РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА В ВОПРОСАХ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА




Человека принято считать ви­новником в несчастном случае только тогда, когда его действия (или бездействие) явились непосредственной причиной происшествия. Когда же несчастный случай возникает вследствие поломки машины или ин­струмента, то считают, что такое происшествие произошло по вине тех­ники.

— А ведь нередко сам рабочий производил подготовку, профилакти­ку, проверку техники перед работой, и именно его упущения явились причиной ее отказа.

Даже тогда, когда отказ техники произошел не по вине челове­ка, он мог зарождаться и развиваться постепенно и рабочий имел воз­можность, обнаружив отклонения в технологическом процессе, пре­дотвратить несчастный случай.

— Если он этого не сделал, его также можно обвинить в том, что он не принял должных мер по предупреж­дению происшествия.

— Сама по себе констатация того факта, что в несчастном случае был повинен сам пострадавший, мало, что дает для предупреждения подобных происшествий.

Основная сложность данной задачи заключа­ется в выявлении и устранении конкретных причин, которые порож­дают ошибочные действия, вызвавшие несчастный случай.

— Причины же эти, как показывает опыт, происходят от множества разнообразных факторов и их сочетания.

— В связи с этим встает очень важная задача: повысить надежность системы «человек-машина» за счет обеспечения надежности человека, более полного использования его возможностей, скрытых резервов.

Надежность работы человека характеризует такую организа­цию и протекание его трудовых действий, которые обеспечивают ус­пешное выполнение поставленной задачи в течение определенного времени и при соблюдении определенных требований к эксплуатации оборудования.

— Существенная сторона надежности работы человека заключает­ся в недопущении ошибочных действий, которые могут привести к травме или несчастному случаю.

Ошибочным действием является элемент деятельности, который нарушает ее целенаправленное протекание и приводит к нежелательно­му результату для самого работника, окружающих людей, производства.

— Своеобразной формой ошибочного действия является отсутствие дейст­вия, пассивность в тех случаях, когда необходимо действовать.

Несчастный случай - это происшествие, когда внезапное внешнее и непреднамеренное воздействие приводит к повреждению человеческого организма или к нарушению правильного его функционирования.

Ремарка…

Элементы окружающей сре­ды оказывают воздействие на организм человека. Такие воздействия называются факторами.

По отноше­нию к человеку факторы могут быть внешними (звук, свет), и внутренними (эмоции, болевые ощущения, страх, усталость и т. п.).

Фактор это любое воздействие, ока­зывающее влияние на организм человека.

По природе факторы среды могут иметь:

— 1)вещественную основу (пыль, газ)

— 2) энергетическую основу (вибрация, звук, свет)

— 3) информационную основу (рече­вые сообщения, условные сигналы)

Элементы окружающей сре­ды оказывают воздействие на организм человека. При достижении некоторого значения фактор может оказать отрицательное, воздействие на здоровье человека. Та­кой фактор называется опасностью.

Фактор — это любое воздействие на человека, а опас­ность — это фактор, приносящий ущерб здоровью человека.

Существуют три механизма превращения фактора в опасность:

— 1) рост величины (например, электрическое напряжение);

— 2) малые воздействия в течение длительного времени, то есть кумулятивный эффект (например, ионизирующее излучение);

3) совместное дейст­вие факторов.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

В несчастном случае выступает две стороны:

возникновение аварийной ситуации;

поведение работника в этих условиях.

Обе эти стороны тесно связаны с психологической регуляцией поведения, которая обусловлена индивидуальными особенностями человека, и состоянием, которое он испытывает в данный момент.

— Дисциплина «психология безопасности » изучает применение психологических знаний для обеспечения безопасности деятельности человека.

— Психологией безопасности рассматриваются психические процессы, свойства и особенно подробно анализируются различные формы психических состояний, наблюдаемых в процессе трудовой деятельности.

Производственные психические состояния возникают в процессе трудовой деятельности, классифицируются по следующим группам:

— Относительно устойчивые и длительные по времени состоя­ния. Они определяют отношение человека к данному конкретному производству и конкретному виду труда. Эти состояния (удовлетво­ренности или неудовлетворенности работой, заинтересованности тру­дом или безразличия к нему т. п.) отражают общий психологический настрой коллектива

— Временные, ситуативные, быстро проходящие состояния. Возникают под влиянием разного рода неполадок в производственном процессе или во взаимоотношениях работающих.

— Состояния, возникающие периодически в ходе трудовой дея­тельности. Таких состояний много. Например, предрасположение к работе, пониженная готовность к ней, врабатывание, повышенная ра­ботоспособность, утомление, конечный порыв; состояния, вызванные содержанием и характером работы (операции): скука, сонливость, апа­тия, повышенная активность и т.п.

На эффективность и безопасность деятельности оказывают влияние уровни напряжения работающего.

Умеренное напряжение - нормальное рабочее состояние, возни­кающее под мобилизующим влиянием трудовой деятельности. Это состояние психической активности - необходимое условие ус­пешного выполнения действий. Оно сопровождается умеренным изме­нением физиологических реакций организма, проявляется в хорошем самочувствии стабильном и уверенном выполнении действий.

Повышенное напряжение сопровождает деятельность, проте­кающую в экстремальных условиях. Экстремальные условия - усло­вия, требующие от работающего максимального напряжения физиоло­гических и психических функций, резко выходящего за пределы фи­зиологической нормы. Экстремальный режим - это режим работы в условиях, выходящих за пределы оптимума.

Интеллектуальное напряжение - напряжение вызванное час­тым обращением к интеллектуальным процессам при формировании плана обслуживания, обусловленное высокой плотностью потока про­блемных ситуаций обслуживания.

Сенсорное напряжение - напряжение, вызванное неоптималь­ными условиями деятельности сенсорных и перцептивных систем и возникающее в случае больших затруднений в восприятии необходи­мой информации.

Монотония - напряжение, вызванное однообразием выполняе­мых действий, невозможностью переключения внимания, повышенны­ми требованиями, как к концентрации, так и к устойчивости внимания.

Политония - напряжение, вызванное необходимостью пере­ключений внимания, частых и в неожиданных направлениях.

Физическое напряжение - напряжение организма, вызванное повышенной нагрузкой на двигательный аппарат человека.

Эмоциональное напряжение - напряжение, вызванное кон­фликтными условиями, повышенной вероятностью возникновении аварийной ситуации, неожиданностью либо длительным напряжением прочих видов.

Напряжение ожидания - напряжение, вызванное необходимо­стью поддержания готовности рабочих функций в условиях отсутствия деятельности.

Мотивационное напряжение - напряжение, связанное с борьбой мотивов, с выбором критериев для принятия решения.

Утомление - напряжение, связанное с временным снижением работоспособности, вызванным длительной работой. Анализ нарушений правил безопасной работы свидетельствует о том, что в их основе лежат различные индивидуально-психологические и физиологические особенности человека, которые в различных ситуациях по-разному сочетаются друг с другом.

Одну из групп индивидуальных особенностей, играющих важ­ную роль в соблюдении правил охраны труда, составляют личные качества.

Они характеризуют нравственное лицо и степень его социальной полезности. К ним относятся мотивы (внутренние побуж­дения): взгляды, ценностные представления, интересы, склонности, потребности.

— Применительно к проблемам безопасной работы особое значение приобретает осознание работником необходимости строгого соблюдения правил охраны труда, наличие установки на не­допустимость нарушений этих правил, осознание серьезных последст­вий, к которым приводят их нарушения.

— К личностным качествам относятся и черты характера, выра­жающие отношение к деятельности, окружающим людям, к себе, к вещам. Показано, что нарушение дисциплины, одной из причин явля­ется отступление правил охраны труда, обусловлено такими качествами, как безответственность, недобросовестность, халатность, лень, беспечность, неряшливость, пассивность.

— Другую группу устойчивых индивидуальных особенностей че­ловека, существенно влияющих на его трудовую деятельность, состав­ляют свойства темперамента. В отличие от свойств личности они имеют биологическую особенность индивидуума.

Сангвиник - человек с высокой эмоциональной возбудимо­стью, его легко заинтересовать, увлечь новым делом. Он подвижен, отличается высоким темпом реакций, легко переключается с одной работы на другую, имеет повышенную активность, быстро отзывается на внешние воздействия.

Холерик - человек с повышенной эмоциональной возбудимо­стью, проявляющейся в неуравновешенности поведения. Он подви­жен, склонен к импульсивным действиям, характеризуется высокой энергичностью.

Флегматик - человек мало эмоциональный, спокойный, медли­тельный, испытывает затруднения при переключении на новое зада­ние. В его поведении и реакциях преобладает зависи­мость от внутренних факторов.

Меланхолик- человек, характеризующийся тревожностью, легкой ранимостью, низкой активностью, замедленным темпом реак­ций. Его поведение и реакции в значительной мере обусловлены внут­ренними факторами. Он теряется и опускает руки, когда встречается с трудностями и препятствиями.

— Установлено, что ряд особенностей темперамента (повышен­ная эмоциональная возбудимость, сильно выраженная тревожность, импульсивность) имеют отношение к безопасности труда.

— В связи с этим в условиях аварийной ситуации менее надежными оказываются представители меланхолического и холерического типов темпера­мента. При оценке влияния темперамента на безопасность труда не­обходимо учитывать и то обстоятельство, что от него зависит быст­рота оценки аварийной ситуации и принятия решения о выборе пра­вильных действий в ней.

— Следующая группа индивидуальных особенностей человека, влияющих на безопасность труда, характеризует его опыт.

— В качестве элементов опыта выступают знания, умения, навыки и привычки.

— Из­вестно, что в число психологических предпосылок несоблюдения пра­вил и инструкций по охране труда, приводящего к несчаст­ным случаям, входят незнание этих правил и отсутствие прочных на­выков безопасной работы.

— Уровень облученности и тренированности - один из факторов надежности работы человека.

— Очень важная группа индивидуальных различий работников связана с особенностями их внимания и познавательной деятельности (мышления, памяти, воображения, работы органов чувств).

— Внимание характеризуется направленностью и сосредоточенно­стью сознания, поэтому оно является необходимым условием успеш­ного выполнения любой деятельности. Успех деятельности зависит от степени развития различных свойств внимания:

— концентрации (степени сосредоточения);

— объема (характеризующегося числом объектов, которые одно­временно может удерживать человек в поле своего внимания);

— устойчивости (длительности сосредоточения внимания на объекте);

— распределения (умения одновременно выполнять разные действия);

— переключения (быстроте перехода от одного действия к дру­гому или от одного объекта к другому).

Ремарка…

— Для привлечения внимания к опасностям используются различ­ные средства — звуковые, зрительные и т. д. Визуальная информация по безопасности представлена в виде плакатов, надписей, знаков, све­товых сигналов, различных видов окраски опасных объектов и др.

— Сенсорная информация, в основном зрительная, слуховая и тактиль­ная, организуется при помощи восприятия.

— Исследованиями установлено, что качественное восприятие ин­формационных средств по охране труда должно соответство­вать определенным правилам, в частности, должны обеспечиваться актуальность и новизна информации, эмоциональность воздействия, лаконизм оперативных сообщений (текст из 3-6 слов), композицион­ная оригинальность и т. д.

— Что касается влияния познавательных возможностей человека на безопасность труда, то в числе причин возникновения несчастных случаев отмечаются несоответствия интеллектуального уровня работ­ника классу решаемых задач и недостатки в сенсорной организации человека, т. е. в работе его органов чувств. При этом особое значение приобретает уровень развития практического мышления работников.

— Надежность работы человека зависит и от особенностей двига­тельной сферы (психомоторики): скорости и точности движений; их координации, согласованности с процессами восприятия.

— Так, в числе причин несчастных случаев отмечаются нарушения в координации движений и в согласованности между сенсорными и моторными процессами.

Рассмотренные особенности выступают в единстве и характери­зуют индивидуальность человека, как целостное и уникальное образо­вание, в котором взаимодействуют свойства, относящиеся к различ­ным иерархическим уровням.

Принципиальную роль в безопасности труда играет такое лич­ностное качество, как дисциплинированность, предполагающая стро­гое соблюдение предъявляемых к деятельности требований.

В более узком и конкретном плане дисциплинированность вы­ражается в том, как относится работник к выполнению правил охраны труда и как он осознает последствия нарушений этих правил.

— Полученные данные свидетельствуют о том, что определенная часть работников недооценивает нарушения правил охраны труда и их последствия.

— Во-первых, большая часть работников не называет недооценку последствий нарушения охраны труда в качестве причины, влияющей на выполнение этих правил (эту связь отмечают 20-50% работников).

— Во-вторых, заметная часть работников в качестве причин частого нарушения правил охраны труда считает «распоряжения вышестоящего начальства» (10-25%) и «в целях экономии рабочего времени» (5-20%).

— Эти причины говорят о том, что часть работников не имеет четкой позиции в отношении нарушений правил охраны труда, так как доста­точно «легко» идут на нарушения этих правил, не придавая должного значения последствиям нарушений.

Отступления от требований безопасной работы могут быть следствием такого личностного качества как склонность к риску. Со­поставление этого качества с успешностью деятельности показывает, что его явная выраженность отрицательно отражается на результатах деятельности.

Определенная беспечность в отношении соблюдения правил охраны труда проявляется в силу накопления опыта работы. На этой основе у работника формируется переоценка своих возможностей, нега­тивно влияющая на выполнение требований охраны труда.

При характеристике роли личностного фактора в безопасности труда необходимо особо выделить мотивацию производственной дея­тельности и ее важного аспекта - безопасности труда.

В мотиве выгоды главным является ориентация на вознаграж­дение за результаты труда.

— Связь между результатами труда и возна­граждениями увеличивает силу мотива выгоды. Поэтому важное зна­чение приобретает систематическое и своевременное обеспечение ин­формацией о результатах его труда.

Мотив безопасности побуждает работника избегать опасности, возникающей в процессе трудовой деятельности.

— При этом речь идет об опасностях различного порядка:

— физических повреждений, представляющих угрозу жизни работника;

— опасности материального плана (понижение в должности, уменьшение заработка, лишение премии и т.д.);

— опасности социального порядка (административное наказа­ние, потеря авторитета, уважения и т. д.).

О влиянии опыта работы на безопасность труда свидетельствует пик травматизма, приходящийся на первый год работы. Данное об­стоятельство правомерно объясняется неопытностью, незнанием ра­ботника.

— В силу, отмеченного обстоятельства ему трудно определять, степень опасности тех или иных ситуаций, а также, то, к каким по­следствиям может привести та или иная ошибка.

В исследованиях обнаружено, что примерно на 5-м году стажа работы (±2 года) наблюдается второй пик травматизма. Причина этого скачка заключается уже не в неопытности, а в том, что по мере приоб­ретения опыта у работника появляется уверенность в том, что он в со­стоянии избегать аварий и травм, находить правильные решения в ава­рийных ситуациях.

На этой основе, он начинает переоценивать свои возможности, проявлять неосторожность и даже пренебрежение пра­вилами безопасной работы и средствами защиты.

Защищенность человека от несчастных случаев в его профес­сиональной деятельности определяет его способность не создавать в этой деятельности для себя и других опасные ситуации, а в случае их возникновения (по его вине или независимо от него) успешно им про­тиводействовать.

— Следует также отметить, что понятие «защищенность от несча­стных случаев» не адекватно понятию безопасности человека, по­скольку последняя зависит еще и от условий и организации труда, от действия других людей, от всяких непредвиденных стихийных явле­ний.

Понятие «защищенность » не тождественно и понятию «надеж­ность» работы человека.

Ведь надежность - это способность не совершать ошибки (лю­бые), а «защищенность» - это способность не совершать именно опас­ные ошибки, не создавать опасные ситуации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: