И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ТАКТИЛЬНЫХ КНИГ




Кардашина А.И.

зав. методико-тифлобиблиографическим

отделом

Приобщение к книге ребенка-инвалида нужно начинать с раннего детства и главная задача библиотеки – помочь детям с нарушением зрения достичь уровня развития, позволяющего им на равных интегрироваться в общество здоровых людей и даже конкурировать с ними.

Для детей с нарушением зрения, занимающихся в детском саду или школе по специальной методике зрительного восприятия, необходимой ему во всех сферах его детской деятельности, применяется комплекс специальных игр и упражнений и в процессе чтения. Для детей с нарушением зрения одним из ведущих органов познания окружающей действительности является осязание. Одним из инструментов развития осязания и является тактильная книга. С этой целью с 1996 года Тульской областной специальной библиотекой для слепых начали создаваться такие книги и первой тактильной рукодельной книжкой-игрушкой для слепых и слабовидящих детей стала «Курочка Ряба».

Шли годы. Начал создаваться фонд этих новых необычных книг и пособий. Это разные по форме и содержанию издания, которые необходимо было описать и систематизировать.

Несмотря на то, что некоторые специальные библиотеки для слепых занимаются изготовлением тактильных книг и дидактических пособий для слепых и слабовидящих детей, нет единого подхода к методике библиографического описания этих книг.

Наша библиотека, руководствуясь краткими правилами «Составление библиографического описания» (М.: Кн. палата, 1991), инструктивно-методическими материалами «Библиографическое описание документов, изданных рельефно-точечным шрифтом, записанных на магнитную ленту, рельефно-графических пособий» (М.: РГБС, 1989), методическими рекомендациями «Составление библиографических записей репродуцированных изданий» (М.: РГБ, 1993) собственными силами разработала методику описания тактильных книг и дидактических материалов.

В основу библиографического описания легли общие требования и правила составления бибописания документа, его части и группы документов: набор областей и элементов библиографического описания, последовательность их расположения, наполнение и способ представления элементов, применение предписанной пунктуации и сокращений, соответствующие ГОСТу 7.1-1984.

В 2004 году вышли новый ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание: общие требования и правила составления» (М.: Изд-во стандартов, 2004) и методические рекомендации «Издание литературы специальных форматов в библиотеках для слепых» (М.: РГБС, 2004), которые внесли некоторые изменения в правила бибописания.

По мере накопления фонда тактильных изданий возникла необходимость в создании систематического каталога. В системе каталогов нашей библиотеки он занимает место под номером 4. Систематизация тактильных книг осуществляется по таблицам ББК.

В паспорте каталога тактильных книг указано наименование каталога, дата его организации, хронологический охват, объем, оформление каталога, методы группировки библиографических записей, служебные сведения, документация, имеющаяся на каталог.

Структура каталога тактильных книг, которая включает следующие отделы знаний:

2 Естественные науки

3 Техника и технические науки

4 Сельское и лесное хозяйство

5 Здравоохранение и медицинские науки

6/8 Общественные и гуманитарные науки

Отдел 2 Естественные науки имеет основные деления:

22 Физико-математические науки

26 Науки о Земле (геодезические, геофизические, геологические и географические науки

28 Биологические науки

Отдел 3 Техника. Технические науки дополнительных делений не имеет.

Отдел 4 Сельское и лесное хозяйство. Сельскохозяйственные и лесохозяйственные науки имеет основное деление

45/46 Животноводство

Отдел 5 Здравоохранение. Медицинские науки дополнительных делений не имеет.

Отдел 6/8 Общественные и гуманитарные науки имеет основные деления:

63 История. Исторические науки

70/79 Культура. Наука. Просвещение

80/84 Филологические науки. Художественная литература

85 Искусство

На дидактические пособия ведется картотека. Она состоит из следующих разделов:

Ø развитие умственных способностей;

Ø развитие математических представлений;

Ø знакомство с окружающим миром;

Ø развитие навыков самообслуживания.

При определении цены тактильных книг мы руководствуемся следующими критериями:

1. Количеством расходных материалов: бумага, картриджи, картон, ткань, мех и т.д.

2. Трудовыми затратами: время, затраченное на изготовление иллюстраций, печать книги укрупненным и брайлевским шрифтом, брошюровку книжки.

Мы вас познакомили с нашим видением составления библиографического описания тактильных книг, комплексных изданий, дидактических материалов и структуры каталога и картотеки. Мы находимся в поиске и будем рады Вашим замечаниям и пожеланиям.

 


КНИЖКИ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: