Структура технологии «Утренний круг»
Важно помнить, что "утренний или вечерний круг" – это не занятие. Участие в нем не обязанность, а возможность приятного, эмоционально и познавательно насыщенного общения со сверстниками и взрослым.
Структура проведения тоже очень гибкая, по ситуации можно обойтись без какого-либо компонента.
· Приветствие – пожелания, комплименты, подарки, внимание друг к другу будут основой для того, чтобы наладить коммуникацию на весь день.
· Игра – ее основа веселая (забавная, смешная) и вместе с тем полезная деятельность, в результате чего приобретается навык совместного нескучного времяпрепровождения.
· Тема дня (недели) или обмен новостями – наиболее насыщенная часть. Такое общение и обсуждение позволяет слышать друг друга, слышать разных людей, отличающихся не только по характеру, темпераменту, интересам, но и способу выражения мысли, по темпу и стилю речи.
Длительность и время проведения «Утреннего круга»
Начинать можно с 5 – 10 минут и постепенно увеличивая длительность до 20 минут. Время проведения утреннего круга зависит от возраста детей и от того, во сколько начинается и заканчивается завтрак. Мы проводим «утренний круг» перед завтраком. Иногда переносили «круг» на время после занятий, иногда перед утренней прогулкой. Уже на начальном этапе рассадки в круг я обращаю внимание на некоторые моменты:
· Кто всегда стремится сесть рядом с воспитателем, а кто подальше;
· Все ли дети умеют вступать в контакт или избегать нежелательного контакта, могут ли они договориться о совместных действиях;
· Кто с кем сядет рядом;
· Есть ли ребенок, которого не пускают в круг.
Рекомендации при проведении «Утреннего круга»
«Утренний круг» начинается с рассадки детей. С целью привлечения детей я использую разные приемы: музыку, колокольчик, бубен или другой музыкальный инструмент. Как только дети слышат сигнал, они сразу понимают, что пора собираться в круг.
Дети высказывают свои мысли, задают вопросы, много отвечают и предлагают идеи. Как сделать, чтобы дети не перебивали? В этом поможет «игрушка – говорун». У нас это маленькая мягкая игрушка, она «дает» право говорить. Правило такое: «У кого в руках игрушка, тот и говорит». Также можно использовать микрофон, но мягкую игрушку удобнее перекидывать друг другу.
Темы для "утреннего круга"
· Обмен новостями после выходных.
- «Кто хочет рассказать, что интересного было у Вас в выходные? Чем Вы занимались? Как прошли Ваши выходные?
· Обсуждения разных ситуаций, произошедших в группе.
Кто-то отнял игрушку, взял без разрешения, одна девочка подговаривает другую не дружить с кем-то. Таких ситуаций в жизни детей много, замечаем и выносим на обсуждение (можно использовать вымышленные имена детей, чтобы не пристыдить при всех, а объяснить, как можно разрешить конфликт).
· Новая книга или игра.
Прежде, чем положить в центр новую игру, можно поговорить о ней на «утреннем круге».
- «Как Вы думаете, что это за игра? Чему она может Вас научить? Какие правила в ней могут быть? С кем бы Вам хотелось в нее поиграть»?
· Правила группы.
- «Как Вы думаете, для чего нужны правила? Что может произойти, если их не соблюдать? Какие правила есть в раздевалке»? «Наши правила, что в раздевалке нельзя шуметь, сегодня не работали. Как Вы думаете, почему? Как нам исправить эту ситуацию»?
· Проектная технология.
Высказывание идей по решению проблем или выстраивание гипотез, планирование, распределение обязанностей.
· Планирование предстоящей недели.
Эту тему хорошо обсуждать в пятницу, например:
- «Следующая неделя у нас будет посвящена жизни диких животных в лесу. Про каких животных Вам хотелось бы узнать? А может кто-то из Вас уже знает, как некоторые животные готовятся к зиме и захочет об этом рассказать нам»?
· Свободная тема.
Иногда бывает, что обсуждать нечего и тогда отдаем инициативу в выборе темы в руки детей. Если дать такую возможность детям, то можно с удивлением обнаружить насколько необычные, яркие идеи приходят им в голову. Как разгорается спор, дискуссия, как они пытаются отстоять свою точку зрения.
· «Мозговой штурм».
Детям можно задать вопрос, который заставляет рассуждать, думать и спорить. Например, «Как появляются узоры зимой на окне?», «Как зимуют рыбы?».
"Вечерний круг" проводим в форме рефлексии – обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Это помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга.
Проводить его можно после тихого часа или перед вечерней прогулкой.
- "Что Вам запомнилось больше всего"?
- "С какими трудностями Вы столкнулись? Что помогло с ними справиться"?
- "Что было самое смешное, необычное"?
- "О чем бы Вы хотели поделиться со своими родителями"?
- "Что нового Вы узнали? Где это можно применить"?
Инновационная технология «утренний и вечерний круг» позволяет на должном уровне раскрывать и развивать индивидуальность каждого ребенка, поддерживать его уникальность, создавать детско – взрослое сообщество. Ребенок утверждается как личность, у него появляется опыт продуктивного социального взаимодействия с взрослыми и сверстниками, формируются переживания социального успеха и собственной значимости.
Созданная мною картотека приветствий и игр для утреннего круга (старший дошкольный возраст) показала для меня свою практическую значимость в ежедневном использовании. Я отметила, что дети слушают друг друга, обсуждают совместные дела, планируют свою деятельность.
В дальнейшем планирую создать картотеку проблемных ситуаций для младшего и старшего дошкольного возраста.
Личность развивается в общении и посредством общения. Общайтесь в удовольствие!