Виды девиантного поведения.




Тема 7. Проявление девиантного поведения

План

1.Проявление эмпатии в работе с «трудными» подростками.

2.Сущность дидактогении и скулофобии.

3.Девиантное поведение.

4.Виды девиантного поведения:

1).Алкоголизм.

2).Наркомания.

 

Проявление эмпатии в работе с «трудными» подростками.

Проблема познания педагогом личности учащегося актуальна в практическом отношении. Ещё К.Д.Ушинский, уделявший значительное внимание психологическому аспекту в решении проблем педагогики, подчёркивал, что если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его во всех отношениях.

Поскольку объект педагогической деятельности – личность, то она строится по законам общения.

В структуре общения выделяют 3 составляющих:

1.Когнитивный (познавательный).

2.Аффективный (эмоциональный).

3.Поведенческий.

Существуют и другие модели, однако в любой классификации выделяется прежде всего когнитивный аспект общения. В педагогическом общении он приобретает особое значение.

Результативность педагогической деятельности зависит от глубины изучения педагогом личности ученика, от адекватности и полноты познания.

Практика показывает, что чаще всего педагоги просят психолога «поработать» с «неуправляемыми» детьми, считая их склонными к асоциальному поведению. К «неблагополучным» они относят «ершистых», беспокойных учеников, тех, кто не может усидеть на занятиях, молча и пассивно реагировать на замечания.

Особая роль в процессе познания педагогом личности учащихся и общения с ним принадлежит эмпатии. Способность к сопереживанию не только повышает адекватность восприятия «другого», но и ведёт к установлению эффективных, положительных взаимоотношений с учащимися.

С одной стороны, более глубокое и адекватное отражение личности учащихся позволяет педагогу принимать свои решения более обоснованно, а значит, повышает продуктивность воспитательного процесса. С другой стороны. проявление эмпатии находит эмоциональный отклик у учащегося, и между ним и педагогом устанавливаются положительные отношения. А это, в свою очередь, также повышает продуктивность педагогического общения.

В работе с «трудными» подростками проявление эмпатии имеет особое значение, так как многие из них испытывают настоящую нехватку сочуствия, сопереживания.

Исследования показывают, что 92,2% подростков, состоящих на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних, чувствовали недостаток положительных эмоциональных контактов, находились в состоянии психологической изоляции в своих учебных коллективах. По данным исследований 35% подростков- правонарушителей проживают в семьях, для которых характерны нездоровые отношения между родителями и детьми.

Исследования позволили установить, что развитие склонности к насилию и её закрепление в виде жизненного стиля личности обычно напрямую связано с недостатком эмпатии как у самой личности, так и у её окружения. Причины такого поведения уходят корнями в раннее детство: большинство подростков, отличающихся делинквентным поведением, испытывали в той или иной мере эмоциональную изоляцию (недостаток любви и родительской заботы).

 

Сущность дидактогении и скулофобии.

Современные подростки испытывают дефицит сопереживания со стороны педагогов и подвергаются ещё большему давлению, нежели в семье.

Неспособность к проявлению эмпатии в сочетании с низким педагогическим профессионализмом существенно усугубляет процесс негативного развития личности подростка и это приводит к дидактогениям.

Дидактогения – болезненное психическое состояние учащихся, вызванное нарушением учителем педагогической этики. (Запугивание.)

Непринятие детьми личности учителя оборачивается потерями в предметной деятельности, а также наносится серьёзный урон личностному развитию учащихся. Прямым следствием деформации межличностных взаимоотношений является скулофобия.

Скулофобия – боязнь школы.

Ранимая детская психика оказывается не в состоянии выдержать груз негативных эмоций и реагирует нежеланием учиться и ходить в школу.

В процессе познания педагогом личности учащегося важную роль играют механизмы децентрации и идентификации. Адекватность, полнота и глубина познания личности учащегося зависит от способности педагога побороть эгоцентризм, взглянуть на ситуацию глазами ученика. Понять и принять точку зрения учащегося, стать на его место и рассуждать с его позиции.

 

Девиантное поведение.

Отклоняющееся от установленных норм и стандартов поведение принято называть девиантным.

Его можно определить как отдельные поступки или их совокупность, входящие в противоречие с принятыми в обществе юридическими, моральными и социальными нормами.

К наиболее выраженным проявлениям девиации можно отнести делинквентное поведение, т.е. противоправное.

Разновидностями такого аморального поведения можно считать алкоголизм, наркоманию, токсикоманию. Трагическими проявлениями девиации следует считать также такие отклонения от нормы, как суициды, сексуальные извращения, акцентуации характера, психопатии и др.

Девиации могут проявляться как на уровне малых групп (семья, коллектив), так и в индивидуальном порядке.

Девиантное поведение сложно определить потому, что девиантность является относительной характеристикой и определяется в соответствии со стандартами, которые сами по себе являются неопределёнными.

Одним из ярких примеров девиации может служить убийство человека. В любом обществе такой поступок осуждается и юридически наказывается. Однако на войне убийство не только разрешается, но и вознаграждается. Также не будет девиантным убийство в целях самозащиты.

Понятие «девиантное поведение» тесно связано с категорией «норма».

Психологи выделяют признаки нормальной здоровой личности: интерес к внешнему миру; смысл жизни; иерархия ценностей; способность юмористически окрашивать действительность; сбалансированность основных нервных процессов; умение устанавливать душевные контакты; соответствие поведения человека нормам и традициям; выбор законных средств для достижения личных целей.

Большинство психологов сходится во мнении, что в рамки критериев абсолютно здоровой, гармоничной личности вписываются немногие. Поэтому классификация типов девиантного поведения связана со значительными трудностями, так как любое отклоняющееся поведение, будь то убийство или драка, пристрастие к спиртным напиткам или курение, можно считать как девиантным, так и не девиантным.

В данном случае всё зависит от стандартов, по которым оно оценивается, и тех социальных ожиданий, которые сформировались в обществе.

Поэтому дать точную характеристику и однозначную классификацию типов абсолютно девиантного поведения, видимо, невозможно.

 

Виды девиантного поведения.

Роль особенностей личности в различных видах девиаций не одинакова. Специфические черты внутренней структуры и механизмов отклонений от нормы в основном касаются соотношения трёх основных факторов: личности, среды, организма.

Преобладание или недостаток того или иного фактора обусловливает тот или иной вид девиации. Её возникновению способствует и различное неблагоприятно6е сочетание данных факторов.

Под личностным компонентом понимается совокупность индивидуально-психологических элементов, таких, как направленность личности, её установки, ценностные ориентации, нравственные принципы, правосознание и др.

Влияние внешней среды обусловлено экономическими, политическими. Социальными, культурными, бытовыми и другими факторами.

Биологический компонент включает генетическую основу человека, особенности протекания обменных процессов. Специфику его высшей нервной деятельности, отклонения или патологии в соматическом или нервно-психическом развитии.

Такие виды девиантного поведения, как алкоголизм, наркомания, токсикомания, суицид, в большей степени зависят от биологических компонентов при достаточно сильном влиянии социальных условий.

Преступность можно рассматривать как продукт взаимодействия личности и среды при достаточно малом участии биологического фактора.

Достаточно часто встречается такой вид девиантного поведения как алкоголизм.

Он характеризуется тем, что возникает привыкание, а в дальнейшем психическая и физиологическая зависимость от этилового алкоголя.

Различают алкоголизм бытовой и хронический. При бытовом алкоголизме имеется привыкание к алкоголю, но пьющий человек способен контролировать количество напитка и даже временно прекратить его употребление.

При хроническом алкоголизме эти возможности утрачиваются.

Психическая зависимость, возникающая в связи с прекращением приёма алкоголя, выражается угнетённым состоянием, тревогой, беспокойством и страхами, а физическая – в слабости, разбитости, болях в мышцах, головокружении, общей потливости, дрожании рук и пальцев и т.д.

О хроническом алкоголизме говорят тогда, когда человек не может выполнять работу без принятия алкогольного напитка, когда ему трудно регулировать количество употребляемых напитков и делать перерывы. Когда имеют место случаи амнестического опьянения (алкоголик теряет контроль над своим поведением и в дальнейшем о нём не помнит), когда возникают периоды запойного пьянства, совершаются повторные правонарушения в состоянии опьянения, теряется возможность систематически работать и нарушаются семейные отношения.

Причины алкоголизма включают в себя два фактора: предрасполагающие особенности личности; обычай употреблять алкоголь в обществе, группе, среде, в семье.

Большое значение имеет возраст, в котором человек начал употреблять алкоголь: в молодом возрасте легче возникает привычка к выпивке и возникает зависимость от алкоголя.

Различают простое алкогольное опьянение и алкоголизм.

Простое алкогольное опьянение условно разделяют на три степени: лёгкую, среднюю, тяжёлую.

Лёгкая степень характеризуется повышением восприимчивости, ускорением психической деятельности, повышением настроения, снижением цензуры к собственным поступкам, растормаживание влечений, в том числе сексуальных.

Средняя степень – появляются признаки замедления психических процессов, аффективные реакции. Доминируют эмоциональное поведение и конфликтность. Повышается артериальное давление. Появляются неврологические нарушения в виде «смазанной» речи, дискоординации движений, неустойчивой походки. В дальнейшем поведение может имеет несдержанный и даже агрессивный характер.

Сильная степень опьянения характеризуется ухудшением ориентировки, возможны неадекватные поступки, преобладает злобный аффект. В более глубокой фазе наступает наркотический сон. Отмечаются соматовегетативные нарушения: тахикардия, углубление или ускорение дыхания.

Обычно простое опьянение продолжается не более 12 часов. После него отмечается раздражённо-подавленное настроение. Возможно головокружение, тошнота, потливость, слабость, тремор пальцев рук.

Хронический алкоголизм наступает в результате употребления алкоголя длительное время, обычно в течение нескольких лет, и сопровождается клеточными и структурными изменениями в ряде органов и систем организма, включая головной мозг. Значительные изменения обнаруживаются в пищеварительной системе, в печени и поджелудочной железе. Страдает обмен веществ, внутриклеточный обмен. Первая стадия хронического алкоголизма характеризуется потерей контроля над количеством употребляемого алкоголя, повышением зависимости от него.

Таким образом, девиантное поведение, обусловленное употреблением алкоголя, нравсвенно не менее ущербно, чем самоубийство.

Американский психолог Э.Берн пишет, что хронический алкоголизм есть самоубийство даже в том случае, если пьющий считает своё стремление к смерти «подсознательным».

В последние годы в стране нарастает в числе девиантных отклонений в поведении людей такое увлечение как наркомания.

Прежде всего необходимо разобраться, какие же отличительные признаки появляются у лиц, употребляющих наркотики?

Состояние наркотического опьянения почти при всех видах наркомании напоминает алкогольное, но без характерного запаха алкоголя изо рта.

Общим признаком состояния опьянения для всех видов наркотиков является эйфория, т.е. повышенное настроение, безмятежное блаженство. Такое настроение неустойчиво и внезапно сменяется недовольством.

Опьяневшие оживлены, веселы, общительны, болтливы, громко разговаривают, назойливы.

В ряде случаев наблюдается заторможенность, оцепенелость, отсутствие реагирования на обращения к ним.

Появляются расстройства координации. Движения порывисты, размашисты. Походка неуверенная. Речь невнятная, замедленная, непоследовательная.

Когда действие препарата подходит к концу, наркоманы становятся вялыми, малоподвижными, безразличными, пребывают в заторможенном состоянии или впадают в глубокий сон.

При многих видах наркомании отмечается повышенный аппетит, переходящий в прожорливость.

Важнейшим признаком, указывающим на употребление наркотиков, является абстинентный синдром. Он проявляется тогда, когда организм человека уже не может нормально функционировать без наркотических средств. Эта зависимость так велика, что без наркотика в отдельных случаях наступает смерть. Чем больше стаж приёма наркотиков, тем ярче выражена абстиненция. Её проявления связаны с расстройством психики.

Кроме общих признаков, свойственных абстинентному синдрому, следует обращать внимание и на специфические. Проявляющиеся только при определённом виде наркомании.

К специфическим проявлениям абстиненции следует отнести:

· при опийной наркомании – зевоту, чихание, озноб, сведение жевательных мышц, судороги, боли в пояснице и спине (не могут найти себе места: то ложатся, то встают);

· при гашишной наркомании возникают неприятные, мучительные ощущения (стягивание, жжение, раздражение, переворачивание), исходящие из различных областей тела;

· при эфедроновой наркомании головные боли, светобоязнь, язык малиновый, тик лица, проявление грубости, недовольство окружающими. Сон наступает только после приёма снотворного или успокаивающего;

· при кокаиновой наркомании – ощущение инородных предметов под кожей;

· при злоупотреблении снотворными – выкручивающие боли в коленных суставах, боли в желудке. Судороги.

Поведение наркоманов во время абстинентного синдрома направлено на поиск наркотиков, и они в этот период нарушают не только моральные нормы, но и преступают закон.

При употреблении одновременно нескольких наркотических средств или наркотиков совместно с алкоголем признаки опьянения абстинентного синдрома могут видоизменяться и пересекаются.

Длительное употребление наркотиков накладывают отпечаток на внешний облик человека. Наркоманы со стажем выглядят старше своих лет. Волосы у них ломкие. Зубы крошатся. Ногти слоятся и обламываются. Кожа дряблая, морщинистая. У этих людей медленно заживают раны. У тех, тко вводит наркотики с помощью шприца, имеются многочисленные следы от уколов в области локтевых сгибов, на кистях рук, на ногах, венах шеи. Чтобы скрыть следы от уколов, наркоманы предпочитают не раздеваться при свидетелях.

Для эфедроновой наркомании, а также при злоупотреблении успокаивающими средствами и транквилизаторами характерны гнойничковые высыпания на коже.

У хронических наркоманов отмечаются серьёзные заболевания сердечно-сосудистой системы, желудка, почек, печени, лёгких, развита импотенция.

В работе по решению проблем, связанных с наркоманией, практический психолог должен обращать внимание на самые малозаметные детали. О многом могут сказать результаты наблюдений:

1) за особенностями общения;

2) за поведением курильщиков.

1.Наркоманы часто употребляют те слова, которые не знает тот, кто не обитает в таком кругу (забить косяк, мулька, отход, передоз, султыга и т.д.).

2.Особенности поведения курильщиков: группа курильщиков затягивается от одной и той же самокрутки, пуская её по кругу; курильщик делает 1-2 глубокие затяжки, стремясь как можно дольше продержать в лёгких дым; затягиваясь, он держит папиросу между ладонями, чтобы предотвратить утечку дыма.

Заметив какие-либо из перечисленных признаков, практический психолог должен войти в контакт с другими структурами, которые в соответствии со своими прямыми обязанностями непосредственно занимаются данной проблемой (администрация, медицинские и правоохранительные органы).

Таким образом, знание внешних признаков пристрастности к наркомании дают возможность практическому психологу непосредственно выявлять людей, склонных к данному виду девиантности.

 

 

Основные понятия: емпатія, „проблемные” подростки, дидактогенія, скулофобія, девиантное поведение, алкоголизм, наркомания.

Контрольные вопросы и учебные задания для студентов

1.Проблема познания личности ученика педагогом. Примеры.

2.Проблема производительности педагогической деятельности и общения. Привести примеры.

3.Структура педагогического общения. Привести примеры.

4.Что такое емпатія? Назвать ситуации.

5.Емпатія в работе с „проблемными” подростками. Навести ситуации.

6.Что такое дидактогенія? Привести примеры.

7.Что такое скулофобія? Привести примеры.

8.Что такое девиантное поведение? Назвать ситуации.

9.Что такое делінквентна поведение? Назвать ситуации.

10.Признаки здоровой личности. Привести примеры.

11.Классификация типов девиантного поведения.

12.Алкоголизм и его виды. Примеры.

13.Хронический алкоголизм.

14.Наркомания.

15.Состояние наркотического опьянения.

16.Абстинентний синдром.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Подласый И.П. Педагогика. [Текст]: в 3 кн.: учеб. для студ. вузов, обуч. по направлениям подгот. и спец. в области "Образование и педагогика" / И.П. Подласый; - 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1: Общие основы. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 527 с.

2. Подласый И.П. Педагогика. [Текст]: в 3 кн.: учеб. для студ. вузов, обуч. по направлениям подгот. и спец. в области "Образование и педагогика" / И.П. Подласый; - 2-е изд., испр. и доп. Кн. 2: Теория и технологии обучения. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 575 с.

3. Подласый И.П. Педагогика. [Текст]: в 3 кн.:учеб. для студ. вузов, обуч. по направлениям подгот. и спец. в области "Образование и педагогика" / И.П. Подласый; - 2-е изд., испр. и доп. Кн. 3: Теория и технологии воспитания. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 463 с.

4. Педагогика: Учебник для вузов / Н.Бордовская, А.Реан. – СПб.: Питер, 2003. – С.162-168.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: