Методическая разработка
- УП. 01.01 Практика по общей технологии строительных материалов
Тема: - Физические свойства строительных материалов
Разработали: Сигарева О.А., преподаватель
Кучко О.А., преподаватель
Новокузнецк, 2021
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1 СЦЕНАРИЙ КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА.. 4
2 ПЛАН ЗАНЯТИЯ.. 6
3 ХОД УРОКА.. 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 9
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 10
ВВЕДЕНИЕ
Конкурентоспособность выпускников учреждений среднего профессионального образования определяется степенью их соответствия требованиям, предъявляемым работодателями. В результате работы, проводимой в колледже, студенты становятся профессионалами, которых отличает социальная и экономическая включенность в профессиональную среду.
Среди методов и форм обучения, способствующих воспитанию конкурентоспособных учащихся, ведущую роль занимают конкурсы профессионального мастерства.
С точки зрения педагогики конкурсы профессионального мастерства рассматриваются как форма внеурочной работы обучаемых, которая имеет большое образовательное и воспитательное значение в подготовке квалифицированных кадров.
Проведение конкурса профмастерства - это увлекательная форма соревнования среди обучающихся. Конкурсы создают оптимальные условия для творческой самореализации личности, ее профессиональной и социальной адаптации. В профессиональной сфере происходит накопление опыта творческой деятельности. Кроме того, конкурсы профмастерства являются хорошей проверкой сформированности знаний, умений и навыков обучающихся.
Использованием информационных технологий дает мощный импульс активизации познавательной деятельности обучающихся. Такие занятия помогают учащимся полнее раскрыть свои творческие способности, а часто и наглядно показать практические навыки работы с материалом, анализировать свои знания по теме занятия.
В данном методическом пособии изложена методика проведения конкурса профессионального мастерства по учебной практике УП.01.01.
1 СЦЕНАРИЙ КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА
Конкурс профессионального мастерства проводится для обучающихся 2 курса и 4 курсов специальности 08.02.03 «Производство неметаллических строительных изделий и конструкций».
День проведения конкурса - большой праздник для обучающихся и педагогических работников. Он начинается с общего построения студентов, приветствия администрации техникума. Оглашаются цели и порядок проведения конкурса, ставятся задачи перед обучающимися, представляются члены жюри. До конкурсантов доводятся задания, критерии оценивания работ и конкурс начинается.
Конкурс состоит из теоретической части и практической, которая заключается в выполнении практических заданий. Ход урока-конкурса профмастерства «Лучший лаборант» представлен в таблице 1.
Студенты 2 курса, успешно прошедшие практику по Общей Технологии Строительных Материалов, разбиваются на 3 команды. В качестве экспертов выступают студенты 4 курса, которые успешно прошли производственную практику в лаборатории завода и учатся на отлично, они же оценивают конкурсантов.
Каждой команде выдаются журналы для оформления практических заданий. Задания выполняются в той последовательности, которая указана в журнале. Прежде, чем приступить к выполнению заданий, конкурсантам необходимо рассказать экспертам ход предстоящей работы и получить одобрение либо выслушать замечания, после чего они получают разрешение приступить к работе. Здания разделены на блоки таким образом, чтобы студенты могли переходить от одного эксперта к другому.
Время выполнения заданий ограничено. Эксперт начинает отсчет с момента начала выполнения командой задания и заканчивает после занесения оценок в оценочные листы. Эксперт имеет право остановить работу команды в том случае, если отведённое время для выполнения задания вышло, а работа ещё не закончена.
Экспертами оценивается:
• точность описания хода предстоящей работы;
• соблюдение технологических требований и качества выполнения конкурсных заданий;
• соблюдение правил безопасности труда;
• степень производственной самостоятельности;
• применение рациональных приёмов и методов труда;
• выполнение норм времени.
• организованность и слаженность действий команды;
• правильность сделанных выводов по результатам работы.
Практическая часть проходит в лаборатории. Перед началом работы в обязательном порядке проводится инструктаж по технике безопасности при работе в лаборатории.
По окончании конкурса участники, гости и болельщики вернутся в кабинет для участия в викторине. Викторина состоит из теоретических вопросов, за правильные ответы на которые, студенты получат жетоны.
В это время эксперты проведут подсчет предварительных результатов. Как только результаты станут известны, эксперты огласят их, и зафиксируют на доске. После чего, каждый студент, получивший жетон сможет подарить его понравившейся команде, тем самым добавив ей дополнительных баллов. 1 жетон = 1 баллу.
После завершения работы всеми участниками конкурса, жюри проводит краткий разбор выполнения задания. Обучающиеся - участники и победители по номинациям - награждаются поощрительными призами и грамотами.
Участнику, занявшему первое место, присваивается звание «Лучший Лаборант».
2 ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Учебная практика:
– УП. 01.01 Практика по общей технологии строительных материалов.
Преподаватели – Сигарева О.А., Кучко О.А.
Тема занятия: Физические свойства строительных материалов
Основные цели урока-конкурса «Лучший Лаборант»:
Обучающая цель – способствовать закреплению теоретических знаний и практических умений посредством решения практических вопросов.
Развивающая цель – способствовать развитию практических навыков и инициативности.
Воспитательная цель – способствовать воспитанию ответственности за качество работы.
Межпредметные связи:
МДК 01.02 Технология производства неметаллических строительных изделий и конструкций;
УП 01.03 Практика по техническому анализу и контролю производства.
Тип урока - урок закрепления изучаемого материала.
Вид урока - урок-конкурс.
Дидактическое обеспечение урока:
— задания для работы подгруппами.
Материальное обеспечение:
— лабораторное оборудование и инструмент;
— образцы материалов.
3 ХОД УРОКА Таблица 1 - Ход урока-конкурса профмастерства «Лучший лаборант» | ||||
Этапы урока | Деятельность преподавателя | Планируемая деятельность студентов | ||
участников | болельщиков | экспертов | ||
1. Организационный момент | Приветствие, проверка присутствующих, организация внимания, выдача спец.одежды. | Занимают свои места. Получают спец.одежду. | Занимают свои места. | Выдают спец.одежду |
2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению материала | Сообщение темы и целей урока. Отражение важности темы в дальнейшем учебном процессе и в производстве. Обеспечение участников конкурса журналами для оформления расчетов и выводов. Ответы на заданные вопросы. | Знакомятся с журналом. Задают вопросы по поводу оформления. | Слушают выступление преподавателя. | Раздают журналы для оформления расчетов и выводов. |
3. Этап закрепления новых знаний | 3.1 Выдает каждой команде карточку с заданием. | Получают карточку с заданием. | Наблюдают за процессом | Занимают рабочие места |
3.2 Контролирует работу студентов-экспертов, задает дополнительные вопросы, касающиеся будущих опытов, а также техники безопасности при работе в лаборатории. В случае затруднений при ответах на вопросы, выдает команде методическое руководство по проведению опытов и положение о технике безопасности. Использование командой дополнительных источников информации отражается в журнале. | Отвечают на теоретические вопросы. | Наблюдают за процессом | Оценивают ответы на вопросы, заносят результаты в журналы | |
3.3 Следит за тем, чтобы команды приступали к выполнению заданий в той последовательности, которая указана в карточках с заданиями. Контролирует организацию рабочего места и культуру труда, соблюдение правил техники безопасности, качество выполнения работ, производительность труда применение теоретических знаний, рационализаторство, предложения по совершенствованию технологического процесса, уменьшения расходования материалов, уровень производственной самостоятельности. | Приступают к выполнению заданий | Наблюдают за процессом | Следят за правильностью выполнения опытов, соблюдением ТБ, оценивают качество и скорость выполнения работ. | |
Продолжение таблицы 1 | ||||
Этапы урока | Деятельность преподавателя | Планируемая деятельность студентов | ||
участников | болельщиков | экспертов | ||
3. Этап закрепления новых знаний | 3.4 По окончании практической части мероприятия преподаватель вместе со студентами второго курса отправляется в кабинет, где проводит викторину. За правильные ответы команды и зрители получают дополнительные баллы (жетоны), которые могут добавлять к баллам за выполнение заданий. Значки можно передать любой команде. | Отправляются в кабинет; рассаживаются по местам; отвечают на вопросы викторины, зарабатывая дополнительные баллы (значки). | Остаются в лаборатории для совещания и подсчета набранных баллов за теоретические и практические задания. | |
3.5 Приглашает студентов-экспертов для оглашения промежуточных результатов. Записывает результаты на доску для наглядности. К баллам за теоретическое и практические задания прибавляет дополнительные баллы (жетоны), полученные за ответы на вопросы викторины, отражая это на доске для наглядности. Подводит итоги и определяет победителя, а также проводит голосование для определения самого активного болельщика. | Следят за подсчетом баллов. Голосуют за самого активного болельщика. | Возвращаются в кабинет, объявляют промежуточные результаты | ||
3.6 Производит церемонию награждения лучшего лаборанта и самого активного болельщика, а также распределение поощрительных призов. Благодарит команды за честную борьбу. Говорит о значимости знаний и умений полученных в ходе решения практических заданий, производит оценку работы студентов. | Принимают участие в награждении и распределении поощрительных призов. Слушают речь преподавателя. Говорят ответное слово благодарности. | |||
4. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению | Подготовка к заключительной части практики по ОТСМ. | Записывают в тетрадь. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конкурс профессионального мастерства «Лучший лаборант» показал, что студенты:
- хорошо знают теоретический материал, порядок отбора проб, хранения и транспортирования материалов;
- владеют методами испытаний вяжущих и инертных материалов;
- умеют правильно пользоваться приборами и оборудованием;
- знают порядок выполнения расчетов по проведенным работам, умеют делать правильные выводы о пригодности материалов для использования в производстве.
Знания теоретического материала и практические навыки позволили студентам чётко выполнять лабораторные работы, не теряясь в присутствии большого количества студентов, преподавателей и администрации.
Конкурс профессионального мастерства «Лучший лаборант» получил хорошую оценку со стороны методического совета техникума и рекомендован для ежегодного проведения как удобная форма итогового контроля студентов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Попов Л.Н., Попов Н.Л. Лабораторные работы по дисциплине «Строительные материалы и изделия»: Учеб.пособие.- М: ИНФРА-М, 2003.
2. Активные методы обучения [текст]: Методические рекомендации для преподавателей техникума / Учебно – методический кабинет Минчермета СССР. – Новокузнецк,1989. – 18с. 4.
3. Комар А.Г. и др. «Технология производства строительных материалов», - М.: Высшая школа, 1990г. 487с. 1.