Каждая категория осужденных требует учета ее специфики в интересах перевоспитания.
Особенности перевоспитания лиц с аномалиями в психике.
Лица с отклонениями в психике – это особая категория осужденных. К ним относятся люди[47]:
- перенесшие травматические поражения головного мозга;
- имеющие отклонения в психическом развитии, связанные с истерическими и психопатическими явлениями. Они правоспособны и вменяемы, сохраняют социальные связи и в подавляющем большинстве случаев трудоспособны. Психические аномалии у осужденных в условиях изоляции могут усиливаться, что приводит к обострению их агрессивности;
- имеющие ограничения в тех или иных видах деятельности;
- находящиеся в определенной психологической изоляции, испытывающие недоброжелательное отношение, насмешки, а порой и издевательства со стороны других осужденных.
В воспитательной работе с осужденными, имеющими аномалии в психике, важно[48]:
- знать характер психической аномалии человека и возникающие в связи с ней социальные проблемы, медицинские рекомендации в работе с ним;
- оградить его по возможности от негативного влияния других осужденных;
- стремиться привлечь его к той деятельности, которая наиболее посильна и может быть реализована в условиях колонии;
- обеспечивать периодическое медицинское освидетельствование, при необходимости специальное лечение.
Встречаются случаи, когда вполне здоровый человек симулирует психическую невменяемость с целью побуждения пересмотра результата осуждения или хотя бы получения поблажек. Выявление таких лиц — задача сотрудников и работников медицинских органов.
Особенности перевоспитания верующих[49].
В места лишения свободы приходит определенная часть людей верующих. С другой стороны, некоторые отбывающие наказание под воздействием факторов окружающей среды приобщается к религии. Особенно характерно это для ряда исправительных колоний, которые поддерживают связи с религиозными конфессиями по месту их размещения. Этому способствуют также активные посещения колоний священнослужителями, их беседы с осужденными, проведение религиозных служб.
В работе с данной категорией людей важно создать им условия для соблюдения религиозных обрядов. В этом проявляется индивидуальное право гражданина. Активное использование возможностей религиозной службы, общения со священнослужителями могут способствовать решению проблемы перевоспитания осужденных. Имеют место случаи, когда бывший осужденный после выхода из колонии, оказываясь в сложной ситуации, обращается к церкви, где находит приют и получает возможность временной адаптации. Это также имеет позитивное значение для реализации результата его перевоспитания. Данный факт важен еще и потому, что в настоящее время явно недостаточно ни государственных, ни общественных учреждений, которые бы помогли человеку после отбывания наказания в адаптации по месту жительства[50].
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Роль СП в ИУ
Работа с заключенными требует СП достаточной гибкости, своевременного анализа эффективности педагогической деятельности на каждом этапе, коррекции своих усилий, обеспечения наибольшей индивидуализации воспитательной деятельности.
В связи с этим, и определяется роль СП в ИУ:
- определение особенностей характера осужденного;
- сопровождение на весь период срока пребывания в пенитенциарном учреждении, назначенного для осужденного;
- выявление своеобразия коллектива осужденных, его позитивных воспитательных возможностей;
- соединение педагогического опыта администрации и воспитателей;
- оценка воспитательных возможностей самого учреждения;
- определение качественно-количественных характеристик протекания податапов педагогической деятельности по исправлению (перевоспитанию) осужденного;
- расчет длительности каждого этапа исправления;
- оценка степени включенности самого осужденного в процесс самоисправления, самовоспитания и т. д.
Таким образом, роль СП в ИУ достаточно важна и обширна. Как следует из вышеперечисленного, конечный результат деятельности СП напрямую зависит от предшествующей воспитательной работы с осуженными. Тогда же возникают и проблемы, которые необходимо решить СП:
- предстоящее самообеспечение заключенного;
- восстановление связей с близкими для заключенных людьми;
- наличие постоянного места жительства;
- трудоустройство;
- задачи, не решенные в процессе отбывания наказания.
Следует также обратить внимание на тот факт, что после отбывания срока заключенный не пропадает из поля зрения СП и вообще всей команды воспитательного процесса. Именно адаптационный период нередко определяет перспективы рецидивности бывшего осужденного. Данный факт зависит от действенности воспитания, осознания бывшим осужденным необходимости соблюдения правовых норм, а также от наличия места жительства, возможности трудоустройства, особенностей среды, в которой предстоит жить, ее нравственного климата, отношения к бывшему осужденному окружающих.
Следует отметить, что в течение срока наказания, особенно на его заключительном этапе, решению многих проблем может способствовать активная и направленная деятельность попечительского совета при воспитательной колонии уголовно-исправительной системы.