Технология реставрации декоративных художественных покрасок
Термин монументальная живопись означает принадлежность к архитектуре. Монументально-декоративная живопись является частью архитектурного ансамбля и имеет назначение украшать внутреннее и внешнее пространство архитектуры, а также выявлять и подчёркивать архитектурные конструкции и детали в интерьере. К декоративной живописи относятся орнаментальные росписи и изобразительные композиции. К монументальной живописи относятся изображения с помощью мозаики, витража, фрески, энкаустики и прочее. Примеры можно встретить в храмах, дворцах нашего города, а также в метро и на фасадах зданий.
Роспись – это орнаментальная или сюжетная живопись, украшающая стены, потолки, своды и столбы, нанесённая непосредственно на штукатурке стен, либо выполняется на холсте, который укрепляется в стене (панно), на перекрытиях (плафон). Роспись может быть выполнена темперными, клеевыми, масляными или восковыми красками. Росписи подразделяются на орнаментальные полихромные, монохромные – гризайль.
Полихромная роспись — это разнообразные многоцветные орнаменты, стилизованные цветы, геральдика, фантастические фигурки и другое (рис.1). При росписи используется вся цветовая палитра, цвета яркие и насыщенные. В полихромной гамме возможно выполнить не только декоративно-орнаментальные композиции, но и самые разнообразные сюжеты, пейзажи, архитектурные «обманки» (эффект оптической иллюзии) и тому подобное, относящиеся уже к монументальной, а не декоративной живописи.
Рис.1. Пример полихромной росписи
Монохромная роспись выполняется в одном цвете и его тоновых градациях (например, весь орнамент в золотистых тонах).
|
Рис.2 Монохромная живопись
Гризайль — вид живописи, выполняемой тональными градациями одного цвета, чаще всего сепии или серого, а также техника создания нарисованных барельефов и других архитектурных или скульптурных элементов. В гризайли учитывается только тон предмета, а цвет не имеет значения. Для создания искусственных барельефов техника часто использовалась в эпоху барокко, классицизма, рококо. Так, например, потолки и стены некоторых залов Эрмитажа исполнены в этой технике.
Рис.3. Гризайль
Среди многообразия техник изобразительного искусства, которые касаются разрисовки стен, стоит выделить классические варианты:
• Фреску;
• Энкаустику;
• Альсекко;
• Сграффито.
Нынешний век преподносит не менее яркие варианты техники, которые достойны внимания:
• гризайль;
• разрисовка декоративной штукатурки;
• акриловая роспись;
• использование видимых и невидимых красок;
• граффити;
• расписывание виниловых поверхностей;
• трафаретная роспись.
Одним из наиболее древних искусств росписи стен является фреска. Особенность данной техники состоит в том, что рисунок наносится не на сухую подготовленную поверхность стены, а на влажную. Такой нюанс неслучаен, так как позволяет создавать долговечные изображения, которые могут храниться сотнями лет. Благодаря тому, что краски наносятся на влажную штукатурку, они после высыхания покрываются защитной известковой пленкой.
Именно наличие извести в штукатурке дало возможность художникам создавать произведения искусства, которые дошли до наших дней.
|
Сейчас термин фреска может быть использован для любой настенной живописи, независимо от техники или используемых красок. Для современной фрески могут использоваться различные варианты красок.
Альсекко – нанесение красок на уже сухую штукатурку.
Энкаустика — техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск.
Сграффито – техника при, которой наносят слой черной и белой краски с последующим процарапыванием рисунка. Изображение получается объемным.
Плоскостной орнамент является одним из средств оформления произведений декоративного искусства. Односложно исполненный орнаментальный узор (например, русский стиль, Восточный стиль).
Имитации (разделки)
Разделка под ценные породы дерева и камня это техника декоративных работ; назначение ее — воспроизвести на поверхности рисунок, имитирующий текстуру ценных пород дерева (дуба, клена, красного дерева, ореха, чинары, ясеня, карельской березы и др.) или камня (мрамора, гранита, известняка и др.). Разделки как декоративный прием существуют с античных времен и украшают многие памятники архитектуры по всему миру.