Человека принято считать виновником в несчастном случае только тогда, когда его действия (или бездействие) явились непосредственной причиной происшествия. Когда же несчастный случай возникает вследствие поломки машины или инструмента, то считают, что такое происшествие произошло по вине техники.
А ведь нередко сам рабочий производил подготовку, профилактику, проверку техники перед работой, и именно его упущения явились причиной ее отказа.
Даже тогда, когда отказ техники произошел не по вине человека, он мог зарождаться и развиваться постепенно и рабочий имел возможность, обнаружив отклонения в технологическом процессе, предотвратить несчастный случай.
Если он этого не сделал, его также можно обвинить в том, что он не принял должных мер по предупреждению происшествия.
Сама по себе констатация того факта, что в несчастном случае был повинен сам пострадавший, мало, что дает для предупреждения подобных происшествий.
Основная сложность данной задачи заключается в выявлении и устранении конкретных причин, которые порождают ошибочные действия, вызвавшие несчастный случай.
Причины же эти, как показывает опыт, происходят от множества разнообразных факторов и их сочетания.
В связи с этим встает очень важная задача: повысить надежность системы «человек-машина» за счет обеспечения надежности человека, более полного использования его возможностей, скрытых резервов.
Надежность работы человека характеризует такую организацию и протекание его трудовых действий, которые обеспечивают успешное выполнение поставленной задачи в течение определенного времени и при соблюдении определенных требований к эксплуатации оборудования.
|
Существенная сторона надежности работы человека заключается в недопущении ошибочных действий, которые могут привести к травме или несчастному случаю.
Ошибочным действием является элемент деятельности, который нарушает ее целенаправленное протекание и приводит к нежелательному результату для самого работника, окружающих людей, производства.
Своеобразной формой ошибочного действия является отсутствие действия, пассивность в тех случаях, когда необходимо действовать.
Несчастный случай - это происшествие, когда внезапное внешнее и непреднамеренное воздействие приводит к повреждению человеческого организма или к нарушению правильного его функционирования.
Ремарка…
Элементы окружающей среды оказывают воздействие на организм человека. Такие воздействия называются факторами.
По отношению к человеку факторы могут быть внешними (звук, свет), и внутренними (эмоции, болевые ощущения, страх, усталость и т. п.).
Фактор — это любое воздействие, оказывающее влияние на организм человека.
По природе факторы среды могут иметь:
1)вещественную основу (пыль, газ)
2) энергетическую основу (вибрация, звук, свет)
3) информационную основу (речевые сообщения, условные сигналы)
Элементы окружающей среды оказывают воздействие на организм человека. При достижении некоторого значения фактор может оказать отрицательное, воздействие на здоровье человека. Такой фактор называется опасностью.
Фактор — это любое воздействие на человека, а опасность — это фактор, приносящий ущерб здоровью человека.
|
Существуют три механизма превращения фактора в опасность:
1) рост величины (например, электрическое напряжение);
2) малые воздействия в течение длительного времени, то есть кумулятивный эффект (например, ионизирующее излучение);
3) совместное действие факторов.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ
В несчастном случае выступает две стороны:
возникновение аварийной ситуации;
поведение работника в этих условиях.
Обе эти стороны тесно связаны с психологической регуляцией поведения, которая обусловлена индивидуальными особенностями человека, и состоянием, которое он испытывает в данный момент.
Дисциплина «психология безопасности » изучает применение психологических знаний для обеспечения безопасности деятельности человека.
Психологией безопасности рассматриваются психические процессы, свойства и особенно подробно анализируются различные формы психических состояний, наблюдаемых в процессе трудовой деятельности.
Производственные психические состояния возникают в процессе трудовой деятельности, классифицируются по следующим группам:
Относительно устойчивые и длительные по времени состояния. Они определяют отношение человека к данному конкретному производству и конкретному виду труда. Эти состояния (удовлетворенности или неудовлетворенности работой, заинтересованности трудом или безразличия к нему т. п.) отражают общий психологический настрой коллектива
Временные, ситуативные, быстро проходящие состояния. Возникают под влиянием разного рода неполадок в производственном процессе или во взаимоотношениях работающих.
|
Состояния, возникающие периодически в ходе трудовой деятельности. Таких состояний много. Например, предрасположение к работе, пониженная готовность к ней, врабатывание, повышенная работоспособность, утомление, конечный порыв; состояния, вызванные содержанием и характером работы (операции): скука, сонливость, апатия, повышенная активность и т.п.
На эффективность и безопасность деятельности оказывают влияние уровни напряжения работающего.
Умеренное напряжение - нормальное рабочее состояние, возникающее под мобилизующим влиянием трудовой деятельности. Это состояние психической активности - необходимое условие успешного выполнения действий. Оно сопровождается умеренным изменением физиологических реакций организма, проявляется в хорошем самочувствии стабильном и уверенном выполнении действий.
Повышенное напряжение сопровождает деятельность, протекающую в экстремальных условиях. Экстремальные условия - условия, требующие от работающего максимального напряжения физиологических и психических функций, резко выходящего за пределы физиологической нормы. Экстремальный режим - это режим работы в условиях, выходящих за пределы оптимума.
Интеллектуальное напряжение - напряжение вызванное частым обращением к интеллектуальным процессам при формировании плана обслуживания, обусловленное высокой плотностью потока проблемных ситуаций обслуживания.
Сенсорное напряжение - напряжение, вызванное неоптимальными условиями деятельности сенсорных и перцептивных систем и возникающее в случае больших затруднений в восприятии необходимой информации.
Монотония - напряжение, вызванное однообразием выполняемых действий, невозможностью переключения внимания, повышенными требованиями, как к концентрации, так и к устойчивости внимания.
Политония - напряжение, вызванное необходимостью переключений внимания, частых и в неожиданных направлениях.
Физическое напряжение - напряжение организма, вызванное повышенной нагрузкой на двигательный аппарат человека.
Эмоциональное напряжение - напряжение, вызванное конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновении аварийной ситуации, неожиданностью либо длительным напряжением прочих видов.
Напряжение ожидания - напряжение, вызванное необходимостью поддержания готовности рабочих функций в условиях отсутствия деятельности.
Мотивационное напряжение - напряжение, связанное с борьбой мотивов, с выбором критериев для принятия решения.
Утомление - напряжение, связанное с временным снижением работоспособности, вызванным длительной работой. Анализ нарушений правил безопасной работы свидетельствует о том, что в их основе лежат различные индивидуально-психологические и физиологические особенности человека, которые в различных ситуациях по-разному сочетаются друг с другом.
Одну из групп индивидуальных особенностей, играющих важную роль в соблюдении правил охраны труда, составляют личные качества.
Они характеризуют нравственное лицо и степень его социальной полезности. К ним относятся мотивы (внутренние побуждения): взгляды, ценностные представления, интересы, склонности, потребности.
Применительно к проблемам безопасной работы особое значение приобретает осознание работником необходимости строгого соблюдения правил охраны труда, наличие установки на недопустимость нарушений этих правил, осознание серьезных последствий, к которым приводят их нарушения.
К личностным качествам относятся и черты характера, выражающие отношение к деятельности, окружающим людям, к себе, к вещам. Показано, что нарушение дисциплины, одной из причин является отступление правил охраны труда, обусловлено такими качествами, как безответственность, недобросовестность, халатность, лень, беспечность, неряшливость, пассивность.
Другую группу устойчивых индивидуальных особенностей человека, существенно влияющих на его трудовую деятельность, составляют свойства темперамента. В отличие от свойств личности они имеют биологическую особенность индивидуума.
Сангвиник - человек с высокой эмоциональной возбудимостью, его легко заинтересовать, увлечь новым делом. Он подвижен, отличается высоким темпом реакций, легко переключается с одной работы на другую, имеет повышенную активность, быстро отзывается на внешние воздействия.
Холерик - человек с повышенной эмоциональной возбудимостью, проявляющейся в неуравновешенности поведения. Он подвижен, склонен к импульсивным действиям, характеризуется высокой энергичностью.
Флегматик - человек мало эмоциональный, спокойный, медлительный, испытывает затруднения при переключении на новое задание. В его поведении и реакциях преобладает зависимость от внутренних факторов.
Меланхолик- человек, характеризующийся тревожностью, легкой ранимостью, низкой активностью, замедленным темпом реакций. Его поведение и реакции в значительной мере обусловлены внутренними факторами. Он теряется и опускает руки, когда встречается с трудностями и препятствиями.
Установлено, что ряд особенностей темперамента (повышенная эмоциональная возбудимость, сильно выраженная тревожность, импульсивность) имеют отношение к безопасности труда.
В связи с этим в условиях аварийной ситуации менее надежными оказываются представители меланхолического и холерического типов темперамента. При оценке влияния темперамента на безопасность труда необходимо учитывать и то обстоятельство, что от него зависит быстрота оценки аварийной ситуации и принятия решения о выборе правильных действий в ней.
Следующая группа индивидуальных особенностей человека, влияющих на безопасность труда, характеризует его опыт.
В качестве элементов опыта выступают знания, умения, навыки и привычки.
Известно, что в число психологических предпосылок несоблюдения правил и инструкций по охране труда, приводящего к несчастным случаям, входят незнание этих правил и отсутствие прочных навыков безопасной работы.
Уровень облученности и тренированности - один из факторов надежности работы человека.
Очень важная группа индивидуальных различий работников связана с особенностями их внимания и познавательной деятельности (мышления, памяти, воображения, работы органов чувств).
Внимание характеризуется направленностью и сосредоточенностью сознания, поэтому оно является необходимым условием успешного выполнения любой деятельности. Успех деятельности зависит от степени развития различных свойств внимания:
концентрации (степени сосредоточения);
объема (характеризующегося числом объектов, которые одновременно может удерживать человек в поле своего внимания);
устойчивости (длительности сосредоточения внимания на объекте);
распределения (умения одновременно выполнять разные действия);
переключения (быстроте перехода от одного действия к другому или от одного объекта к другому).
Ремарка…
Для привлечения внимания к опасностям используются различные средства — звуковые, зрительные и т. д. Визуальная информация по безопасности представлена в виде плакатов, надписей, знаков, световых сигналов, различных видов окраски опасных объектов и др.
Сенсорная информация, в основном зрительная, слуховая и тактильная, организуется при помощи восприятия.
Исследованиями установлено, что качественное восприятие информационных средств по охране труда должно соответствовать определенным правилам, в частности, должны обеспечиваться актуальность и новизна информации, эмоциональность воздействия, лаконизм оперативных сообщений (текст из 3-6 слов), композиционная оригинальность и т. д.
Что касается влияния познавательных возможностей человека на безопасность труда, то в числе причин возникновения несчастных случаев отмечаются несоответствия интеллектуального уровня работника классу решаемых задач и недостатки в сенсорной организации человека, т. е. в работе его органов чувств. При этом особое значение приобретает уровень развития практического мышления работников.
Надежность работы человека зависит и от особенностей двигательной сферы (психомоторики): скорости и точности движений; их координации, согласованности с процессами восприятия.
Так, в числе причин несчастных случаев отмечаются нарушения в координации движений и в согласованности между сенсорными и моторными процессами.
Рассмотренные особенности выступают в единстве и характеризуют индивидуальность человека, как целостное и уникальное образование, в котором взаимодействуют свойства, относящиеся к различным иерархическим уровням.
Принципиальную роль в безопасности труда играет такое личностное качество, как дисциплинированность, предполагающая строгое соблюдение предъявляемых к деятельности требований.
В более узком и конкретном плане дисциплинированность выражается в том, как относится работник к выполнению правил охраны труда и как он осознает последствия нарушений этих правил.
Полученные данные свидетельствуют о том, что определенная часть работников недооценивает нарушения правил охраны труда и их последствия.
Во-первых, большая часть работников не называет недооценку последствий нарушения охраны труда в качестве причины, влияющей на выполнение этих правил (эту связь отмечают 20-50% работников).
Во-вторых, заметная часть работников в качестве причин частого нарушения правил охраны труда считает «распоряжения вышестоящего начальства» (10-25%) и «в целях экономии рабочего времени» (5-20%).
Эти причины говорят о том, что часть работников не имеет четкой позиции в отношении нарушений правил охраны труда, так как достаточно «легко» идут на нарушения этих правил, не придавая должного значения последствиям нарушений.
Отступления от требований безопасной работы могут быть следствием такого личностного качества как склонность к риску. Сопоставление этого качества с успешностью деятельности показывает, что его явная выраженность отрицательно отражается на результатах деятельности.
Определенная беспечность в отношении соблюдения правил охраны труда проявляется в силу накопления опыта работы. На этой основе у работника формируется переоценка своих возможностей, негативно влияющая на выполнение требований охраны труда.
При характеристике роли личностного фактора в безопасности труда необходимо особо выделить мотивацию производственной деятельности и ее важного аспекта - безопасности труда.
В мотиве выгоды главным является ориентация на вознаграждение за результаты труда.
Связь между результатами труда и вознаграждениями увеличивает силу мотива выгоды. Поэтому важное значение приобретает систематическое и своевременное обеспечение информацией о результатах его труда.
Мотив безопасности побуждает работника избегать опасности, возникающей в процессе трудовой деятельности.
При этом речь идет об опасностях различного порядка:
физических повреждений, представляющих угрозу жизни работника;
опасности материального плана (понижение в должности, уменьшение заработка, лишение премии и т.д.);
опасности социального порядка (административное наказание, потеря авторитета, уважения и т. д.).
О влиянии опыта работы на безопасность труда свидетельствует пик травматизма, приходящийся на первый год работы. Данное обстоятельство правомерно объясняется неопытностью, незнанием работника.
В силу, отмеченного обстоятельства ему трудно определять, степень опасности тех или иных ситуаций, а также, то, к каким последствиям может привести та или иная ошибка.
В исследованиях обнаружено, что примерно на 5-м году стажа работы (±2 года) наблюдается второй пик травматизма. Причина этого скачка заключается уже не в неопытности, а в том, что по мере приобретения опыта у работника появляется уверенность в том, что он в состоянии избегать аварий и травм, находить правильные решения в аварийных ситуациях.
На этой основе, он начинает переоценивать свои возможности, проявлять неосторожность и даже пренебрежение правилами безопасной работы и средствами защиты.
Защищенность человека от несчастных случаев в его профессиональной деятельности определяет его способность не создавать в этой деятельности для себя и других опасные ситуации, а в случае их возникновения (по его вине или независимо от него) успешно им противодействовать.
Следует также отметить, что понятие «защищенность от несчастных случаев» не адекватно понятию безопасности человека, поскольку последняя зависит еще и от условий и организации труда, от действия других людей, от всяких непредвиденных стихийных явлений.
Понятие «защищенность » не тождественно и понятию «надежность» работы человека.
Ведь надежность - это способность не совершать ошибки (любые), а «защищенность» - это способность не совершать именно опасные ошибки, не создавать опасные ситуации.