Статистическое наблюдение.




Глава 3

Организация государственной статистики в Российской федерации и международной статистики.

Предоставление статистической информации- главная задача органов государственной статистики, информация является продукцией их деятельности. Как любая продукция, она имеет стоимость. Особенно дорогостоящей являетсяинформация, получение которой выходит за пределы программы работы государственной статистики.

Структура органов государственной статистики соответствует административно-территориальному делению страны. В автономных республиках, краях и областях, а также в Москве и Санкт-Петербурге работают территориальные органы Федеральной службы государственной статистики. Низовым звеном являются отделы государственной статистики, которые имеются в административных районах краев и областей, крупных города.

Местные статистические органы издают региональные статистические сборники. Например, Петербургстат издает ежегодник «Народное хозяйство Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2019 году»; территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Москве- сборник «Москва в цифрах» и т.д. Издаются специализированные статистические сборники по отдельным отраслям экономики, социальной статистике, статистике населения и т.д. Однако тираж их, как правило, небольшой, поэтому сборники малодоступны неспециалистам.

Основные функции всех статистических органов- сбор, обработка, анализ и представлении данных в удобном для пользователя виде. Статистические службы должны оперативно представлять информацию органам управления, осуществлять обмен информацией с Центральным банком РФ и его органами на местах, Министерством финансов РФ и его местными органами, Минимуществом РФ и его службами, Министерством труда и социального развития России и т.д.

Все статистические органы, кроме районных, имеют внутреннюю структуру: отделы (а в Росстате- управления) статистики предприятий, сельского хозяйства, капитального строительства и т.д. Государственная статистика призвана отражать комплексность развития народного хозяйства страны и отдельных регионов, взаимосвязи между территориями. Эти функции выполняют отделы (управления) балансовых работ и системы национальных счетов, статистики финансов, сводный отдел.

Оперативность и качество статистических работ зависят от развития технологии сбора, передачи, обработки и хранении информации. Все областные, краевые и республиканские органы по статистике имеют вычислительные центры. Мощный вычислительный центр имеет Росстат (ГВЦ РФ). Все большее значение приобретают локальные вычислительные сети, связывающие банки данных статистических служб, других держателей региональной и федеральной информации. Росстат входит в структуру федеральных органов исполнительной власти.

Федеральная служба государственной статистики является методологическим и организационным центром работы всех служб государственной статистики. В его структуре имеется специальное Управление методологии статистических работ. Здесь разрабатывают федеральный план статистических работ на год и перспективу, методология расчета статистических показателей, сбора и разработки статистических данных.

Большую роль в методологической работе играет Научно-исследовательский институт статистики Росстат. В этой работе принимает участие и Научно-исследовательский совет Федеральной службы государственной статистки, который объединяет ведущих работников государственной статистики и представителей экономической и статистической науки.

В последние годы методологическая работа Росстата направлена на внедрение интегрированной системы учета и статистики, соответствующей международным стандартам, прежде всего на разработку системы национальных счетов РФ, позволяющей исследовать формирование основных пропорций экономики и рассчитывать важнейшие макроэкономические показатели, используемые в международной практике, а также на измерение инфляции и уровня жизни. Эта работа ведется при участии статистических организаций и национальных статистических служб развитых стран. Широко распространились международные связи между национальными статистическими службами и на региональном уровне.

Организация международной статистики осуществляется статистическими службами Организации Объединенных Наций (ООН), специализированных учреждений (Международная организация труда (МОТ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Всемирная организация здравоохранения(ВОЗ) и т.д.) и других международных организаций (Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейский союз (ЕС), Международный валютный фонд (МВФ), Мировой банк и т.д.). Деятельность статистических служб этих организаций включает разработку международных стандартов, обеспечивающих сравнимость статистических показателей разных стран, осуществление международных сопоставлений, публикацию данных по группам стран, регионам и миру в целом. Зарубежные национальные и международные статистические публикации так же, как и отечественные, можно подразделить на сводные, включающие данные по всем разделам статистики, и специализированные, включающие данные по какой-либо отрасли (например, по финансовой, демографической, сельскохозяйственной и другой статистике). Из сводных данных важнейшим являются ежегодник ООН- Statistical Yearbook. Научным международным центром в области статистики является Международный статистический институт (ISI).

Координация деятельности статистических служб стран- членов СНГ осуществляется созданным в 1992г. Статистическим комитетом Содружества Независимых Государств. Публикуются статистические сборники по странам СНГ и другим государствам ближнего зарубежья.

СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

2.1. Сущность статистического наблюдения

Статистическое наблюдение – является первым этапом статистического исследования и представляет собой массовое, планомерное, научно организованное наблюдение за явлениями социальной и экономической жизни, заключающееся в регистрации отобранных признаков у каждой единицы совокупности.

Процесс статистического наблюдения включает в себя следующие этапы:

▪ подготовка наблюдения;

▪ массовый сбор данных;

▪ подготовка данных к автоматизированной обработке;

▪ контроль качества получаемых данных;

▪ разработка предложений по совершенствованию статистического наблюдения.

Примерами статистического наблюдения могут служить переписи населения, сельскохозяйственные переписи, бюджетные обследования хозяйств населения, опросы общественного мнения.

Подготовка статистического наблюдения включает в себя различные виды работ.

Сначала необходимо решить методологические вопросы:

▪ определение цели и объекта наблюдения, состава признаков, подлежащих регистрации;

▪ разработка документов для сбора данных;

▪ выбор отчетной единицы;

▪ выбор методов и средств получения данных.

Затем следует решить организационные вопросы:

▪ определение органов, проводящих наблюдение, и их состава;

▪ подбор и подготовка кадров для проведения наблюдения;

▪ составление календарного плана работ по подготовке, проведению и обработке материалов наблюдения;

▪ тиражирование документов для сбора данных;

▪ определение источников финансирования работ.

Массовый сбор данных заключается в проведении работ, непосредственно связанных с заполнением статистических формуляров. Он начинается с рассылки переписных листов, анкет, бланков, форм статистической отчетности и заканчивается их сдачей после заполнения в органы, проводящие наблюдение.

Собранные данные подвергаются арифметическому и логическому контролю. Оба вида контроля основываются на знании взаимосвязей между показателями и качественными признаками.

На заключительном этапе наблюдения анализируются причины, которые привели к неверному заполнению статистических бланком, и разрабатываются предложения по совершенствованию наблюдения в будущем.

2.2. Программно-методологические вопросы статистического наблюдения

Цель наблюдения – получение достоверной информации для обнаружения закономерностей развития явлений и процессов. Например, целью Всероссийской переписи населения 2002 г. было получение данных о численности, размещении, составе населения (по различным признакам), а также условиях его проживания, необходимых для планирования и управления экономической и социальной жизнью

страны. Цель переписной кампании 2010 года — сбор сведений о лицах, находящихся на определённую дату на территории Российской Федерации. Цель и задачи наблюдения предопределяют его программу и формы организации.

Объект наблюдения – статистическая совокупность, в которой протекают исследуемые социально-экономические явления и процессы. Объектами наблюдения могут быть совокупность физических лиц (население страны, отдельного региона; лица, занятые на предприятиях отрасли), юридические лица (предприятия, коммерческие банки, фермерские хозяйства, учебные заведения), физические единицы (машины, оборудование, жилые дома).

Единица наблюдения – составной элемент объекта, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации. Например, при переписях населения и бюджетных обследованиях единицами наблюдения могут быть человек, семья или домохозяйство, при сельскохозяйственных переписях – крупный рогатый скот, сельскохозяйственный инвентарь и т.д.

Отчетная единица – субъект, от которого поступают данные о единице наблюдения.

Единица наблюдения и отчетная единица могут совпадать, например, при переписи населения.

Программа наблюдения – это перечень признаков (или вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения. К программе статистического наблюдения предъявляются следующие требования: она должна содержать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление, его тип, основные черты и свойства [2].

Вопросы программы должны быть точными и недвусмысленными, иначе полученный ответ может содержать неверную информацию, а также легкими для понимания во избежание лишних трудностей при получении ответа. Кроме того, вопросы должны задаваться последовательно, в логическом порядке, для получения правильных и достоверных сведений. Вопросы в программе могут задаваться в различных формах. Они могут быть закрытые и открытые.

Закрытый вопрос – это вопрос альтернативный, т.е. предполагающий выбор одного из двух ответов: «да» или «нет», - или же вопрос с выборочным ответом, где предлагаются три или более вариантов ответа на выбор.

На открытые вопросы респондент может ответить бесчисленным количеством способов, если вопрос поставлен без заданной структуры ответа.

Статистический формуляр – это документ единого образца, содержащий программу и результаты наблюдения.

Обязательными элементами статистического формуляра являются титульная и адресная части. Первая содержит наименования статистического наблюдения и органа, проводящего наблюдение, информацию о том, кто и когда утвердил этот формуляр, вторая – адрес отчетной единицы, ее подчиненность. Формуляр может иметь различные названия: переписной лист, анкета, карточка, отчет и т.д.

Наряду с формуляром разрабатывается инструкция по его заполнению и порядку проведения статистического наблюдения.

Формуляр и инструкция по его заполнению представляют собой инструментарий статистического наблюдения.

Критический момент (дата), или момент счета,- это конкретный день года, час дня, по состоянию на который должна быть проведена регистрация признаков по каждой единице исследуемой совокупности. Например, момент счета населения в переписной кампании населения 2010 г. – 0 часов 14 октября 2010 г.

Вопросы населению задавались относительно этого момента счета населения. Установление критического момента позволяет получить сопоставимые статистические данные.

Срок (период) наблюдения – это время, в течение которого заполняют статистические формуляры, т.е. время, необходимое для проведения массового сбора данных. Указанный срок определяется исходя из объема работы и численности персонала, занятого сбором информации. Период наблюдения не должен далеко отстоять от критического момента, так как это может привести к снижению достоверности получаемых данных. Например, Всероссийская перепись населения 2010 г. проводилась в течение недели – с 14 по 25 октября 2010 г.

2.3 Основные организационные формы, виды и способы статистического наблюдения

В российской статистике используются три основные организационные формы статистического наблюдения:

▪ статистическая отчетность (предприятий, организаций, учреждений и т.п.);

▪ специально организованное статистическое наблюдение (переписи, единовременные учеты и обследования);

▪ регистры.

Отчетность – основная форма статистического наблюдения, с помощью которой статистические органы в определенные сроки получают от предприятий, организаций и учреждений необходимые данные в виде установленных в законном порядке отчетных документов, скрепленных подписями лиц, ответственных за представление этих документов и достоверность собираемых сведений.

Действующая отчетность делится на типовую и специализированную.

По срокам предоставления отчетность бывает ежедневная, недельная, двухнедельная, месячная, квартальная и годовая.

Специально организованное наблюдение проводится для получения данных, отсутствующих в отчетности, или для проверки ее данных. Примерами такого наблюдения являются переписи населения, многолетних насаждений, сельскохозяйственных животных, оборудования.

Регистровое наблюдение – форма непрерывного наблюдения за долговременными процессами, имеющими фиксированное начало, стадию развития и фиксированный конец. Оно основано на ведении статистического регистра. Регистр представляет собой систему, постоянно следящую за состоянием единицы наблюдения, которая характеризуется совокупностью показателей. Все показатели хранятся до полного завершения наблюдения за единицей обследуемой совокупности.

В практике статистики различают регистры населения и регистры предприятий.

Регистр населения – поименованный и регулярно актуализируемый перечень жителей страны. Программа наблюдения содержит общие признаки: пол, дата, место рождения, дата вступления в брак, брачное состояние. Регистр населения, как любой регистр, охватывающий наблюдением значительную совокупность единиц, содержит данные по ограниченному числу признаков.

Регистр предприятий охватывает все виды экономической деятельности и содержит значения основных признаков по каждой единице наблюдаемого объекта за определенный период или момент времени. Регистры предприятий включают в себя

данные о времени создания (регистрации) предприятия, его название и адрес, телефон, сведения об организационно-правовой форме, структуре, видах экономической деятельности, количестве занятых и др.

Единый государственный регистр предприятий и организаций всех форм собственности (ЕГРПО) дает возможность организовать сплошное наблюдение, а по ограниченному кругу статистических показателей предприятий, зарегистрированных на территории России, позволяет получать непрерывные ряды показателей в случае изменения территориальной, отраслевой и других структур совокупности.

Пользователями регистра могут быть любые юридические или физические лица, заинтересованные в получении информации.

Виды статистического наблюдения классифицируются по следующим признакам:

▪ времени регистрации фактов;

▪ охвату единиц совокупности.

По времени регистрации фактов наблюдение бывает непрерывным (текущим), периодическим и единовременным.

При текущем наблюдении изменения в отношении изучаемых явлений фиксируются по мере наступления таких изменений, например, при регистрации рождения, смерти, состояния в браке.

Данные, отражающие динамику объекта, могут быть собраны в ходе нескольких обследований. Они обычно проводятся по схожим программам и с использованием аналогичного инструментария и называются периодическими. К такому виду наблюдения относятся переписи населения, сельскохозяйственные переписи, регистрация потребительских цен.

Единовременное обследование дает сведения о количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его исследования. Примером может служить инвентаризация незавершенного строительства.

По охвату единиц совокупности статистическое наблюдение бывает сплошное и несплошное.

При сплошном наблюдении информация собирается обо всех единицах исследуемой совокупности, например, перепись населения, скота, жилого фонда.

При несплошном наблюдении сведения собирают не обо всех единицах совокупности, а только некоторой их части, отобранной определенным образом. Несплошное наблюдение в свою очередь подразделяется на выборочное, основного массива, монографическое. Различие между этими видами заключается в способе отбора тех единиц, которые должны быть подвергнуты наблюдению.

Способами статистического наблюдения являются непосредственное наблюдение, документальный учет фактов и опрос.

При непосредственном наблюдении факты, подлежащие регистрации, устанавливают лица, проводящие наблюдение, путем замера, подсчета числа каких- либо предметов и иными подобными методами; при документировании необходимые сведения берутся из соответствующих документов; особенность опроса состоит в том, что сведения фиксируются со слов опрашиваемого.

В статистике применяются следующие виды опросов:

▪ экспедиционный (устный);

▪ саморегистрации;

▪ явочный;

▪ корреспондентский;

▪ анкетный.

Точностью статистического наблюдения называют степень соответствия, величины какого - либо показателя, определенной по материалам статистического наблюдения, действительной величине этого показателя.

Расхождение между расчетными и действительными значениями изучаемых величин называется ошибкой наблюдения. В зависимости от причин возникновения различают ошибки регистрации и ошибки репрезентативности.

Ошибки регистрации – это отклонения между значением показателя, полученным в ходе статистического наблюдения, и фактическим, действительным значением показателя. Ошибки регистрации бывают случайные и систематические.

Отклонение значения показателя обследованной совокупности от его величины по исходной совокупности называется ошибкой репрезентативности. Ошибки репрезентативности бывают случайные и систематические. Ошибки репрезентативности характерны только для несплошного наблюдения. Они возникают в связи с тем, что отобранная и обследованная совокупность недостаточно точно воспроизводит всю исходную совокупность в целом.

После получения статистических формуляров следует провести проверку полноты и качества собранных данных. Контроль полноты – это проверка того, насколько полно объект охвачен наблюдением, иначе говоря, о всех ли единицах наблюдения собраны сведения. Контроль качества материала осуществляется с помощью логического и арифметического контроля.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите основные задачи статистического наблюдения.

2. Назовите и кратко охарактеризуйте основные организационные формы статистического наблюдения.

3. Объект и единица статистического наблюдения. Каково значение их правильного определения при проведении наблюдения?

4. Какие виды статистического наблюдения в зависимости от полноты охвата наблюдения изучаемого объекта вы знаете?

5. Назовите основные виды несплошного наблюдения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: