ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (ИУ)




КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Социальная педагогика»

Тема: «Воспитательная работа в исправительных учреждениях

На примере ИК-14 ОИК-4 ГУФСИН России по Свердловской области

П. Пуксинка (особый режим)»

 

Исполнитель:

студентка заочного отделения

Сырбачева Лариса Николаевна

Группа 581

 

Научный руководитель:

канд.филос.наук

Сарнчина Т.А.

 

Екатеринбург, 2012


СОДЕРЖАНИЕ

 

1 ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (ИУ) 5

1.1 Сущность и содержание воспитательной работы в ИУ.. 5

1.2. Специфика контингента, осуществляющего воспитательную работу в ИУ.. 9

1.3. Характеристика принципов работы социального педагога (СП) в исправительном учреждении. 11

2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.. 16

2.1. Основные подходы и методы работы СП в ИУ.. 16

2.2. Статистический анализ заключенных по типу преступления. 20

2.3. Исследование воспитательной работы с различными типами заключенных. 23

3.1. Роль СП в ИУ.. 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 31

 


ВВЕДЕНИЕ

Несмотря на то, что и режим отбывания наказания, и труд осужденных в местах лишения свободы, как и их общеобразова­тельное и профессиональное обучение, выполняют воспита­тельную функцию, законодатель в качестве самостоятельного основного средства исправительного воздействия на осужден­ных определил воспитательную работу.

Воспитательная работа как одно из средств достижения це­ли наказания – исправления осужденных и предупреждения со­вершения ими новых преступлений представляет собой ком­плексную систему форм, методов и средств целенаправленного позитивного воздействия на личность и поведение осужденных.

Эта тема нашла отражение в трудах следующих авторов: А.С. Макаренко, Л.В. Мардахаев, Кузнецова Л.П., В.А. Никитин, Мудрик А.В. и д.р. Однако хотелось бы сказать, что труды современных авторов во многом полагаются лишь на концепции А.С. Макаренко и Л.В. Мардахаева, что говорит о том, что данная тема относительно нова и требует дальнейшей разработки.

Тема данной курсовой работы: «Воспитательная работа в исправительных учреждениях на примере ИК-14 ОИК-4 ГУФСИН России по Свердловской области п. Пуксинка (особый режим)».

Объект исследования: воспитательная деятельность в ИУ.

Предмет исследования: воспитательная работа как профессиональная деятельность социального педагога в исправительном учреждении.

Ориентируясь на объект и предмет исследования, определим его цель:

определение роли социального педагога в воспитательной деятельности в исправительном учреждении.

Задачи исследования:

1. Определить понятие воспитательной деятельности в исправительном учреждении.

2. Выявить сущность и содержание воспитательной работы в исправительных учреждениях.

3. Определить специфику контингента, осуществляющего воспитательную работу в ИУ.

4. Дать характеристику принципов работы социального педагога (СП) в исправительном учреждении.

5. Провести статистический анализ заключенных ИК-14 п. Пуксинка.

6. Определить направления работы СП в ИУ, опираясь на статистические данные о заключенных.

7. Определить проблемы и роль воспитательной деятельности СП в ИУ.

8. Дать рекомендации СП по дальнейшему осуществлению воспитательной деятельности в ИУ.

Актуальность данной работы состоит в том, что в связи с внедрением новой Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года роль социального педагога в исправительных учреждениях станет возрастать, что приведет к большей гуманизации процесса воспитания заключенных.

Гипотеза: если роль социального педагога в исправительном учреждении возрастет, то процесс создания необходимых условий для умственного, духовного, нравственного, психологического, физического развития заключенных, их ресоциализация, формирование у них потребностей в активном участии в производительном труде и иной общественно-полезной деятельности станет более быстрым и эффективным.

 


ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (ИУ)

1.1 Сущность и содержание воспитательной работы в ИУ

Лица, нарушившие установленные в государстве законом нормы и правила поведения, подлежат осуждению и привлечению к отбыванию наказания в специальных учреждениях: воспитательно-трудовых колониях (ВТК) для несовершеннолетних и исправительных колониях (ИК) для взрослых.

Перед государством стоит задача не только наказать человека за совершенное преступление, но перевоспитать и возвратить обществу социально-здорового человека. Решение ее возложено на пенитенциарные (исправительные) учреждения.

ИУ представляют собой специализированные (преимущественно государственные) организации, предназначенные для выполнения функций наказания за уголовно-наказуемые деяния, исправления и перевоспитания осужденных. Деятельностью в этих учреждениях занимается особая отрасль социальной педагогики. Она изучает возможности исправления нравственной деформации личности осужденного, воздействует на него с целью перевоспитания в условиях отбывания уголовного наказания (особенно лишения свободы) и получила название исправительной педагогики[1].

В специальной литературе встречается выражение «исправительно-трудовая педагогика». Под ней понимают отрасль социально-педагогической науки, исследующей организованную деятельность по перевоспитанию лиц, совершивших уголовное преступление и осужденных к различным видам наказания – как связанным, так и не связанным с лишением свободы[2].

Система исправительной (пенитенциарной) педагогической теории и практики сложилась как самостоятельная отрасль знаний и педагогической деятельности в начале 60-х гг. Это было связано с существенными изменениями, происшедшими в этот период в исправительно-трудовой деятельности[3].

В настоящее время можно выделить следующие основные задачи теории исправительно-педагогической работы:

1. Научно-теоретическое исследование педагогической системы исправления (перевоспитания) и возможности ее совершенствования в условиях пенитенциарных учреждений.

2. Выявление и обоснование закономерностей процесса перевоспитания осужденных.

3. Исследование процесса перевоспитания, его принципов, содержания, средств, форм и методов воспитательной работы в условиях пенитенциарного учреждения.

4. Прогнозирование развития педагогической системы в органах исполняющих наказания.

5. Исследование возможностей уголовного наказания как метода социально-педагогического воздействия на личность осужденного.

6. Определение критериев и показателей степени исправления личности, насыщение этих понятий конкретным содержанием для практического применения.

7. Исследование действенности исправительной и перевоспитательной деятельности пенитенциарных учреждений.

8. Разработка и обоснование путей совершенствования адаптации бывших осужденных после освобождения;

9. Социально-педагогические проблемы предупреждения рецидива.

10. Изучение отечественного и зарубежного опыта исправительной педагогики, возможностей его применения в наших условиях.

Исправительно-воспитательный процесс осуществляется в специфических условиях ИУ. К таким условиям относятся[4]:

- частичная или полная изоляция осужденных от общества;

- отдельное содержание в течение длительного времени мужчин

или женщин;

- процесс перевоспитания в условиях исполнения уголовного наказания;

- жесткие правовые рамки жизни, учебы и труда, а также взаимоотношений осужденных с воспитателями и администрацией;

- особый статус осужденных, регламентированный специальными правами и обязанностями.

Поскольку воспитательная работа в ИУ осуществляется в специфических условиях и с лицами, совершившими преступле­ния, то наиболее важные вопросы ее организации урегулирова­ны уголовно-исполнительным законодательством (ст. 109, 110 УИК) и принимаемыми на его основе нормативными актами. В них, в частности, устанавливается порядок проведения клубной, библиотечной и физкультурно-спортивной работы с осужден­ными; определяются нормативы материально-технической базы для организации воспитательной работы в ИУ и т.д.

Однако в силу того, что воспитательная работа с осужден­ными носит прежде всего психолого-педагогический характер, законодатель не преследует цели урегулировать все вопросы ее организации. Такой подход дает возможность администрации ИУ творчески применять наиболее эффективные средства, ме­тоды и приемы педагогического и воспитательного воздействия, если они не противоречат закону и требованиям режима отбы­вания наказания.

Воспитательные мероприятия должны оказывать позитивное воздействие на сознание, поведение, взгляды и привычки осуж­денных, на формирование у них общественно полезных качеств и навыков. Ставить же, как это было раньше, перед органами, исполняющими наказания, задачу искоренения всех антисоци­альных свойств личности осужденных нереально – она не может быть достигнута в неблагоприятных для этого условиях отбы­вания наказания[5].

Закон устанавливает норму: участие осужденных в проводи­мых воспитательных мероприятиях учитывается при определе­нии степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания. Это оправдано практикой, так как ак­тивное участие или безразличное отношение осужденных к про­водимым воспитательным мероприятиям является одним из ре­альных критериев их исправления. К тому же этот критерий учитывается при решении весьма важных юридических вопро­сов и, в частности, при представлении осужденных к условно-досрочному освобождению, применению актов об амнистии, помиловании и т.д[6].

Необходимо отметить, что в учреждениях и органах, испол­няющих наказания, распорядок дня предусматривает проведе­ние мероприятий воспитательного характера, участие в которых является обязательным для осужденных.

Исправительно-воспитательный процесс включает системную последовательность действий социального педагога, взаимодействия воспитателя и воспитуемого, обеспечивающие достижение определенной социально-педагогической цели. Он состоит из нескольких этапов и обеспечивается субъектами, направляющими свою социально-педагогическую деятельность на определенный объект[7].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: