Заделка прорывов полотна картин




Ликвидация прорывов холстов.

Лучше поручать специалистам по станковой живописи.

Оборудование и материалы: рабочий стол (планшет), витринное стекло(мраморная доска), клееварки, утюги,

старый холст (если новый, то тождественный по переплетению нитей, фактуре, толщине).

Основные операции: наложение заплат и ликвидация прорывов. Предварительно: укрепить красочный слой,

выправить деформации холста (применяют осетровый клей с медом 1:1 + антисептик ЧАС 1-2%). Подклеивание

холста - воско-канифольная мастика (воск 1-2 части + канифоль 1 часть). Следить, чтобы заплата не

выступала рельефом на поверхность живописи.

 

 

Заделка прорывов войлочной нитью

 

 

 

 

 

Заделка прорывов полотна картин

Виды прорывов как по размерам, так и по форме, бывают самыми различными, начиная от проколов гвоздем и кончая прорывами любой величины.

· Прорывы круглые по форме встречаются редко, обычно полотно рвется по направлению нитей, поэтому прорывы бывают

· прямые,

· угловатые,

· уступами (в форме лестничных ступенек или зигзагообразные).


У тонких холстов прорывы образуются чаще, у толстых, прочных - реже, но зато последние труднее исправить.

 

Дело в том, что прочный холст, прежде чем лопнуть (если он не сгнил), сопротивляется сильнее, предварительно он до предела вытягивается и затем уже рвется. Поэтому вокруг сквозного разрыва образуются искривления, сильные выпуклости или вогнутости холста, в большинстве случаев затрагивается грунт и красочный слой, иногда образуются осыпи. Такие холсты обычно рвутся быстрее, легче, поэтому и травмы их легче исправимы. Разумеется при одинаковой силе удара в тонком холсте при равных условиях (тяжесть картины, объект удара и т.п.) прорыв образуется больший.

 

Давность нереставрированного прорыва имеет значение.

Прямой прорыв со сходящимися краями (бортами) по истечении некоторого времени под действием силы натяжения холста картины принимает как бы форму лодки и края его не сходятся. Реставрировать такой прорыв труднее обычного, особенно если он оказывается в каком-нибудь ответственном месте картины.

Поэтому при всяких прорывах реставрацию откладывать не следует. Пусть даже прорыв на первый взгляд не внушает опасений, все же нужно принять все возможные меры.

Если нет возможности сделать настоящую реставрацию, нужно постараться соединить борты разрыва и наклеить на него с лицевой стороны бумагу. Это в известной мере предохранит от дальнейших осыпей краски и грунта и от растяжения бортов разрыва.

 

Можем встретить при реставрации:

· Если на лицевой стороне живописи заметна выпуклость (чаще всего прямоугольной формы) и несколько мелких покоробленных участков полотна вокруг нее, без ошибки можно сказать, что на обороте имеется заплатка. Подобные заплаты все же четко обрисовывались на лицевой стороне картин

· Можно встретить заделку прорыва посредством зашивания нитками с последующей шпаклевкой, а также путем наложения с изнанки грубой масляной шпаклевки, очень твердой и трудно удаляемой.

· Встречаются заплатки и из бумаги, по-видимому, наскоро сделанные, также из марли, различных сортов материи, совершенно не соответствующих характеру холста картины. По размерам и форме эти заплаты также часто не отвечают форме и размеру прорыва. Например, на сравнительно небольшой прорыв в виде угла наклеена несоответственно большая заплата квадратной формы или на тонкий холст картины приклеена крепким клеем заплата из толстого холста. При высыхании клея такая заплата стягивалась и морщинила полотно.

 

Не всякие прорывы целесообразно заделывать при помощи заплат.

Очень большие разрывы холста устраняются средствами более капитальными, а именно - дублированием второго холста.

Не следует ставить заплаты на прорыв большой длины (40-60 см и больше) на сравнительно небольших картинах. Прорывы же меньших размеров при умении могут быть успешно заделаны заплатами.

 

Прием, который позволяет в некоторых случаях обходиться совершенно без заплат. Это касается совсем маленьких прорывов, прокол ов и пр.

Вариант с клеем

· Картину нужно положить лицевой стороной вверх, концы ниток холста по краям разрыва надо раскрутить и растрепать при помощи какого-нибудь острого предмета (игла, шило, кончик скальпеля), образовавшиеся волоконца соединить насколько возможно, переплетая между собой.

· После этого место прорыва и прилегающие к нему здоровые участки живописи, сантиметра на 2-3 вокруг, намазывают рыбьим клеем и заклеивают папиросной бумажкой.

· Когда клей станет подсыхать, через прокладку из плотной бумаги проглаживают это место утюгом.

· Остывший утюг можно затем оставить, как пресс, до полного просыхания клея, что способствует выравниванию покоробленных участков холста, которые почти всегда сопутствуют разрыву.

· Поскольку клей может просочиться насквозь и «прихватить» часть холста к мраморной плите или другой рабочей подкладке, целесообразно картину сдвигать с места и оставлять до полного просыхания, только уверившись, что она не приклеится к подкладке.

· После окончательного просыхания (на второй день) картину перевертывают и при необходимости аккуратно подшпаклевывают место прорыва для выравнивания оставшегося углубления. Шпаклевку можно замесить из сухого пигмента (охры или мела) на том же клее.

· По просыхании шпаклевки ее разравнивают концом ножа.

· Снимают бумажку с лицевой стороны картины так же, как это делается при укреплении красочного слоя, затем удаляют клей, оставшийся на поверхности живописи. Делают это очень аккуратно, так как можно размочить клей на месте прорыва, сведя тем самым свою работу к нулю.

 

Вариант со смолой

Иногда в качестве клеящего вещества, являющегося одновременно и мастикой, применяется смолка (дамаровая мастика, канифоль.

· Когда волоконца прорыва растрепаны и переплетены друг с другом,

· место прорыва через бумагу проглаживают для выправления покоробленных участков.

· После этого на переплетенные волоконца кладут кусочек смолы,

· к нему прикасаются кончиком теплого утюга, стараясь не касаться самой краски. Кусочек плавится, смолка проходит в волокна и скрепляет их.

 

Умело использованная смолка может одновременно служить и грунтом для дальнейшей заправки красками.

 

Благодаря мгновенному затвердеванию смолы этот способ является наиболее быстрым. Для картин он не опасен, так как смола впоследствии легко удаляется.

Однако, учитывая большую эластичность рыбьего клея, рекомендуем придерживаться первого способа. При нем, кроме того, закрепляются краска, грунт и осыпи вокруг прорыва.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: