Наша страна является многоконфессиональным государством, в котором зарегистрировано 25 религиозных конфессий и направлений.
Конфессиональная политика гос-ва направлена на поддержание и укрепление межконфессионального мира и согласия в белорусском общ-ве, развитие взаимодействия с традиционными конфессиями, в первую очередь с Белорусской Православной церковью.
Политика нашего гос-ва напр. на поддержание традиций толерантности в межконфессиональных отношениях и обеспечение права каждого гражданина на свободу вероисповеданий. Все конфессии у нас равны перед з-ом. Ст. 31 Конституции предоставляет право каждому человеку определять свое отношение к религии, т.е. каждый может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. В Ст. 7 речь идет о том, что гос-во не вмешивается в дела церкви, не финансирует ее деятельность. Религиозные организации не выполняют государственные функции. Государственная система образования и воспитания в РБ носит светский характер. Эти подходы находятся в контексте Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей свободу мысли, совести и религиозных убеждений, без различия расы, пола, языка, национальности, религ., полит. и иных убеждений, своего происхождения и соц. положения.
В РБ запрещены:
1. Создание и деятельность религ. организаций, напр. против суверенитета и конституционного строя Республики Беларусь;
2. Создание религ. организаций в гос. органах и учреждениях, воинских частях и образовательных учреждениях;
3. Вовлечение несовершеннолетних в религ. организации и обучение их религии вопреки их воле и без согласия родителей или лиц их заменяющих.
41.Виды социологических исследований.
|
Вид социологического исследования предопределяется характером поставленных целей и задач, а также глубиной анализа социологических процессов.
Выделяют три основных вида социологических исследований: 1.Разведовательный – позволяет при таком исследовании решать ограниченные задачи. При таком исследовании опрашиваются от двадцати до ста человек. Цель данного исследования – получение оперативной социологической информации.
2.Описательное исследование – с его помощью получают информацию, которая дает уже относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Объектом анализа выступают относительно большие совокупности, отличающиеся разными характеристиками. Это позволяет получить достоверную, полную информацию и сделать более глубокие выводы и обоснованные рекомендации.
3.Аналитическое исследование – в таком виде социологического исследования выясняется причина, лежащая в основе изучаемого явления или процесса.
По характеру исследования социологические исследования делятся: 1.Фундаментальные;
2.Прикладные (рассмотрение отдельных проблем);
3.Комплексные.
По видам объектов исследования:
1.Исследования социальных общностей;
2.Исследование коллективного поведения общественного мнения людей в какой-либо сфере общественной жизни.
По видам заказчиков исследования:
1.Госбюджетные заказы (Государственные органы);
2.Хоздоговорные (Юридические, физические лица).
По срокам проведения социологические исследования делятся: 1.Долгосрочные (от 3 до 5 лет);
2.Среднесрочные (от 6 месяцев до 2 лет);
|
3.Краткосрочные (от 2 до 6 месяцев);
4.Экспресс (до 1 месяца).
42. Этапы социологического исследования.
1.Подготовительный этап.
Основная цель данного этапа – это обозначить для чего проводится исследование. Составляется программа, план. Определяются средства, сроки проведения исследования и способы обработки информации.
2.Второй этап – сбор первичной социологической информации. А конкретнее – это еще необобщенные сведения, выписки из документов, отдельные ответы респондентов.
3.Третий этап – подготовка собранной информации к обработке на ЭВМ. Основная задача данного этапа – составление программы обработки и сама обработка на ЭВМ.
4.И последний заключительный этап – анализ обработанной информации, подготовка научного отчета, формулирование выводов и рекомендаций.
43.Программа социологического исследования.
Социологическое исследование начинается с разработки его программы. От научной обоснованности этого документа в значительной мере зависят результаты исследования.
Программа представляет собой теоретико-методологическую основу осуществляемых социологом процедур исследования (сбора, обработки и анализа информации) и включает:
– определение проблемы, объекта и предмета исследования;
– предварительный системный анализ объекта исследования;
– характеристику цели и задач исследования;
– интерпретацию и операционализацию основных понятий;
– формулирование рабочих гипотез;
– определение стратегического плана исследования;
– составление плана выборки;
– описание методов сбора данных;
– описание схемы анализа данных.
Иногда в программе выделяют теоретический и методический разделы. К первому относят компоненты программы, которые начинаются с постановки проблемы и завершаются составлением плана выборки, ко второму- описание методов сбора, обработки и анализа данных. Программа должна ответить на два основных вопроса: – во-первых, как перейти от исходных теоретических положений социологии к исследованию, как "перевести" их в средства исследования, методы сбора, обработки и анализа материала; – во-вторых, как от полученных фактов, от накопленного эмпирического материала снова подняться к теоретическим обобщениям, чтобы исследование при этом не только давало практические рекомендации, но и служило основой для дальнейшего развития самой теории.