Тема 2.5. Психология педагогической деятельности




План изучения темы:

1. Проблема личности учителя в психологии и педагогике.

2. Современные требования к личности учителя.

3. Педагогическое призвание и профессиональные способности учителя. Взгляды педагогов и психологов на педагогическое призвание.

4. Мотивы выбора профессии учителя и педагогическое призвание.

5. Виды педагогических способностей. Их характеристика.

1. Проблема личности учителя в психологии и педагогике.

Проблема личности и деятельности учителя, однажды и уже достаточно давно поставленная в педагогике и психологии, никогда не переставала волновать умы многих выдающихся педагогов и пси­хологов разных эпох и стран. К данной проблеме обращались Я.А. Коменский, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др. В наше время эта проблема не только не потеряла своего значения, а стала ведущей проблемой, решению которой посвящены исследования целой плеяды отечест­венных ученых: педагогов О.А. Абдуллиной, В.И. Загвязинского, В.А.Сластенина, А.И.Щербакова, психологов Ф.К.Гоноболина, Н.В.Кузьминой, Ю.Н.Кулюткина, В.А.Кан-Калика, А.К.Марковой, Р.Х.Шакурова и др.

Чем же можно объяснить эту исключительно возросшую акту­альность проблемы личности и деятельности учителя в современных условиях?

Ответ на этот вопрос можно найти в тех глубоких, сложных и ускоряющихся процессах преобразования и обновления всех сторон жизни человеческого общества, экономики, социальных отношений и культуры, которые проходят во всем мире, в том числе и в России. Эти процессы преобразования общества предъявляют возрастающие принципиально новые требования к образованию и воспитанию моло­дежи. Основной целью общеобразовательной школы должны стать формирование активной и социально адаптивной личности, способ­ной к самореализации, к развитию своих духовных и природных творческих потенций. Естественно, данная цель, превратившаяся в ведущую педагогическую идею современности, предъявляет новые, причем весьма жесткие, требования к личности, профессиональным качествам и деятельности учителей.

 

2. Современные требования к личности учителя.

Основой профессионализма учителя является научно-теоретическая и практическая компетентность. Содержание профессиональной готовности можно отразить в профессиограм-ме, которая отражает инвариантные, идеальные параметры личности и профессиональной деятельности учителя. В настоящее время действуют три основных комплекса, взаимосвязанных и дополняющих друг друга, объединяющих в себе профессиональные требования к учителю:

1) общегражданские качества;

2) качества, которые определяют специфику профессии учителя;

3) специальные знания, умения и навыки по специальности.

В. А. Крутецкий к качествам, определяющим специфику профессии учителя, относит дидактические, академические, коммуникативные способности, педагогическое воображение и способность к распределению внимания.

А. И. Щербаков в числе наиболее важных педагогических способностей определяет дидактические, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные и организаторские. Он считает, что в личностной структуре учителя должны присутствовать общегражданские качества, социально-перцептивные, нравственно-психологические, индивидуально-психологические особенности, практические умения и навыки. К последним он относит:

1) общепедагогические (информационные, мобилизационные, ориентационные, развивающие);

2) общетрудовые (конструктивные, организаторские, исследовательские);

3) коммуникативные (общение с людьми разных возрастов);

4) самообразовательные (обобщение своих знаний и их применение на практике при решении педагогических задач и усвоении новой информации).

Цель педагогического образования заключается в постоянном общем и профессиональном развитии учителя, характеристиками которого являются:

1) высокая гражданская ответственность и социальная активность;

2) хорошее отношение к детям;

3) высокий уровень духовной культуры, коммуникабельность;

4) высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, креативность мышления;

5) склонность к самообразованию и готовность к нему;

6) физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность. Современный учитель должен располагать сведениями о ее возможностях для решения социально-экономических, производственных и культурных задач, должен постоянно обновлять свои знания, быть в курсе последних исследований, открытий, теорий, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки.

Наиболее общим параметром познавательной направленности личности учителя является диалектичность, которая проявляется в умении в каждом явлении выявлять противоречия.

 

3. Педагогическое призвание и профессиональные способности учителя. Взгляды педагогов и психологов на педагогическое призвание.

Педагогическое призвание чаще всего считается склонностью, которая вырастает из осознания личностью своей способности к педагогической деятельности. Замечается субъективный характер переживания призвания, но практически не обнаруживается его взаимосвязь с решением будущим учителем экзистенциальных, смысложизненных задач.

Другое понимание педагогического призвания берет за основу традиции, существующие в философской антропологии, по которой человек, если он хочет полностью реализовать себя в профессии и получить в ней смысл своей жизни, должен прислушаться к своему внутреннему голосу, зову, осознать свое настоящее предназначение. "Иными словами, среди различных образов своего бытия каждый человек находит какой-то один - он-то и составляет его подлинное бытие, - считает X. Ортега-и-Гассет. - И голос, зовущий его к этому подлинному бытию, мы именуем „призвание"". Большинство людей стремятся заглушить в себе этот голос, подменяя свое подлинное бытие ложной жизненной ориентацией. И наоборот, только тот человек реализует себя, только тот живет в истинном смысле, кто живет своим призванием, кто совпадает со своей истинной "самостью".

То есть призвание является задачей в определенном виде деятельности, решению которой учитель посвящает свою жизнь. Данная задача является не локальной, а универсальнаой, осознание которой является следствием постижения человеком основополагающего аспекта смысла собственной жизни, решения смысложизненной задачи.

В.И. Винокуров считает, что призвание обретает человек при неразрывном взаимодействии двух факторов:

1) фундаментальной настроенности человека, его первичной предрасположенности;

2) его постоянной поисковой активности.

Кроме того, при обнаружении своей смысложизнен-ной задачи у человека появляется ощущение, что она уже существовала до ее поиска, что в ней состоит целая программа его жизни. Из-за призвания человек воспринимает себя как единственного, неповторимого, значимого, обретает опыт, состоящий в осознании своей личной ценности, уникальности и вместе с тем своего единства с мирозданием.

Основа педагогического призвания и профессиональной направленности представляет собой систему ценностных отношений учителя к педагогической деятельности и к самому себе, закрепленную в его профессионально-ценностных ориентациях. Достижение высокого уровня профессионализма педагогом в основном является производным от уровня развития профессионально-ценностных ориентаций, которые определяют его потребность в овладении педагогическим мастерством. Как считал В.Д. Шадриков, присутствие у личности общественно и профессионально значимых ценностных ориентаций обеспечивает правильное отношение к делу, побуждает ее к поиску, творчеству и в определенной мере компенсирует малоразвитые умения и навыки; отсутствие же положительной ориентации может являться причиной профессионального краха, потери уже имеющегося мастерства.

Осуществляя прогностическую, проектировочную функцию, профессионально-ценностные ориентации дают возможность педагогу выстроить цели своей деятельности, которые становятся ориентиром в его саморазвитии и самосовершенствовании.

 

4. Мотивы выбора профессии учителя и педагогическое призвание.

Негативные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и его социальное окружение. По данным исследований американских ученых, правильный выбор профессии в 2— 2,5 раза уменьшает текучесть кадров и на 10—15% увеличивает производительность труда. Что означает правильный выбор профессии? Существует одна расхожая истина, основной смысл которой сводится к следующему: человек тогда вполне счастлив, когда с радостью спешит на работу и с такой же радостью торопится домой. Мысль эта, при всей своей кажущейся простоте, банальности, четко определяет два основных направления работы общеобразовательной школы: помочь подрастающему человеку осознанно и удачно выбрать и профессию, и спутника жизни по душе и на «всю оставшуюся жизнь», то есть выработать и реализовать уникальную для данного индивида траекторию счастливой жизни. Ибо человек, работающий не по призванию, в большинстве случаев тяготится своей работой, не достигает оптимального творческого режима своей деятельности, зачастую вымещает свою неудовлетворенность работой на членах семьи, что отнюдь не способствует установлению стабильной и благоприятной обстановки, способствующей, кроме всего прочего, правильному воспитанию детей, формированию у них профессиональной направленности и мотивов следовать профессиональной дорогой родителей.

Что влияет на выбор профессии вообще и педагогической профессии в частности? Что означает правильный выбор профессии? Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие, с одной стороны, подростка с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, а с другой стороны — специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. При правильном выборе профессии индивидуальные особенности выпускника школы в целом совпадают с требованиями профессии. Помочь ученику правильно решить проблему выбора профессии призвана решать система профориентационной работы общеобразовательного учреждения, основные направления которой будут рассмотрены в курсе по педагогике. Здесь же мы ограничимся только проблемой мотива выбора педагогической профессии.

Е.А. Климов указывает следующие восемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор:

1) позиция старших, семьи;

2) позиция сверстников;

3) позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классного руководителя и т.д.);

4) личные профессиональные и жизненные планы;

5) способности и их проявления;

6) притязания на общественное признание;

7) информированность о той или иной профессиональной деятельности;

8) склонности (Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. С. 121—128).

Для того, чтобы лучше ориентироваться в большом многообразии мотивов, их можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние мотивы выбора той или иной профессии:

• её общественная и личная значимость;

• удовлетворение, которое приносит работа благодаря её творческому

характеру;

• возможность общения, руководства другими людьми и т.д.

Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе он трудится с удовольствием, без внешнего давления.

Внешние мотивы:

• заработок;

• стремление к престижу;

• боязнь осуждения и т.д.

Внешние мотивы могут быть разделены на положительные и отрицательные. К положительным мотивам относятся: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение начальства, коллектива, престиж, то есть стимулы, ради которых человек охотно будет работать. К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путём давления, угроз, наказания, критики и других действий негативного характера

Исследования показывают, что наиболее эффективным с точки зрения удовлетворенности трудом и его результатами является преобладание внутренних мотивов в совокупности с положительной внешней мотивацией. В Приложении 2 даны методики, позволяющие выявить ведущий тип мотивов в процессе выбора профессии, тип личности и её профессиональную направленность. Эти факторы важны и для выбора педагогической профессии в качестве профессии, но одним из важнейших факторов, определяющих ее предпочтение, является любовь к детям, склонность помогать им в освоении опыта. Последнее, по словам Н.В. Кузьминой, является наиболее типичным. То есть само содержание педагогической деятельности («возможность учить детей») оказывает большое влияние на выбор педагогической профессии, и случайность этого выбора, по данным исследовании И.О. Кузьминой, не превышает 9%, Наиболее значимыми факторами для выбора педагогической профессии выступают влияния: а) учителя и любимого учебного предмета; б) семьи, семейных традиций; в) предшествующего опыта работы. Существенно также и удовлетворение от педагогической деятельности. По данным Н.В. Кузьминой, «индекс общей удовлетворенности профессией и процессом деятельности у педагогов в целом высок» (Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. С. 28), закономерно повышаясь по мере роста её продуктивности. Однако в последнее время, когда кризисные явления охватили все стороны жизни россиян, в том числе и педагогов, престиж профессий, относящихся к бюджетной сфере, стал резко снижаться из-за неотрегулированности вопросов зарплаты, обеспечения школы необходимым оборудованием, учебной и методической литературой, необеспечения законных льгот по обеспечению жизни и деятельности учителей.

Анкетирование абитуриентов, поступающих в Московский государственный педагогический университет, проведенное группой исследователей под руководством В.А. Сластенина, позволило выявить ряд факторов, влияющих на выбор педагогической профессии, определить их значимость и выстроить ранжированный ряд:

1) интерес к учебному предмету — 27,2%;

2) желание обучать данному предмету — 16,2%;

3) стремление посвятить себя воспитанию детей — 19,2%;

4) осознание педагогических способностей — 6%;

5) желание иметь высшее образование —13%;

6) представление об общественной важности, престиже педагогической профессии — 12,2%;

7) стремление к материальной обеспеченности — 2,2%;

8) так сложились обстоятельства — 4%.

Анализ данных, полученных в ходе этого исследования, позволил В.А. Сластенину сделать вывод о том, что чуть более половины будущих учителей выбирают профессию, руководствуясь мотивами, свидетельствующими о педагогической направленности их личности (склонность к обучению и воспитанию, интерес к детям) (Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие дли студентов педагогических учебных заведений. М.: Школа-Пресс, 1997. С. 56).

Если понимать мотив как предмет потребности, то для студентов педвуза такими предметами могут быть, как указывает В.А. Сластенин, «чистый» познавательный интерес, стремление лучше подготовиться к самостоятельной профессиональной деятельности, чувство долга и ответственности или же стремление посредством учения выделиться среди однокурсников, занять престижное место в коллективе, избежать нареканий со стороны преподавателей и родителей, желание заслужить похвалу, получать повышенную стипендию и т.д. (Там же. С. 57).

Большой интерес представляет работа Г.Н. Пашкевич, исследовавшей проблемы преемственности педагогической ориентации школьников и студентов в современных условиях. Одним из результатов этих исследований было выявление предпосылок реализации внутривузовской педагогической профориентации, под которой понимается «самостоятельный компонент общей системы профессиональной ориентации, хронологически следующий за школьным довузовским ее периодом и представляющим собой углубление профессиональной направленности студентов педагогического вуза». К основным предпосылкам автор отнесла: наличие у студентов довузовского педагогического опыта, мотивы выбора учительской профессии лицами с различным педагогическим стажем, тип выбора профессии, осведомленность об учительском труде, динамика развития профессионализма (Пашкевич Г.Н. Преемственность педагогической ориентации школьников и студентов в современных условиях: 13).¾Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1991, С. 12

Изучение мотивов выбора педагогической профессии и довузовского педагогического опыта позволил условно выделить четыре типа студентов:

1) студенты, имеющие одноплановый мотив выбора профессии учителя (любовь к предмету);

2) студенты, которые не имели мотивов поступления в педагогический институт, то есть поступили без осознанного мотивирования;

3) испытуемые, проявившие яркие способности к организаторской работе;

4) студенты, отличающиеся ярко выраженными сопутствующими довузовскими умениями.

Работа по профессиональной внутривузовской ориентации на учительскую профессию может эффективно осуществляться по ряду направлений, важнейшие среди которых:

1) согласованное и преемственное взаимодействие школы и педвуза по профессиональной ориентации школьников и студентов;

2) выполнение студентами дифференцированных корректировочных программ по внутривузовской профориентации с учетом их типологических особенностей, характеризующихся наличием довузовского опыта педагогической деятельности и мотивов выбора профессии учителя;

3) вовлечение студентов в различные виды профориентационной деятельности в школах с целью корректировки мотива выбора учительской профессии (Там же. С. 18).

Таким образом, подготовка к профессии учителя должна начинаться задолго до того, как человек делает свой профессиональный выбор, и продолжаться уже в процессе его профессиональной подготовки в соответствующем учебном заведении.

 

5. Виды педагогических способностей. Их характеристика.

Наиболее распространенная классификация, разработанная Н.В.Кузьминой, включает следующие педагогические способности: гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские, проектировочные. Мы предлагаем разработку дробной структуры способностей педагога, предложенную М.И.Станкиным.

Экспрессивная способность — умение преподавателя образно и ярко выражать мысли с помощью слова и невербальных средств.

В.А.Сухомлинский указывал, что «множество школьных кон­фликтов, нередко оканчивающихся большой бедой, имеет своим ис­точником неумение учителя говорить с учениками».

Особо следует отметить необходимость данной способности для педагога-тренера. Умение вдохновить спортсмена на победу, внушить необходимость соблюдения тяжелого тренировочного режима, убе­дить в целесообразности тех или иных тренировочных нагрузок.

Так, Юрий Титов, вспоминая о своем первом выступлении на Олимпийских играх, с благодарностью говорит об умелом замечании Александра Семеновича Мишакова: «Тренеры рискнули - поставили в команду молодого гимнаста. Гадали, спорили, выдержит или не вы­держит напряжение неслыханной борьбы. И вдруг после обязатель­ной программы я оказался по сумме многоборья в числе трех лидеров.

Смутное чувство радости будоражило и волновало меня. С не­которым испугом даже думал — неужели такое возможно: быть ря­дом с Виктором Чукариным и лидером японских гимнастов Токаси Оно. То верится, то не верится, как подумаешь о медали, сразу же пугаешься — ведь все может и кончиться, если допущу малейшую ошибку в произвольной программе, на брусьях или на перекладине. И думы, думы, тревоги - где же таится эта возможная ошибка?

И вдруг, как остужающий душ, резкие слова Александра Семе­новича Мишакова: «Ты что раскуражился? Результат хороший, это верно, пока хороший. Но, ты не спеши, не подсчитывай медали, мо­лод еще, здесь все уже разыграно и поделено за тебя и без тебя. Чем­пионов именитых и титулованных здесь хватает. Твои медали в буду­щем. А сейчас ты должен лишь сделать свои комбинации - и не ста­райся сделать что-то лучше, чем на тренировке!».

Я даже не обиделся. Просто вспомнил, что в спорте случайнос­ти бывают, но побеждают все-таки сильнейшие. И мне стало спо­койно. Отлегло от сердца. Действительно, что я гадаю про места? лавное я уже сделал — очки команде принес. В результате всех этих «педагогических ухищрений» тренера я остался третьим».

Гностическая способность. Способность быстро и точно распознавать предметы, явления, анализировать их и успешно оперировать отраженными образами. Умение быстро найти причины отставания Ника, спортсмена, класса, команды и внести коррективы в учебный процесс; умение анализировать и корректировать собственное поведение и учебный процесс в целом.

Гностические (познавательные) способности зависят от уровня развития мышления — способности приобретать, перерабатывать и ис­пользовать информацию, которые необходимы для всех, кто занимает­ся интеллектуальной деятельностью. Однако интеллект нельзя сводить к хорошо развитому мышлению. Это — сложное и многоуровневое об­разование, система психических процессов, обеспечивающая не толь­ко познание окружающего мира, но и принятие решений в различных ситуациях, управление своим поведением. Неслучайно психологи вы­деляют такие виды интеллекта, как общий, обеспечивающий успешность любой деятельности, профессиональный, ориентированный на решение специальных проблем, и социальный, проявляющийся в сфере межлич­ностных отношений. Высокий уровень профессионального интеллек­та педагога возможен лишь при целостном развитии его интеллекта.

Как результат позитивной направленности и открытости мыш­ления воспринимается такое качество личности педагога, как толе­рантность — терпимость по отношению к взглядам, убеждениям, по­ведению студентов и коллег, не соответствующих его собственным.

Дидактическая способность — это способность обучать творчес­ки, развивая мышление спортсменов и школьников, приучая их ра­ботать на занятиях сознательно, инициативно, самостоятельно. Уме­ние преподнести материал так, чтобы он стал доступным для всех обучаемых и был прочно ими освоен. Одним словом, умение пра­вильно, высокоэффективно построить учебно-воспитательный про­цесс относится к данной способности.

Академическая способность — стремление работать творчески.

Кре­ативность — общая способность личности к творчеству, которая оп­ределяется не только уровнем развития творческого мышления, со­здающего нечто новое, оригинальное, но, по мнению К.Роджерса, прежде всего способностью к самосовершенствованию, самоактуа­лизации как проявлению педагогом своей внутренней сущности и индивидуальности.

В наши дни, когда наука, в том числе теория и методика физичес­кого воспитания, развивается невиданными темпами, необходимо вни­мательно следить за новинками литературы, за научными работами по своей и смежным дисциплинам, вести исследовательскую работу.

Выступая на международном конгрессе «Спорт и физическое воспитание» в Мехико, один из специалистов физического воспита­ния Р.Фрост (США) говорил: «Мастер-учитель всегда любопытен и мчится учиться. Он никогда не удовлетворяется достигнутым результатом. Он счастлив получить знания от других, будь то его ученики руководители или коллеги».

Как-то журналисты спросили у И.Абаджиева, блестящего бол­гарского тренера, воспитавшего замечательную плеяду штангистов, чемпионов и рекордсменов Европы и мира: «Какое качество, по-вашему, самое важное для тренера?» Так как он какое-то время не от­вечал, пытались подсказать: «трудолюбие», «целеустремленность», «честолюбие»... Но ответ оказался неожиданным: «Нет, нет, все эти качества результат более важного: постоянного беспокойства. Тре­нер должен постоянно жить мыслью, что он отстает, что он просто погибнет, если не придумает что-то новое, если что-то не откроет. Я замечал, что это беспокойство невидимым путем передается спорт­сменам и заставляет их стремиться к тому, что ранее казалось недо­стижимым».

Все сказанное в полной мере относится к учителю физической культуры, который призван формировать интерес к физической куль­туре и здоровому образу жизни.

Организаторская способность предусматривает методически гра­мотное проведение учебных занятий, умение четко, без потерь вре­мени подготовить и провести любое мероприятие: вечер отдыха, ту­ристический поход, спортивное соревнование и т.п.

Организаторская способность учителя проявляется в умении найти каждому ученику, спортсмену интересное для него дело, со­здать дружескую обстановку в коллективе. Организаторские способ­ности обеспечивают эффективную организацию учебной и внеауди­торной деятельности школьников, управление их взаимодействием в педагогическом процессе. Данные способности проявляются в сле­дующем:

- организаторском чутье; способности учитывать психологичес­кие особенности ученика и группы при построении педагоги­ческого взаимодействия, видеть организаторские возможности школьников;

- способности вести за собой, создавать мотивацию к деятельно­сти, увлекать ее перспективами;

- способности «заражать» и заряжать других своей энергией, ко­торая во многом зависит от эмоционального потенциала пре­подавателя, его увлеченности своей деятельностью.

Способность к концентрации и распределению внимания, т.е. способность на уроках, тренировках и во всех случаях общения со школьниками и спортсменами держать в поле зрения всю учебную группу секцию, класс.

Внимательно наблюдая за воспитанниками, нельзя терять кон­троль за собственной речью, жестами, выражением лица. Страхуя школьников у одного снаряда, необходимо держать в поле зрения всех остальных учащихся. Разговаривая с учащимися, нужно переводить взгляд с одного на другого, подолгу ни на ком не задерживаясь. Стре­миться создать впечатление у каждого школьника, что именно он является объектом внимания.

Перцептивная способность — способность к адекватному восприя­тию, дающая возможность проникнуть во внутренний мир ученика.

Основа перцепции — в аналитическом подходе к поведению обу­чаемого, в готовности педагога фиксировать в сознании значимые детали этого поведения, раскрывающие их внутреннее содержание. Плохое настроение школьника, пропуски им занятий, грубость мо­гут быть следствием неблагополучных отношений с товарищами в коллективе или ненормальной обстановки в семье, отклонений в состоянии здоровья. И понять это, помочь ему добиться успехов в учебе можно только хорошо зная, что ему конкретно мешает серьез­но учиться и правильно себя вести в коллективе.

Способность воспринимать и понимать психологию школьни­ка и спортсмена, его психическое состояние в каждый отдельный момент учебного и тренировочного процесса, способность увидеть, установить по ряду признаков, слушают и понимают ли школьники и спортсмены, наблюдают ли за показом упражнений, работают ли на занятии в полную меру своих сил — все это раскрывает сущность перцептивной способности.

Конструктивная способность обеспечивает прогнозирование, про­ектирование и построение педагогического процесса: постановку целей и задач, разработку планов и проектов их решения, определе­ние условий эффективной организации учебно-воспитательной де­ятельности, определение возможных результатов. В основе способ­ности человека прогнозировать свою деятельность лежит единство мышления и воображения. Преподавателю необходимо развивать в себе педагогическое воображение — способность предвидеть то, ка­ким может стать тот или иной школьник в будущем. «Как и любому творцу, учителю необходимо представить себе свое творение, — пи­шет известный педагог М.П.Щетинин. — Чем оно яснее видится в главном, в деталях, тем целенаправленнее идет созидание. Картина со временем уточняется, в нее вносятся коррективы, но она должна постоянно присутствовать в воображении автора. Хороший учитель п° т своего ученика как бы в трех проекциях: прошлого, настоящего и будущего».

Способность к предвидению во многом связана с развитой интуицией, которую обычно определяют как «чувствование», способ­ность целостно схватывать ситуацию, получать знание без осозна­ния путей и условий его получения. Интуиция чаще всего присуща педагогам, обладающим эмоциональной чуткостью и восприимчи­востью. Ее также рассматривают как свернутый мыслительный акт, формирующийся в результате длительного опыта аналогичных мыс­лительных действий.

Итак, в структуру конструктивных способностей учителя физи­ческой культуры входят:

- умения определять цели, задачи, перспективы обучения и вос­питания, составлять программы и планы с учетом контингента, специфики условий для занятий;

- способность проектировать будущее ученика, предвидеть ре­зультаты учебно-тренировочного процесса, выявлять спортив­ные задатки школьников.

Психомоторная способность обеспечивает умение вникнуть в ме­ханизм движения, выполняемого школьником, найти слабые момен­ты и усилить их, умение подобрать индивидуальную спортивную тех­нику, учитывая специфические особенности спортсмена. Знания, опыт, рассуждения здесь необходимы. Именно поэтому мы говорим о психомоторной, а не просто о моторной способности.

Заслуженный тренер СССР В.И.Алексеев неоднократно отме­чал большую роль изучения закономерностей движения для роста спортивных результатов. Важны не только объем и интенсивность тренировки, но и умение тренера вникнуть в механизм движения, найти индивидуальные ошибки в технике и устранить их. В структу­ру этой способности входит умение педагога анализировать технику выполнения упражнений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся, умение показать упражнение по час­тям с разной скоростью и амплитудой, умение подобрать имитаци­онные упражнения.

Коммуникативная способность представляет собой ведущую груп­пу педагогических способностей, обеспечивающих межличностное и Деловое общение в процессе воспитания и обучения. Они включают

в себя целый комплекс способностей и личностных свойств педа­гога:

- общительность — способность быстро вступать в контакт, ори­ентироваться в ситуациях общения и адекватно реагировать на действия партнеров по общению;

- эмпатия — способность к сопереживанию, эмоциональной со­причастности и пониманию, возникающая у педагога как ре­зультат осознания тех чувств и переживаний другого человека, которые он в подобной ситуации испытывал сам (вывод по ана­логии), или на основе его способности с помощью воображе­ния и интуиции прочувствовать жизненную ситуацию другого человека. Эмпатия часто возникает в результате эмоциональной идентификации — способности педагога ощущать чувства и пе­реживания другого как свои собственные, поставить себя на место другого человека. Вот почему преподавателю полезно чаще вспоминать те свои состояния и проблемы, которые он испытывал в возрасте своих учеников.

Авторитарная способность заключается в умении быстро завое­вать авторитет, способность к волевому влиянию на воспитанников. Авторитет приобретается не какими-то искусственными приемами, а всей деятельностью воспитателя, его повседневным поведением. Слагаемые авторитета — эрудиция педагога, знания и умения, отно­сящиеся не только к его профессии. Авторитет не остается неизмен­ным. Часто педагог с трудом приобретает авторитет и легко теряет его. А когда авторитет теряется или колеблется, восстановить заново его очень трудно.

В значительной части случаев авторитет тренера базируется на его спортивной славе, на спортивных успехах в прошлом. Спортив­ная слава тренера воспринимается как своеобразная гарантия того, что он сможет довести своих питомцев до такого высокого уровня, которого сам достиг в свое время.

Причины потери авторитета бывают различные: ■ постоянные промахи в работе;

• постоянные неудачи команды или оплошности на занятиях;

• ошибочный прогноз, сделанный им в отношении прогресса спортсмена;

• бестактные замечания в адрес школьников.

А.С. Макаренко выделил следующие формы ложного авторитета:

- расстояния (как можно меньше общения с воспитанниками);

- чванства, спеси (чрезмерное хвастовство своими заслугами);

- педантизма (основывается на бюрократической требователь­ности);

. резонерства (любовь к поучениям, нотациям); - доброты (чрезмерная уступчивость).

Мажорная способность, или оптимизм и юмор педагога, позволя­ющие безболезненно предупредить и ликвидировать самый сложный коНфликт, нейтрализовать самое сильное напряжение, активизиро­вать учебно-тренировочный процесс, любой вид работы и отдыха. Педагог, обладающий этой способностью, всегда оптимистично на­строен, подтянут и бодр, готов к полезному действию.

Оптимистический тон и доброжелательность преподавателя не менее важны, чем его профессиональная квалификация и педагоги­ческое мастерство. В арсенале опытного воспитателя должны быть и доброжелательная шутка, и веселый рассказ, и пословица. Стать ос­троумным человеком невозможно, но научиться профессионально использовать шутку в работе может каждый учитель. Умение видеть противоречие в поведении учеников, находить в них комическое -один из показателей зрелости учителя.

Оптимизм, энтузиазм обычно заразительны. Увлеченность пе­дагога часто предотвращает нарушения дисциплины. Излишняя же строгость или даже просто суровое лицо старшего вызывает внутрен­нее сопротивление, протест воспитанников против каждого, даже разумного, требования, снижает работоспособность.

Раздраженный или считающий себя оскорбленным педагог пе­рестает контролировать свои поступки, допускает ошибки в методи­ке обучения, несправедливость в отношении школьников, нередко становится объектом их насмешек. Но это происходит тогда, когда учитель не соблюдает следующие педагогические требования:

1. Нельзя смеяться над личностью школьника. Можно шутить по поводу одного конкретного поступка или черты характера ученика.

2. Осмеянию подлежит только то, что школьник в состоянии исправить. Нельзя даже улыбаться, услышав смешную фамилию, уви­дев какой-то дефект в телосложении, заметив патологические осо­бенности в речи, например, заикание.

3. Позволяя себе шутить, педагог должен терпимо относиться к Шуткам в свой адрес, не пресекая их административными мерами.

Личностная способность, или педагогический такт. Такт заключается прежде всего в умении соблюдать чувство меры в отношениях воспитанниками и основывается на уважении к личности. Однако н учитель отмечает: «Легко уважать способных, послушных, аккуратных, смышленых, добрых и честных. Но как уважать вот этого: азах скука и «неразбуженное» мышление? Или вот эту упитанную, которая, еле переваливаясь, с ленцой передвигается по залу, или еще того, с циничной улыбкой и презрением к окружающим».

И, тем не менее, когда мы теряем чувство меры, начинается не только наша трагедия, но и тех, которые будут нам вверены. Откры­вается мелкий счет забытым тапочкам, записанным замечаниям. Дотошная памятливость изнуряет и учителей, и детей, и родителей. Примеры бестактных замечаний встречаются довольно часто. Напри­мер, школьники пишут: «Я слабее товарищей, но это не дает препо­давателю права называть меня «инкубаторским» или «Я болела око­ло трех месяцев. Располнела. С удовольствием пришла после долго­го перерыва на занятия по физкультуре. Попробовала выполнить упражнение на брусьях, но верхняя жердь треснула. И вдруг слышу, преподаватель на весь зал со смешком говорит: «Удивляюсь, ка<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: