Пояснительная записка.
Статус документа
Рабочая программа по ОРКСЭ СЭ ориентирована на обучающихся 4 – а класса, составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» Данилюк А.Я. М., Просвещение 2012 год.
Рабочая программа соответствует следующим нормативным документам:
• Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 № 1576)
• Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ СОШ №31
• Устав ГБОУ СОШ №31
Рабочая программа по ОРКСЭ СЭ представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку; планируемые результаты освоения учебного предмета; содержание тем учебного предмета; тематическое планирование. (Приложение – календарно-тематическое планирование).
Общая характеристика учебного предмета, цели и задачи.
Цель учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи курса:
- дать представление об основных нормах нравственности, первичные представления о морали, способствовать воспитанию культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей;
- формировать общественно – значимую мотивацию детей, их поступков, адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей;
- изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и другое.
- развитие интереса и уважения к истории и культуре народов России;
- формирование качеств гражданина и патриота России;
- воспитание духовно – нравственных качеств (дружелюбия, милосердия, доброты)
Школьный курс «Основы светской этики» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом адресован младшим школьникам и предполагает воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.
Дети младшего школьного возраста начинают приспосабливаться к миру, осваивать его законы и порядки, осознавать необходимость соблюдения определенных правил. Это годы подражания старшим и усвоения социальных навыков, традиций. Происходит преодоление эгоцентризма, свойственного раннему детству. Появляется стремление сообразовываться с конкретными требованиями жизни. Творческие устремления детей получают определенную конкретизацию и находят свое выражение в тех или иных видах и формах деятельности. Происходит оформление моральных идей и правил. В начальной школе продолжается процесс социально-личностного развития ребенка. Появляется система представлений об окружающих людях, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками, взрослыми. Особую роль играет духовно- нравственное воспитание. Именно в начальной школе закладывается нравственный мир человека, который включает в себя три уровня:
- Мотивационно-побудительный. Содержит в себе мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки
поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.
- Чувственно-эмоциональный. Он состоит из нравственных чувств и эмоций. Нравственные чувства — отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость, они непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты.
- Рациональный, или умственный. Содержит моральные знания - понятия о добре и зле,
чести и достоинств, о смысле жизни, долге.
Планируемые результаты освоения предмета:
Личностные результаты освоения содержания предмета:
Личностные УУД:
Ø умение различать «красивое» и «некрасивое», потребность в прекрасном;
Ø личностные качества: аккуратность, собранность, вежливость и т.д.;
Ø осознание важности познания нового;
Ø ценить и принимать ценности такие как, «мир», «настоящий друг»;
Ø оценка жизненных ситуаций и поступков героев учебника с точки зрения общечеловеческих норм.
Регулятивные УУД:
Ø самостоятельно организовывать свое рабочее место;
Ø следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности;
Ø определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
Ø определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя;
Ø соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;
Ø корректировать выполнение задания в дальнейшем;
Ø оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Познавательные УУД
Ø составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;
Ø выполнять универсальные логические действия: сравнения, синтеза, классификации;
Ø составлять план текста;
Ø представлять свою информацию, в том числе с применением средств ИКТ;
Ø ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания;
Ø отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике;
Ø сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу;
Ø наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
Коммуникативные УУД:
Ø умение слушать и слышать;
Ø выражать свои мысли и выступать перед аудиторией;
Ø работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
Ø выполнять работу по цепочке;
Ø видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
Ø находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения;
Ø подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения.
Предметные результаты освоения содержания предмета:
· готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
· знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
· понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
· формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
· первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
· становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
· осознание ценности человеческой жизни.
Раздел | Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час). | Научится понимать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознает свою этнической и национальной принадлежности; понимать ценностей многонационального российского общества получит готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию. | Понимать значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; получит первоначальные представления о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. |
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов) | Уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов. Научится умению выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета, высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера). | Первоначальным представлениям об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; Становлению внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитанию нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; |
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов) | Освоению универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета, высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера). сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака; отличать прозаический текст от поэтического; распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы). | сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора); определять позиции героев и автора художественного текста; создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста). |
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов) | Подготовиться и презентации творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. | Получит возможность подготовить презентацию проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. |
Оценивание результатов усвоения предмета. При преподавании предмета ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Подходы к оцениванию представлены системой вербального поощрения, похвалой, одобрением. Оценка усвоения комплексного учебного предмета ОРКСЭ включает предметные, метапредметные результаты и результаты развития личностных качеств.
Метапредметные результаты освоения содержания предмета:
• Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
Готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
В результате изучения «Основ религиозных культур и светской этики» ученик
получит возможность изучить:
• основные понятия религиозных культур;
• историю возникновения религиозных культур;
• историю развития различных религиозных культур в истории России;
• особенности и традиции религий;
• описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;
научится:
• описывать различные явления религиозных традиций и культур;
• устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
• излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
• соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
• строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
• готовить сообщения по выбранным темам.
Важнейшими условиями реализации программы являются:
использование следующих форм работы с учащимися: коллективной, групповой (с постоянным и меняющимся составом учащихся) и индивидуальной. А также предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов учащихся на основе изученного материала, как индивидуальных, так и коллективных.
В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.
Содержание программы
Класс (34 часа)