Основные синдромы нарушения памяти и интеллекта.




РАССТРОЙСТВА ИНТЕЛЛЕКТА

Интеллект - способность понимать полученные сведения (формировать суждения) и устанавливать внутренние взаимосвязи между явлениями, объектами (умозаключения). Это способность к рациональному, рассудочному (в отличие от интуитивного) познанию. Способность к осмыслению, “схватыванию”, умению выделять главное. Это способность не просто к накоплению, а к усвоению, т.е. активному овладению знаниями, к умственной деятельности, умственной продукции.

Интеллект по ошибке иногда отождествляют с мышлением, что не совсем точно: мышление- это интеллект в действии, форма выражения, реализация интеллекта (соответственно интеллект- мышление в потенции).

Предпосылками интеллектуальной деятельности являются внимание, память и речь. Но изолированное высокое развитие какой-нибудь из этих функций не гарантирует высокий уровень интеллекта (напр. некоторые олигофрены обладают феноменальной механической памятью, известна “болтливость” некоторых больных с гидроцефалией - поверхностность суждений, “речевые штампы”, “салонное слабоумие”). Объем, запас знаний не в полной мере характеризует интеллект, хотя и важен определенный уровень осведомленности. Ни “народная мудрость” без современных знаний о космосе, ни “прохождение” самого модного ВУЗа не свидетельствуют о высоком интеллекте. Ригидность, трудность переключения внимания у эпилептоидов снижает успешность умственной работы.

Основными признаками снижение уровня интеллектуальной деятельности являются снижение уровня суждений (способности понимать полученные сведения и формировать план действия) и умозаключений (установление взаимосвязей между явлениями), нарушение критических способностей (по Г.В. Морозову).

Могут быть расстройства мышления без одновременного нарушения интеллекта (напр. ускорение мышления при мании, депрессивный больной из-за заторможенности может произвести впечатление “не очень умного”). Т.о. при оценке интеллекта нельзя сбиваться на оценивание запаса знаний или мышления.

Элементарные приемы исследования интеллекта задание на:

1) определение абстрактных понятий (храбрость, ложь и т.д.);

2) на обобщение по смыслу, определение четвертого лишнего на картинках;

3) на различение (какая разница между водой и льдом, ребенком и карликом);

4) на комбинаторные способности (элементарные арифметические задачи);

5) установление причинно следственных отношений (почему ночь сменяется днем);

6) на понимание переносного смысла пословиц, поговорок (готовь сани летом, а телегу зимой; лучше синица в руках, чем журавль в небе, не плюй в колодец, пригодится воды напиться);

7) на понимание сложных семантико-грамматических конструкций (кем вам приходится отец брата? брат отца? одно ли это и то же лицо?);

8) предлагают объяснить смысл какой-нибудь репродукции, картины (напр. рисунки Х.Бидструпа, художников-реалистов).

Однако уже достаточно полное представление о состоянии интеллекта пациентов удается получить, беседуя с ним на темы повседневной жизни, расспрашивая, как он ведет хозяйство, распоряжается деньгами и т.п.

Последовательность формирования этапов мышления у детей: наглядно-действенное -> конкретно-образное -> абстрактное, понятийное.

Основные синдромы нарушения памяти и интеллекта.

I Психоорганический синдром (энцефалопатический, органический симптомокомплекс по Bleuler, раньше рассматривался как синоним амнестического синдрома, в последующем более широко). Все эти определения подчеркивают, что в основе нервно-психических расстройств этого круга лежит биологический, морфологический, хотя иногда и очень тонкий процесс. Возникает обычно при диффузном поражении головного мозга, но иногда диффузные сочетаются с локальными поражениями (напр. при поражениях межуточного мозга с выраженными расстройствами влечения, аффекта, поведения), вследствие чего Bleuler выделял диффузный и локальный мозговой психосиндром, А.В. Снежневский отрицает самостоятельное существование последнего.

Его происхождение и механизмы могут быть различными:

нейроинфекции, опухоли, травмы и сосудистые поражения головного мозга, гипоксии, асфиксии, при сердечно-сосудистой недостаточности, метаболические и токсико-дистрофические нарушения при хронических соматических заболеваниях (почечная, печеночная недостаточность, эндокринопатии), алкоголизм, наркомании и токсикомании,. отравления промышленными и токсическими веществами, церебральные атрофические (старческие психозы, болезнь Альцгеймера, Пика,. хорея Гентингтона и др.) и наследственно-дегенеративные заболевания.

Большое значение в формировании писхоорганического синдрома принадлежит возрастному фактору. Наиболее выраженные картины синдрома встречаются во вторую половину жизни, особенно в старости.

Понятно, что подобные больные попадают на лечение к терапевтам, эндокринологам, невропатологам и т.д. При этом наблюдающиеся психические расстройства часто игнорируются. Понимание “органического” в соматической медицине (и прежде всего в неврологии) и в психиатрии существенно различаются. В неврологии -это прежде всего выпадении каких-то сложных телесных функций (двигательных, чувствительных...) или отдельных рефлексов, в психиатрии же - это своеобразная структура психической деятельности, а неврологические локальные знаки возможны, но не обязательны и больше свойственны грубым расстройствам. Начальные тонкие психоорганические расстройства часто субъективно переживаемы, и очевидны при повышении нагрузки, эмоциональном напряжении при прицельном расспросе.

Основу синдрома составляет триада Вальтер-Бюэля: 1) снижение интеллекта; 2) ослабление памяти; 3)эмоциональная лабильность. Причем эта совокупность не застывшее образование, а процесс, имеющий закономерную динамику. Это состояние общей психической беспомощности. Для большинства болезней синдром развивается на фоне астении.

1) О нарушении интеллектуальной деятельности свидетельствует снижение уровня суждений и умозаключений. Одним из самых ранних признаков этого снижения является нарушение критических способностей в отношении самооценки и оценки окружающего. Больные становятся бестолковыми. Ассоциативные процессы замедлены, наблюдаются персеверации. Интеллектуальное снижение усугубляет все остальные расстройства. Но в некоторых случаях интеллект долгое время может оставаться сохранным: так испражняющийся под себя больной с прогрессивным параличом пишет оригинальную научную статью (пример С.И. Консторума).

2) Проявления амнестических расстройств разнообразны: лакунарная, элективная, избирательная, ретроградная, антероградная, фиксационная, прогрессирующая (вплоть до тотальной) амнезии.

3) На начальных этапах эмоциональная лабильность проявляется как несвойственная ранее больному сентиментальность, слезливость при дорогих, теплых воспоминаниях, постепенно доходящие до эмоционального недержания с насильственным смехом и плачем. Аффект крайне изменчив, часто повышена раздражительность, доходящая до приступов ярости.

При этом не следует забывать, что при психоорганическом синдроме затронуты все психические процессы:

а) нарушение восприятия - снижение или невозможность охватить ситуацию целиком, снижение интенсивности (тонкости) и точности восприятия, что может усугубляться ухудшением функционирования анализаторов в позднем возрасте, при травмах головы, нейроинфекциях;

б) сужение объема внимания (особенно пассивного, наряду с расстройствами памяти- старческая рассеянность);

Нарушения памяти, внимания, памяти тесно связаны с ухудшением ориентировки в начале во времени, потом в месте, в окружающем, и при утяжелении состояния в собственной личности.

в) расстройства речи многообразны - от оскудения словарного запаса до дизартрий и афазий;

г) искажаются волевые процессы - от упрямства как проявления нарастающей инертности психической деятельности до внушаемости, основанной на лабильности эмоций и интеллектуальной сниженности.

д) при органической церебральной патологии часто бывают булимия, полидипсия, парорекия, гиперсексуальность, снижение или искажение полового чувства, бродяжничество.

Легкость знакомств и связей, циничность шуток, утрата дистанции и такта в общении, вдруг появившиеся у скромного, почтенного человека- так дебютируют некоторые формы прогрессивного паралича, болезни Пика, мозговых опухолей, при некоторых вариантах алкогольного снижения личности. Эта морально-этическая деградация- не социальный феномен, не распущенность, а биологический, грубо органический фактор, распад наиболее хрупкой психической структуры- критического отношения пациента к себе, в том числе к болезненным проявлениям.

* Астенические расстройства выражены слабо или отсутствуют лишь при атрофических процессах: болезнь Пика, хорея Гентингтона, старческое слабоумие, болезнь Альцгеймера. При всех остальных заболеваниях астения- постоянное расстройство и проявляется от повышенной раздражительности с эксплозивностью, злобностью (ЧМТ, сифилис гол. мозга) до истощаемости, адинамии (сосудистые, эндокринные заболевания).

* часто бывают головные боли, ощущения давления в голове, головокружения, плохая переносимость жары, перепадов атмосферного давления, различные неврологические симптомы.

* Характерна симптоматическая лабильность - возникновение экзогенных типов реакции под влиянием интеркуррентных заболеваний и интоксикаций, а в ряде случаев и терапии психотропными препаратами. Чаще это проявляется возникновением делирия в ночное время, реже сумеречного помрачения. Эта симптоматическая лабильность нарастает параллельно с утяжелением психоорганического синдрома. Могут быть эпизоды “дежа вю”, “жамес вю”, деперсонализации и дереализации.

* Характерна склонность к психогенным реакциям чаще в виде субдепрессивных состояний. Неглубокие проявления психоорганического синдрома могут сопровождаться продуктивными психопатологическими расстройствами: аффективными, бредовыми от паранойяльных до парафренных, галлюцинаторными (чаще в виде вербальных галлюцинозов), т.е. сопровождаются эндоформными психозами длительностью до нескольких лет, исчезают по мере нарастания психоорганического синдрома. Часто присоединяется алкоголизация.

Т.о. в целом, психоорганический синдром можно отнести к негативным расстройствам.

Dif ds с депрессиями, с sch. Отличать от псевдодеменции - ситуационно, психогенно возникающее “поглупение”, утрата памяти и умственных способностей, возникающее по патологическому защитному механизму “условной желательности”, “бегства в болезнь” при истерических реактивных состояниях.

В начале болезни при негрубом постепенном интеллектуальном снижении, при высоком преморбидном уровне осознавания своих возможностей и недостатков, при преобладании расстройств памяти больные осознают свой психический дефект, пытаются к нему приспособиться или же суживают круг деятельности в соответствии с нынешними возможностями, “отход от дел”. Исследование отношения пациента к своему заболеванию ценно для диагностических размышлений.

Психоорганический синдром может развиваться остро или постепенно:

* Острое или “мерцающее” течение синдрома возможно при сосудистой, опухолевой патологии, часто вслед за экзогенным типом реакции, продолжается дни и недели. Может быть единственным эпизодом, а может перейти в хронический. В этом случае необходимо комплексное неврологическое обследование.

* Чаще развивается постепенно, течение может быть прогрессирующим с исходом в деменцию (болезнь Пика, хорея Гентингтона, старческое слабоумие), стационарным (последствия ЧМТ, энцефалиты) или с длительными ремиссиями в результате лечения (прогрессивный паралич, опухоль головного мозга).

Итак, главное в психоорганическом синдроме - это становление и усложнение триады Вальтер-Бюэля. Однако эти расстройства могут быть обратимы: сосудистые расстройства, ЧМТ. Прекращение алкоголизации, современная и своевременная терапия прогрессивного паралича приводит к значительному улучшению психического состояния. Общее направление динамики к нарастанию мнестико-интеллектуальных расстройств, эмоциональной лабильности с исходом в органическое слабоумие, деменцию.

Выделяют следующие варианты-стадии психорганического синдрома:

1) Астенический. Имеются преимущественно субъективно замечаемые нарушения интеллекта и памяти, эмоциональная лабильность, проявления эмоционально-гиперэстетической слабости. Больной с трудом справляется с привычным объемом работы, волнуется, теряется при получении нового задания, в обстановке спешки, повышенной ответственности. Возможны головные боли, вестибулопатии и вазопатии. При фиксации взгляда на предметах с резко меняющейся яркостью (просмотр кинофильмов, созерцание водной ряби) появляется “неловкое” ощущение, “ломота” в глазах, головные боли, чувство дурноты. Те же ощущения возникают при проверке конвергенции и аккомодации. Плохо переносятся жара, духота. При перемене погоды головные боли, слабость, усиливаются затруднения с умственной деятельностью (метеочувствительность- симптом Пирогова). Возможны и другие вегетососудистые, нейроэндокринные нарушения. Больные устают от многолюдного и шумного общества, но нередко тяготятся вынужденным сужением контактов. Отдых улучшает самочувствие.

2) Эксплозивный. На этом этапе обнаруживается отчетливое снижение интеллекта и памяти. Больные перестают справляться с работой, требующей сложного умственного труда, быстрого переключения, оперативности. В настроении преобладает угрюмость, злобная раздражительность, очерченные дисфорические приступы. (заметим, что пароксизмальность, приступообразность расстройств в широком смысле “органическое” качество. Таковы многие виды припадков, расстройств влечений, сумеречных помрачений и т.д.)

Каждому человеку приходилось встречать подобных людей в повседневной жизни: не пытаясь вникнуть в ситуацию, не слушая никаких правил они в грубой, раздраженной форме отстаивают свою очень узко понимаемую правду и доказать им необоснованность их требований невозможно. Наоборот, всякое противодействие лишь озлобляет их, доводит до агрессии. Соматовегетативные расстройства сохраняются, хотя могут и видоизменяться в соответствии с органическим процессом.

3) Эйфорический и 4) Апатический. На этих стадиях больные полностью несостоятельны в мнестико-интеллектуальном отношении. По существу оба эти варианта расцениваются как разновидности слабоумия. Различен лишь эмоциональный фон. Больные или пассивно-благодушны или полностью безучастны. Критика к своему состоянию отсутствует. В этих случаях речь идет о тотальном (глобарном) слабоумии. Такой пациент на вопрос: “Есть ли болезнь? Как с головой? Хорошая ли память?” - ответит, что все в порядке.

На первых этапах психоорганического синдрома характерологические особенности заостряются, усиливаются, а в последующем нивелируются, как бы растворяются в нарастающем снижении памяти, интеллекта, переформировании эмоциональности и связанных с ним большим или меньшим снижением критики и тонкого нравственного чувства, понимания нюансов человеческих взаимоотношений. Больные все больше становятся похожими друг на друга. При некоторых заболеваниях (прогрессивный паралич, болезнь Пика) нивелировка личности наблюдается уже с самого начала заболевания, свидетельствуя тем самым о его тяжести.

Парциальное слабоумие может переходить в тотальное. В основе этого лежит генерализация деструктивных процессов в мозге, например, возникновение вторичных атрофий как следствие первичного сосудистого церебрального поражения.

В зависимости от нозологической природы заболевания характеризующие психоорганический синдром нарушения сочетаются друг с другом в самых различных соотношениях. Так, при Корсаковском психозе, старческом слабоумии, болезни Альцгеймера доминируют расстройства памяти, при прогрессивном параличе и болезни Пика- страдают различные стороны интеллекта, при опухолях мозга определенной локализации преобладают аффективные расстройства и т.д. Отметим некоторые клинические особенности психоорганического синдрома в зависимости от природы и локализации поражения. Разумеется, речь здесь идет о предпочтительности тех или иных расстройств:

При травмах головного мозга наряду с общим ослаблением памяти возможны фиксационная, антеро- и ретроградная амнезия, складывающиеся иногда в целостный корсаковский синдром. Для этих больных характерны раздражительность, конфликтность, дисфории. Выражены вегето-сосудистые дисфункции, головные боли, астения.

Гипертоническая болезнь и церебральный атеросклероз. Также большое место занимают астении, вегето-сосудистые расстройства, головные боли, расстройства сна. Выражена эмоциональная лабильность, преобладают дисмнестические явления с критикой к ним.

Алкоголизм. Критика к нарастающему снижению отсутствует. Важнейшее место занимает морально-этическая деградация. Дипсомания- расстройство влечения, приобретающее из обсессивного все более насильственный характер- компульсивный, приближающийся к пароксизмальному.

Пресенильные атрофии. Массивные многообразные расстройства памяти, интеллекта, высших корковых функций. В зависимости от локализации процесса на отдельных этапах этой группы могут преобладать вялость, аспонтанность или морально-этическое снижение, характерологические сдвиги, нелепое поведение, нарастающий распад речи. При болезни Альцгеймера нередко удается выявить элементы своеобразной критичности пациента к своей несостоятельности.

Поражение лобных долей мозга. Аспонтанность (при заинтересованности конвекситальных отделов) и своеобразная дурашливость - мория, если затронуты орбитальные поверхности (при болезни Пика по данным Штернберга).

Прогрессивный паралич. Грубейшее снижение интеллекта, эйфория, нелепый бред величия, полное отсутствие критики,

Сифилис мозга. Лакунарное слабоумие, структура психоорганического синдрома напоминает сосудистый вариант, но “сифилитик злее” (П.Б. Ганнушкин, М.Е. Бурно).

Поражение межуточного мозга. Крайне выражена истощаемость - панастения.

Стволовые поражения. Часто бывают нарушения влечения. Выделяют особый психоэндокринный синдром представляющий собой расстройства влечения (пищевого, питьевого, полового и др.), нарушения характера (психопатизация) с чертами возбудимости и нейстойчивости, резкие колебания эмоционального фона. Часто на фоне повышенной истощаемости.

Сравнительно-возрастной аспект: у детей на первый план выходят вегетативные нарушения: утомляемость, неустойчивость внимания, моторное беспокойство вплоть до двигательной расторможенности, ритмические стереотипии. Выражена эмоциональная лабильность, часты нарушения влечения, отсутствие чувства дистанции при общении со взрослыми. Конфликтное поведение и трудности в обучении вызывают трудности.

В позднем возрасте чаще встречаются органические расстройства сложного генеза: алкогольного, травматического, сосудистого, атрофического.

II Корсаковский синдром (амнестический синдром).

Представляет собой своего рода идеальный тип психоорганического синдрома. По механизму развития представляет собой один из переходных синдромов Вика.

1) Фиксационная амнезия (потеря памяти на текущие события: не знает, что сегодня ел, как зовут лечащего врача). В большей степени страдает словесная память, в меньшей- аффективная (особенно на события, связанные с неприятными переживаниями); часто ретроградная амнезия (на события, предшествующие началу заболевания).

2) Амнестическая дезориентировка (больше всего во времени, чем в месте). М.б. ложная дезориентировка.

3) Парамнезии (чаще всего это конфабуляции, реже псевдореминисценции). Чаще это замещающие конфабуляции обыденного содержания, постоянно меняющиеся по содержанию при прицельных вопросах, реже фантастического содержания. У детей их практически не бывает, у пожилых, наоборот, настолько многочисленны и интенсивны, что достигают уровня конфабулеза.

* несмотря на снижение интеллекта, критики к болезни, долгое время существует сознание болезни, особенно касающееся расстройств памяти. Больные активно используют всякие уловки для сокрытия этих расстройств.

* снижение уровня побуждений и активности, психическая и физическая утомляемость. О особенно у пожилых.

* у пожилых чаще снижен аффект, у молодых- эйфория, периодически сменяющаяся раздражительностью.

Чаще всего острое начало Корсаковского синдрома чаще всего вслед за делирием, реже после оглушения или сумерек. Иногда после делирия ему предшествует этап конфабуляторной спутанности (больные дезориентированы, наблюдается бессвязность мышления, обильные конфабуляции, ложные узнавания, стремление к деятельности при отсутствии иллюзорно-галлюцинаторных расстройств). Острый Корсаковский синдром сохраняется дни, недели, реже месяцы, годы, постепенно подвергаясь обратному развитию. Часто долго остается без изменения при присоединении дополнительных вредностей: ЧМТ, алкоголизации и т.д.

Реже, главным образом во вторую половину жизни, возникает, постепенно развиваясь, без предшествующего помрачения сознания, хронический Корсаковский синдром. Чаще идет прогрессирующий распад памяти, характерно для сенильно-атрофических процессов, церебрального атеросклероза. Максимальная интенсивность достигается при пресбиофрении Вернике.

Корсаковский синдром характерен для различных интоксикаций (особенно при алкоголизме), при ЧМТ, опухолей мозга, инфекций, острой гипоксии, сенильно-атрофических и сосудистых процессов, отравлении угарным газом.

Различать Корсаковский синдром и Корсаковский психоз. Последний является алкогольным энцефалопатическим психозом, развивается после алкогольного делирия или энцефалопатии Гайе-Вернике. Помимо характерной для синдрома триады психических расстройств при психозе наблюдаются неврологические и соматические нарушения. Неврологические расстройства чаще проявляются в виде полинейропатии (невритов в области конечностей, сопровождаемых болями, атрофией мышц, нарушением чувствительности, ослаблением сухожильных рефлексов). Чаще встречается у женщин, после 40-50 лет. При лечении часто наблюдается регредиентное течение.

СЛАБОУМИЕ – стойкое, малообратимое обеднение психической деятельности, ее упрощение и упадок. Слабоумие проявляется в ослаблении познавательных процессов и обеднении чувств, изменении поведения в целом. В далеко зашедших случаях слабоумия психическая сфера представляет собой «разнообразные развалины душевной организации» (Maudsley). Продолжающаяся в течение жизни эволюция психической деятельности при слабоумии приостанавливается и нередко прекращается совершенно. Если и приобретаются новые знания и формы деятельности, то только простейшие. Пользование прошлым опытом крайне затруднено и обычно сводится к привычным суждениям и навыкам; сложный, наиболее совершенный опыт не воспроизводится. В отличие от продуктивных образований, слабоумие представляет собой совокупность негативных изменений (явлений «выпадения»). Слабоумие редко развивается изолированно, часто сочетается с позитивными расстройствами, но и на них сказывается общий упадок психической деятельности (галлюцинации бледнеют, бредовая система распадается, кататонические расстройства в ослабленном виде становятся привычной формой поведения, маниакальные и депрессивные состояния делаются монотонными и непродуктивными). «В крайних случаях слабоумия не могут образоваться даже нелепые идеи» (Maudsley). Вместе с тем отдельные явления слабоумия возникают при прогрессирующих психозах нередко в самом начале болезни, в ее прологе, часто задолго до появления продуктивной симптоматики, такая особенность типично видоизменяет клиническую картину заболевания.

А) Врожденное слабоумие – (олигофрения, малоумие) общее, более или менее выраженное недоразвитие психики. Проявляется в неспособности к абстрактному мышлению, недоразвитии речи, крайне скудном запасе слов, бедности представлений и фантазии, слабости памяти, ограниченном запасе знаний, незначительной способности к их приобретению. Эмоции бедны и нередко исчерпываются кругом удовлетворения физических потребностей. Характерно отсутствие прогрессирования интеллектуальной недостаточности, при этом происходит эволюционная динамика с накоплением некоторого опыта, частичной адаптации в специально созданных условиях.

По степени выраженности выделяют 3 степени олигофрении:

I Дебильность – резко сниженная способность к абстрактному мышлению, формированию понятий восполняется хорошей памятью, развитой речью, способностью к подражанию. Характерно конкретно-ситуационное мышление. Возможно обучение во вспомогательной школе, овладение несложной профессией. Внушаемы, легко подпадают под чужое влияние, алкоголизируются, совершают правонарушения.

II Имбецильность – не способны к абстрактному мышлению, способны только к образованию представлений. Речь косноязычна (плохая артикуляция, заикание), словарный запас беден, фразы односложные. Способны к навыкам самообслуживания, способны к простейшим трудовым операциям, не требующим четкой координации. По характеру м.б. или ласковыми, послушными, добрыми, или раздраженными, взрывчатыми, дисфоричным. Возможно их содержание в условиях семьи.

III Идиотия – беспомощны, речь отсутствует, эмоции примитивны (крик, плач). Некоторые не могут ходить, совершают стереотипные движения (раскачивания), пытаются копировать движения окружающих. Не могут обслуживать себя, нуждаются в постоянном надзоре. Жизнь ограничивается удовлетворением биологических потребностей («вегетативное существование»).Редко доживают до зрелого возраста, т.к. часто сопутствуют множественные дефекты внутренних органов, внешние аномалии.

 

Б) Приобретенное слабоумие – (деменция, слабоумие) – приобретенный психический дефект с преимущественным расстройством интеллектуальных функций с утратой накопленных способностей и знаний, с общим снижением продуктивности психической деятельности, изменением личности. Различают по характеру поражения головного мозга и по вызвавшей его болезни.

1. Парциальное (дисмнестическое, лакунарное) слабоумие – Характерна сохранность ядра личности (навыков поведения, личностных установок и убеждений – хотя и возможно некоторое заострение прежних черт характера) при неравномерном, частичном выпадении психических функций (в т.ч. мнестических нарушений) с затрудненностью и замедленностью психических процессов, речи, моторики, эмоциональным недержанием, слезливостью, растерянностью, беспомощностью при слабо выраженных расстройствах критики. (Диффузные сосудистые заболевания: атеросклеротические, гипертонические, при коллагенозах, нейросифилисе,

2. Тотальное (глобарное, паралитическое) слабоумие – Происходит распад ядра личности (стирание индивидуальных особенностей личности, потеря или извращение психической активности) с одновременным и выраженным снижением всех форм познавательной деятельности и утратой критики к своему состоянию. (Паралитическое слабоумие при прогрессивного паралича (сифилитический менингоэнцефалит)(благодушие, беспечность, тупая эйфория, двигательная расторможенность, облегчение ассоциаций и расторможение низших влечений); сенильное слабоумие при сенильной деменции, дегенеративных заболеваниях (болезнь Альцгеймера, Пика) (прогрессирующая амнезия, полная утрата критики, преобладание тупо-безразличного или угрюмо-раздражительного настроения, эмоциональное оскудение); поражение лобных отделов (травма, опухоль, парциальная атрофия).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: