Abibullaeva Liliya Shevketovna




Речевые нарушения у детей раннего и дошкольного возраста

Акимова Эвелина Эдемовна

студентка 2 курса специального (дефектологического) образования Абибуллаева Лилия Шевкетовна

преподаватель кафедры специального (дефектологического) образования

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет им.Ф.Якубова»

г. Симферополь, Россия

 

Аннотация. Проблемы с речью у детей с каждым годом становятся все более частой причиной обращения родителей к специалистам

(педиатру, неврологу, логопеду, дефектологу), которые применяют свои диагностические методики для выявления речевых

нарушений. Отсутствие единой системы классификации и постановки диагноза ведет к позднему началу коррекции речевых

расстройств. Рассматриваются основные причины возникновения нарушений нормального речевого развития, факторы рис-

ка формирования речевой патологии, клинические проявления некоторых видов речевых расстройств, различные подходы

к диагностике и систематизации нарушений речи.

Ключевые слова: дети, нарушения речи, дисфазия развития, апраксия речи, алалия.

Speech disorders in young and preschool children

Akimova Evelina Edemovna,

Abibullaeva Liliya Shevketovna

Abstract. With every coming year more and more children suffer from speech problems, making their parents visit various specialists (pediatri-

cian, neurologist, speech therapist, defectologist), who use their diagnostic techniques to detect speech disorders. The absence of a

unified classification system and diagnostics leads to the late correction of speech disorders. The article considers main reasons for

disturbances in normal speech development, risk factors of speech pathology, clinical manifestations of some types of speech disor-

ders, various approaches to diagnosis and systematization of speech disorders.

Key words: children, speech disorders, developmental dysphasia, speech aphasia, alalia.

С каждым годом специалисты в различных областях медицины проявляют все больший интерес к проблемам развития психологических слов ребенка, языковым расстройствам и ритму его рождения. В структуре перинатальных поражений ЦНС 47% случаев связаны с гипоксически-ишемическим повреждением головного мозга, 28% - с нарушениями головного мозга и дисплазией, 19% - с перенесенными нейроинфекциями (в основном, с группами TORCH), 4% - с родовыми травмами и 2% - с наследственными заболеваниями обмена веществ., Наиболее распространенной инвалидизирующей патологией является гипоксическое повреждение центральной нервной системы в период новорожденности.

Это связано с увеличением числа преждевременных родов, ухудшением материнского здоровья и многими другими совокупными факторами. В тяжелых случаях возникают церебральный паралич, эпилепсия и нарушения в формировании и развитии речи. В России в среднем 5-10% детей имеют языковые проблемы, в некоторых странах 30%. Эта группа расстройств включает в себя трудности в формулировании центрального и периферического генеза, а также проблемы в понимании и правильном построении выражений. Нарушения устного языка в дошкольных учреждениях могут привести к проблемам с чтением и письмом в будущем, что может привести к трудностям в освоении школьных принадлежностей и плохой успеваемости в школе.

Исследователи уделили большое внимание неврологическим и языковым расстройствам. 95,5% детей дошкольного возраста с нарушениями речи имели неврологические расстройства, и только 4,5% детей были неврологически здоровы. До 10% посещений невролога в клинике связаны с нарушением языкового развития. 40-50% родителей жалуются на языковые проблемы в дошкольном возрасте. При осмотре у детей, специализирующихся на логопедии, у 14% были приступы и судороги, у 18,7% - мышечная гипертензия, у 20,4% - неврологические расстройства, у 22% - гиперактивность, у 7% - астенические и астененоневротические симптомы. В детских садах 15% детей в возрасте от 36 до 47 месяцев. в правовых спорах рассматривается одно или другое преступление - в основном Дислалия.

Следовательно, они, несомненно, могут быть правильно диагностированы и оперативно скорректированы относительно важности изучения проблем нарушений речевого развития и их связи с неврологической патологией.

Язык представляет собой комбинацию нервных процессов, которые происходят, когда различные виды деятельности другого мозга выполняются вместе. Действительно, очень специфические процессы (в прямом смысле этого слова) представляют собой очень сложную систему координации с ее конкретным анализом. Развитие языка основано на анализе и синтезе элементов аудиопотока при одновременной работе слухового и кинетического анализатора. При произнесении слов движения координируются в предыдущем опыте и имеют аналогичную основу.

Формирование языка в онтогенезе является непрерывным и нелинейным процессом из-за формирования систем восприятия и произношения. Развитие языка связано с накоплением, запоминанием, отбором важной информации и структурированием суставов от физиологических до функциональных, что приводит к значению формы поверхностного звука.

Развитие речи рассматривается как ряд последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований организма, определяющих факторы овладения вокальной функцией ребенка. Согласно многим наблюдениям и исследованиям, факторы окружающей среды и социальная среда ребенка, а также наследственные перинатальные факторы играют важную роль в развитии языковых расстройств. В зависимости от типа, комбинации, продолжительности, силы и продолжительности воздействия негативных факторов в перинатальном периоде устанавливаются механизмы, нарушающие нормальное формирование верхних психических функций организма и, в частности, языка. Тип речевого синдрома зависит от взаимосвязи между внутриутробными и внутри родовыми осложнениями, а его тяжесть в основном определяется пренатальными факторами риска.

Генетическая предрасположенность играет важную роль в развитии языковых расстройств. В 1998 г. S. Fisher et al. Впервые ген FOXP2 был выделен на хромосоме 7q31, мутации которой зависят от развития вербальной диспраксии (трудности в управлении движениями орофациальных мышц, которые влияют на плавность и скорость речи)., FOXP2 отвечает за развитие моторной коры, стриатума и мозжечка, повреждение которых напрямую влияет на степень развития языка и мелкую моторику. Было обнаружено, что белок FOXP2 в нервной системе нейтрализует приблизительно 300-400 генов-кандидатов в мутациях, где возникают нарушения речи (таблица 1). Гендерные различия в языковых расстройствах у мужчин хорошо известны: мужской пол был назначен фактором риска развития языковой патологии.

Возможной причиной языковых проблем является ослабление соматического здоровья детей: задержка физического развития, недоедание, тяжелые заболевания в раннем возрасте, более 4 острых инфекций верхних дыхательных путей в первый год жизни ребенка.

Социальные факторы оказывают существенное влияние на правильное формирование речевого поведения ребенка. Разговор матери с ребенком является основным источником информации об основных понятиях родного языка. Дети, чьи матери активно разговаривают с ними в первый и второй годы жизни (на этапе разговора), не испытывают каких-либо задержек в развитии языка, или этим можно пренебречь, и в возрасте трех лет эти дети имеют такое же развитие, что и их коллеги. Напротив, дети, лишенные детей, имеют значительную задержку в развитии языка, проблемы с выражением своих мыслей через язык и язык и часто испытывают трудности в общении.

В соответствии с последними клиническими рекомендациями, разработанными Российской ассоциацией перинатальных медицинских экспертов и одобренными Российской ассоциацией педиатров в 2015 году, развитие языковых навыков у детей обычно имеет определенные возрастные ограничения. Рекомендуется изучить показатели возрастного развития с использованием различных шкал и методов, например. B. Методология DP-3 (профиль развития 3), шкала Гриффитса, диагностика функционального развития Мюнхена, шкала развития Бейли, персонализированные обследования, только шкала KID и инвентарь развития ребенка. Он ориентирован не только на язык ребенка, но и на его социальное развитие. его навыки личной гигиены и развитие отличной и мелкой моторики.

В последние годы возрос интерес к развитию языка маленьких детей и раннему выявлению расстройств. Коммуникационное и языковое развитие ребенка оценивают специалисты разного профиля: учителя, логопеды, психологи и врачи из дошкольных учреждений. Раннее выявление языковых расстройств, несомненно, очень важно для развития, но дети в этом возрасте подвержены риску гипердиагностики языковой патологии. Мнения экспертов часто противоречат друг другу; Это связано с тем, что в России до сих пор нет стандартной шкалы для оценки языкового и коммуникативного развития детей в возрасте до трех лет.

Наиболее широко используемым методом диагностики на ранних этапах развития языка является MacArthur Communication Development Inventory (MacArthur CDI), который в настоящее время является тестом MacArthur для развития языка и общения у маленьких детей. Этот тест 2002 года был адаптирован на русский язык с одобрения американских версий Л. Фенсона и Ф. Дейла.

Международная классификация функциональности, инвалидности и здоровья детей и подростков в возрасте до 18 лет может стать важным инструментом диагностики языковых нарушений (ICF-DP, 2007). MKF-DP шире, чем версия MKF для взрослых (2001 г.), поскольку были добавлены структуры и функции тела, виды деятельности, участие и описание особой среды для младенцев, детей и подростков. В настоящее время развитие и задержки в формировании навыков и функций, структур или навыков, связанных с индивидуальными характеристиками роста, когда дети и подростки имеют различия в периоде созревания различных функций и структур организма, могут быть нестабильными и отражать медленное развитие. Такие отклонения происходят во всех областях (например, когнитивные функции, языковые функции, мобильность и общение), характерны для определенных возрастных групп и подвержены влиянию физических, психологических и экологических факторов. Эти различия в формировании структур, появлении функций или навыков определяют концепцию задержки развития и часто являются основой для выявления детей с повышенным риском инвалидности. MKF-DP предназначен для распознавания того, что эти параметры могут изменяться по мере роста ребенка, путем регистрации степени и размера задержки. Таким образом, вы можете четко понять динамику развития. Несмотря на значительные преимущества, МКФ-ДП еще не получил широкого применения в детской практике.

Для обозначения величины и выраженности на- рушения используют общий определитель с негатив- ной шкалой, градация в котором выглядит следующим образом:

· Нет проблем 0–4%;

· Легкие ограничения 5–24%;

· Умеренные ограничения 25–49%;

· Тяжелые ограничения 50–95%;

· Абсолютные ограничения 96–100%.

Например, при описании состояния ребенка Д.,3 лет с диагнозом: дисфазия развития, моторная алалия (МКБ-10 F80.1) с использованием МКФ-ДП особое внимание необходимо уделить доменам b.xxx «Функции организма» и d.xxx «Активность и участие». Вопросами систематизации речевых нарушений занимаются специалисты различных областей (медицина, педагогика, лингвистика). Современная клинико-педагогическая классификация основана на принципе «от общего к частному» и ориентирована на детализацию видов и форм речевых нарушений, с учетом которых применяются дифференцированные подходы к их преодолению.

Согласно этой классификации выделяют:

I. Нарушения устной речи

· нарушения фонационного (внешнего) оформления высказывания: дисфония (афония), брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия;

· нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания: алалия, афазия.

II. Нарушения письменной речи: дислексия, дисграфия.

Психолого-педагогическая классификация построена на принципе «от частного к общему» и ориентировано на логопедическое воздействие как педагогический процесс, разработку методов логопедической коррекции. Согласно этой классификации специалисты выделяют:

Нарушение средств общения:

• фонетическое недоразвитие речи;

• фонетико-фонематическое недоразвитие речи: замена одних звуков другими; смешение звуков;

• общее недоразвитие речи:

I уровень – полное или почти полное отсутствие словесных средств общения в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована;

II уровень – речевые возможности детей значительно шире, чем при I уровне, общение осуществляется не только с помощью жестов, сопровождаемых лепетными обрывками слов, но и посредством достаточно постоянных, хотя и очень искаженных в фонетическом и грамматическом отношении, речевых средств;

III уровень – обиходная речь детей оказывается более или менее развернутой, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений нет, имеются лишь отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя;

IV уровень – самые легкие расстройства.

II. Нарушения в применении средств общения: заикание.

В зависимости от основных нарушений, лежащих в основе патологии речи у детей, Л.О. Бадалян предложил неврологическую классификацию в 1986 году. Он выявил нарушения речи, вызванные повреждением центральной и периферической нервной системы, как органические, так и функциональные.

Детские неврологи уделяют особое внимание нарушениям языка дизартрии у детей. Дисартрия относится к моторному (моторному) программированию или двигательным (моторным) языковым расстройствам, которые влияют на нервно-мышечную часть мотора. Они различаются по местному расположению поражения: формы псевдобульбарной, бульбарной, подкорковой (экстрапирамидной), кортикальной, мозжечковой и смешанной дизартрии.

При сопоставлении синдромологического подхода с топическим И.И. Панченко выделила пять форм дизартрий:

1. Спастико-паретическая форма (чаще встречается при псевдобульбарной дизартрии);

2. Спастико-ригидная форма (чаще встречается так-же при псевдобульбарной дизартрии, но имеет более тяжелую степень выраженности);

3. Спастико-атактическая (мозжечковая дизартрия);

4. Спастико гиперкинетическая (подкорковая дизартрия);

5. Спастико-атактико-гиперкинетическая (тяжелые формы подкорковой дизартрии; не исключено и поражение связей с мозжечком).

Подход к систематизации форм дизартрий у зарубежных специалистов имеет некоторые отличия:

1) паретическая (бульбарная); 2) спастическая (псевдобульбарная); 3)атактичекая (мозжечковая); 4)гипокинетическая (подкорковая); 5)гиперкинетическая (подкорковая); 6) односторонняя верхнего моторного нейрона (выделение данной формы является достаточно дискутабельным и редко встречается в научных статьях); 7) смешанная.

В настоящее время применяется и предложенная G.Tardier классификация речевых расстройств у детей, основанная на определении степени понятности речи для окружающих:

• первая степень – нарушения звукопроизношения выявляются только специалистом в процессе обследования ребенка;

• вторая степень – нарушения произношения заметны каждому, но речь понятна для окружающих;

• третья степень – речь понятна только близким ребенка;

• четвертая степень – речь отсутствует или непонятна даже близким ребенка (по существу представляет собой анартрию).

• При некоторых расстройствах приобретения языковых навыков в раннем возрасте патологию речи относят к нарушениям психического развития. В Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) они располагаются под кодом F80.

«Специфические языковые расстройства и развитие языка». Эти условия не связаны напрямую с нарушениями неврологических или речевых механизмов, сенсорными нарушениями, умственными нарушениями или факторами окружающей среды. Конкретные перерывы в развитии языка и языка часто связаны с такими проблемами, как: B. Трудности чтения, правописания и произношения слов, межличностные отношения, эмоциональные и поведенческие расстройства Кроме того, нарушения речи сопровождают общие расстройства психического развития: F84.

ЛИТЕРАТУРА (REFERENCES)

1. Белоусова М.В., Уткузова М.А., Гамирова Р.Г., Прусаков В.Ф. Перинатальные факторы в генезе речевых нарушений у детей. Практическая медицина 2013; 1 (66): 117–121. [Belousova M.V., Utkuzova M.A., Gamirova R.G., Prusakov V.F. Perinatal factors in the genesis of speech disorders in children. Prakticheskaya meditsina 2013; 1 (66): 117–121. (in Russ)]

2. Гайнетдинова Д.Д., Каримова Л.К. Перивентрикулярный неонатальный инсульт. Неврологический вестник 2014; 3: 71–75. [Gaynetdinova D.D., Karimova L.K. Periventricular neonatal stroke. Nevrologicheskij vestnik 2014; 3: 71–75. (in Russ)]

3. Ранняя диагностика нарушений развития речи. Особенности речевого развития детей с последствиями перинатальной патологии нервной системы. Клинические рекомендации. Под ред. Н.Н. Володина, В.М. Шкловского. M 2015; 57. [Early diagnostics of speech development disorders. Features of speech development of children with consequences of perinatal pathology of the nervous system. Clinical recommendations. N.N. Volodin, V.M. Shklovsky (eds). Moscow 2015; 57. (in Russ)]

4. Делягин В.М. Задержка речевого развития у детей. Русский медицинский журнал 2013; 24: 1174. [Delyagin V.M. Delayed speech development in children. Russkij medicinskij zhurnal 2013; 24: 1174. (in Russ)]

5. Eicher J.D., Powers N.R., Miller L.L., Mueller K.L., Mascheretti S., Marino C. et al. Characterization of the DYX2 locus on chromosome 6p22 with reading disability, language impairment, and IQ. Hum Genet 2014; 133 (7): 869–881. DOI: 10.1007/s00439-014-1427-3

6. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. СПб.: Речь 2006; 380. [Kornev A.N. Fundamentals of logopathology of childhood: clinical and psychological aspects. SPb.: Rech’ 2006; 380. (in Russ)]


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: