Практическое занятие №1
Мотивация изучения темы:
Исследование сознания представляет значительные трудности, а о расстройствах его приходится судить по косвенным признакам: мимика, жалобы (некоторые больные жалуются на неясность сознания), реакции на внешние воздействия, оценка ориентировки, внимания, мышления и другие.
Поэтому знание методов изучения сознания в работе с пациентами очень необходимо для диагностики и повышения эффективности оказываемой помощи.
Цели занятия:
Учебные цели:
-систематизировать и углубить знания обучающихся по теме;
-закрепить основные понятия темы.
Знать:
З.1. Объективные методы исследования сознания человека
З.2. Субъективные методы исследования сознания человека
З.3. Функции и свойства, виды, явления сознания
З.4. Понятие «личность», «психика», «сознание»
З.5. Этапы психологического исследования.
З.6. Основные методы психологического исследования.
Уметь:
- Анализировать знания о методах исследования сознания человека
- Понимать отличие между видами сознаний человека
- Формировать умения определять вид сознания человека
- Владеть способами исследования сознания
Подготовка к занятию:
1. Изучить лекционный материал и дополнительную литературу.
2. Составить краткий глоссарий с ключевыми понятиями если уже есть конспект с ними, то при сдачи работы, сфотографируйте их.
3. Письменно ответить на вопросы тестирования, выберете правильный ответ. Например 2.2; 4.1…
4. Письменно дать ответ на следующие задания: 1 и 2.
5. Составить краткое реферативное сообщение по одному из методов психологического исследования сознания человека объективному или субъективному (можно отдельным вордовским файлом).
6. Самостоятельно проработать - Контрольные вопросы для самостоятельной работы.
Краткая теоретическая справка
Психология – наука о психических процессах, свойствах и состояниях, о закономерностях развития и функционирования психики.
Предмет психологии – факты, закономерности, механизмы психики.
Объект психологии – психические процессы, состояния, свойства человека.
Ключевые понятия: психика, личность.
Личность – это динамическая организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление.
Психика – отражение предметов и явлений объективной действительности, представляющее собой функцию мозга.
Основными функциями психики являются отражение и регулирование.
Формами психического отражения являются: сознание, бессознательное, подсознательное.
Сознание – высшая, свойственная только человеку форма психического отражения объективной действительности в системе языковых значений.
Самосознание позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе.
Подсознательное – форма психического отражения, отличительным признаком которой является наличие процессов, не являющихся сознательными внутренними актами, но способных стать сознательными при определенных условиях; совокупность актуально неосознаваемых психических процессов и состояний, способных оказывать заметное влияние на поведение и содержание сознания.
Бессознательное – форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии (самоанализа) и составляют нераздельное целое.
Психология как наука исследует закономерности возникновения, развития и формирования психических явлений.
Психические явления разделяются на три основных класса:
- психические процессы,
- психические состояния,
- психические свойства личности.
Психические процессы – первичные регуляторы поведения человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец. Психические процессы разделяются на познавательные, эмоциональные и волевые.
Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. Психические состояния характеризуются длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. Психические состояния могут представлять собой сложные явления, имеющие объективную и субъективную обусловленность, однако характерной для них общей особенностью является динамичность. Психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать или тормозить деятельность.
Психические свойства личности – существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер. Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающих для человека психических состояний определяют индивидуальность личности.
Метод – это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Наблюдение – метод изучения психических особенностей индивидов на основе фиксации проявлений их поведения. Наблюдение может быть: включенное, стороннее, скрытое, открытое, внешнее, самонаблюдение и т.д.
Эксперимент (от лат. experiment – проба, опыт) – ведущий метод научного познания, в том числе и психологических исследований. Он направлен на выявление причинно-следственных зависимостей, характеризуется созданием оптимальных условий для изучения определенных явлений, а также целенаправленным и контролируемым изменением этих условий. От наблюдения отличается активным вмешательством исследователя в ситуацию. Эксперимент может быть: лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий и т.д.
Интервьюирование (от англ. interview – встреча, беседа) – метод получения информации в ходе устного непосредственного общения. Предусматривает регистрацию и анализ ответов на вопросы, а также изучение особенностей невербального поведения опрашиваемых. По форме общения интервью подразделяются на свободные, стандартизированные и полустандартизированные.
Анкетирование – это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков; анкеты (от фр. enqukte – список вопросов) самостоятельно заполняются респондентами.
Опрос – метод изучения поведения определенных групп людей.
3. Письменно ответить на вопросы тестирования, выберете правильный ответ. Например 2.2; 4.1…
- Психическая деятельность постоянно подвижна. Назовите принцип, который соответствует данному утверждению
- принцип ведущей роли деятельности в развитии психики
- принцип развития психики
- принцип единства психической деятельности.
- Целенаправленное, систематическое прослеживание за человеком или группой людей – это метод
- наблюдения
- эксперимент
- самонаблюдения
- Эксперимент, который проводится в специально созданных условиях, называется лабораторным
- верно
- не верно
- Назовите метод, используя который исследователь создает и видоизменяет условия, в которых действует изучаемый человек
- наблюдение
- эксперимент
- беседа
- Метод, который представляет собой перечень вопросов, на который нужно дать письменный ответ, назы вается
- анкетирование
- беседа
- интервью
- Специальное задание, на которое нужно выбрать правильный ответ
- тест
- интервью
- беседа
- Второй этап изучения психологии
- наука о душе
- наука о сознании
- наука о поведении
- Какие основные психологические отрасли вы знаете …
9. Что такое психика ….
- Предметом изучения психологии является
- душа
- психика человека и животных
- деятельность человека
- личность человека
4. Письменно дать ответ на следующие задания:
1. Заполните пропуски:
– Метод – это совокупность ______ и операций практического и теоретического освоения действительности.
– Сущность психологии, не в ее предмете, а в ее ________.
–____– это стандартизированные кратковременные испытания свойств личности.
2. Постройте варианты соотношения понятий:
– Психика – сознание;
– Психические состояния – психика;
– Сознание – самосознание;
– Подсознание – психика;
– Бессознательное – подсознание.
5. Составить краткое реферативное сообщение по одному из методов психологического исследования сознания человека объективному или субъективному.
(Желательно оформить отдельным файлом).
Дать определение метода, к какому виду относиться к субъективному или объективному, классификацию если таковая есть, как этот метод может быть применен в медицинской практике…можно оформить в виде схемы или таблицы.
6. Контрольные вопросы для самостоятельной работы.
1. Приведите примеры наличия и отсутствия психики в окружающем мире.
2. Приведите примеры количественного и качественного методов психологии.
3. Верно ли, что единственный источник познания психических процессов есть самонаблюдение?
4. Какое из понятий более широкое: сознание или самосознание?
5. Что субъективно: сознание или бессознательное?
Список рекомендуемой литературы
1. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. /
Б. Г. Ананьев; под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. – М.: Педаго-
гика, 1980. – Т. 1.
2. Сапогова, Е. Е. Задачи по общей психологии: учеб. пособие
для вузов / Е. Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2001.
3. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студентов высш. пед.
учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии /
С. Р. Немов. – 2-е изд. – М.: Владос, 1998.
4. Психология: словарь / под общ. ред. А. В. Петровского,
М. Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990.
5. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Ру-
бинштейн. – СПб.: Питер, 1999.