Характеристика принципов работы социального педагога (СП) в исправительном учреждении




Реализация исправительно-воспитательного процесса требует от администрации и воспитателей пенитенциарного учреждения учета специфических принципов:

- принцип целенаправленности в воспитательной деятельности[14]. Процесс перевоспитания невозможен без четкого и конкретного определения его цели, под которой понимается идеальное представление о предполагаемом, «проектируемом» результате педагогическойдеятельности[15].

Цель выступает как первоначальный ориентир, позволяющий воспитателю выстроить перед осужденным целую систему «перспективных линий» - от ближней до дальней. В качестве дальней цели может быть определена перспектива окончательного перевоспитания и возвращения бывшего преступника в жизнь общества сознательным, законопослушным его членом[16].

- принцип соответствия цели средствам, формам и методам воспитательной деятельностипо отношению к конкретному осужденному[17]. Цель всегда рассматривается в соответствии со средствами.Средства, формы и методы выступают конкретным педагогическим инструментарием достижения цели. Последняя всегда предусматриваетиспользование наиболее оптимального педагогического инструментария, который позволил бы в соответствующих условиях конкретнымвоспитателям добиться перевоспитания каждого осужденного.

- принцип связи процесса перевоспитания осужденного с окружающей жизнью.Сущность его заключается в том, что процесс перевоспитания направлен на подготовку осужденного к жизнедеятельности втой социальной среде, в которую он попадет после его выхода на свободу. В этом одна из наиболее сложных социальных проблем, стоящих перед воспитателями, так как абстрактная цель перевоспитанияможет оторвать человека от реальной жизни. В таком случае он послеосвобождения из мест заключения может не найти свое место в обществе, и общество не примет его, что вызовет рецидив. Последствияподобного рецидива часто проявляются в агрессивных действиях освобожденного, предусматривающих применение административныхмер.

Воспитателям рекомендуется помочь человеку восстановить и наладить социально полезные связи и отношения с другими людьми, социальным окружением; постоянно держать осужденных в курсе событий внутриполитической и международной жизни, расширять круг общественно-политических интересов, формировать у них положительные социальные установки. Этому способствует также и приобщение осужденных к делам колонии, вовлечение их в трудовую и общественную деятельность[18].

- принцип активности осужденного в общественно полезной деятельности[19]. Данный принцип непосредственно связан с предыдущим. Сущность его заключается в том, что важнейшим источникомразвития человека, его перевоспитания выступает собственная активность. Его основу в общем виде можно определить как формирование личности в деятельности. Включение человека в активную общественно полезную деятельность способствует его социальнойпереориентации, перевоспитанию. Такой подход не подавляет личность, а, наоборот, активизирует ее, помогает наиболее полному проявлению духовных сил.

Общественно полезная деятельность осужденных – это прежде всего их производительный труд. Воспитательная функция труда в процессе формирования личности общеизвестна. Он активно используется в жизнедеятельности осужденных. Кроме того, в условиях заключения к общественно полезной относятся учебная, общественная деятельность в часы досуга, участие в художественной самодеятельности, культурно-досуговая и физкультурно-спортивная работа[20].

-принцип воспитания в коллективе[21].Данный принцип вытекает из социальной обусловленности развития (исправления) осужденных.

В условиях жесткой изоляции, принудительного пребывания в определенных администрацией отряде, бригаде, звене резко возрастает роль ближайшего социального окружения. Коллектив может быть самым разным: от позитивного (о котором писал Макаренко как наиболее важном средстве перевоспитания) до резко негативного – «асоциальный коллектив». В негативном (асоциальном) плане это не коллектив, а сообщество, группа и пр. В ряде исправительных учреждений процветают отрицательные традиции, с молчаливого согласия «авторитеты» уголовного мира («углы», «паханы», «главворы») насаждают враждебные нормальному человеческому общежитию правила поведения и взаимоотношений. В таких «зонах» воспитательная работа требует особого педагогического мастерства[22].

Сформировать коллективистские отношения в среде осужденных чрезвычайно сложно, но вполне возможно. Такой опыт есть в ряде подразделений. Основу данного опыта создала педагогическая теория коллектива, разработанная Макаренко, которая трансформирована и адаптирована к условиям современных исправительных учреждений[23].

- принцип опоры на положительное в личности.В воспитательной работе с осужденными исключительно важно уметь видеть в личности не только недостатки, но и положительное. Это тот союзник, опираясь на которого, можно направить усилия воспитанника на позитивную (продуктивную) деятельность, на самопроявление, а в перспективе и на активизацию его перевоспитания. Реализация этого принципа необычайно сложна для воспитателей даже чисто психологически, ибо серьезные нравственные дефекты, отрицательные черты характера осужденных, их негативное отношение как к требованиям исправительно-трудового права, так и их носителям (воспитателям осужденных) лежат, что называется, на поверхности. В то же время те качества и черты характера, которые отражают человеческую сущность личности, осужденные чаще всего прячут от окружающих, дабы не стать объектом насмешек и издевательств со стороны других, а подчас и не осознаются ими самими[24].

- принцип дифференцированного и индивидуального подхода в процессе воспитания[25].Осужденные различаются по полу, возрасту,образованию, национальным, религиозным и социально-групповым,индивидуально-психологическим особенностям, социально-педагогической запущенности, образу жизни до осуждения, типу совершенного преступления и т.д. Все это и требует своеобразия подхода как копределенной группе, так и к отдельной личности.

- принцип индивидуального подхода в процессе перевоспитания[26]. Каждый человек – это свой мир, свои возможности, свои социальные проблемы, и потому он, естественно, требует индивидуального подхода. Особенно это важно в процессе воспитания. Именно через индивидуальный подход можно реально рассчитывать на действенность перевоспитания конкретного человека.

- принцип комплексного подхода[27].Идея комплексного подхода вытекает из понимания личности как целостности, как сложной динамичной системы. Речь идет об использовании комплекса мер воспитательного воздействия, способного обеспечить разносторонность развития.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: