Культура – этот научный термин появился в Древнем Риме, где обозначал «возделывание земли», «воспитание», «образование». Культура – это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это качественное отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека.
Культуру можно разделить на следующие виды:
1) по носителю культуры – на общественную, национальную, классовую, групповую, личную;
2) по функциональной роли – на общую и специальную;
3) по генезису – на народную и элитарную;
4) по видам – на материальную и духовную;
5) по характеру – на религиозную и светскую.
Культура представляет собой совокупность ценностей, норм, представлений и образцов поведения, опосредующих социальное взаимодействие, определяющих мышление и поведение членов той или иной группы или общности.
Основные формы культуры.
По характеру творений можно выделить культуру, представленную в единичных образцах (народная и элитарная) и массовую культуру.
Народная культура представляет собой единичные произведения чаще всего безымянных авторов, не имеющих профессиональной подготовки. Авторы народных творений неизвестны. Она включает мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы. К современным проявлениям народной культуры можно отнести анекдоты, городские легенды.
Элитарная культура — совокупность единичных творений, которые создаются известными представителями общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. Элитарная культура предназначена для узкого круга высокообразованной публики.
|
Массовая (общедоступная) культура представляет собой продукты духовного производства в области искусства, создаваемые большими тиражами в расчете на широкую публику. Главное для нее — развлечение самых широких масс населения. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Основной ее чертой является простота идей и образов. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория.
Субкультура — это культура какой-либо социальной группы: конфессиональная, профессиональная, корпоративная и т. п. Она, как правило, не отрицает общечеловеческой культуры, но имеет специфические особенности. Признаками субкультуры становятся особые правила поведения, язык, символика.
Доминантная культура — ценности, традиции, взгляды и т. п., разделяемые лишь частью общества. Но эта часть имеет возможность навязывать их всему обществу в силу того, что она составляет этническое большинство, либо в силу того, что располагает механизмом принуждения.
26. Понятие социального развития. Прогресс и регресс.
В понятийном аппарате современной теоретической социологии произошло разделение категорий «социальное изменение» и «социальное развитие». Под социальным развитием все чаще понимаются не все изменения в социальных системах, а лишь их определенный тип. На этот счет можно встретить различные точки зрения. Причины дискуссионности данного вопроса в социологии состоят в неоднозначности понимания в современной науке того, что есть развитие.
|
В одних случаях под развитием понимается движение по восходящей линии, от низшего к высшему, от старого качественного состояния к новому, более высокому. Понятие «развитие» применяется здесь к процессам совершенствования, улучшения, усложнения и в данном значении совпадает с содержанием понятия «прогресс».
В других случаях под социальным развитием имеются в виду лишь такие изменения объектов, в результате которых возникает их новое качественное состояние (без его оценки): осуществляются более или менее глубинные структурные изменения, ведущие к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Результатом развития в этом случае является новое количественное и качественное состояние объекта, которое может предполагать и повышение, и понижение уровня его организации.
Учитывая неоднозначность понятия «развитие», в Социологическом энциклопедическом словаре дана широкая трактовка процессов развития, имеющих место в социальной сфере жизни общества. Под социальным развитием понимается совокупность экономических, социальных, политических и духовных процессов, развертывающихся в обществе. Таким образом, социальное развитие может быть прогрессивным и регрессивным, эволюционным и революционным.
Процесс социального развития характеризуется тремя чертами:
– необратимостью – постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен;
|
– направленностью – та линия или линии, по которым совершается накопление перемен;
– закономерностью – не случайный, а необходимый процесс накопления перемен.
Под социальным прогрессом понимается определенный тип или направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее к более совершенному, неуклонное восхождение к более сложным формам общественной жизни.
Интерес к проблеме социального прогресса возникает тогда, когда ставится вопрос о направленности социальных изменений в обществе. Уже с древности обозначились три варианта ответа на этот вопрос:
1) идея циклического развития (от греческого kuklos – круг, круговорот – движение с повторением и возвращением в точно такое же состояние, которое было в начале прогресса («все возвращается на круги своя»);
2) идея прогресса (от латинского progressus – движение вперед, успех) – абсолютный и неизбежный процесс совершенствования человеческого общества, переход его от простых форм к более сложным («золотой век впереди»);
3) эсхатологическая идея (от греческого eschatos – последний, конечный; logos – слово, учение) – религиозное учение о конечных судьбах мира, о неумолимом движении к своему концу, страшному суду.
В классической социологии сформировалась точка зрения, утверждающая абсолютность и неизбежность прогрессивного развития общества, его необратимое линейно направленное восхождение к более сложным формам жизни. Накопленный материал в последнее время дает основания усомниться в универсальности линейной концепции и утверждать о противоречивом характере явлений прогресса в социальном развитии.
Во-первых, сегодня отрицается возможность универсального использования понятия «прогресс» для характеристики всей совокупности изменений общественной жизни (эволюционные изменения в области религии, философии и других областях невозможно оценить через призму развития от менее к более совершенному).
Во-вторых, устойчивый прогресс очевиден только в области естественнонаучных знаний, техники и технологии.
В третьих, по многим показателям в общественной жизни наблюдается застой или даже регресс(среда обитания, нравственность).
В четвертых, наряду с благоприятными вариантами общественного развития, с появлением глобальных проблем современности нельзя исключать возможность развития общества и по другим, менее желательным, в том числе катастрофическим и даже апокалиптическим, вариантам.