Международный день ювелира.




Ювелир обточит камень,
Изовьёт металл тесьмой,
И металл послушно станет
Филигранью кружевной.
Людям всем на загляденье
Создаёт он украшения.
Повещенко О.

31 января во всем мире свой профессиональный праздник отмечают ювелиры.

Русское слово "ювелир" происходит от французского joyau - "сокровище", которое, в свою очередь восходит к латинскому jocellum - "драгоценность". Немецкое Juwelier можно перевести как "драгоценный камень". Однокоренное слово "jewel" существует и в английском языке.

Считается, что идея создания этого праздника впервые возникла в 2002 году на фестивале "Золотое кольцо России", который проходил в Костроме. А дата была выбрана в связи с тем, что именно в январе ювелиры регистрируют свои клейма.

Профессия ювелира является одной из самых древних - желание окружать себя прекрасным существовало даже у первобытных людей, а богатство украшений свидетельствовало о положении и статусе их обладателей. Первые украшения изготавливали из разнообразных подсобных материалов, поддающихся обработке примитивными инструментами тех времен. Это могли быть бусы из ракушек, ожерелья из слоновой кости, клыков животных, камушки с дыркой на кожаной полоске... Самые роскошные украшения носил вождь племени.

Профессия ювелира всегда была овеяна ореолом загадочности и романтики, потому что она связана с драгоценными металлами и камнями, которые, по поверьям, обладают особой энергетикой и способностью влиять на людей и даже события. Мастера ювелирного дела создают красоту, способную удивлять, восхищать, завораживать...

История зарождения ювелирного ремесла уходит в далекое прошлое. Первобытные люди изготавливали амулеты, браслеты, кольца, которые должны были защищать их от злых духов и болезней, сопутствовать удачной охоте. Но кому-то пришла в голову уникальная мысль, что различные камни также могут приукрасить внешность человека - эстетическое значение украшениям стало предаваться значительно позже.

В VII веке до н.э. люди стали производить медные изделия. Древние научились гнуть, ковать, сверлить и обтачивать металл. И уже в V веке до н.э. ремесленники смогли плавить медь в горнах при высокой температуре и лить ее в формы.

В скифские времена (II-III веках до н.э.) был обычай погребений мертвых вместе с предметами быта и драгоценностями. Благодаря чему до нашего времени сохранились многие образцы скифского творчества, выполненные в так называемом "зверином" стиле: статуэтки, сережки, браслеты, пронизки, височные подвески из меди, бронзы, серебра и золота. Позже сарматы инкрустировали такие изделия драгоценными камнями.

Если верить историкам, то родоначальником ювелирного искусства стала Древняя Эллада. Здесь впервые была произведена резьба по камню, появились украшения, выполненные из драгоценных металлов с самоцветами. Произведения древних мастеров и сейчас поражают красотой и изяществом. В украшениях использовались драгоценные камни, жемчуг, янтарь, самоцветы. Мелким жемчугом было принято расшивать верхнюю одежду.

История ювелирного дела в России уходит корнями в далекое прошлое и начинается с зарождения Киевской Руси и Владимиро-Суздальского княжества (IX-XII века). В то время появились различные технологии обработки металлов: зернь, эмаль, филигрань, скань, благодаря которой создавался тонкий ажурный орнамент. Особо популярны были в те времена височные подвесы, которые вплетались в прическу или подвешивались к головному убору, браслеты-наручи, одеваемые поверх длинных рукавов.

Центрами русского ювелирного творчества в разное время были старинные русские города Великий Устюг, Вологда, Кострома, Нижний Новгород, Новгород, Псков, Ярославль, Санкт-Петербург, Москва и многие другие.

На Руси широко использовались золотые и серебряные оправы для камней, а сами драгоценные камни считались символом верховной власти. Ими инкрустировались корона, скипетр, царский жезл и держава. В XVII веке в России, на Урале были открыты месторождения малахита и стали добывать уральские самоцветы, а в Сибири велась добыча агатов, сердоликов и яшмы. При Петре I эти камни приобрели всемирную известность, из них создавали нательные украшения, вазы, шкатулки и многое другое. Также при Петре I был построен первый завод по обработке металлов и драгоценных камней. Начали строить шлифовальные и гранильные фабрики. Блестящий век Екатерины II стал одной из вершин русского ювелирного искусства. Продукция ювелирных заводов тех времен характеризуется оригинальным сочетанием новых форм и одновременно традиционным русским эстетизмом.

Для каждого времени в русском ювелирном искусстве существует излюбленное сочетание гамм самоцветов. Если во второй половине 17 века произведения русских ювелирных заводов отличались сочетанием в одном изделии ярких сапфиров и рубинов, часто в сочетании с эмалями, то в 18 веке излюбленным камнем аристократии становится бриллиант – ограненный алмаз.

В середине 19 века в России начали добываться драгоценные камни – алмазы, изумруды, топазы, рубины. Искусство обработки камня в это время достигло высокого уровня.

Во второй половине 19 века был основан ювелирный дом Карла Фаберже, который быстро завоевал известность и стал выполнять заказы царской семьи. В ювелирных изделиях Фаберже применялись горный хрусталь, яшма, нефрит, лазурит и различные виды кварцев. Ювелирный дом Фаберже поставлял свои изделия почти всем императорским и королевским домам Европы, Азии и Африки. Дошедшие до наших дней изделия Фаберже очень высоко ценятся коллекционерами и истинными любителями ювелирных шедевров.

Традиции, заложенные великими ювелирами прошлого, продолжают современные мастера, радуя нас прекрасными изделиями, отвечающими всем канонам ювелирного искусства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: