Исходя из этого принципа, создатели НЛП хотели изучить, какой опыт передавали Перлз, Сатир и Эриксон своим клиентам по этим каналам. Это могло дать плоды в понимании способа расшифровки магии этих терапевтических магов.
Вначале Бэндлер и Гриндер рассмотрели свою основную идею с Грегори Бейтсоном. Он счел её как понятной так и гениальной. Ссылаясь на работу своего раннего проекта исследований, он писал:
"Нам уже было известно, что большинство принципов индивидуальной психологии оказались ненужными, и мы знали, что нам нужно классифицировать способы коммуникации. Но нам не пришло в голову, изучить воздействие этих способов на интерперсональные отношения. [...] Что происходит когда, человеку мыслящему аналоговым способом, будет навязана информация передаваемая цифровым способом?
За этой проблемой не кроется ничего иного, кроме основополагающего принципа о том, что люди вспоминают о событиях в форме внутренних образов, звуков, чувств, слов и т.д., даже если они этого не осознают. Этот факт известен в психологических исследованиях человека, уже давно (описание научного диспута об этом можно найти в Р Уирс, цитируемая работа, стр. 32-44).
Таким образом, была заложена основа под основную модель НЛП, так называемая Модель Четвёрки (4-Tupel). Эта модель опирается на убеждении, что каждое переживание в свете чувственного опыта состоит из информации, принятой качественно совершенно различными системами чувств. Формально рассмотренный опыт, с помощью Модели Четвёрки выглядит таким образом (V, К, А, О). Таким образом было проведено ясное отличие между визуальными (visual), кинестетическими (kinesthetic К = ощущения висцеральные и тактильные), аудио-тональными (auditory At = звуки, звучание...) и обонятельными (olfactory), вкусовыми (gustatory О = запах, вкус) составляющими опыта. Язык (Ad= аудиально-цифровой) признан при этом системой мета-репрезентации, поскольку его опыт могут символизировать все другие системы репрезентации. Полное описание Модели Четвёрки таким образом звучит А (V, К, At, О). Время от времени в литературе по НЛП применяется также Модель Пятёрки (5-Tupel) в форме А (V, К, At, О, G). обонятельная часть (О) опыта отделяется от вкусовой (G).
|
Или когда принимающему информацию на слух, предлагаются зрительные образы?
Мы не знали, что эти различные типы кодирования (визуальное, аудиальное и т.д.) так сильно отделены друг от друга, и так противоположны друг другу, даже в нейрофизиологической репрезентации, что у нас никогда не бывает материала одного и того же логического типа в двух модусах одновременно.
Это открытие кажется ясным, если исходить из лингвистической аргументации [...] вместо того чтобы исходить от культурных различий и психоза, как мы делали раньше"365.
Лингвистический анализ транскрипции терапевтических сессий показал, что Перлз, Сатир и Эриксон систематически пользовались словами, относящимися к определенному классу чувственных замечаний, говорили о чем-то видимом, слышимым, осязаемом366. Бэндлер и Гриндер определили этот тип слов, как специфические чувственные предикаты и начали исследовать их воздействие в коммуникации. Вскоре, в процессе исследования, стало ясно, что предикаты типа: ясный, зеленый, спираль и т.д., порождают у слушателя воспоминания совершенно иного качества, нежели предикаты, например кинестетического типа: болезненный, зудящий, мягкий, давление и т.д.367.
|
Специфические чувственные предикаты, казалось, направляют сознательное внимание клиентов на определенные части их внешнего и внутреннего опыта. Итак, например добивались совершенно различных эффектов, задавая клиентам вопрос "Как вам видится ваша теперешняя ситуация?" или "Как вы себя теперь чувствуете?" В свою очередь нейтральные вопросы, по отношению к системе ощущений, казалось дают больше свободы в выборе ответов. Слова терапевта владели, таким образом силой, дающей возможность дать клиенту доступ к определенным элементам его опыта, направляя его внимание на конкретную систему ощущений, а точнее на систему репрезентации.
Эриксон систематически пользовался этим знанием магии языка в своих трансовых индукциях368. Перлз и Сатир, в свою оче-
Г.Бейтсон в: Bandler, R., Grinder, J. Metasprache und Psychotherapie. Struktur der Magie I, стр. 14-15.
Эти слова в литературе НЛП называют предикатами. Предикаты это основанные на чувственных ощущениях слова - существительные, прилагательные, глаголы.
367 Сравните текст в: Дж. Гриндер, Р. Бэндлер, цитируемая работа, стр. 14-20.
368 В книге Patterns of the Hypnotic Techiques of Milton H. Erickson, находится оригинальная статья Эриксона с комментарием Бэндлера и Гриндера об этом аспекте (а также записи их собственного опыта). В этой публикации Эриксон описывает трансовые эксперименты, которые он проводил в начале пятидесятых годов с известным английским писателем Олдосом Хаксли в его доме в Лос Анжелесе. Хаксли очень интересовался природой изменённых состояний сознания. Он опубликовал два текста об опытах с мескалином и ЛСД. Восхитительная статья Эриксона была основана на записях, сделанных в процессе исследований различных состояний сознания с Хаксли как трансо-вым субъектом. Хаксли также хотел опубликовать, в форме книги результаты этих экс-
|
редь, применяли специфические чувственные предикаты прежде всего чтобы вызвать те элементы опыта которые клиент до этого еще не воспринимал сознательно. В этом контексте Бэндлеру и Гриндеру удалось идентифицировать различные терапевтические стратегии, основанные на этом принципе. Они описали эти паттерны и занялись их экспериментальной проверкой и совершенствованием в группах. В 1976 году был представлен результат этих исследований во втором томе "Структуры магии" под заглавием Мета тактики369.
Таким образом, однако не был исчерпан огромный потенциал специфических чувственных предикатов. Поскольку казалось, люди не случайно выбирают предикаты при вербальном выражении своего опыта, Бэндлер и Гриндер допускали, что в этом случае выбор происходит на уровне бессознательного, который отражает сознательные переживания. Согласно этому, визуальные маркеры могли означать в языке человека, что его сознательный доступ к воспоминаниям возможен благодаря внутренним образам. Кинестетические предикаты в свою очередь демонстрируют, что человек заново переживает чувства370.
Исследования в группах доказали правильность гипотез Бэндлера и Гриндера. Многие эксперименты четко показали, что выбор предикатов не случаен. Необходимо было лишь спросить человека, какой аспект его опыта или воспоминаний был для него самым важным, когда он говорил на определенную тему. При этом резко проявлялась созависимость между выбором предикатов и стоящим на первом плане аспекте опыта, так что можно было применить специфические чувственные предикаты для определения системы репрезентации, которую человек в данный момент осознавал.
Кроме того, в течении этих исследований оказалось, что большинство людей склоняется к одной определенной системе
периментов с гипнотическими состояниями. К сожалению, из-за трагической катастрофы этого не произошло. Дом Хаксли и вся библиотека с записями этих экспериментов сгорели (сравните Erickson, М. Н. (1965). A Special Inguiry with Aldous Huxley into the Nature and Charackter of Various States of Consciousness. In: The American Journal of Clinical Hypnosis, 8, 14-33 [также (1980a). In: E. L. Rossi (ред.), (стр. 83-107)]; а также Grinder, J., DeLozier, J., Bandler, R. (1977). Patterns of the Hypnotic Techiques of Milton H. Erickson, M. D. (том 2), стр. 59-126).
369 Сравните Дж. Гриндер, Р. Бэндлер, цитируемая работа, стр. 24-34.
В модельных представлениях НЛП принимается, что каждое воспоминание запоминается в форме полной Модели Четвёрки. Другими словами, исходят из принципа, что люди бессознательно помнят всё, что видели, слышали, ощущали, обоняли и пробовали на вкус. Однако, поскольку сознательное внимание людей имеет лишь ограниченный объём, не удивляет факт, что некоторые элементы Модели Четвёрки сознательны, а другие - нет. Таким образом, человек, которого спросят о том как прошла квалификационная беседа в новом месте работы может ответить: "Всё, что я услышал, меня удовлетворяет. Шеф спокойный человек. Я считаю, что между нами не будет проблем". В НЛП принимают, что сознательно опыт такого человека, в тот момент произошёл в рамках аудиальной системы репрезентации, поскольку именно этот аспект он подчеркнул в воспоминаниях. Формально это можно представить, так называемым Оператором R для 4-Tupel, то есть R (V, К, At, О) (А). Сравните Дж. Гриндер, Дж. ДеЛозье, Р. Бэндлер, цитируемая работа, стр. 21.
сознательной репрезентации собственных переживаний и воспоминаний. Часто их способности распознания и гибкости были в границах этой системы выше, нежели у других. Для определения этих излюбленных систем ввели, таким образом, понятие первичной системы репрезентаци371.
Для коммуникационного поведения терапевта эти утверждения оказались необычайно полезными: казалось понимание между терапевтом и клиентом возрастает, когда терапевт подстраивает выбор своих предикатов к предикатам клиента. Непонимание и блокады в коммуникации появлялись лишь, когда терапевт упрямо задавал клиенту вопросы, требующие для ответа применения системы репрезентации трудно ему доступной. Если терапевт вначале не войдет с клиентом в диалог в плоскости его ощущений (pacing), чтобы осторожно вести его к другим аспектам жизни (leading), то коммуникация может быть полностью прервана. Интуитивное распознание этого контакта кажется существенной характерной чертой работы Перлза, Сатир и Эриксона.
Открытие ключей доступа
В следующей фазе исследования Бэндлера и Гриндера концентрировались на разнородности невербальных форм коммуникации, которую они открыли у Перлза, Сатир и Эриксона. Также и в этом случае исходным пунктом их идей стали системы репрезентации.
Говорят, что ключи доступа были открыты на сессии геш-тальт-терапии, которую вели Бэндлер и Гриндер. МакКлендон описывает, что когда работа с клиенткой подошла к применению техники пустого стула, Бэндлер неожиданно заметил нечто интересное. Сидя на одном из стульев она постоянно смотрела вверх, при этом применяя множество исключительно визуальных предикатов. Однако на другом стуле она постоянно смотрела вправо и вниз, и там применяла практически лишь кинестетические предикаты. Следуя за спонтанной догадкой, Бэндлер рассуждал так: когда клиентка смотрит вверх, то на самом деле видит внутренние образы, а смотря
Постулирование первичной системы репрезентации однако не означает, что ментальные процессы человека ограничиваются лишь этим планом (С таким же успехом можно сказать, что правша никогда не пользуется левой рукой). Таким образом, необходимо точно выяснить в отдельных случаях, для чего используется данная система репрезентации. Если человек, например, очень часто применяет выражение вроде "Я неясно вижу это", "Я хотел бы иметь чёткую картину своей ситуации", "То что вы говорите ясно" и т.д. это можно понять как указание на то, что его способности понимания связаны с внутренними образами. И наоборот, высказывания вроде "Это звучит неплохо", "Мой внутренний голос говорит..." и т.д. указывают на то, что для того чтобы "понять", данный человек пользуется аудиальной системой репрезентации. Проблемы, вытекающие от привязки к контексту, ясны для корреляционно-статистических исследований концепции.
направо вниз ощущает чувства. Когда он выразил эту мысль Грин-дер сказал, что никто и никогда не заставит его поверить в это.
Однако вопрос был поставлен. На основе знания о так называемых минимальных подсказках, на основные значения, на которые обратили внимание уже Перлз Сатир и Эриксон, такая мысль не казалось невероятной. Возможно действительно существует заметная созависимость поведения с постулированными системами репрезентации. Дальнейшие наблюдения показали, что действительно, у многих людей существуют видимые связи направления взгляда с применяемыми предикатами и частью воспоминаний, сознательно переживаемой в отдельные моменты.
Но и это вначале внесло путаницу, ведь существовали и другие случаи. Иногда люди смотрели, например вверх (визуальный ключ доступа), одновременно явно пользуясь кинестетическими предикатами. Открытия такого типа, позднее привели к разделению между системой репрезентации (системой, в который человек осознает воспоминания) и ведущей системой (система используемая для доступа к определенным воспоминаниям)373.
Где-то в начале 1975 года Бэндлер и Гриндер стали в нескольких группах продолжать дальнейшие исследования и эксперименты над связями между системами репрезентации, специфическими предикатами ощущений и паттернами движения глаз. Систематическому анализу подвергались все видимые корреляты модели, первые контуры которой теперь начали проявляться. При этом стали понимать, что не только движения глаз демонстрирует явную зависимость от типа индивидуального доступа к информации хранящейся в памяти, но также сила голоса, интонация, тип дыхания и другие заметные явления, помогают определить подобные связи. Вопросы, возникающие в экспериментах, дополнялись позднейшими экспериментами о нейрологических основах различных систем ощущений. Учтены были также результаты исследований так называемого расщепленного мозга (Split-Brain), касающиеся различных аспектов функционирования обоих полушарий мозга. Все это привело, в конце концов к возникновению наиболее популярной концепции НЛП - концепции ключей доступа374. Она говорит, что обученный на-
Сравните Т, МакКлендон, цитируемая работа, стр. 53.
Эта разница между системами репрезентации и ведущей системой и есть одной из наиважнейших и наиболее релевантных идей в рамках модели НЛП. Множество, так называемых, психических нарушений можно понимать как результат невыразительных функций (fuzzy functions). Одной из них будет, например создание человеком внутренних образов (визуальные паттерны движения глаз), при одновременном сознательном ощущении лишь чувств, связанных с этими образами (кинестетические признаки). Обычно такие люди жалуются на плохое самочувствие, не зная причин этого. Формально ведущая система представляется как Оператор L для 4-Tupel. Для вышеприведённого примера он выглядит: L (V, К, At, О) (V). Если применяется Оператор для 4-Tupel, то возникает R (V, К, At, О) (К). Невыразительная функция, согласно определению, имеет место когда от применения Оператора L и Оператора R возникают различные результаты (сравните Дж. Гриндер, Р. Бэндлер, цитируемая работа, часть 3, а также Дж. Гриндер, Дж. ДеЛозье, Р. Бэндлер, цитируемая работа, стр. 39-51).
Сравните Lewis В. A., Pucelik R. F. (1982). Magic Demystified. A Pragmatic Guide to Communication and Change. Lake Oswego, Oregon: Metamorphous Press, стр. 113-134.
блюдатель на основе движения глаз и других невербальных паттернов поведения, может распознать переживает человек в данный момент внутренний образ (воспоминание, конструирование), внутренние звуки, внутренний диалог или чувства.
Такого типа информация оказалась весьма полезной терапевту, давая ему возможность оптимально подстроить свою коммуникацию к клиенту, понять как он создает свою модель мира
Бэндлер и Гриндер разработали стандартную схему паттернов движения глаз, которая, как указывает опыт, действительно верно описывает большую часть воспринимаемой реальности. Однако исследователи с самого начала подчеркивали, что данной стандартной схеме ни в коем случае нельзя приписывать универсальное значение. Например, у левшей ключи доступа наблюдаются, как правило, на противоположной стороне. Так же происходит и с левшами, переучившимися писать правой рукой — у них проявляются нерегулярные отклонения от стандартной схемы. Однако, несмотря на то, как странно организован человек, можно, согласно Бэндлеру и Гриндеру, в каждом случае утверждать, являются ли эти паттерны внутренне конгруэнтными. Поэтому они подчеркивали, что необходимо внимательно наблюдать за индивидуальными указаниями доступа человека., на основе нескольких специально сконструированных вопросов3 5.
Эта книга является исправленным изданием манускрипта Байрона Льюиса под многообещающим названием «Мета принципы коммуникации и изменений. Модель процессуальной теории личности».
Сравните Р. Бэндлер, Дж. Гриндер, "Из лягушек в принцессы", стр. 31-35. Концепция ключей доступа, а особенно утверждение программистов о паттернах движения глаз -наиболее плохо понимаемая академической наукой теория НЛП. Когда её воспринимают поверхностно, она кажется простейшей в реализации и тем самым наиболее лёгкой для экспериментальной проверки. Таким образом, часто воспринимаются дерзкие и провоцирующие утверждения создателей НЛП, подвергнутые испытанию эмпирической науки. К сожалению, большинство подобных исследований характеризует поверхностное, а часто фальшивое понимание идей Бэндлера и Гриндера. Например, были проведены эксперименты, во время которых считали, что на основе отсутствия синхронизации между движением глаз и специфическими чувственными предикатами доказали. что гипотезы НЛП не имеют смысла (сравните например Sharpley, Ch. (1984). Predicate Matching in NLP: A Review of Research on the Prefered Represantational System. In: Journal of Counseling Psychology, том 31, nr2, стр. 238-248). Конечно никто не заметил, что Бэндлер и Гриндер никогда не говорили, что наблюдая за глазами, можно определить излюбленную систему репрезентации. Такие паттерны служат в НЛП указателями ведущей системы, а она никогда не бывает идентична первичной системе репрезентации человека. Проницательные дискуссии Бэндлера и Гриндера, о так называемых, невыразительных функциях должны достаточно прояснить серьёзным экспериментаторам, что часто бывает и так, что движения глаз и предикаты указывают на различные системы репрезентации. Именно это явление, согласно создателям НЛП, ведёт к тому, что многие не могут сознательно понять и управлять своими собственными проблематичными процессами. Это лишь один из множества примеров, доказывающий, как до сегодняшнего дня академическим исследователям тяжело применить соответствующий подход для революционных идей Бэндлера и Гриндера. Эрик Л. Айншпрух и Брюс Д. Форман описывают это явление в своей критике научно-исследовательских работ: Ein-spruch, E. L, Forman, В. D. (1985). Observations Concerning Research Literature on Neuro-Linguistic Programming. In: Journal of Counseling Psychology, vol. 32, nr 4, стр. 589-596. В контексте реплики Шарпли (Sharpley, Ch. (1987). Research Findings on Neuroliguistic Programming: Nonsupportive Data or an Untestable Theory? In: Journal of Counseling Psychol-
Исследования измененных состояний сознания
Известно, что в шестидесятые и семидесятые годы многие люди занимались исследованиями измененных состояний сознания. Особенно в Калифорнии, уже с начала семидесятых годов, эта тема была очень популярной. Популярность музыки Западного Побережья и открытое употребление наркотиков её основными создателями, создали атмосферу, где опыт с психоделическими наркотиками, такими как гашиш, ЛСД, кактусы содержащие мескалин и псилоци-биновые грибы (Magic Mushrooms) был нормальным явлением. Также появление движения Human Potential Movement пробудило у людей интерес к спиритизму и изменённым состояниям сознания.
Среди членов этих альтернативных субкультур, существовало, несмотря на огромную пестроту отдельных течений, выраженное согласие в том, что перед лицом, приближающихся глобальных катастроф, совершенно необходимы значительные социальные и культурные перемены. Все утверждали, что условием таких перемен должно стать изменение индивидуального сознания и освобождения его от устаревших норм и ценностей материалистического общества. Поэтому сама собой возникала мысль о вступлении на путь исследования сознания, несмотря на возможность ошибок376.
Поэтому ничего удивительного нет в том, что Бэндлер и Гриндер также занялись природой измененных состояний сознания. Необходимо также допустить, что большая часть их интереса к гипнозу, возникла из общей атмосферы тех лет. Это допущение подтверждает факт того, что большая часть их, групповых экспериментов того времени, относилась к индукции измененных состояний сознания. Клиническое применение гипноза было скорее на втором плане.
В пользу такого тезиса говорит также то, что в 1975 году Бэндлер и Гриндер начали всё интенсивнее интересоваться восхитительным учением индейского шамана Дона Хуана Матуса. Оно было обширно представлено Карлосом Кастанедой вместе со связанными с ним практиками. Это учение состояло в разделении обычного и необычного состояний сознания, а также опытами, возможными в них. Условия для расшифровки этих практик и их применения были благоприятными. Существовала очень творческая группа, которая была готова подвергнуться необычайным экспериментам. Таким образом, было решено изучить также мир толтекских колдунов377.
оду, vol. 34, nr 1, стр. 103-107) ясно видно, как велики проблемы с пониманием НЛП даже среди учёных. Часто кажется, что научная аргументация и уязвлённое самолюбие здесь очень близки.
Широкий и старательно документированный образ этого нового течения сознания можно найти в: М. Фергусон, цитируемая работа.
Сравните МакКлендон, цитируемая работа, стр. 77-78. Систематически разработанная магия толтеков была недавно издана Норбертом Классеном (1992). Особое значение этой книги в том, что Классен как первый практикующий толтек старается методи-
Но что такое измененные состояния сознания? Существуют ли вообще нормальное состояние бодрствования и гипнотическое состояние транса? Если наблюдать за людьми и их обычным поведением, то начинаешь сомневаться в этом утверждении. Слишком различаются духовные конструкции отдельных людей. Также состояния сознания, в которых люди пребывают во время обычного дня, в принципе обладают совершенно различным характером. Например, разве поездка по ночной автостраде не будет качественно отличаться от чтения реферата перед публикой. Кроме того, на основе экспериментов с психоделическими наркотиками известно, что восприятие реальности, вызванное галлюциногенными препаратами кажется более реальным нежели, так называемая, обычная реальность378.
Бэндлер и Гриндер приближались к выяснению этих вопросов с помощью Модели Четвёрки. Каждому варианту этой модели, присвоили индекс, который должен был указывать, ориентирован ли человек в определенный момент в данной системе репрезентации внутренне (интернально) или внешне (экстернально). Таким образом, они видели, опирается ли то, что занимает человека в данный момент, на представления, или на восприятие его непосредственного окружения. Благодаря этому, они смогли разработать формальное описание состояний сознания379.
чески разработать учение Дона Хуана и представить его теоретико-познавательные импликации. Специальные информации о связях толтекской магии и НЛП находятся в цитируемой работе Гриндера и ДеЛозье.
Необыкновенно оригинальную модель о проблеме сознания и характере различных уровней реальности представил Джеймс Бреннан на основе попытки рационального обзора внетелесного опыта (ООВЕ), то есть эфирной и астральной проекции. Знакомство с его взглядами может привести скоро к необыкновенно далеко идущим последствиям для психотерапии вообще и для НЛП в частности (сравните Brennan, J. H. (1991). Astral-Projektion. Anleitung zu aufierkorperlichen Erfahrungen. Freiburg in Bresgau: Verlag Hermann Bauer KG [оригинал (1989). The Astral Projection Workbook. Wellingborough: The Aquarian Press]). В этом месте мы хотим лишь сказать, что документация Бреннана об этой теме содержит интересные импликации для понимания механизмов воздействия методик терапии, основанных на воображении и визуализации (классических методах магии). Кроме этого его тезисы открывают перед читателем культуры Запада великолепную возможность взглянуть на основные принципы шаманизма и магии (и собственного их изучения с помощью предложенных упражнений).
379 Запись 4-Tupel, расширенная этим разделением, звучит (V',e, K'/s, A"e, 0Le). Знаки "i" (= интернальный, внутренний) и "е" (= экстернальный, внешний) показывают, возникла ли часть сознания человека в определённом моменте в результате его собственной ментальной активности или она опирается на сенсорных данных, то есть имеет внешний источник. Чтобы выяснить это точнее, мы приводим следующий пример: если мы представим себе человека, переходящего перекрёсток, он смотрит налево и направо (внешняя визуальная ориентация), чувствует под ногами твёрдую поверхность асфальта (внешняя кинестетическая ориентация), вдыхает гарь выхлопов (внешняя ольфак-торная ориентация), и "слышит" внутреннюю мелодию (аудио-тональная внутренняя ориентация), это структура актуального опыта этого человека будет формально представлена как 4-Tupel в форме (Vе, Ке, At', Oe). Если этот человек впоследствии сядет на скамейку в парке, закроет глаза и вызовет в памяти картину места, где он отдыхал в отпуске (внутренняя визуальная ориентация), слыша пение птиц (аудио-тональная внешняя ориентация), вдыхая запах цветов (внешняя ольфакторная ориентация), то стРУк" туру этого субъективного опыта с помощью 4-Tupel можно описать в форме (V1, К|е. Ае, О). Знаки "i" а также "е" указывают из какого источника идёт информация, содержащая-
Благодаря этой концепции, создателям НЛП удалось перейти к исследованиям структуры субъективного опыта. Молодые исследователи владели теперь элегантной формальной моделью, которая не только давала возможность точного анализа способов человеческой коммуникации, но также позволяла выразить и чётко квалифицировать различные субъективные состояния сознания с точки зрения конструкции, присущей им от природы.
Расширение Модели Четверки создало также возможность точного описания различных состояний и духовного типа клиентов Было замечено, что люди с фобиями, в момент когда активизируется их фобия, неожиданно переходят в измененное состояние сознания. Такое состояние явно отличается от состояния, в котором они, например, делают покупки. Дальнейшая задача, таким образом, состояла в изучении процессуального течения внутренней структуры основного субъективного переживания.
Структура субъективного опыта
В 1980 году Роберт Дилтс, Джон Гриндер, Ричард Бэндлер, Лесли Камерон-Бэндлер и Джудит ДеЛозье опубликовали книгу "Нейро-Лингвистическое Программирование". Темой этой публикации была, предназначенная к применению модель анализа и изменений интрапсихических процессов. Через восемь лет после начала необыкновенного проекта, создателям НЛП впервые, таким образом, удалось описать интраорганизмические процессы, так чтобы можно было приступить к работе над их изменением380. Авторы таким образом представили свою идею:
"Основными элементами, из которых формируются паттерны человеческого поведения, являются системы восприятия, благодаря которым люди воздействуют на свое окружение: зрение [...], слух [...], кинестезия (ощущение положения и движений частей тела, относительно себя самого) и обоняние, чувство вкуса [...]. В рамках нейролингвистического программирования, мы исходим из принципа, что все различия, которые мы ощущаем, по отношению к нашему (внешнему и внутреннему) окружению, могут быть осмысленно представлены, с помощью понятий из области этих систем воспри-
ся 8 определённой системе ориентации. То, какие части этого продолжающегося опыта человек осознаёт, можно представить снова формально для каждого момента применяя Оператор R для 4-Tupel.
Представленная в этой публикации концепция стратегии далеко выходит за область психотерапии. Приводя множество примеров авторы показали, кроме прочего, пользу применения этой модели для различных дисциплин, таких как: педагогика, здравоохранение, развитие организаций, торговля, реклама, подбор кадров и юридические науки (Сравните Р. Дилтс и другие, цитируемая работа, стр. 167-195). Данная работа однако концентрируется прежде всего на области психотерапии. Поэтому детальная картина стратегии ограничена до этой области применения.
ятия. [...] Мы видим, что наши общие актуальные ощущения можно закодировать в осмысленной форме и они состоят из комбинации этих типов восприятия. [...] В НЛП сенсорные системы обладают большим функциональным значением, нежели в классических моделях, где ощущения определяются как пассивные механизмы ввода (input). Информация ощущений или различия, воспринимаемые каждой из этих систем, инициируют и\или изменяют, с помощью нейронных связей, процессы поведения [...] человека. Каждый тип восприятия является сенсомоторным комплексом, отвечающим (responseable) за определенный тип поведения. Сенсомоторные комплексы называются в НЛП системами репрезентации.
Каждая система репрезентации представляет сеть из трех частей: (1) вход, (2) репрезентация\обработка и (3) выход. Первая фаза, вход, состоит в сборе информации и получении обратной информации из внутренней и внешней среды. Репрезентация\обработка включает отражение среды и формирование стратегий поведения. [...] Выход это каждо-разовый эффект трансформации, переданный репрезентацией процесса отражения.