История одежды и текстильных материалов
Тип урока: дистанционный урок
Педагогические задачи: создать условия для знакомства с модой, особенностями материалов одежды разных времен; способствовать формированию умений определять виды тканей натурального и искусственного происхождения; содействовать развитию навыков выполнять проектное задание по поиску информации о стране происхождения разных видов тканей; совершенствовать умения работать по алгоритму
Планируемые результаты
Предметные:
познакомятся с модой, особенностями материалов одежды разных времен;
научатся различать профессии людей, создающих моду и одежду; определять виды тканей натурального и искусственного происхождения; использовать ранее освоенные знания и умения при выполнении проектного задания по поиску информации о стране происхождения разных видов тканей; подбирать образцы тканей для коллекции
Метапредметные:
познавательные – использовать полученные знания и умения об обработке текстиля для выполнения практических работ; исследовать свойства тканей натурального и искусственного происхождения;
регулятивные – организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда; планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания; выполнять практическую работу; обсуждать и оценивать свои знания по теме, исправлять ошибки;
коммуникативные – осуществлять сотрудничество в малой группе
Личностные: описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним
Организационная структура урока
I. Организационный момент.
– Тема урока «История одежды и текстильных материалов».
– Почему нельзя прожить без одежды?
– Что такое одежда? Где мы можем посмотреть значение слова «одежда»?
II. Открытие нового знания, способа действия, приемов работы с инструментами, приспособлениями, материалами
Когда появилась одежда?
– А почему делали одежду из шкур животных?
– С какой целью люди заворачивались в шкуры?
– Постепенно человек научился обрабатывать шкуры и выделывать их. Одежда стала тоньше и могла закрыть все тело. Скрепляли люди куски кожи сухожилиями. Вместо игл были кости рыб. Древнему человеку пришла в голову мысль, что вокруг талии можно прикрепить листья, нанизанные на длинную траву. Человек также установил, что сплетенная трава долгое время остается прочной, и таким образом появилась ткань. Хлопок из Индии произвел переворот в истории моды.
– Шло время, и люди научились делать тканиРаньше, тысячи лет назад, ткач протаскивал поперечную нить между продольными с помощью заостренной палки.
– Отсюда, кстати, и само слово «ткач»: он ведь тыкал палкой с поперечной нитью то в одну сторону, то в другую. Уберите из слова «тыкать» букву «ы»... Какое слово получилось?
– Ткань из нитей ткут, а чтобы узнать, откуда берется нить, мы выполним практическую работу.
– Возьмите кусочек ваты, намочите и скручивайте пальцами, а при этом немножко растягивайте. Что получилось?
– А знаете, чем вы занимались, скручивая короткие волоконца в длинную нить?
В древние времена нить тоже скручивали пальцами. Потом изобрели веретено, а затем и прядильный станок. А сейчас нити прядут, то есть скручивают из волокон, огромные прядильные машины. Не только хлопчатобумажные нити, конечно, но и шерстяные, и льняные.
Шерстяные нити прядут из шерсти – больше всего из овечьей. Но не только овцы снабжают людей шерстью. Очень тонкую шерсть дают козы.
Постепенно человек из шкур переоделся в ткань. Но это была еще не та одежда, к которой мы привыкли. Такую одежду носили в Древней Греции. Менялись времена, менялась и одежда. Костюмы отличались большой выдумкой, изобретательностью. Перья, банты, кружевные воротники, пышные юбки, сарафаны, шарфы, шляпы, кокошники.
– Отличалась ли одежда богатых и бедных? Чем?
– Для чего люди всё это делали?
– Какую одежду носит современный человек?
– Гардероб современного человека разнообразен или однообразен?
– Для чего современному человеку нужна разная одежда?
– Отличается ли одежда по временам года?
– На какие группы можно разделить одежду современного человека в зависимости от ее назначения?
– Что относится к «деловой одежде»?
– Что относится к «спортивной одежде»?
– Что относится к «рабочей одежде»?
– Что относится к «домашней одежде»?
– Что относится к «специальной одежде»?
– Долгие столетия люди использовали при производстве ткани те волокна, которые им давала природа, – волокна диких растений, шерсть животных, волокна льна и конопли. С развитием земледелия люди начали выращивать хлопчатник, дающий очень хорошее и прочное волокно.
Но природное сырье имеет свои недостатки. Натуральные волокна, например, слишком коротки, недостаточно прочны, требуют слишком сложной технологической обработки. И люди стали искать сырье, из которого можно было бы дешевым способом получать ткань теплую, как шерсть, легкую и красивую, как шелк, дешевую и практичную, как хлопок.
Успехи современной химии позволили создать такое химическое волокно из природных материалов, главным образом целлюлозы, получаемой из дерева, соломы. Такое волокно называется искусственным, а волокно из синтетических полимеров – синтетическим.
Никому сейчас не под силу перечислить все необъятное множество химических волокон, которые используются для производства тканей. А в лабораториях синтезируются все новые и новые их виды.
Химические волокна делятся на две группы – искусственные и синтетические волокна (в зависимости от вида исходного сырья).
– Почему модельеры не отказываются от натуральных тканей, хотя синтетические ткани могут быть более красивыми?
– Какие текстильные материалы используют для отделки одежды? Есть ли на вашей одежде (в классе, дома) такая отделка?
Домашнее задание
Подготовить сообщение о видах ткани