Диагностику проводили по 3-х бальной системе:
1 бал – низкий уровень, ребенок не имеет представления о понятиях;
2 бала – средний уровень;
3 бала – высокий бал.
1 бал – ребенок не имеет представления о понятиях, в оценке или поведении необходима помощь педагога;
2 бал – ребенок определяет не совсем точно, в оценке или поведении начинает пользоваться инициативно;
3 бал – самостоятельно определяет понятие и стремится сделать свой выбор.
I. Щедрость-жадность.
1. Определение понятия детьми;
2. Оцени героя по поступкам;
3. Использование ситуации.
У тебя есть 2 конфеты, а в группе детей много. Как ты поступишь с конфетами:
а) съешь сам;
б) поделишься с лучшим другом;
в) попросишь воспитателя разделить их на всех.
II. Честность-ложь.
1. Определение понятия ребенком.
2. Оцени ситуацию.
3. Наблюдение.
III. Трудолюбие-лень.
1. Определение понятия детьми.
2. Наблюдение: охотно ли дежурят (по столовой, в уголке природы, выполняют поручения взрослых).
3. Беседа по сказке «Рукодельница и ленивица».
VI. Смелость-трусость.
1. Определение понятия.
2. Беседа по художественному представлению.
3. Оцени поступок.
V. Добро-зло
1. Определение понятий детьми.
2. Оцени поступок другого.
3. Поступок, который порадовал, поступок, который огорчил.
VI. Справедливость-несправедливость
1. Определение понятий.
2. Выполнение правил в игре.
3. Оцени поступок.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анкета для родителей
1. Считаете ли Вы нравственное начало важнейшими компонентами личности?
· Да
· Не ставлю на первое место
· Нет
2. Согласны ли Вы с тем, что до школы закладываются основы нравственности и этикета?
· Да
· Не совсем так
· Нет
3. Какие нравственные качества Вы цените в людях? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
|
4. Как Вы считаете, с формированием каких нравственных категорий необходимо начинать воспитание детей?
доброта дружба искренность
любовь честность смелость
уважение справедливость трудолюбие
5. Как Вы определяете послушание
· Нравственное поведение
· Власть родителей
· Бессилие родителей
6. Всегда ли в глазах вашего ребенка Вы поступаете правильно, справедливо?_______________________________________________________
7. Согласны ли Вы с тем, что основы нравственного поведения закладываются в первую очередь в семье?
· Да
· Не совсем
· Нет
8. Есть ли в Вашем родительском багаже методы нравственного воспитания?
· Беседы
· Жизненные ситуации
· Художественная литература
· Обсуждение
9. Испытываете ли Вы желание услышать о совеем ребенке «хорошие манеры», «хорошо воспитан»?
· Да
· Нет
10. Согласны ли Вы, что нравственные качества и представления влияют на поведение ребенка?
· Да
· Не всегда
· Нет
11. Легко ли ребенку сделать нравственный выбор?______________________________________________________________
12. Считаете ли Вы, что вам не хватает опыта и знаний об особенностях эмоционального, нравственного, этического развития ребенка?_________________________________________________________________________________________________________________________________
СПАСИБО
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Результаты анкетирования родителей по вопросам нравственного воспитания детей
1вопрос | да | 93% |
нет | 7% | |
2 вопрос | Да | 91% |
Не совсем | 7% | |
3 вопрос | Честность | 28% |
Доброта | 28% | |
Тактичность | 7% | |
Любовь | 7% | |
Справедливость | 15% | |
несправедливость | 15% | |
4 вопрос | Уважение к старшим | 28% |
Доброта | 35% | |
Дружба | 21% | |
Честность | 7% | |
Справедливость | 7% | |
5 вопрос | Власть родителей | 42% |
Нравственное поведение | 58% | |
6 вопрос | Всегда справедливо | 7% |
Не всегда справедливо | 93% | |
7 вопрос | Да | 100% |
8 вопрос | Жизненные ситуации | 28% |
Беседы | 28% | |
Художественная литература | 16% | |
Обсуждения | 28% | |
9 вопрос | Да | 100% |
10 вопрос | Да | 70% |
Не всегда | - | |
Нет | 30% | |
11 вопрос | Легко | 21% |
нет | 79% | |
12 вопрос | Да | 15% |
нет | 85% |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Тематическое планирование
Тема | Формы работы |
Любовь | 1. Игра упражнение «Ласковое имя» 2. Рассказы про фотографии в семейном альбоме 3. Чтение художественных произведений: «Аленький цветочек», «Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снежная королева» 4. Конкурс «Добрые слова» 5. Инсценировка «Какой хороший вечер», «День Матери» 6. Беседа «Мои бабушка и дедушка» 7. И/у «Объятия» |
Милосердие | 1. Беседы: «Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом», «Люди не похожие на нас» 2. П /и «Слепые котята», «Слепой и поводырь» 3. Игра «Добрые волшебники», «Письмо заболевшему другу» 4. Разыгрывание ситуации «Кто бы помог» |
Добро и зло | 1. Беседа-игра «Магазин необычных покупок» 2. Этюды «Добрый человек», «Злюка» 3. Беседа с мальчиками «Будем с девочками дружить» 4. Чтение сказок: «Цветик-семицветик», «Сказка о добром сердце», «Вовка - добрая душа» 5. Р/и «Пожелания» 6. Беседа «Наши четверонигие друзья» 7. Игра: «Птицы, звери, рыбы», «Садовник», «Посадка и уход за деревцем» 8. Рисование: «Мой дом», «Где живет Мурзик» |
Щедрость и жадность | 1. Пословицы 2. Игра/тест «Две конфетки» 3. Физкультминутка «Жадный пес» 4. Правила для жадин и нежадин в группе 5. И/у «Мое общее» |
Трудолюбие и лень | 1. Беседа: «Терпение и труд все перетрут», «Вот она какая лень» 2. Пословицы 3. Рисование «Дворец Деда Мороза» 4. Тест для друзей «Друзья» 5. Чтение басни «Стрекоза и муравей» 6. Рисование по скзке «Три поросенка» 7. Экскурсия к родителям. Знакомство с профессиями детского сада 8. Чтение сказок: «По щучьему велению», «Золушка» 9. Этюд «Ленивый Егорка» |
Честность и ложь | 1. Пословицы, поговорки 2. Правила для детей 3. Чтение сказки: Братья Гримм «Заяц и еж», Л. Толстой «Лгун», Н. Носов «Леденец», Л. Толстой «Косточка», «Чашка» 4. Рисование «Чудесная чашка» 5. Рисование по сказке «Дюймовочка» 6. Р/и «Небылицы» 7. Т/задание «Мы фантазеры» |
Справедливость и несправедливость | 1. Чтение худ. произведений: «Заюшкина избушка», «Гадкий утенок», В.Осеева «Печенье» 2. Беседы «Легко ли быть справедливым» 3. Д/и «Волшебная палочка», «Коллекция детских считалок» 4. Игра: «Путешествие в страну Справедливости» |
Смелость и трусость | 1. Беседы: «О храбрости и трусости», «Этих дней не смолкнет слава» 2. Экскурсия к Вечному огню 3. Пословицы 4. Чтение Б. Житков «Храбрый утенок» 5. Русская народная сказка «У страха глаза велики» 6. Развлечение в группе «Будут наши мальчикив армии служить» 7. Сказка «Как солдат страх победил» 8. Игра «Обруч храбрости» 9. Ситуация выбора «Ранняя весна» 10. Творческое задание «Школа храбрости» 11. Рисунок «Храбрые путешественники» |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Художественная литература,