Теоретические сведения по сольфеджио
Лад и тональность
Лад – система звуков, объединенных вокруг опорного устойчивого звука – тоники – на основе тяготений. Наиболее распространены мажорный и минорный лады.
Мажорный – лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие.
Минорный – устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие.
Устойчивые ступени: I, III, V ступени (образуют тоническое трезвучие).
Неустойчивые: II, IV, VI, VII. Неустои тяготеют в устои. Разрешение – переход неустоев в устои.
Вводные звуки – это неустойчивые ступени вокруг тоники (вводят в тонику).
Разновидности мажора и минора:
мажор натуральный и гармонический (с пониженной VI ступенью);
минор натуральный, гармонический (с повышенной VII ступенью), дваждыгармонический (с повышенной IV и VII ступенями), мелодический (вверх повышаются VI и VII ступени, вниз – как натуральный).
Переменный лад – это лад с двумя тониками (чаще всего параллельных тональностей).
Гамма – расположение звуков лада по высоте от тоники до ее октавного повторения.
Тональность – это высота лада.
Каждый новый диез появляется на VII ступени мажора и на II – минора.
Каждый новый бемоль появляется на IV ступени мажора и на VI – минора.
Параллельные – тональности с одинаковыми знаками и звуками, но с разными тониками.
Одноименные – с одинаковыми тониками, все остальное в них – разное.
Однотерцовые – тональности с одинаковым терцовым тоном (III ступенью).
Система расположения всех тональностей по чистым квинтам называется квинтовым кругом. Диезные располагаются вверх от «до», бемольные – вниз от «до».
Энгармонизм – равенство по звучанию, но разное написание (ре-диез-минор =ми-бемоль-минор).
|
Хроматические звуки бывают вспомогательные и проходящие.
В мажорной хроматической гамме вверх не изменяются III и VI ступени, а вниз – I и V.
В минорной хроматической гамме вверх и вниз не изменяются I и V ступени.
Отклонение – кратковременный переход в другую тональность. Модуляция – уход в другую тональность с закреплением в ней.
Родственные тональности – имеющие наибольшее количество общих звуков. Это параллельная тональность, субдоминанта и ее параллель, доминанта и ее параллель, тональности гармонической доминанты (для минора) и гармонической субдоминанты (для мажора).
Лады народной музыки (семиступенные): а) мажорного наклонения (лидийский – повышена IV ступень, миксолидийский – понижена VII ступень); б) минорного наклонения (фригийский – понижена II ступень, дорийский – повышена VI ступень). Пятиступенные лады: мажорная пентатоника (нет IV и VII ступеней) и минорная пентатоника (нет II и VI ступеней). Сконструированные лады: целотонная «гамма Черномора» Глинки, гамма «тон-полутон» Римского-Корсакова.
Метр и ритм
Равномерное чередование сильных и слабых долей называется метром.
Размер – выражение долей метра определенными длительностями. Выражается дробью, числитель которой указывает на количество долей в такте, а знаменатель – какая длительность принята за основу. Размеры бывают простые, сложные и смешанные.
Простые – 2х и 3х-дольные размеры, имеющие одну сильную долю (2/4, ¾, 3/8 и т.п.).
Сложные – размеры, образовавшиеся из двух простых одинаковых размеров (4/4=2/4=2/4).
Смешанные – размеры, образующиеся от слияния двух или нескольких разных простых размеров (5/4=2/4+3/4). Характерны для русских песен. Переменные – размеры, меняющиеся на протяжении музыкального построения. Они характерны для русских песен.
|
Такт – отрезок музыки от одной сильной доли до другой. Затакт – начало со слабой доли.
Ритм – последовательность разных звуков, организованных при помощи метра.
Деление длительностей бывает основным (деление на четное количество частей) и особым (деление на произвольное количество частей, не совпадающее с основным (триоли, квинтоли…)
Точка – увеличивает ноту (или паузу) на половину длительности.
Пауза – перерыв в звучании. Их длительности соответствуют длительностям нот.
Синкопа – несовпадение метрического и ритмического акцентов; акцент на слабой доле. Синкопа бывает внутритактовая и междутактовая.
Акцент – выделение звуков ударением.
Группировка – объединение длительностей такта в группы в соответствии с размером.
Интервалы и их обращения
Интервал – сочетание двух звуков, взятых одновременно или по очереди.
Нижний звук интервала – основание, верхний – вершина. Интервал имеет ступеневую и тоновую величину. Интервалы бывают простые (в пределах октавы) и составные (больше октавы – нона, децима и др.). По звучанию интервалы делятся на консонансы и диссонансы.
Обращение интервала – это такое его изменение, при котором основание и вершина меняются местами. При этом нижний звук переносится на октаву вверх (или верхний – на октаву вниз). Интервал в сумме со своим обращением составляет октаву. Все простые интервалы (кроме чистых) обращаются в свою противоположность. Сумма ступеней интервала и его обращения равна 9, а сумма тонов равна 6.
|
Тритоны в ладу
Тритон – интервал, содержащий три тона (увеличенная кварта и уменьшенная квинта). Тритон очень неустойчив и требует разрешения. Ув.4 разрешается в сексту, ум.5 – в терцию.
В ладу тритоны образуются только между неустойчивыми ступенями: между IV и VII, между II и VI. В мажоре и миноре образуются две пары взаимообратимых тритонов: одна пара – в натуральном ладу и еще одна – в гармоническом.
Характерные интервалы гармонического лада
В гармонических ладах образуются характерные интервалы за счет повышения седьмой ступени (в миноре) или понижения шестой (в мажоре): ув.2 (VI-VII) и ее обращение ум.7 (VII-VI). Другая пара – ум.4 и ув.5 – образуются между III и альтерированной (измененной) ступенями. III ступень при разрешении остается на месте.