Первая форма субстанционального движения.




От простых форм отражения до сознания и мышления

Подобным образом Петров вопрос вообще не ставит, он сразу начинает рассматривать отражение как восприятие внешнего мира живыми организмами, обладающими специальным органом отражения (достаточно развитой нервной системой), и только мимоходом отмечает, что «отражение есть феномен всеобщий – действующий и в неживой, и в живой природе. Процесс отражения лежит в основании движения всех субстанциональных форм, а не исключительно живых форм, как мы ранее определили ». Более того, если проследить весь ход его рассуждений, то будет видно, что отражение, это, по сути, в конечном счёте, в итоге, и есть то идеальное, чем предстаёт перед нами субстанция в каждый конкретный момент. «процесс снятия идеального в материальном представляет собой рефлексию материальной стороной субстанции её же идеальной стороны, как своеобразное отражение в себе процесса своего собственного движения, что, в результате, внешне предстаёт в форме качественно-количественных характеристик субстанции ». Таким образом, идеальная сторона субстанции, это отражение во всей совокупности всей бесконечной истории её становления. А если мы ведём речь о субстанции, как о целом, то отражения можно разделить на внутренние (как внутренние изменения в субстанции, включая и изменения, вызванные внешними факторами) и внешние (как изменения исключительно внешних форм субстанции).

Прежде, чем подойти к рассмотрению отражения, Петров рассматривает формы субстанционального движения и их противоречия. Но поскольку для осмысления процессов в обществе интересен сам процесс развития отражения в процессе усложнения (развития) субстанций до человека и общества, то несколько изменим компоновку материала, сделав только краткие обобщения по этим моментам.

Первая форма субстанционального движения.

Резюмировать её суть можно следующей цитатой «Как мы выяснили ранее, идеальное как снятие процесса движения субстанции всегда представлено в актуальном, наличном состоянии субстанции … ». То есть, первая форма субстанционального движения, это вся бесконечная история движения заключённой в субстанции матери, выраженная в её текущих (наличных на каждый конкретный момент) формах и качестве (как отражение её истории), включая и внутренние изменения в следствии внешних воздействий. «факт взаимодействия как некий процесс будет просто представлен в том самом своём собственном идеальном каждого из взаимодействующих объектов, которое нераздельно с материальным ».

Выражение же «Движение субстанции проявляется как изменение её исключительно материальной стороны », выглядит сомнительным, поскольку материя является только носителем форм и, соответственно, качеств субстанции (материального объекта), а «Движение субстанции проявляется » как раз как изменение исключительно её идеальных сторон, как форм той основы (материи) из которой она состоит.

Что касается противоречий, побуждающих внутреннее движение (процессы) в субстанциях, то стоит обратить внимание на то, что все внутренние противоречия субстанций, в конечном счёте, можно свести к внешним противоречиям тех более мелких субстанций, из которых эти субстанции состоят (и так до бесконечности), создаваемые условиями (средой) субстанции в которую они входят, как частности.

Утверждение, что «внутренняя противоречивость материи и её отрицания – своего иного, нематериального – как сторон противоречия, является источником дальнейшего движения уже нового объекта-субъекта реальности » выглядит весьма сомнительно, поскольку это «иное » (идеальное) и есть результат движения конкретной части (частей) материи. Никакой противоречивости между материей, из которой состоит субстанция, и её идеальной стороной (её отрицания) нет и быть не может, поскольку материя, являясь только первоосновой (наполнителем) всех материальных объектов (субстанций), совершенно безразлична к своим формам и качествам и ни в какие противоречия ни с чем вступать не может. В определённой мере это признаёт и Петров: «субстанциональное противоречие не может проявиться в явном виде как чётко оформленные противоположности материального и идеального ».

Противоречия — это всегда определённая потенция, напряжённость, как результат определённых видов движения субстанций, порождающие другой вид движения, переход от одних видов движения к другим. Как пример можно привести основное противоречие живого организма - противоречие между его потребностями и возможностями их удовлетворения, которое рождается на основе внутренних процессов (движения) в организме (метаболизме) и внешних, как возможностей организма в целом (своим движением) обеспечивать эти внутренние процессы в условиях конкретной окружающей среды. Результатом (разрешением противоречий) становится развитие организма в сторону большей приспособленности удовлетворять свои потребности в среде его обитания. Противоположности, это вовсе не обязательно противоречия, побуждающие движение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: