим упражнениям, обладающим аэробным оздоровительным потенциалом относятся: ходьба, бег, плавание, велоезда, бег на лыжах и т. п. Он назвал свою систему занятий физическими упражнениями аэробикой, так как при выполнении упражнений в организме происходят аэробные процессы, при которых в нег поступает большое количество кислорода. Основное требование при выполнении аэробных упражнений заключается в том, чтобы пульс в течение всей физической нагрузки достигал 130 уд/мин. и по возможности был близок к оптимальному.

При занятиях аэробикой выделяют три основные фазы: разминку, аэробную фазу и заминку. Разминка направлена подготовку организма на выполнение работы в основной части занятия, увеличение темпа сердечных сокращений и увеличение вентиляции лёгких.

Аэробная фаза является главной для достижения оздоровительного эффекта. В этой фазе, занимаясь основными видами аэробики (циклическими упражнениями), нужного оздоровительного эффекта достигают при занятиях продолжительностью не менее 30 минут, 3 - 4 раза в неделю.

Заминка занимает 5 - 10 минут. В течение этого времени следует продолжать двигаться, но в низком темпе, чтобы постепенно уменьшить ЧСС, затем выполняются упражнения на растягивание и расслабление мышц.

Аквааэробика (водная). Уметь плавать не обязательно. Занятия аквааэробикой помогают избавиться от лишнего веса, обрести гладкую кожу и крепкий позвоночник. Аквааэробика создана для тех, кто не выносит монотонности и не любит потеть.

2. Ритмическая аэробика - это разновидность гимнастики оздоровительной направленности, основным содержанием которой являются общеразвивающие упражнения и танцевальные элементы, выполняемые под эмоционально-ритмическую музыку, преимущественно поточным методом (почти без остановки).

Комплекс ритмической гимнастики состоит из подготовительной, основной и заключительной частей, длительность которых составляет приблизительно 20, 70 и 10 процентов от суммарного времени занятия. ЧСС при выполнении упражнений 110 - 130 уд/мин., для молодых 130 - 150 уд/мин., 2 - 3 раза в неделю по 30 - 45 минут.

Разновидность ритмической аэробики - танцевальная аэробика - хорошая возможность научиться танцевать самбу, хип-хоп, латиноамериканские танцы. Быстрые ритмичные движения помогают похудеть, укрепить сердечно-сосудистую систему, улучшают осанку.

3. Шейпннг (от англ. - придавать форму) - это система физических упражнений (преимущественно силовых) в основном для женщин, направленная на коррекцию фигуры и улучшения функционального состояния организма. Шейпинг сочетает аэробику с атлетической гимнастикой.

До начала занятий все занимающиеся проходят тестирование с помощью современной электронной аппаратуры для выявления своего состояния (физическое развитие, уровень функциональных возможностей организма, тип нервной системы, недостатки фигуры и др.). На основе анализа исходных данных занимающиеся (с помощью компьютеров) получают индивидуальную программу занятий.

Занятия начинаются с аэробной части, то есть с ритмической гимнастики, которая решает задачи разминки для второй части. После этого занимающиеся переходят к тренажёрам или к выполнению упражнений с гантелями, резиновыми амортизаторами, упражнению ритмической гимнастики в партере. По мере роста тренированности проводится текущее тестирование на проверку произошедших сдвигов в организме и необходимость корректировки программы воздействий.

4. Калланетика - это программа из 30 упражнений для женщин, выполняемых в основном в изометрическом режиме и вызывающих активность глубоко расположенных мышечных групп. Автор этой программы - американка Каллане Пикней. Она предложила выполнять упражнения в тишине, без музыки, которая по её мнению отвлекает от занятий и не даёт сосредоточиться на влиянии движений. Этим калланетика напоминает йогу. Рекомендуется во время занятий смотреть на себя в зеркало.

Программа предусматривает выполнение физических упражнений в течение 1-го часа два раза в неделю. Комплекс упражнений состоит из четырёх частей:

1) разминка (6 упражнений);

2) красивый живот (4 упражнения); стройные ноги (4 упражнения); ягодицы и бедра (5 упражнений);

3) растягивание мышц (6 упражнений);

4) "Танец живота" (3 упражнения); укрепление ног (2 упражнения).

Позднее, когда занимающиеся обретут стройную фигуру, занятия проводятся ежедневно по 15 минут. При выполнении упражнений избегают резких движений, чрезмерного напряжения, используются в основном изгибы, наклоны, прогибы, поднимание ног и туловища в положении лёжа, полушпагаты, качания с акцентом на растягивание мышц.

5. Дыхательная гимнастика - это специальные упражнения для развития дыхательной мускулатуры. Существует много систем дыхательной гимнастики. Это дыхательные упражнения йогов, созданные много веков назад, система дыхания по Бутейко К. П., пришедшего к парадоксальному выводу, что, чем меньше глубина дыхания, тем здоровее человек.

5.1. Полное дыхание (по системе йоги) - оказывает разнообразное воздействие: увеличивается жизненная ёмкость лёгких, улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы, нормализуется кровяное давление, улучшается настроение.

За основу правильного дыхания берётся полное дыхание йогов. Делается оно так. Стоя или сидя прямо, сделать выдох до конца, а затем усилием диафрагмы, направленным вниз, выдвинуть живот вперёд, насколько получится. Потом, не опуская живота, вдыхая воздух, раздвинуть средние рёбра. Затем расширить верхние рёбра вплоть до ключичных (поднимая ключицы кверху). Теперь лёгкие наполнены воздухом хорошо. Но чтобы он попал в самые окраинные лёгочные клетки надо, задержав (на конце вдоха) дыхание, медленно втянуть живот насколько это возможно. Затем паза на несколько секунд - и, не опуская диафрагмы, сделать медленный выдох. Нужно сосредоточить внимание на каждом акте дыхания. На вдохе представить, как жизненные силы из воздуха устремляются в лёгкие; на паузе после вдоха - как они распространяются по всему организму, и каждая его клеточка и орган получают заряд энергии и бодрости. На выдохе представить, как из организма с потоком воздуха выходят все "шлаки" и недуги.

НА начальном этапе рекомендуется дышать так: вдох - 8 секунд, задержка дыхания - 4 секунды, выдох - 8 с., задержка - 4 с. Для здорового человека достаточно 10 - 15 минутного полного дыхания в день.

5.2. Очищающее дыхание. Сделав медленно полный вдох, ненадолго задержать воздух и потом короткими и сильными толчками выдыхать его через губы, сложенные трубочкой, не надувая щек. Сила толчков выдыхаемого воздуха должна быть затухающей. Каждая последующая порция выдыхаемого воздуха должна быть меньше предыдущей. Это дыхание выветривает задержавшийся в лёгких остаточный воздух, углекислый газ. Оно эффективно при утомлении. Упражнения на дыхание можно включать в подготовительную и заключительные части занятий физическими упражнениями.

ШЕЙПИНГ)))))

2. Влияние процесса развития анаэробной выносливости на построение этапов многолетней подготовки спортсменов.

ппц

3. Характеристика этапа начальной специализации.

Этап начальной спортивной специализации. Основными задачами на этом этапе являются обеспечение всесторонней физической подготовленности занимающихся, дальнейшее овладение ими рациональной спортивной техникой, создание благоприятных предпосылок для достижения наивысших результатов в возрасте, оптимальном для каждого вида спорта.

Специализация имеет «многоборный», отнюдь не узконаправленный характер. Наряду с овладением основами техники избранного вида спорта и других физических упражнений особое внимание уделяется развитию тех физических качеств и формированию двигательных навыков, которые имеют важное значение для успешной специализации в избранном виде спорта.

Разносторонняя подготовка при относительно небольшом объеме специальных упражнений более перспективна для последующего спортивного совершенствования, чем узкоспециализированная тренировка.

Преобладающей тенденцией динамики нагрузок в годы начальной специализации должно быть увеличение объема при незначительном приросте общей интенсивности тренировки. Хотя интенсивность упражнений тоже возрастает, степень ее увеличения нужно нормировать в более узких пределах, чем прирост общего объема. Особая тщательность в соблюдении меры напряженности нагрузок требуется во время интенсивного роста и созревания организма, когда резко активизируются естественные пластические, энергетические и регуляторные процессы, что само по себе является для организма своего рода нагрузкой.

Большие циклы тренировки характеризуются расширенным подготовительным периодом. Соревновательный период представлен как бы в свернутом виде.

Билет 15

1. Методы научного исследования в спорте (анализ литературных источников, педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, тестирование).

Под методами научных исследований понимают пути и способы, с помощью которых наука добывает новые научные факты, систематизирует их и на этой основе создает научные теории и направления.

В теории и методике физического воспитания и спортивной тренировки (ТМФВ и СТ) применяются педагогические, медико-биологические, психологические и биомеханические методы исследования.

К педагогическим методам исследований относятся:

а) анализ и обобщение литературных источников и документальных материалов;

б) педагогические наблюдения, педагогический эксперимент.

Анализ литературы и документальных материалов чаще всего применяется на самых ранних стадиях научной работы, когда идет выбор темы исследований и поиск наиболее эффективных способов ее раскрытия. Изучая предшествующий опыт развития научной мысли, который фиксируется в письменных материалах, исследователь находит ответы на интересующие его вопросы и решает проблему выбора предмета и объекта своих исследований.

Объектом изучения при использовании данного метода может быть теоретическая и методическая литература как по теории и методике физического воспитания и спортивной тренировки, так и смежным дисциплинам (физиологии, биохимии, спортивной медицины, психологии, биомеханике); описание опыта учебно-тренировочной работы; результаты педагогических наблюдений, опроса, бесед; протоколы соревнований, дневники спортсменов и тренеров; планы и программы учебно-тренировочных занятий; постановления правительства и спортивных организаций; кинопленки и магнитные ленты с записями определенной информации.

Педагогические наблюдения, как метод научного исследования, есть планомерное воспроизведение изучаемых объектов, осуществляемое непосредственно органами чувств или посредством специальных приборов. Наблюдения служат одним из главных методов добывания фактического материала – основы для анализа качества учебно-тренировочного процесса и обобщение опыта работы.

Педагогические наблюдения представляют собой планомерный анализ и оценку индивидуального метода организации учебно-тренировочного процесса без вмешательства исследователя в ход этого процесса.

Подготовка и практическое применение метода наблюдения складывается из следующих моментов: а) определение объекта наблюдений и подбор средств; способов для измерения и фиксации; б) разработка плана наблюдений; в) его выполнение.

Объектами педагогических наблюдений могут быть лишь те стороны процесса подготовки спортсменов, которые можно фиксировать, не нарушая его структуры и содержания. К объектам педагогического наблюдения можно отнести: а) задачи обучения и воспитания; б) средства. Их место в занятии (например, специальные средства прыгуна в длину); в) методы обучения и тренировки; г) поведение занимающихся и преподавателя-тренера; д) характер и величину тренировочной нагрузки; е) элементы техники выполнения движений; ж) тактические действия; з) величины пространственных перемещений (длина шага, цикла).

Перед тем, как проводить педагогические наблюдения необходимо: а) определить задачи наблюдения; б) наметить объекты наблюдения, т.е. стороны педагогического процесса, которые будут изучаться; в) определить способ проведения наблюдений; г) поободрать приемы фиксации данных; д) установить методы анализа собранного материала.

Ценность наблюдений зависит от того, насколько точно воспринимаются и записываются наблюдаемые факты. Поэтому исследователю необходимо заботиться т том, чтобы своевременно и детально фиксировать данные своих наблюдений. Вот для этого применяется протоколирование, видеосъемка и звукозапись.

По степени осведомленности занимающихся и преподавателей о том, что за ними осуществляется наблюдение, выделяются открытые и закрытые наблюдения. Скрытое наблюдение осуществляется без ведома занимающ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: