КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Социальная педагогика»
Тема: «Воспитательная работа в исправительных учреждениях
На примере ИК-14 ОИК-4 ГУФСИН России по Свердловской области
П. Пуксинка (особый режим)»
Исполнитель:
студентка заочного отделения
Сырбачева Лариса Николаевна
Группа 581
Научный руководитель:
канд.филос.наук
Сарнчина Т.А.
Екатеринбург, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
1 ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (ИУ) 5
1.1 Сущность и содержание воспитательной работы в ИУ.. 5
1.2. Специфика контингента, осуществляющего воспитательную работу в ИУ.. 9
1.3. Характеристика принципов работы социального педагога (СП) в исправительном учреждении. 11
2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.. 16
2.1. Основные подходы и методы работы СП в ИУ.. 16
2.2. Статистический анализ заключенных по типу преступления. 20
2.3. Исследование воспитательной работы с различными типами заключенных. 23
3.1. Роль СП в ИУ.. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 31
ВВЕДЕНИЕ
Несмотря на то, что и режим отбывания наказания, и труд осужденных в местах лишения свободы, как и их общеобразовательное и профессиональное обучение, выполняют воспитательную функцию, законодатель в качестве самостоятельного основного средства исправительного воздействия на осужденных определил воспитательную работу.
Воспитательная работа как одно из средств достижения цели наказания – исправления осужденных и предупреждения совершения ими новых преступлений представляет собой комплексную систему форм, методов и средств целенаправленного позитивного воздействия на личность и поведение осужденных.
Эта тема нашла отражение в трудах следующих авторов: А.С. Макаренко, Л.В. Мардахаев, Кузнецова Л.П., В.А. Никитин, Мудрик А.В. и д.р. Однако хотелось бы сказать, что труды современных авторов во многом полагаются лишь на концепции А.С. Макаренко и Л.В. Мардахаева, что говорит о том, что данная тема относительно нова и требует дальнейшей разработки.
Тема данной курсовой работы: «Воспитательная работа в исправительных учреждениях на примере ИК-14 ОИК-4 ГУФСИН России по Свердловской области п. Пуксинка (особый режим)».
Объект исследования: воспитательная деятельность в ИУ.
Предмет исследования: воспитательная работа как профессиональная деятельность социального педагога в исправительном учреждении.
Ориентируясь на объект и предмет исследования, определим его цель:
определение роли социального педагога в воспитательной деятельности в исправительном учреждении.
Задачи исследования:
1. Определить понятие воспитательной деятельности в исправительном учреждении.
2. Выявить сущность и содержание воспитательной работы в исправительных учреждениях.
3. Определить специфику контингента, осуществляющего воспитательную работу в ИУ.
4. Дать характеристику принципов работы социального педагога (СП) в исправительном учреждении.
5. Провести статистический анализ заключенных ИК-14 п. Пуксинка.
6. Определить направления работы СП в ИУ, опираясь на статистические данные о заключенных.
7. Определить проблемы и роль воспитательной деятельности СП в ИУ.
8. Дать рекомендации СП по дальнейшему осуществлению воспитательной деятельности в ИУ.
Актуальность данной работы состоит в том, что в связи с внедрением новой Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года роль социального педагога в исправительных учреждениях станет возрастать, что приведет к большей гуманизации процесса воспитания заключенных.
Гипотеза: если роль социального педагога в исправительном учреждении возрастет, то процесс создания необходимых условий для умственного, духовного, нравственного, психологического, физического развития заключенных, их ресоциализация, формирование у них потребностей в активном участии в производительном труде и иной общественно-полезной деятельности станет более быстрым и эффективным.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (ИУ)
1.1 Сущность и содержание воспитательной работы в ИУ
Лица, нарушившие установленные в государстве законом нормы и правила поведения, подлежат осуждению и привлечению к отбыванию наказания в специальных учреждениях: воспитательно-трудовых колониях (ВТК) для несовершеннолетних и исправительных колониях (ИК) для взрослых.
Перед государством стоит задача не только наказать человека за совершенное преступление, но перевоспитать и возвратить обществу социально-здорового человека. Решение ее возложено на пенитенциарные (исправительные) учреждения.
ИУ представляют собой специализированные (преимущественно государственные) организации, предназначенные для выполнения функций наказания за уголовно-наказуемые деяния, исправления и перевоспитания осужденных. Деятельностью в этих учреждениях занимается особая отрасль социальной педагогики. Она изучает возможности исправления нравственной деформации личности осужденного, воздействует на него с целью перевоспитания в условиях отбывания уголовного наказания (особенно лишения свободы) и получила название исправительной педагогики[1].
В специальной литературе встречается выражение «исправительно-трудовая педагогика». Под ней понимают отрасль социально-педагогической науки, исследующей организованную деятельность по перевоспитанию лиц, совершивших уголовное преступление и осужденных к различным видам наказания – как связанным, так и не связанным с лишением свободы[2].
Система исправительной (пенитенциарной) педагогической теории и практики сложилась как самостоятельная отрасль знаний и педагогической деятельности в начале 60-х гг. Это было связано с существенными изменениями, происшедшими в этот период в исправительно-трудовой деятельности[3].
В настоящее время можно выделить следующие основные задачи теории исправительно-педагогической работы:
1. Научно-теоретическое исследование педагогической системы исправления (перевоспитания) и возможности ее совершенствования в условиях пенитенциарных учреждений.
2. Выявление и обоснование закономерностей процесса перевоспитания осужденных.
3. Исследование процесса перевоспитания, его принципов, содержания, средств, форм и методов воспитательной работы в условиях пенитенциарного учреждения.
4. Прогнозирование развития педагогической системы в органах исполняющих наказания.
5. Исследование возможностей уголовного наказания как метода социально-педагогического воздействия на личность осужденного.
6. Определение критериев и показателей степени исправления личности, насыщение этих понятий конкретным содержанием для практического применения.
7. Исследование действенности исправительной и перевоспитательной деятельности пенитенциарных учреждений.
8. Разработка и обоснование путей совершенствования адаптации бывших осужденных после освобождения;
9. Социально-педагогические проблемы предупреждения рецидива.
10. Изучение отечественного и зарубежного опыта исправительной педагогики, возможностей его применения в наших условиях.
Исправительно-воспитательный процесс осуществляется в специфических условиях ИУ. К таким условиям относятся[4]:
- частичная или полная изоляция осужденных от общества;
- отдельное содержание в течение длительного времени мужчин
или женщин;
- процесс перевоспитания в условиях исполнения уголовного наказания;
- жесткие правовые рамки жизни, учебы и труда, а также взаимоотношений осужденных с воспитателями и администрацией;
- особый статус осужденных, регламентированный специальными правами и обязанностями.
Поскольку воспитательная работа в ИУ осуществляется в специфических условиях и с лицами, совершившими преступления, то наиболее важные вопросы ее организации урегулированы уголовно-исполнительным законодательством (ст. 109, 110 УИК) и принимаемыми на его основе нормативными актами. В них, в частности, устанавливается порядок проведения клубной, библиотечной и физкультурно-спортивной работы с осужденными; определяются нормативы материально-технической базы для организации воспитательной работы в ИУ и т.д.
Однако в силу того, что воспитательная работа с осужденными носит прежде всего психолого-педагогический характер, законодатель не преследует цели урегулировать все вопросы ее организации. Такой подход дает возможность администрации ИУ творчески применять наиболее эффективные средства, методы и приемы педагогического и воспитательного воздействия, если они не противоречат закону и требованиям режима отбывания наказания.
Воспитательные мероприятия должны оказывать позитивное воздействие на сознание, поведение, взгляды и привычки осужденных, на формирование у них общественно полезных качеств и навыков. Ставить же, как это было раньше, перед органами, исполняющими наказания, задачу искоренения всех антисоциальных свойств личности осужденных нереально – она не может быть достигнута в неблагоприятных для этого условиях отбывания наказания[5].
Закон устанавливает норму: участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания. Это оправдано практикой, так как активное участие или безразличное отношение осужденных к проводимым воспитательным мероприятиям является одним из реальных критериев их исправления. К тому же этот критерий учитывается при решении весьма важных юридических вопросов и, в частности, при представлении осужденных к условно-досрочному освобождению, применению актов об амнистии, помиловании и т.д[6].
Необходимо отметить, что в учреждениях и органах, исполняющих наказания, распорядок дня предусматривает проведение мероприятий воспитательного характера, участие в которых является обязательным для осужденных.
Исправительно-воспитательный процесс включает системную последовательность действий социального педагога, взаимодействия воспитателя и воспитуемого, обеспечивающие достижение определенной социально-педагогической цели. Он состоит из нескольких этапов и обеспечивается субъектами, направляющими свою социально-педагогическую деятельность на определенный объект[7].