Определите понятия «принцип обучения» и «правила обучения», проанализируйте и установите связь между ними. Перечислите классические принципы обучения.
Осн. законы процесса обучения находят свое воплощение в принципах обучения.Этим объясняется то, что п-пы позв-т активизировать учеб.процесс, показывая педагогу, как опираясь на познанные законы достичь дидактических целей кротчайшим путем. П-п обучения-это есть исходное положение о способах достижения дидак-ой цели с учетом законов учеб.процесса, при этом если цели и содержание обуч-я определят чему следует учить, то п-пы обуч-я устанавливают как это следует делать. Требования каждого из принципов обучения реализуется на практике через совокупность правил обуч-я. Правила обуч-я- это нормативное предписание по реализации требований того или иного п-па.
В правилах обычно предусматривается типичный способ действия уч-лей в типичных ситуациях об-ия. В еще более популярном толковании дидактические правила - это конкретные указания уч-лю о том, как нужно поступить в типичной пед-кой ситуации. Но главное внимание следует уделять изучению теории об-ия, усвоению навыков ее творческого применения на практике.
П-пы обуч-я- категория историческая по мере развития науки и совершенствования практики выявл-ся новые законы процесса бучения и на их основе выявляются новые законы процесса обучения и на их основе разрабатываются новые принципы. П-пы обучения тесно связаны между собой, они выступают в учеб.единстве, взаимно дополняя и усиливая др. др. На практике п-пы реализуются не по одиночке, а по определенной системе. На каждом конкретном учебн. Занятии реализуется целая группа п-пов в зависимости от типа учеб.занятия, его цели и содержания. П-пы обучения явл-ся универсальными для всех учебных предметов.
|
К классическим принципам обуч-я относят:
-п-п научности
-п-п связи обучения с практ.деят-тью
-п-п сознат-ти и активности в обуч-и
-п-п доступности и пассивности
-п-п систематичности и последов-ти
-п-п прочности в обучении
-п-п наглядности в обуч-и
-п-п учета инд-х особенностей в обучении
Правила реализации пр-па научности:
1.Излагай учащимся только достоверные факты и явления, доказанные наукой.
2. Вычленяй в учебном материале основные идеи и теории.
3. В процессе обучения обеспечивай ведущую роль теории.
4. Используй язык науки.
5. Изучай явления природы и общества в их развитии.
6. Знакомь уч-ся с историей важнейших открытий.
Правила реализации пр-па связи обучения с практикой.
1. В процессе обучения опирайся на имеющиеся у уч-хся практический опыт.
2. Показывай пути использования знаний на практике.
3. Формируй умение и навыки применения знаний на практике.
4. Знакомь уч-ся с основами современного производства.
5. Учи школьников извлекать из своей практической деятельности теоретические знания.
Правила реализации пр-па сознательности и активности.
1. Обеспечивай понимание изучаемого материала.
2. Соотноси новые знания с уже имеющимися.
3. Используй проблемное изложение материала.
4. Стимулируй познавательную активность уч-хся.
5. Обеспечивай условия для хорошей работоспособности уч-хся и их устойчивого внимания.
6. Комментируй ответы уч-хся.
Правила реализации пр-па доступности и посильности.
|
1. Учитывай реальный уровень развития и подготовленности уч-хся.
2. Объясняй материал простым и доступным языком.
3. Оптимизируй объем работы на уроке и в д/з.
4. Излагай новый учебный материал, связывая его с хорошо известным уч-мся.
5. Подробно разбирай наиболее сложные места учебного материала.
6. Используй наглядность.
7. Соблюдай меру трудности в процессе обучения.
Правила реализации пр-па систематичности и последовательности.
1. Осуществляй обучение постоянно, без перерывов.
2. Излагай материал в определенной системе, заданной образовательной программой и учебником.
3. В процессе обучения опирайся на внутрипредметные и межпредметные связи.
4. Переходи к изучению нового м-ла только после усвоения предыдущего.
5. Добивайся приемственности в усвоении уч-мися знаний и формировании навыков и умений.
6. Приучай уч-хся к повседневной работе с книгой, наблюдениями, за явлениями природы.
7. Предъявляй уч-мся последовательное требование.
Правила реализации пр-па прочности.
1. Не перегружай материал частностями, выделяй главное.
2. Тщательно отбирай материал для заучивания и запоминания.
3. Делай упор на осмысленное, а не механическое запоминание.
4. Обучай уч-хся приемам умственной работы.
5. Чередуй различные виды учебной деятельности уч-хся.
6. Излагай материал эмоционально.
7. Систематически организовывай повторение изученного материала.
8. Закрепляй знания на практике.