Работу по формированию гуманных чувств у старших дошкольников можно разделить на 3 этапа: первый этап – создание атмосферы доброжелательности, доверия, любви (пожелание, благодарение, приветствие); второй этап – главной целью становится осмысление того или иного нравственного понятия, обогащение социального опыта (чтение, рассказывание, беседы ); третий этап - побуждение ребенка положительным поступкам (через игры, проблемных ситуаций к проявлению таких нравственных качеств как отзывчивость, справедливость, щедрость, терпимость, послушание, честность).
Работа была построена по тематическому принципу, используя биополярность нравственных понятий (добро-зло). Если совершен негативный поступок, возникает вопрос: «А как надо правильно?». Поэтому, обсуждая отрицательный поступок с точки зрения нравственных позиций всегда желательно показать его противоположность.
В старшем дошкольном возрасте можно предложить подумать как сделать доброй Бабу Ягу, или Змея Горыныча (он мог быть истопником, своим жаром нагревал бы трубы на котельной, а Баба Яга могла быть хорошим почтальоном. Было составлено тематическое планирование (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
Дети очень любят игрушки, много их дома и в детском саду, но есть особые игрушки «ожившие игрушки». Полноценное восприятие игрушек как живого существа способствует обогащению жизненного опыта ребенка. Эти игрушки «живя» рядом с ребенком могут помочь родителям и воспитателям. Они помогают детям анализировать свои поступки.
При воспитании нравственных качеств нельзя недооценивать великую силу художественного слова. Были подобраны стихи и рассказы, которые формируют эмоционально - положительное отношение к добрым поступкам, непримиримость к несправедливости (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).
Важно, чтобы переход от чтения художественного произведения к беседе был незаметен, не сбивал вызванный при чтении эмоциональный настрой. Содержащиеся в них ситуации, заключающие нравственный смысл становятся предметом обсуждения в этических беседах. При этом очень важно не ограничиваться осуждением ребенка героя, поступившего в разрез с нравственной нормой, а показать отрицательные последствия тех поступков, о которых не подумал ребенок.
Например, мальчик из рассказа Н. Носова «На горке» засыпает песком горку, чтобы никто не упал, а увидев последствия своих действий (нельзя кататься), сам поправляет их, делает ступеньки.
В работе были использованы пословицы и поговорки (ПРИЛОЖЕНИЕ 6) и прежде всего трудолюбие и дружелюбие.
Особое место по воспитанию гуманных чувств принадлежит этическим беседам. Эти беседы можно посоветовать и родителям и педагогам. Они доверительны и откровенны.
Важным средством формирования нравственных качеств является сюжетно – ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре формируется умение сделать выбор, решить конкретную ситуацию, что в свою очередь способствует формированию нравственных мотивов поведения.
Сюжетно-ролевая игра как совместная деятельность дошкольника оказывает большое внимание на усвоение нравственных норм. На этой основе возникает действенная ориентация ребенка в общественных функциях, возникает иерархия мотивов. В игре происходит преодоление эгоцентризма ребенка, обеспечение смены своей позиции на позицию других людей, необходимое уловие для развития и укрепления основ морального поведения. Сюжетно-ролевая игра предполагает выполнение правил поведения. Продуманные игровые ситуации способствовали проявлению ребенком добрых чувств.
Кроме сюжетно-ролевых игр были использованы дидактические игры (ПРИЛОЖЕНИЕ 7).
В группе есть маленькие традиции:
1. Мы празднуем свои маленькие успехи.
2. День рождение – праздник детей.
3. Одну конфетку разделим на всех.
4. Девочки и именинник всегда идут впереди.
Одним из методов по формированию нравственно-ценностного словаря является работа над созданием нерифмованного стихотворения – синквейна (в переводе с французского «пять строк»). Темы синквейнов можно посвятить человеку, праздникам, природе. Это позволяет детям думать, фантазировать.
Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящая из одного слова (обычно существительное, означающее предмет ли действие, о котором идет речь).
Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
Третья строка обычно состоит из трех глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
Четвертая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
Пятая строка – последняя. Одно слова – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, т.е. это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
Примеры синквейнов:
Дед Мороз
добрый, щедрый,
угощает, поздравляет.
Дед Мороз волшебник.
Праздник
Зима
Холодная, снежная.
Наступает, приносит.
Зимой можно катться на санках.
Снег;
Мама
Любимая, добрая.
Заботиться, покупает, жалеет.
Я очень люблю маму.
Семья.
Синквейн используем в повседневной жизни. Это и поздравления с Днем рождения и задушевные беседы, закрепление нравственных представлений и качеств. Составление синквейнов это очень увлекательное занятие, подготавливает детей к пересказу, уточняет и развивает словарь, способствует развитию детского творчества.
2. собрали мирилки, которые способствуют формированию дружеских отношение и справедливости (ПРИЛОЖЕИЕ 8).
3. разработаны конспекты занятий (ПРИЛОЖЕНИЕ 9).
4. предложены консультации родителям (ПРИЛОЖЕНИЕ 10).