Статистика за несколько лет




О БАНКРОТСТВЕ В РОССИИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

 

Таблица 1

Справка о рассмотрении арбитражными судами Российской Федерации дел о несостоятельности (банкротстве) в 2008-2012 гг. [2]

      % к 2008   % к 2009   % к 2010   % к 2011
Поступило заявлений о признании должников банкротами Из них: Принято к производству Количество дел, по которым проводилась процедура финансового оздоровления Из них: Прекращено производство по делу в связи с погашением задолженности Количество дел, по которым проводилась процедура внешнего управления Из них: Прекращено производство по делу в связи с восстановлением платежеспособности Принято решений о признании должника банкротом и о конкурсном производстве Из них: Государственных унитарных предприятий Муниципальных унитарных предприятий Завершено дел по банкротству Завершено конкурсное производство Отказано в признании должника банкротом Прекращено в связи с мировым соглашением % к кол-ву завершенных дел Кол-во заявлений, жалоб и ходатайств в рамках дел о банкротстве Об устранении арбитражного управляющего Об установлении размера требований кредиторов, об исключении требований из реестра Об оспаривании сделок должника О взыскании расходов по делу о банкротстве 34 367 27 032 48 6 12,5% 579 40 6,9% 13 916 176 676 35 051 20 174 520 126 0,4 111521 1 783 67 589 39 570 35 545 53 2 3,8% 604 11 1,8% 15473 126 551 30840 15 604 766 127 0,4 169023 1 363 123889 15,1 31,5 10,4 4,3 11,2 -28,4 -18,5 -12,0 -22,7 47,3 51,6 -23,6 83,3 40 243 33 270 91 6 6,6% 908 14 1,5% 16 009 109 399 31 195 13 268 702 255 0,8 232846 1 394 165013 1,7 -6,4 71,7 50,3 3,5 -13,5 -27,6 1,2 -15,0 -8,4 37,8 2,3 33,2 33 385 27 422 94 7 7,4% 986 13 1,3% 12 794 83 302 26 132 11 863 1 220 376 1,4 204753 1 552 120711 5 090 5 188 -17,0 -17,6 3,3 8,6 -20,1 -23,9 -24,3 -16,2 -10,6 73,8 -12,1 11,3 -26,8 40 864 33 226 92 3 3,3% 922 25 2,7% 14 072 76 310 30159 12 869 1 498 563 1,9 239498 1 274 137584 8 406 7 684 22,4 21,2 -2,1 -6,5 10,0 -8,4 2,6 15,4 8,5 22,8 17,0 11,1 14,0

 

 

При рассмотрении представленных здесь статистических данных мы видим, что количество обанкротившихся предприятий год от года не снижается. Из рассмотренных периодов лишь в 2011 году обозначился спад банкротств, но в 2012 цифра снова возросла. Это говорит о неустойчивом состоянии экономики нашей страны и о тревожных тенденциях в развитии национального хозяйства.

Ситуация в Ростовском регионе также не выглядит обнадеживающей. Согласно последним данным, количество банкротств в области растет. Количество обращений в арбитражный суд Ростовской области, связанных с банкротством предприятий, в 2012 году выросло на 14% по сравнению с 2011 годом и составило 1 тыс. 846 дел, сообщает министерство внутренней и информационной политики региона. В настоящее время на шести предприятиях, находящихся в процедуре банкротства, задолженность по заработной плате составляет 46,7 млн. рублей. (данные на 28.02.2013 г.)

Как говорится в сообщении, на протяжении последних лет процедура банкротства в Ростовской области оканчивалась, в основном, конкурсным производством с последующей ликвидацией предприятия и лишь в единичных случаях - восстановлением платежеспособности. За прошедший год судом принято 323 решения о введении процедуры конкурсного производства.

"Криминально ориентированные структуры стремятся использовать банкротство предприятий как один из способов перераспределения собственности путем рейдерства или внедрения на должности арбитражных управляющих "подконтрольных" им лиц. Это свидетельствует не только о несовершенстве законодательства в данной сфере, но и о низкой эффективности работы большинства арбитражных управляющих. Более пяти лет процедура финансового оздоровления предприятий Арбитражным судом в области не вводилась", - отметил руководитель аппарата правительства области Вадим Артемов. [8]

С другой стороны, банкротство в целом как явление - это не зло, а «лечение» экономики, при котором предприятие либо восстанавливается и возвращается в русло национального хозяйства, либо ликвидируется, как ненадежный экономический субъект, чья неблагополучная деятельность отрицательно сказывается и на партнерах по бизнесу, и на экономической системе в целом.

 

2.2 Антикризисное управление как инструмент решения проблем несостоятельности

 

Антикризисное управление - это система управления предприятием, которая имеет комплексный и системный характер и направлена на предотвращение (устранение) неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной стратегической программы, позволяющей устранить возникшие затруднения и сохранить рыночные позиции при любых обстоятельствах, опираясь на собственные ресурсы.

Основные принципы антикризисного управления:

. Постоянная готовность к возможному нарушению финансового равновесия;

. Ранняя диагностика кризисных явлений в финансовой деятельности организации. Методы диагностики кризиса в организации включают: мониторинг внешней среды и системный анализ сигналов о возможных изменениях состояния и конкурентного статуса фирмы, аудит финансового состояния, анализ кредитной политики и задолженности компании, определение рисков, оценку текущего состояния организации и прогнозирование ее возможных состояний в будущем. Инструменты диагностирования кризисного состояния, такие как: статистика, моделирование, прогнозирование, эксперимент, экспертиза, маркетинговые исследования и т. д., применяются в зависимости от типа кризиса и формы его проявления.

. Дифференциация индикаторов кризисных явлений по степени их опасности. Индикаторы подразделяют на следующие группы:

Падение величины спроса на товары фирмы, снижение покупательной способности населения, рост величины спроса на товары фирм-конкурентов.

Ухудшение параметров факторов производства: сокращение предложения сырьевых и материальных ресурсов, рост цен на сырье, материалы и оборудование, рост стоимости лицензий на использование изобретений и открытий.

Свертывание производства родственных отраслей, стагнация их научно-технического и экономического потенциала, рост цен на услуги отраслей инфраструктуры.

Ужесточение конкурентной борьбы на фоне снижения конкурентного статуса организации, активное "переключение" покупателей на товар-заменитель, ценовые войны.

Неблагоприятные изменения деятельности государственных и властных структур: повышение налоговых ставок и введение новых налогов, неблагоприятное изменение валютного курса рубля, таможенных пошлин, изменчивое гражданское и коммерческое законодательство, контроль государства за колебаниями цен.

Случайные явления: расположение фирмы в регионе, подверженном стихийным бедствиям; нестабильность внешней политики иностранных государств-партнеров по бизнесу, демографические шоки; неожиданные научно-технические прорывы, реализованные конкурентами.

Ухудшение технических ресурсов фирмы: износ средств технологического оснащения (СТО), использование морально устаревших СТО; применение материалов и полуфабрикатов, снижающих конкурентоспособность продукции; использование устаревших систем преобразования, передачи и контроля потребления энергии, вызывающее потери.

Ухудшение параметров технологических ресурсов: отсутствие потенциала для проведения систематических НИОКР; использование технологии, не позволяющей в течение одного жизненного цикла эффективно изменять поколение продукции фирмы.

Ослабление кадрового потенциала: работники ориентированы на применение командно-административных методов, выполнение традиционных видов работ, обусловленных стабильной технологией; обеспечению технической, социальной и экологической безопасности не придается первостепенного значения.

Отсутствие гибкости организационной структуры: ее застой и ориентированность на исполнение функций, бюрократизация.

Финансовая политика характеризуется систематическим привлечением заемных средств, происходит падение курса собственных акций фирмы.

. Срочность реагирования на отдельные кризисные явления. Этот этап включает в себя три принципиальные цели:

. Устранение неплатежеспособности организации;

. Восстановление финансовой устойчивости организации (обеспечение ее финансового равновесия в краткосрочной перспективе);

. изменение финансовой стратегии с целью обеспечения устойчивого экономического роста организации (достижение ее финансового равновесия в долгосрочной перспективе), самофинансирование.

. Адекватность реагирования организации на степень реальной угрозы ее финансовому равновесию.

. Полная реализация внутренних возможностей выхода организации из кризисного финансового состояния.

. Выбор эффективных форм санации. Применяется в случае недостаточности собственных ресурсов.

Основные методы преодоления финансового кризиса в организации включают:

сокращение затрат;

увеличение поступления денежных средств в организацию;

проведение реструктуризации кредиторской задолженности;

определение стратегии развития организации;

проведение реорганизации или реструктуризации предприятия.

В условиях кризисного состояния наиболее важно сократить одни затраты и увеличить другие, которые могут сделать компанию прибыльной. Необходим быстрый приток денежных средств в организацию. Работы в выбранных стратегических направлениях не могут финансироваться только за счет внутренней экономии. Возникает необходимость привлечения заемных средств со стороны, что само по себе затруднительно, т. к. финансовый кризис предприятия зачастую означает его фактическое банкротство. Поэтому так важно определить оптимальное соотношение всех мер воздействия, необходимых для того, чтобы предприятие сначала могло "удержаться на плаву", а затем начать новый более эффективный этап в своей деятельности.

 

2.3 Закон о банкротстве: вчера, сегодня, завтра

 

Государство регулирует отношения в сфере несостоятельности посредством соответствующего законотворчества и создания служб, контролирующих исполнение закона и нормативных актов. Правительством РФ установлено, что регулятором в сфере несостоятельности (банкротства) является Министерство экономического развития РФ. ФНС России, как уполномоченный орган в делах о банкротстве, при реализации своих полномочий руководствуется нормативными правовыми актами, принятыми регулятором.

Для справки: 19 ноября 1992 г. был принят закон РФ № 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", в соответствии с которым стало возможным проведение конкурсного процесса. Постепенно практика применения этого Закона выявила существенные его недостатки, и в итоге в 1998 году Государственная Дума приняла новый закон о банкротстве. Однако, за время применения федерального закона 1998 года, была обнаружена недостаточная защищенность прав и законных интересов различных лиц, участвующих в процедуре банкротства, а также пробелы, позволяющие использовать законодательство о несостоятельности (банкротстве) как механизм для избавления от конкурентов, ухода от налогообложения, передела собственности, недобросовестного захвата предприятия. Закон 1998 года был в основном ориентирован на защиту интересов кредиторов.

Третий, и ныне действующий закон о банкротстве был принят 26 октября 2002 года. В нем максимально учтены все недочеты и пробелы предыдущих законов и внесены изменения, перечислю важнейшие:

Введена процедура финансового оздоровления;

Уполномоченный федеральный орган получил право голоса в деле о банкротстве на всех собраниях кредиторов;

Процедура наблюдения вводится на основании заявления кредитора либо уполномоченного органа о признании должника банкротом только после проверки его требований в специальном судебном заседании. Это изменение введено в целях устранения злоупотреблений правом со стороны недобросовестных кредиторов;

На специальном заседании суда присутствует только кредитор, подавший заявление, и должник. Эта мера исключает ограничение прав должника;

Административные барьеры входа в профессию арбитражного управляющего заменены на высокие профессиональные требования и обязательность членства в одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

С 2004 года в закон о банкротстве было внесено около 40 поправок. Законодательство было пополнено правилами проведения электронных торгов имуществом должников. Значительно расширены возможности кредиторов по получению возмещения своих требований, если должник намеренно заключал сделки, направленные на то, чтобы принести вред кредиторам. Благодаря этой и другим поправкам существенно сократилось количество мошеннических и подозрительных сделок, совершаемых в преддверии банкротства. Кроме этого, поправками введены новшества, перечислю основные:

кредиторы получили право обращаться в арбитражный суд, имея на руках решение суда (упразднена необходимость «круговорота» исполнительного листа);

если интересы кредитора нарушаются действиями (или бездействием) арбитражных управляющих, кредитор имеет право обжаловать их в суде;

появилась возможность выплаты по обязательствам должника третьим лицом;

определены права залоговых кредиторов и порядок удовлетворения их требований;

Введена обязанность должника (руководителя и учредителя должника) подать заявление о банкротстве в установленные законом сроки - не позднее 1 месяца с даты возникновения обстоятельств, указывающих на невозможность исполнения требований кредиторов. Для ликвидационной комиссии данный срок составляет 10 дней с момента выявления признаков неплатежеспособности;

Сейчас обязательным является ведение реестра кредиторов специализированным реестродержателем, если количество кредиторов превышает 500;

Появилась отдельная глава «Оспаривание сделок должника», в которой предусмотрены дополнительные (по отношению к ГК РФ) основания для признания недействительными сделок должника;

Введено понятие «подозрительная сделка должника». Под нее, кроме неравноценной или безвозмездной сделки, теперь подпадают и сделки, по которым должник изменил место нахождения без уведомления кредиторов, уничтожил либо исказил документы бухгалтерской отчетности;

Учредители должника получили право на любой стадии банкротства погасить за должника требования по обязательным платежам.

Разумеется, хотя и усовершенствованный, федеральный закон о банкротстве не решил все проблемы в сфере несостоятельности. Среди них - недостаточно высокий уровень профессионализма арбитражных управляющих в процедурах банкротства. Поэтому вопрос защиты рядов арбитражных управляющих от недобросовестных работников, сознательно нарушающих закон, сегодня стоит особенно остро.

Следующий пробел - отсутствие закона о трансграничной несостоятельности. Эта проблема не позволяет российским судам, государственным органам и частным лицам при проведении процедур банкротства эффективно взаимодействовать с аналогичными участниками за рубежом. Между тем количество процедур банкротства, отягощенных иностранным элементом, растет.

И, пожалуй, самое основное, об этом говорят многие профессионалы в данной области - изменять целенаправленность закона, от банкротства стремиться к финансовому оздоровлению. Один из таких специалистов, Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты РФ, предложил, как мне представляется, оптимальное решение данной задачи. В интервью «Российской газете» он сказал следующее: «Следует усилить реабилитационную направленность процедур банкротства. Правила, существующие сейчас, являются крайне жесткими и не позволяют должникам, испытывающим временные трудности, эффективно договариваться с кредиторами. Проведение реабилитационных процедур банкротства (финансовое оздоровление и внешнее управление) должно стать более гибким. Почему бы не применить давно известный международный опыт использования механизма реструктуризации под судебным контролем? В этом случае должник и кредиторы могут вести переговоры о реструктуризации уже в рамках начавшейся формальной процедуры.»[9]

банкротство антикризисный управление


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В условиях современной финансовой политики процедура несостоятельности (банкротства) является важнейшим средством антикризисного управления. Банкротство «нежизнеспособных» организаций способствует отбору хозяйствующих субъектов, наиболее приспособленных к деятельности в рыночных условиях. Что еще более важно, процедуры банкротства позволяют использовать самые эффективные способы управления финансово неблагополучными организациями.

Государство в сфере несостоятельности (банкротства), как можно убедиться из вышеизложенного материала, всячески стремится уменьшить количество обанкротившихся предприятий путем совершенствования законодательства, поиска новых решений назревших проблем. В этом поиске участвуют не только государственные органы, но и общественность, в частности Торгово-промышленная палата. Это значит, что несмотря на трудности и кризисные явления в нашей экономике, механизм антикризисного управления будет и дальше совершенствоваться, на основе уже достигнутого законодательного уровня и наработанной жизненной практики.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. В.Н. Алферов. Меры по предупреждению банкротства: проблемы и риски // www.econ-plus.ru

. ВАС РФ. Справка о рассмотрении арбитражными судами РФ дел о несостоятельности (банкротстве) в 2008-2012 гг // www.arbitr.ru.

. И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова. Экономика организаций: учебник - М: ТК Велби, издательство Проспект, 2005. - 560 с.

. Н.А. Тришкина. Учет и анализ банкротств // www.e-college.ru.

. Банкротство организации. Признаки банкротства // www.klerk.ru.

. Мировое соглашение // www.Grandars.ru.

. Финансовый анализ. Коэффициенты, применяемые при финансовом анализе // www.finanalis.ru.

. Количество заявлений о банкротстве в судах Ростовской области в 2012 году // www.bankrot.fedresurs.ru.

. От банкротства не зарекайся // www.RG.ru.

. А.В. Мильков. Банкротство. Проблемы совершенствования законодательства - М: РУСАКИ, 2004. - 144 с.

. З.А. Авдошина. Антикризисное управление: сущность, диагностика, методики // www.cfin.ru.

. Новое в законе о банкротстве // www.pravtech.ru.

. Нормативные документы по банкротству // www.arbitration.narod.ru.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: