ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА




ВВЕДЕНИЕ

Любовь, сострадание, доброта, милосердие, честность, дружба, справедливость…Простые нравственные человеческие качества. Они затрагивают душу взрослого и ребенка. Мы взрослые видим как меняется мир. Обострение нравственной ситуации в мире все отчетливее приводит к пониманию того, что кризис социально-нравственных ценностей – это во многом кризис мировоззрения и сознания человечества. Существует всеобщая обеспокоенность нравственной ситуацией: дети, брошенные родителями, отсутствие чувства долга, совести, милосердия.

Бог создал людей добрыми, хорошими. Тогда почему мы делаем плохие поступки, почему не совершаем добрых дел, почему ругаемся и злимся, становимся жадными и завистливыми, несправедливыми.

Закладывание социально-нравственных основ должно начинаться с детства. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования нравственной личности. Еще в старину люди говорили: «Воспитывать ребенка надо когда он лежит поперек кровати, а не в длину».

А. Сухомлинский говорил: «Если дать волю всему, что зеленеет, плодовое дерево одичает, обильная поросль «волчков» забьет плодоносные ветки».

На вопрос «как делать?» помог ответить Л.Н. Толстой: «Доброе дело совершается всегда с усилием, но когда усилие повторено несколько раз, тоже дело становится привычкой».

Конечно, одни наши беседы, занятия, игры не могут полностью изменить детское мировоззрение. Цель педагога – помочь ребенку задуматься о доброте и милосердии, дать толчок к самостоятельной, осознанной деятельности.

Нравственные ценности пронизывают собой всю духовную культуру общества. Нравственность по своей природе имеет социально-нормативный характер. Нравственная норма определяет общественно необходимые типичные варианты нравственного поведения. Нравственная норма – это такое средство, которое дает ориентацию человеческой личности, указывает, какие поступки являются допустимыми и предпочтительными и какие следует избегать.

Нравственная личность не может быть сформирована самостоятельно. Для ребенка в качестве носителя социально-нравственных норм выступает взрослый и общество в целом. Формирование самосознания дошкольника происходит в результате взаимодействия с окружающими людьми. Семья и дошкольное учреждение – основные институты социализации детей дошкольного возраста.

Большинство педагогов, в частности И.А. Сикорский, В.А. Сухомлинский, В.П. Вахтерев определяют роль взрослого в нравственном воспитания детей. В.А. Сухомлинский утверждал, что «без идеала нет стержня человеческой личности». Методом нравственного воспитания в период раннего детства И.А. Сикорский считал подражание. Ввиду того, что данный феномен присущ именно детскому возрасту, взрослые обязаны окружить ребенка положительными примерами собственного поведения.

В.П. Вахтерев отмечал, что независимо от личного желания взрослый человек оказывает воспитательное воздействие на ребенка всем своим поведением, свои образом жизни, каждым своим поступком. Следовательно, для того, чтобы воспитать нравственную личность, близкий человек должен быть сам высоко нравственным.

И.А. Сикорский справедливо указывал на незаменимое воспитательное воздействие семьи на детей, т.к. важность семьи в деле воспитания вытекает из ее способности семейного воспитания, семейного воздействия, а также патогенное родительское поведение формируют дефицит условий развития личности. В данном случае дошкольное учреждение, и, наоборот, поддерживать нравственные основы, заложенные социально-здоровой семьей, создавать оптимальные условия для развития личности.

Объектом исследования является нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования: педагогические условия воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Цель: определить гуманные чувства у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. определить содержание, методы, и средства воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста;

2. выявить педагогические условия воспитания гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста;

3. рассмотреть психологические особенности детей старшего дошкольного возраста;

4. разработать методику воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста и оценить ее результативность

Методы: анализ литературы по проблемам исследования, беседа, анкетирование.

 


 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫВОСПИТАНИЯ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Содержание, методы и средства воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста

 

На всех этапах развития педагогической науки под разным углом зрения и с разной глубиной обсуждались цели, содержание, методы нравственного воспитания. По-разному интерпретировался и сам термин «воспитание нравственных чувств», иногда подменяемый понятиями «моральное воспитание», «духовное воспитание». Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования у ребенка различных чувств, в том числе гуманных.

Гуманные чувства - это эмоциональное отношение человека, направленное на других людей, животных, природу, выражающееся в сочувствии, сопереживании, жалости, сострадании, милосердии и т.д. О сформированности у человека гуманных чувств можно судить по его доброте, отзывчивости, стремлению прийти на помощь другому человеку, способности чем-то пожертвовать ради другого.

«Гуманизм» как ключевое философское понятие обозначает «человечность» (humanitas- «человечность»). Оно может употребляться в следующих смысловых значениях: обозначение нравственных качеств личности - человечности, доброты, уважения; выражение особого отношения к человеку как высшей ценности жизни.

Гуманность - это уважение к людям, забота об их благе, сострадание, доброжелательность, милосердие. Гуманность проявляется в сопереживании человеку, попавшему в беду, готовности прийти ему на помощь, во всех жизненных ситуациях творить добро, противостоять злу.[2, с. 43]

Задача воспитания у детей гуманных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Важно, чтобы взрослые выражали одобрение по поводу хорошего поведения ребенка, его доброжелательного отношения к сверстнику, поощряли дружные совместные игры, стремление выручить товарища, оказать помощь; важно, чтобы они искренне разделяли радость малыша при удачном завершении трудного для него дела, поощряли робкого ребенка, который боится неудач.

Содержание нравственного воспитания дошкольников включает следующие смысловые блоки:

-воспитание гуманности как качества личности;

- воспитание коллективизма;

- формирование начал гражданственности и патриотизма.

Воспитание гуманности представляет собой формирование такого нравственного качества, которое подразумевает сочувствие, сопереживание, отзывчивость, эмпатию.

Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, природе, к самому себе. Исследования показывают, что подобное отношение может складываться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе этого процесса лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.

Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего детства. При систематической работе, направленной на воспитание гуманного отношения дошкольников к окружающим людям и природе, у детей формируется гуманизм как нравственное качество. Иначе говоря, гуманизм входит в структуру личности как качественная ее характеристика.

Следует подчеркнуть, что воспитание гуманных чувств и отношений - процесс сложный и противоречивый. Умения сочувствовать, сопереживать, радоваться, не завидовать, делать добро искренне и охотно в дошкольном возрасте лишь закладываются.

Воспитание коллективизма как нравственного качества дошкольника основано на формировании положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений.

Главная и единственная функция детского коллектива - воспитывающая: дети включаются в деятельность, которая по своим целям, содержанию и формам организации направлена на формирование личности каждого из них.

Для воспитания коллективных взаимоотношений появление такого феномена, как дружба, имеет смыслообразующее значение. Дружба как наиболее близкая связь между детьми ускоряет процесс действенного осознания социальных взаимоотношений. Взаимопомощь и отзывчивость являются значимыми характеристиками коллективных взаимоотношений.

В группах детей дошкольного возраста существует коллективное мнение. Оно не только проявляется в виде одинаковых представлений о нормах взаимоотношений, но и может активно использоваться как личностно значимый фактор воздействия на каждого члена коллектива и как основа коллективных взаимоотношений.

Детские взаимоотношения регулируются нравственными правилами и нормами. Знание правил поведения и взаимоотношений облегчает ребенку процесс вхождения в мир себе подобных, в мир людей.

Воспитание начал патриотизма и гражданственности - одна из важнейших составляющих нравственного воспитания дошкольников.[3, с. 118]

Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется при использовании определенных методов и средств: художественные средства, природа, собственная деятельность детей, общение, окружающая обстановка.

Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

Средствомнравственного воспитания дошкольников является природа. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения ребенка.

Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.

Особое место в этой группе средств отводится общению. Оно, как средство нравственного воспитания, лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений6.

Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок, атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью.

Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственною воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста воспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития, этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать нравственное качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).

Методы воспитания - это пути, способы достижения заданной цели воспитания, это способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка.

Методы нравственного воспитания дошкольников применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей.

Воспитание детей требует комплекса различных методов. В дошкольной педагогике принята такая классификация методов нравственного воспитания детей:

1. Методы формирования навыков и привычек поведения.

Методы формирования навыков и привычек поведения. Эта группа методов обеспечивает накопление у детей практического опыта общественного поведения. Сюда относится метод приучения ребенка к положительным формам общественного поведения (здороваться и прощаться, благодарить эта услугу, вежливо отвечать на вопросы, бережно относиться к вещам и т. п.). К этому они приучаются с помощью Упражнений, предполагающих включение детей в разнообразную практическую деятельность, в общение со сверстниками и взрослыми (в естественных и специально создаваемых ситуациях).

Метод поручения дает наибольший аффект, если он сочетается с примером взрослых или других детей. При этом у ребенка должно возникнуть желание быть похожим, подражать. Если пример получил отражение в деятельности ребенка, можно говорить о его значения и активном влиянии на личность ребенка.

Большое значение имеет метод целенаправленного наблюдения, организованного педагогом (например, младшие дети наблюдают дружные игры старших дошкольников). Это не просто пассивный метод, он питает детский опыт, исподволь формирует отношение к явлению и положительно влияет на поведение. Можно использовать показ действия. Этот метод эффективен в воспитании навыков культурного поведения у детей.

Очень важен метод организации воспитателем деятельности, носящей общественно полезный характер (например, коллективный труд по уборке участка, по посадке кустарников, цветов и др.). Важным методом является детская игра, особенно сюжетно-ролевая. Она дает ребенку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать отношения с другими детьми, выбирать темы, игровые цели и действовать на основе знания норм и правил поведения, имеющихся представлений о явлениях действительности. Игра позволяет взрослому ясно увидеть достижения и недостатки в уровне нравственного развития ребенка, наметить задачи его воспитания.

2. Методы формирования нравственных представлений, суждений, сценок.

Методы формирования нравственных представлений, суждений и оценок включают:

- беседы на этические темы;

- чтение художественной литературы;

- рассказ;

- рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов;

- метод убеждения.

Эти методы широко используются как на занятиях, так и в повседневной жизни детей. При этом воспитатель должен избегать морализирования, усвоения знаний детьми должно протекать на фоне их положительного эмоционального состояния. Формирование у детей правильных оценок поведения и отношений людей способствует превращению моральных представлений в мотивы поведения.

3. Методы коррекции поведения.

Методы коррекции поведения. Если методы первых двух групп относятся к основным методам нравственного воспитания, то методы этой группы – вспомогательные. Это методы поощрения и наказания. В поощрениях и наказаниях чаще всего фиксируется результат нравственной воспитанности ребенка.

Поощрение (воспитателя) может проявляться в разных формах: одобрение, улыбка, кивок головы, подарок, рассказ о положительных поступках ребенка в кругу семьи или перед сверстниками, совместный труд детей и взрослых, поручение ответственного дела, поход в кино, парк и др.

Поощряя, нужно учитывать следующие педагогические требования:

1. Поощрять нужно своевременно и умело.

2. Поощрение предусматривает конкретные определения, например: "добрый", "вежливый" и др. Этими словами подчеркивается нравственный смысл поступков.

3. Поощрение должно быть заслуженным. Поощрять нужно только те поступки, которые требуют физических, умственных, нравственных усилий.

4. В любом поощрении нужно знать меру, не следует захваливать одних и тех же детей.

5. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности.

Наказание нельзя рассматривать как обязательней метод воздействия. Оно может осуществляться в следующих формах: замечание, лишение ласки, временный отказ от бесед и разговора с ребенком, запрет заниматься любимым делом, лишение общения со сверстниками и обещанных удовольствий, предупреждения, что про поступок узнают другие, обсуждение поступка всеми членами семьи или в коллективе сверстников.[3, с. 126]

Требования к использованию наказаний:

1. Прежде чем наказать, нужно выяснить причину непослушания. Наказание должно быть справедливым, за аморальный поступок,

2. Наказание не является обязательным методом воспитания.

3. Наказание требует большого такта, терпения, осторожности.

4. Наказания нужно сочетать с требовательностью. Взрослый должен быть непоколебим в своем решении, иначе ребенок будет надеяться на его отмену.

5. Воспитателю надо предусматривать реакцию детей на наказание, стараться, чтобы они осознали неприемлемость их действий.

6. Наказание базируется на уважении к личности ребенка.

7. Взрослым нужно помнить о мере наказания. Вред частых наказаний очевиден: ребенок начинает обманывать, чтобы избежать наказания или перестает реагировать на него. Частые наказания говорят о беспомощности воспитателя.

Таким образом, дошкольный возраст является чрезвычайно важным в нравственном становлении личности ребенка. Комплексное использование методов и средств нравственного воспитания поможет педагогу успешно решать задачи нравственного воспитания и развития каждого воспитанника.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: