Тема урока. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля.
Цели и задачи учителя: создать условия для достижения образовательных результатов
Задачи учащегося:
обобщить знания об официально-деловом стиле;
произвести самооценку;
осознать свои трудности и подвижки;
создать индивидуальную траекторию действий для последующей корректировки.
Ход урока
I. Организационный этап: запись даты и темы урока
II. Создание учебной ситуации
Слово учителя: В зависимости от целей и задач, которые ставятся в процессе общения, происходит отбор различных языковых средств, в результате чего создаются разновидности литературного языка, называемые функциональными стилями. Среди многообразия стилей выделяются пять основных. Давайте вспомним их название и назначение.
III. Задание классу
Определите стиль речи, исходя из предложенных фрагментов.
1. Как передает наш корреспондент, 21 мая над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии. К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь вызвал сильное наводнение.
2. Гроза – это атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между кучево-дождевыми (грозовыми) облаками и земной поверхностью, а также находящимися над ней предметами. Такие разряды – молнии – сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром (иногда до шквала).
3. Ветер кружил по полю сизый столб пыли и уже дышал духовито дождливой влагой, а через минуту, скупой и редкий, пошел дождь. Ядреные холодные капли вонзались в дорожную пыль, сворачивались в крохотные комочки грязи. Бело вспыхнула молния, и через несколько мгновений с оглушительным сухим треском ударил гром.
4. – Привет, Андрюха! Ты чего это как мокрая курица?
- Привет, Славка! Ну и ливень на улице!..
- Да ты что?! А я слышу: что-то бабахнуло… Гром, что ли?
- Ну да! И гром, и молния…
Ответы:
А) публицистический; Б) научный; В) художественный; Г) разговорный.
Задание классу: Закончите фразу
1. Воздействие на слушателей и читателей для пропаганды общественно-политических идей – цель:
А) разговорного стиля,
Б) художественного стиля,
В) научного стиля,
Г) публицистического стиля.
2. Монографии, диссертации, доклады, рефераты – жанры:
А) разговорного стиля,
Б) художественного стиля,
В) научного стиля,
Г) публицистического стиля.
3. Точность, достигаемая использованием терминов, однозначных слов, фактов, цифр, четким оформлением синтаксических связей слов, характерна для стиля:
А) разговорного стиля,
Б) художественного стиля,
В) научного стиля,
Г) публицистического стиля.
Слово учителя: Взрослый мир живет несколько другими правилами и законами. На взрослого человека жизнь в обществе накладывает определенные обязательства. Обязанности гражданина – члена общества, государства, члена семьи, работника и т.д. Все эти обязанности, как и права, регулируются официально и оформляются соответствующими актами, законодательными постановлениями. Какой функциональный стиль регламентирует эту сторону нашей жизни? (Учитель провоцирует когнитивный диссонанс, как подготовительную стадию целеполагания) Правильно, официально-деловой стиль.
IV.Тема нашего урока: «Общая характеристика официально-делового стиля»
Целеполагание: сформулируйте цели нашего занятия. На какие вопросы вы хотели бы получить ответы в ходе работы на уроке?
Вопросы, предложенные учащимися:
Что такое официально-деловой стиль?
Каковы особенности официально-делового стиля?
Каково назначение публицистического стиля?
Исходя из них, учащиеся формулируют учебную цель урока:
- дать определение официально-делового стиля;
- вспомнить характеристику особенностей официально-делового стиля;
- определить сферу употребления и назначение публицистического стиля.
Слово учителя: прежде, чем мы приступим к поиску ответов, я хотела бы предложить вам небольшую интеллектуальную разминку
Определите нарушение орфоэпической нормы:
а)ходАтайство б)демокрАтия в)позвОнит г)отрОчество
Орфоэпические нормы нарушены: а), в), г)
Какое из этих слов можно отнести к официально-деловому стилю? Аргументируйте ответ (ходатайство- это официальный документ)
Определите нарушение нормы лексической сочетаемости:
а) После болезни у меня разыгрался ЗВЕРИНЫЙ аппетит.
б) Дома меня ждет СЫТЫЙ обед.
в) Опубликованная в газете статья по содержанию достаточно ИНФОРМАТИВНА.
г) На столе лежало КОМАНДИРОВАННОЕ удостоверение.
Нормы лексической сочетаемости нарушены: а), б), г)