Тема: Методы психологического исследования сознания человека объективные и субъективные.




Практическое занятие №1

Мотивация изучения темы:

Исследование сознания представляет значительные трудности, а о расстройствах его приходится судить по косвенным признакам: мимика, жалобы (некоторые больные жалуются на неясность сознания), реакции на внешние воздействия, оценка ориентировки, внимания, мышления и другие.

Поэтому знание методов изучения сознания в работе с пациентами очень необходимо для диагностики и повышения эффективности оказываемой помощи.

Цели занятия:

Учебные цели:

-систематизировать и углубить знания обучающихся по теме;

-закрепить основные понятия темы.

Знать:

З.1. Объективные методы исследования сознания человека

З.2. Субъективные методы исследования сознания человека

З.3. Функции и свойства, виды, явления сознания

З.4. Понятие «личность», «психика», «сознание»

З.5. Этапы психологического исследования.

З.6. Основные методы психологического исследования.

Уметь:

- Анализировать знания о методах исследования сознания человека

- Понимать отличие между видами сознаний человека

- Формировать умения определять вид сознания человека

- Владеть способами исследования сознания

Подготовка к занятию:

1. Изучить лекционный материал и дополнительную литературу.

2. Составить краткий глоссарий с ключевыми понятиями если уже есть конспект с ними, то при сдачи работы, сфотографируйте их.

3. Письменно ответить на вопросы тестирования, выберете правильный ответ. Например 2.2; 4.1…

4. Письменно дать ответ на следующие задания: 1 и 2.

5. Составить краткое реферативное сообщение по одному из методов психологического исследования сознания человека объективному или субъективному (можно отдельным вордовским файлом).

6. Самостоятельно проработать - Контрольные вопросы для самостоятельной работы.

Краткая теоретическая справка

Психология – наука о психических процессах, свойствах и состояниях, о закономерностях развития и функционирования психики.

Предмет психологии – факты, закономерности, механизмы психики.

Объект психологии – психические процессы, состояния, свойства человека.

Ключевые понятия: психика, личность.

Личность – это динамическая организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление.

Психика – отражение предметов и явлений объективной действительности, представляющее собой функцию мозга.

Основными функциями психики являются отражение и регулирование.

Формами психического отражения являются: сознание, бессознательное, подсознательное.

Сознание – высшая, свойственная только человеку форма психического отражения объективной действительности в системе языковых значений.

Самосознание позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе.

Подсознательное – форма психического отражения, отличительным признаком которой является наличие процессов, не являющихся сознательными внутренними актами, но способных стать сознательными при определенных условиях; совокупность актуально неосознаваемых психических процессов и состояний, способных оказывать заметное влияние на поведение и содержание сознания.

Бессознательное – форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии (самоанализа) и составляют нераздельное целое.

Психология как наука исследует закономерности возникновения, развития и формирования психических явлений.

Психические явления разделяются на три основных класса:

- психические процессы,

- психические состояния,

- психические свойства личности.

Психические процессы – первичные регуляторы поведения человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец. Психические процессы разделяются на познавательные, эмоциональные и волевые.

Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. Психические состояния характеризуются длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. Психические состояния могут представлять собой сложные явления, имеющие объективную и субъективную обусловленность, однако характерной для них общей особенностью является динамичность. Психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать или тормозить деятельность.

Психические свойства личности – существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер. Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающих для человека психических состояний определяют индивидуальность личности.

Метод – это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Наблюдение – метод изучения психических особенностей индивидов на основе фиксации проявлений их поведения. Наблюдение может быть: включенное, стороннее, скрытое, открытое, внешнее, самонаблюдение и т.д.

Эксперимент (от лат. experiment – проба, опыт) – ведущий метод научного познания, в том числе и психологических исследований. Он направлен на выявление причинно-следственных зависимостей, характеризуется созданием оптимальных условий для изучения определенных явлений, а также целенаправленным и контролируемым изменением этих условий. От наблюдения отличается активным вмешательством исследователя в ситуацию. Эксперимент может быть: лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий и т.д.

Интервьюирование (от англ. interview – встреча, беседа) – метод получения информации в ходе устного непосредственного общения. Предусматривает регистрацию и анализ ответов на вопросы, а также изучение особенностей невербального поведения опрашиваемых. По форме общения интервью подразделяются на свободные, стандартизированные и полустандартизированные.

Анкетирование – это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков; анкеты (от фр. enqukte – список вопросов) самостоятельно заполняются респондентами.

Опрос – метод изучения поведения определенных групп людей.

 

3. Письменно ответить на вопросы тестирования, выберете правильный ответ. Например 2.2; 4.1…

  1. Психическая деятельность постоянно подвижна. Назовите принцип, который соответствует данному утверждению
  1. принцип ведущей роли деятельности в развитии психики
  2. принцип развития психики
  3. принцип единства психической деятельности.
  1. Целенаправленное, систематическое прослеживание за человеком или группой людей – это метод
  1. наблюдения
  2. эксперимент
  3. самонаблюдения
  1. Эксперимент, который проводится в специально созданных условиях, называется лабораторным
  1. верно
  2. не верно
  1. Назовите метод, используя который исследователь создает и видоизменяет условия, в которых действует изучаемый человек
  1. наблюдение
  2. эксперимент
  3. беседа
  1. Метод, который представляет собой перечень вопросов, на который нужно дать письменный ответ, назы вается
  1. анкетирование
  2. беседа
  3. интервью

 

  1. Специальное задание, на которое нужно выбрать правильный ответ
  1. тест
  2. интервью
  3. беседа
  1. Второй этап изучения психологии
  1. наука о душе
  2. наука о сознании
  3. наука о поведении
  1. Какие основные психологические отрасли вы знаете …

9. Что такое психика ….

  1. Предметом изучения психологии является
  1. душа
  2. психика человека и животных
  3. деятельность человека
  4. личность человека

4. Письменно дать ответ на следующие задания:

1. Заполните пропуски:

– Метод – это совокупность ______ и операций практического и теоретического освоения действительности.

– Сущность психологии, не в ее предмете, а в ее ________.

–____– это стандартизированные кратковременные испытания свойств личности.

2. Постройте варианты соотношения понятий:

– Психика – сознание;

– Психические состояния – психика;

– Сознание – самосознание;

– Подсознание – психика;

– Бессознательное – подсознание.

 

5. Составить краткое реферативное сообщение по одному из методов психологического исследования сознания человека объективному или субъективному.

(Желательно оформить отдельным файлом).

Дать определение метода, к какому виду относиться к субъективному или объективному, классификацию если таковая есть, как этот метод может быть применен в медицинской практике…можно оформить в виде схемы или таблицы.

 

6. Контрольные вопросы для самостоятельной работы.

 

1. Приведите примеры наличия и отсутствия психики в окружающем мире.

2. Приведите примеры количественного и качественного методов психологии.

3. Верно ли, что единственный источник познания психических процессов есть самонаблюдение?

4. Какое из понятий более широкое: сознание или самосознание?

5. Что субъективно: сознание или бессознательное?

 

Список рекомендуемой литературы

1. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. /

Б. Г. Ананьев; под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. – М.: Педаго-

гика, 1980. – Т. 1.

2. Сапогова, Е. Е. Задачи по общей психологии: учеб. пособие

для вузов / Е. Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2001.

3. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студентов высш. пед.

учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии /

С. Р. Немов. – 2-е изд. – М.: Владос, 1998.

4. Психология: словарь / под общ. ред. А. В. Петровского,

М. Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990.

5. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Ру-

бинштейн. – СПб.: Питер, 1999.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: