Задание классу: Закончите фразу




Тема урока. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля.

Цели и задачи учителя: создать условия для достижения образовательных результатов

Задачи учащегося:

обобщить знания об официально-деловом стиле;

произвести самооценку;

осознать свои трудности и подвижки;

создать индивидуальную траекторию действий для последующей корректировки.

Ход урока

I. Организационный этап: запись даты и темы урока

II. Создание учебной ситуации

Слово учителя: В зависимости от целей и задач, которые ставятся в процессе общения, происходит отбор различных языковых средств, в результате чего создаются разновидности литературного языка, называемые функциональными стилями. Среди многообразия стилей выделяются пять основных. Давайте вспомним их название и назначение.

III. Задание классу

Определите стиль речи, исходя из предложенных фрагментов.

1. Как передает наш корреспондент, 21 мая над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии. К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь вызвал сильное наводнение.

2. Гроза – это атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между кучево-дождевыми (грозовыми) облаками и земной поверхностью, а также находящимися над ней предметами. Такие разряды – молнии – сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром (иногда до шквала).

3. Ветер кружил по полю сизый столб пыли и уже дышал духовито дождливой влагой, а через минуту, скупой и редкий, пошел дождь. Ядреные холодные капли вонзались в дорожную пыль, сворачивались в крохотные комочки грязи. Бело вспыхнула молния, и через несколько мгновений с оглушительным сухим треском ударил гром.

4. – Привет, Андрюха! Ты чего это как мокрая курица?

- Привет, Славка! Ну и ливень на улице!..

- Да ты что?! А я слышу: что-то бабахнуло… Гром, что ли?

- Ну да! И гром, и молния…

Ответы:

А) публицистический; Б) научный; В) художественный; Г) разговорный.

Задание классу: Закончите фразу

1. Воздействие на слушателей и читателей для пропаганды общественно-политических идей – цель:

А) разговорного стиля,

Б) художественного стиля,

В) научного стиля,

Г) публицистического стиля.

2. Монографии, диссертации, доклады, рефераты – жанры:

А) разговорного стиля,

Б) художественного стиля,

В) научного стиля,

Г) публицистического стиля.

3. Точность, достигаемая использованием терминов, однозначных слов, фактов, цифр, четким оформлением синтаксических связей слов, характерна для стиля:

А) разговорного стиля,

Б) художественного стиля,

В) научного стиля,

Г) публицистического стиля.

Слово учителя: Взрослый мир живет несколько другими правилами и законами. На взрослого человека жизнь в обществе накладывает определенные обязательства. Обязанности гражданина – члена общества, государства, члена семьи, работника и т.д. Все эти обязанности, как и права, регулируются официально и оформляются соответствующими актами, законодательными постановлениями. Какой функциональный стиль регламентирует эту сторону нашей жизни? (Учитель провоцирует когнитивный диссонанс, как подготовительную стадию целеполагания) Правильно, официально-деловой стиль.

IV.Тема нашего урока: «Общая характеристика официально-делового стиля»

Целеполагание: сформулируйте цели нашего занятия. На какие вопросы вы хотели бы получить ответы в ходе работы на уроке?

Вопросы, предложенные учащимися:

Что такое официально-деловой стиль?

Каковы особенности официально-делового стиля?

Каково назначение публицистического стиля?

Исходя из них, учащиеся формулируют учебную цель урока:

- дать определение официально-делового стиля;

- вспомнить характеристику особенностей официально-делового стиля;

- определить сферу употребления и назначение публицистического стиля.

Слово учителя: прежде, чем мы приступим к поиску ответов, я хотела бы предложить вам небольшую интеллектуальную разминку

Определите нарушение орфоэпической нормы:

а)ходАтайство б)демокрАтия в)позвОнит г)отрОчество

Орфоэпические нормы нарушены: а), в), г)

Какое из этих слов можно отнести к официально-деловому стилю? Аргументируйте ответ (ходатайство- это официальный документ)

Определите нарушение нормы лексической сочетаемости:

а) После болезни у меня разыгрался ЗВЕРИНЫЙ аппетит.

б) Дома меня ждет СЫТЫЙ обед.

в) Опубликованная в газете статья по содержанию достаточно ИНФОРМАТИВНА.

г) На столе лежало КОМАНДИРОВАННОЕ удостоверение.

Нормы лексической сочетаемости нарушены: а), б), г)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: