Тема 7.Семья и брак. Отцы и дети. Молодежь.




Семья является одновременно и социальным институтом, и малой группой.
Семьяосновной социальный институт, способствующий удовлетворению важнейших человеческих потребностей, в первую очередь, воспроизведение самого человека.
Семьямалая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, связана личностными отношениями, общностью быта и взаимной ответственностью.
Функции семьи:
репродуктивная — биологическое воспроизводство населения;
социализации личности — является первичным агентом социализации, под ее влиянием формируется личность;
хозяйственно-бытовая — ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и нетрудоспособными членами семьи;
экономическая — накопление и передача собственности, материальная поддержка членов семьи;
социально-статусная — наделение человека наследственным статусом, например, национальность, принадлежность к определенной династии, сословию;
психологическая — оказание эмоциональной поддержки членам семьи;
защитная — физическая, экономическая, психологическая защита членов семьи;
духовно-нравственная — личностное развитие членов семьи;
досуговая — организация рационального досуга, семейный отдых.

Классификация семейных структур:

1. Моногамные семьи основаны на браке одного мужчины с одной женщиной.
Полигамные — множественный брак, бывает двух видов:
полигиния — брак одного мужчины с несколькими женщинами (гарем);
полиандрия — брак одной женщины с несколькими мужчинами.

2. Патрилинеальные семьи — наследование фамилии, имущества и социального положения ведется по отцу, матрилинеальные — по матери.

3. Патриархальные семьи — главой является отец;
матриархальные — наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать;
партнерские — супруги равноправны, рациональное распределение обязанностей.

4. Нуклеарные — состоящие из супружеской пары и зависящих от них несовершеннолетних детей.
Расширенные — совместное проживание нескольких поколений родственников (родители, дети, бабушки, дедушки, тети, племянники).

5. Бездетные, малодетные, многодетные (трое и более детей).

6. Авторитарные (основаны на жестком авторитете родителей), либеральные (строятся на самоопределении личности, независимо от привычек, обычаев), демократические (основаны на равноправном участии всех членов семьи в решении важнейших семейных вопросов).

Основные тенденции в развитии современной семьи:

— преобладание нуклеарных, малодетных семей;
— распространение семей партнерского типа;
— повышение среднего возраста вступления в брак;
— распространение сожительства, пробных браков, возникновение в некоторых странах однополых браков;
— сокращение ведущих позиций семьи в социализации индивида (связано с активным участием женщин в общественных отношениях: карьера, бизнес, политика, работающие бабушки).
С институтом семьи тесно связан другой общественный институт — институт брака, чаще всего именно брачная пара составляет основу семьи.
В социологии бракисторически изменяющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, упорядочивающая половые отношения.
В юридическом смысле бракдобровольный и свободный союз женщины и мужчины, заключенный в установленном законом порядке, направленный на создание семьи и порождающий взаимные личные, а также имущественные права и обязанности супругов.
В соответствии с Семейным кодексом РФ признается только юридически оформленный, заключенный и зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния брак.

Условия, необходимые для заключения брака:

а)взаимное добровольное согласие вступающих в брак;
б) личное участие в подаче заявления, регистрации брака;
в) достижение брачного возраста, т. е. 18 лет
; при наличии уважительных причин (беременность невесты) по просьбе брачующихся брачный возраст может быть снижен до 16 лет, в некоторых субъектах РФ, возможно вступление в брак с 14 лет. Для несовершеннолетних обязательно письменное согласие родителей, либо лиц, их заменяющих;
г) ни один из вступающих в брак не должен быть признанным судом недееспособным вследствие психического расстройства;
д) отсутствие другого зарегистрированного брака у лиц, вступающих в брак;
е ) отсутствие близкого родства между лицами, вступающими в брак. Запрещен брак между родителями и детьми, внуками и дедушками, бабушками, между родными братьями и сестрами, между усыновленными и усыновителями.
Заключение брака производится по истечении месяца со дня подачи заявления. При наличии уважительных обстоятельств, брак может быть заключен в день подачи заявления.
Государственная регистрация брака производится любым органом записи актов гражданского состояния на территории РФ по выбору лиц, вступающих в брак.

Основания признания брака недействительным:

а) несоблюдение лицами, вступившими в брак, установленных законом условий его заключения;
б) сокрытие лицом, вступающим в брак, наличия венерической болезни или ВИЧ-инфекции;
в) заключение фиктивного брака, т.е. без намерения создать семью.
Основаниями прекращения брака являются смерть или объявление одного из супругов умершим, а также расторжение брака в установленном законом порядке.
Существует два порядка расторжения брака:
1. В органах записи актов гражданского состояния (упрощенный порядок)
1) при взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей;
2) по заявлению одного из супругов, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или осужденным за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет.
Расторжение брака в этих случаях производится независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей.
2. В суде
1) в случае возникновения споров между супругами при расторжении брака в органах ЗАГСА (например, о разделе имущества) таковые рассматриваются судом;
2) при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением отмеченных выше случаев;
3) при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака;
4) если один из супругов уклоняется от расторжения брака в органах загса, хотя и не возражает против такого расторжени я (например, отказывается подать соответствующее заявление и т. п.).
Законом установлен ряд ограничений прав мужа на предъявление требований о расторжении брака (в частности, он не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка).
Расторжение брака производится в случае, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны. При этом суд вправе принимать меры по примирению супругов. При наличии взаимного согласия на расторжение брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, суд расторгает брак без выяснения мотивов развода.
При рассмотрении дела о расторжении брака суд решает вопросы о том, с кем из родителей после развода будут проживать несовершеннолетние дети, с кого из родителей и в каких размерах взыскивать алименты на детей, а также о разделе имущества, находящегося в общей собственности супругов. По всем этим вопросам супруги могут сами заключить соглашение и представить его на рассмотрение суда.
Расторжение брака судом производится по истечении месяца со дня подачи супругами заявления о расторжении брака.

Брак считается прекращенным:

а) в случае его расторжения в органах загса — со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния;
б) в случае расторжения брака в судебном порядке — в день вступления решения суда в законную силу (однако и в этом случае государственная регистрация расторжения брака необходима).
Супруги не вправе вступать в новый брак до получения свидетельства о расторжении брака в органе записи актов гражданского состояния.

 

Отцы и дети. Молодежь.

Конфликтные взаимодействиявнутри и между поколениями одновременно выступают фактором разрушения и укрепления социальных связей и отношений. Негативная реакция старшего поколения на молодое и противостояние между ними выявлялись и изучались мыслителями с древнейших времен. Как отмечалось ранее, по легенде античный философ Сократ, к примеру, возмущался тем, что современная ему молодежь отличается дурными манерами, не уважает старших, спорит с родителями и изводит учителей. Свидетельства столкновений между поколениями были раскрыты в многочисленных классических педагогических трактатах и литературных произведениях. Всплеск научного интереса к проблеме конфликта поколений в западной социологии и психологии второй половины XX в. был обусловлен массовыми студенческими волнениями и радикальными движениями молодежи на Западе. Концептуальную и методологическую основу социологических теорий конфликта поколений составили дискурсы ряда социологов: Р. Дарендорфа, Л. Козера, Ж. Манделя, Г. Маркузе, Л. Фойера, Ж. Эллюля. Г. Маркузе репрезентировал конфликт поколений как естественный закон, коренящийся в антропологической структуре потребностей и запросов человека, оказывающий революционное воздействие на общество. Среди специальных трудов, посвященных проблемам конфликта поколений, выделяются работы американского социолога Льюиса Фойераи французского психоаналитика Жоржа Манделя. В "Поколенческом манифесте" Л. Фойер, перефразируя "Манифест Коммунистической партии" К. Маркса, заявлял: "История всех до сих пор существующих обществ является историей борьбы между поколениями. Старые и молодые, отцы и дети, зрелые мастера и молодые подмастерья, взрослые работодатели и молодые чернорабочие, старые профессора и молодые студенты со времен первобытного отцеубийства соперничали между собой за господство в обществе. Эта борьба продолжается непрерывно, временами скрытно, временами открыто, она никогда не кончалась явным триумфом молодых, ибо к тому времени, когда они побеждали, они становились людьми средних лет. Только в последнее время, в связи с ростом крупных студенческих общин, принявших новое поколение, стало возможным для студенческого движения как авангарда молодого поколения приобрести могущество, которое имеет решающее значение". Л. Фойер, ссылаясь на сочинения З. Фрейда, утверждал, что в основе всех межпоколенных конфликтов лежит извечное соперничество между отцом и сыном ("эдипов комплекс"), и оно является более важной движущей силой истории, нежели классовая борьба. С острой критикой теории "конфликта поколений" Л. Фойера выступил американский социолог Сеймур Липсет в работе "Восстание в университете" (1972), где он заявил, что степень распространения альтернативных ценностей и установок, противопоставляющих молодое поколение старшему, относительно невелика. Напротив, согласно данным социологических исследований, разрыв во мнениях по ряду важнейших вопросов "студенческого бунта" отмечается между университетской и неуниверситетской молодежью. Ж. Мандель, исходя из фрейдовского "комплекса Электры", классической теории конфликта противопоставил концепцию "кризиса поколений ". Согласно его представлению, кризис поколения 1960- х гг. был обусловлен тем, что в современном обществе существующая власть не воспринимается бессознательно как образ Отца-наставника и покровителя, а напоминает архаический образ Матери. Материнское начало здесь представлено техникой, находящейся под контролем технократов. Стихийные выступления молодежи и студентов – радикальная форма протеста против господства технократии. В советской социологии в указанный период основное внимание было сосредоточено на критике зарубежных буржуазных теорий конфликта поколений, отрицающих социально-классовую дифференциацию общества. Советские социологи, ориентированные на бесконфликтность поколенных отношений при социализме, доказывали, что конфликт поколений характерен лишь для классово антагонистического общества на Западе, где процветает частнокапиталистическая эксплуатация, а в социалистическом коллективистском обществе, где упразднена частная собственность на средства производства, возможны только внутрипоколенные и межпоколенные различия и противоречия. В "Социологическом энциклопедическом словаре" (1998) указаны и специфицированы 16 видов социальных конфликтов, но упоминание о конфликте поколений отсутствует. В постсоветское время проблема конфликта поколений в России представлена в научных трудах В. Т. Лисовского, Т. А. Трофимовой, Г. Г. Феоктистова, В. И. Чупрова, которые подчеркивают, что объективной основой данной проблемы в нашем обществе выступает нестабильность российского социума, а субъективной – утрата идейно-нравственных ориентиров, недостатки семейного и школьного воспитания, искаженное противопоставление поколений СМИ. Характеризуя "трансформирующееся современное российское общество", И.М. Ильинский утверждает, что "налицо не конфликт, а разрыв поколений, отражающий прорыв постепенности, разрыв исторического развития, переход общества на рельсы иного экономического, общественно-политического строя". Ильинскийобъясняет "разрыв поколений" тем, что " поколение отцов" оказалось в положении, когда материальное и духовное наследие, которое оно по законам преемственности развития должно и обязано передать своим преемникам, практически отвергнуто. Конфликт поколений можно трактовать как особый вид социального конфликта, обусловленный объективными условиями и субъективными факторами межличностного, группового, организационного и институционального взаимодействия представителей различных поколений. Причинамиконфликта поколений, как правило, выступают противоположности поколенных потребностей, запросов, интересов, ориентаций, целей и идеалов. Данный конфликт может протекать латентно как скрытая социальная напряженность или происходить явно как столкновение интересов, мнений, представлений, взглядов и идей. Наиболее экспрессивное и агрессивное противостояние поколений происходит на макроуровне в плоскости идеологии. На микроуровне столкновение поколений сглаживается семейными традициями и вызвано различиями в отношениях к нравственным и субкультурным ценностям. Негативное влияние на межпоколенные конфликты оказывают: социальное неравенство и социальная несправедливость, конкуренция и безработица, этнические, сословные и религиозные разногласия. Межпоколенные конфликтыпорождаются, как правило, психофизиологическими различиями поколений, их разными экономическими и социальными условиями жизни, противоположностью идейно-политических взглядов, принадлежностью к разным социальным слоям и субкультурам. Такие конфликты чаще возникают и более интенсивно протекают между поколениями переходного возраста (молодежь – взрослые), а также между поколениями переходного исторического периода (поколение периода "застоя" – поколение периода "перестройки", поколения плановых и рыночных отношений), реже и слабее проявляются между отдаленными поколениями (дети – пожилые, современная молодежь – участники боевых действий в "горячих точках"). Обострению межпоколенных конфликтов способствуют масштабные изменения в экономической и социальной структурах общества, смена бытовых, культурных и технологических стандартов, а также сопутствующие им социальные конфликты: семейные, этнические, профессиональные, должностные. Запретительно-административное воздействие господствующего поколения на сосуществующие поколения усиливает социальную напряженность межпоколенных отношений. Ослаблению этой напряженности могут и должны способствовать обоюдная толерантность, диалог поколений, нахождение компромиссов и достижение консенсуса, проведение демократических реформ в обществе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: