Психология в эпоху Итальянского возрождения.




Пьетро Помпонацци (1462-1524)

Бернардино Телезио (1509-1588)

Леонардо да Винчи (1452-1519)

 

Эмпирическое направление психологии в Испании.

Хуан Луис Вивес (1492-1540)

Хуан Уарте (1533-1592)

Гомес Перейра (1500-1560)

Психология Фрэнсиса Бэкона

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) – Англия. На рубеже ХУ1-ХУ11 вв завершается этап развития психологии в рамках учений о душе.

К этому времени накоплен большой объём знаний в различных науках. Понятие душа перестало иметь прежнее значение. Для объяснения большей части явлений, жизнедеятельности организмов понятие души становится излишним. Природа может быть объяснена, не прибегая к этому понятию.

В учении Ф.Бэкона – новая линия исследования души. Два важных шага:

1. Отказался от изучения общих вопросов о природе, сущности, происхождении души и т.д. Призвал к эмпирическому описанию явлений души.

2. Части души (функции):

- чувствующая, обладают все тела, функции ощущения, выбора произвольного движения, т.е. стремление к благоприятным и избегание неблагоприятных обстоятельств (например, железо стремится к магниту, тяжёлые тела – к земле);

– рациональная, божественная, функции – разум, расудок, воображение, память, влечение, воля.

Психология должна заниматься изучением второй функции души. Психика отождествляется (содержательно) с сознанием (специальный термин не вводился).

Проблема познания

Чувства – исходные элементы познания, но они не обеспечивют полного познания, поэтому данные чувств должны обрабатываться разумом. Человеческое познание подвержено разного рода заблюждениям, они неизбежны, такова природа человеческая. Эти заблуждения обозначил словом «идолы». Ф.Бэкон выделил четыре рода ошибок («идолов»):

1 – Идолы рода – обусловлены особенностями всего рода человеческого. Например, полёты земных космонавтов стали источниками представлений о посещении Земли инопланетянами.

2 – Идолы пещеры – заблюждения отдельного человека. У человека в силу его индивидуальных особенностей, привычек, воспитания имеется свой неповторимый угол зрения на мир, «своя особая пещера, которая разбивает и искажает свет природы».

3 – Идолы площади или рынка – заблуждения, возникающие в силу неточности языка, особенностей общения.

В.Шекспир «Ромео и Джульетта». Джульетта полюбила человека, принадлежащего к враждебной ее семье фамилии Монтекки. И она мучительно задумывается:

Не ты, а имя лишь твое – мой враг,

Ты сам собой, ты вовсе не Монтекки.

Монтекки ли – рука, нога, лицо

Иль что-нибудь еще, что человеку

Принадлежит? Возьми другое имя.

Что имя? Роза бы иначе пахла,

Когда бы ее иначе называли?

4 – Идолы театра или теорий – заблуждения, как результат неверных теорий и философских учений, которые усваиваются людьми.

Но, разум может быть избавлен от заблуждений, для этого разум должен быть вооружен орудиями, специальными средствами.

Например, у органов чувств есть орудия – микроскоп, линейка и т.д. Разум тоже должен быть вооружен. Главное орудие познания – метод научной индукции – рассуждение от частных положений к общему суждению. Ф.Бэкон разработал правила перехода от частного к общему (доклад).

В трактате "О достоинстве и преумножении наук" мы находим интересный анализ научного опыта типа "охота Пана", где Бэкон разбирает различные способы постановки опытов и модификации экспериментирования, в частности изменение, распространение, перенос, инверсию, усиление и соединение экспериментов.

Изменение эксперимента - это операция, когда какой-либо имеющийся опыт осуществляется с другими объектами подобного же рода или с теми же объектами, но при других условиях.

Следующая операция - распространение эксперимента - связана с повторением и расшифрованием эксперимента или постановкой его в более утонченной форме.

Перенос эксперимента бывает троякий: из природы в искусство, из одного технического искусства или вида практики в другой, из одной части искусства в другую часть того же искусства.

Инверсия эксперимента имеет место тогда, когда доказывается противоположное тому, что уже известно из опыта.

Под усилением эксперимента понимается доведение его до потери исследуемого свойства.

Соединение эксперимента - это объединение в единое целое нескольких экспериментов "связь и сцепление их применений ". Оно используется там, где отдельные опыты не приносят желаемого результата, но в соединении с другими дают нужный эффект.

И Бэкон заключает рассмотрение научного эксперимента такими замечательными словами: "... не нужно падать духом и приходить в отчаяние, если эксперименты, которым отдано столько сил, не приводят к желаемому результату. Конечно, успех опыта значительно приятнее, но и неудача часто обогащает нас новыми знаниями. И нужно всегда помнить о том (мы повторяем это непрестанно), что к светоносным опытам следует стремиться еще настойчивее, чем к плодоносным".

 

Учение Ф.Бэкона оказало влияние на все науки и сделало его родоначальником эмпирической (опытной) психологии.

На философии Ф.Бэкона завершается 1 этап развития психологии как науки о душе. Психология начинает развиваться в рамках философских учений о сознании. По существу, происходит смена предмета науки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: