Студенты, лекцию необходимо записать кратко в тетрадь или распечатать и вклеить в тетрадь!!!!! Лекционный материал выучить!!! (фото конспектов присылайте до 01.05. на почту filimonovalya@gmail.com )
Культурные традиции - это социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.
Традиции включают в себя
· объекты социокультурного наследия (материальные и духовные ценности). Духовная и материальная культура Под духовной культурой народов понимают искусство, мифы, обычаи и обряды, нормы поведения и морали. Под материальной — традиционную одежду, сооружения, предметы быта и пр.
· процессы социокультурного наследования;
· способы этого наследования. В качестве традиций выступают определенные культурные образцы, институты, нормы, ценности, идеи, обычаи, обряды.
Рассмотрим некоторые факторы, повлиявшие на развитие русской культуры.
1. Природно – географические факторы:
• жесткие и разнообразные климатические природныеусловия;
• движение русских народностей с запада и северо-запада на восток и на юг, из леса в степи;
• обширная территория с вытекающим из этого многообразием форм жизни во всех ее проявлениях многонациональность, разобщенность, многоукладность быта и т.п.
2. Геополитические и этнические факторы:
• статус крупнейшей цивилизации «сухопутной» ориентации, центра евразийства, противостоящего «атлантизму» Запада;
• положение между Западом и Востоком, влияние двух своеобразных культур, их экономических особенностей, что обусловило как «маргинальность» российской культуры, так и ее самодостаточность;
|
• ориентированность на Запад (от Петра I до нынешних демократов), территориально же движение шло на Восток, с восприятием особенностей восточной культуры;
• привлекательность для западной экспансии (Наполеон, мировые войны) вследствие сырьевой и территориальной ограниченности европейских стран;
• расширение территорий шло не только за счет завоевания новых земель, но и путем добровольного присоединения, за счет хозяйственного освоения свободных территорий, которое чаще всего было вызвано заботой о безопасности, а не экономическими причинами.
Говоря об этническом факторе, нужно отметить, что российская культура формировалась на основе трех мощных этносов: славянского, тюркского и угро-финского, что рождает ситуацию культурного взаимовлияния, этнической, национальной терпимости, различной экономической ментальности.
3. Социальные факторы:
• разбросанность населения, слабость административных связей, системы коммуникаций, затрудняет становление и функционирование государства как целостной социальнойсистемы;
• разнородность социальных субъектов, что затрудняло организацию совместной жизни, управление обширной территорией;
• ориентация государственной политики не на личность, а на группу (общину, артель), которая защищала человека, обеспечивала его выживание;
• общинный традиционализм, который выражался в отсутствии идеи изначального равенства людей, их прав, где общество определяет социальную роль каждого человека;
• в условиях нахождения между Западом и Востоком, постоянных войн за независимость русский человек рассматривал себя как частицу народа, а не личность, служил не себе, а всему народу, отсюда потребность в службе народу, государству;
|
• идея служения легла в основу сословного строя России, основанного на разделении общих обязанностей, а не на иерархии прав (как это было на Западе);
• особое понимание роли государства в жизни общества (в сочетании с антипатией к государственной власти);
• государство выступали посредником и арбитром в решении социальных конфликтов;
• образование единого государства под влиянием военно-политических (борьба за независимость), а не экономических факторов;
• авторитаризм, тоталитаризм, централизм государственной системы, отсутствие гражданского общества, экономической суверенности людей как субъектов хозяйствования;
• особое понимание закона и права: они ценны, только если отвечают требованиям «справедливости», которая тем - самым ставится выше права;
• замкнутость и несогласованность правовых, административных, экономических, моральных требований, что рождает потребность в стабильности у основной массы населения;
• понимание социальной свободы у русского человека, как «воли», а не уважение прав.
4. Религиозные факторы:
• определяющая роль религии, а именно христианства для русской культуры (особенно в допетровскую эпоху, в Древней Руси);
• особенности православия (в сравнении с католицизмом и протестантизмом), которое отличается нравственным либерализмом в повседневной жизни;
• принятие христианства «сверху», административным путем, а не его «вызревание»;
|
• высокая религиозная терпимость, сосуществование различных концессий;
• святость как особый образ жизни особых людей, преклонение перед ней, но не следование ей в повседневной жизни;
• «соборность» как центральная идея религиозного менталитета (объединение людей общими целями, делом), коренящаяся в общем служении высокой правде, в общем долге.
География религий длительное время на огромных пространствах, занимаемых современной Россией, господствовали ранние формы религии (язычество). Люди обожествляли природу и её отдельные явления, предков, верили в добрых и злых духов. Впоследствии на территорию России проникли современные мировые религии: христианство, ислам и буддизм.
5. Духовные факторы:
• большая роль нравственных факторов оценок, стремление связать каждое дело с высшими ценностями, проявлениями ума и сердца;
• «идеализм» духовной жизни, повышенное чувство идеала, духовного начала;
• стремление к цельности человеческих проявлений, цельности духа, восприятия мира;
• единение истины, добра и красоты, правдоискательство понималось, как высшая форма познания;
• высокая роль идей равенства, справедливости, сочувствие слабым;
• культ непротивления злу, смирение у русского народа;
• душевная терпеливость, пассивность, покорность судьбе, высокая адаптация как к объективным (война, засуха), так и субъективным трудностям, вплоть до фаталистического отношения к миру;
• образность, масштабность мышления, трудности его конкретизации, перевода в рациональную форму практических дел; преобладание осмотрительности над предусмотрительностью (лучше видят следствия, чем ставят цели).