Интервалы и их обращения




Теоретические сведения по сольфеджио

Лад и тональность

Лад – система звуков, объединенных вокруг опорного устойчивого звука – тоники – на основе тяготений. Наиболее распространены мажорный и минорный лады.

Мажорный – лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие.

Минорный – устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие.

Устойчивые ступени: I, III, V ступени (образуют тоническое трезвучие).

Неустойчивые: II, IV, VI, VII. Неустои тяготеют в устои. Разрешение – переход неустоев в устои.

Вводные звуки – это неустойчивые ступени вокруг тоники (вводят в тонику).

Разновидности мажора и минора:

мажор натуральный и гармонический (с пониженной VI ступенью);

минор натуральный, гармонический (с повышенной VII ступенью), дваждыгармонический (с повышенной IV и VII ступенями), мелодический (вверх повышаются VI и VII ступени, вниз – как натуральный).

Переменный лад – это лад с двумя тониками (чаще всего параллельных тональностей).

Гамма – расположение звуков лада по высоте от тоники до ее октавного повторения.

Тональность – это высота лада.

Каждый новый диез появляется на VII ступени мажора и на II – минора.

Каждый новый бемоль появляется на IV ступени мажора и на VI – минора.

Параллельные – тональности с одинаковыми знаками и звуками, но с разными тониками.

Одноименные – с одинаковыми тониками, все остальное в них – разное.

Однотерцовые – тональности с одинаковым терцовым тоном (III ступенью).

Система расположения всех тональностей по чистым квинтам называется квинтовым кругом. Диезные располагаются вверх от «до», бемольные – вниз от «до».

Энгармонизм – равенство по звучанию, но разное написание (ре-диез-минор =ми-бемоль-минор).

Хроматические звуки бывают вспомогательные и проходящие.

В мажорной хроматической гамме вверх не изменяются III и VI ступени, а вниз – I и V.

В минорной хроматической гамме вверх и вниз не изменяются I и V ступени.

Отклонение – кратковременный переход в другую тональность. Модуляция – уход в другую тональность с закреплением в ней.

Родственные тональности – имеющие наибольшее количество общих звуков. Это параллельная тональность, субдоминанта и ее параллель, доминанта и ее параллель, тональности гармонической доминанты (для минора) и гармонической субдоминанты (для мажора).

Лады народной музыки (семиступенные): а) мажорного наклонения (лидийский – повышена IV ступень, миксолидийский – понижена VII ступень); б) минорного наклонения (фригийский – понижена II ступень, дорийский – повышена VI ступень). Пятиступенные лады: мажорная пентатоника (нет IV и VII ступеней) и минорная пентатоника (нет II и VI ступеней). Сконструированные лады: целотонная «гамма Черномора» Глинки, гамма «тон-полутон» Римского-Корсакова.

Метр и ритм

Равномерное чередование сильных и слабых долей называется метром.

Размер – выражение долей метра определенными длительностями. Выражается дробью, числитель которой указывает на количество долей в такте, а знаменатель – какая длительность принята за основу. Размеры бывают простые, сложные и смешанные.

Простые – 2х и 3х-дольные размеры, имеющие одну сильную долю (2/4, ¾, 3/8 и т.п.).

Сложные – размеры, образовавшиеся из двух простых одинаковых размеров (4/4=2/4=2/4).

Смешанные – размеры, образующиеся от слияния двух или нескольких разных простых размеров (5/4=2/4+3/4). Характерны для русских песен. Переменные – размеры, меняющиеся на протяжении музыкального построения. Они характерны для русских песен.

Такт – отрезок музыки от одной сильной доли до другой. Затакт – начало со слабой доли.

Ритм – последовательность разных звуков, организованных при помощи метра.

Деление длительностей бывает основным (деление на четное количество частей) и особым (деление на произвольное количество частей, не совпадающее с основным (триоли, квинтоли…)

Точка – увеличивает ноту (или паузу) на половину длительности.

Пауза – перерыв в звучании. Их длительности соответствуют длительностям нот.

Синкопа – несовпадение метрического и ритмического акцентов; акцент на слабой доле. Синкопа бывает внутритактовая и междутактовая.

Акцент – выделение звуков ударением.

Группировка – объединение длительностей такта в группы в соответствии с размером.

Интервалы и их обращения

Интервал – сочетание двух звуков, взятых одновременно или по очереди.

Нижний звук интервала – основание, верхний – вершина. Интервал имеет ступеневую и тоновую величину. Интервалы бывают простые (в пределах октавы) и составные (больше октавы – нона, децима и др.). По звучанию интервалы делятся на консонансы и диссонансы.

Обращение интервала – это такое его изменение, при котором основание и вершина меняются местами. При этом нижний звук переносится на октаву вверх (или верхний – на октаву вниз). Интервал в сумме со своим обращением составляет октаву. Все простые интервалы (кроме чистых) обращаются в свою противоположность. Сумма ступеней интервала и его обращения равна 9, а сумма тонов равна 6.

Тритоны в ладу

Тритон – интервал, содержащий три тона (увеличенная кварта и уменьшенная квинта). Тритон очень неустойчив и требует разрешения. Ув.4 разрешается в сексту, ум.5 – в терцию.

В ладу тритоны образуются только между неустойчивыми ступенями: между IV и VII, между II и VI. В мажоре и миноре образуются две пары взаимообратимых тритонов: одна пара – в натуральном ладу и еще одна – в гармоническом.

Характерные интервалы гармонического лада

В гармонических ладах образуются характерные интервалы за счет повышения седьмой ступени (в миноре) или понижения шестой (в мажоре): ув.2 (VI-VII) и ее обращение ум.7 (VII-VI). Другая пара – ум.4 и ув.5 – образуются между III и альтерированной (измененной) ступенями. III ступень при разрешении остается на месте.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: