Развиваем внимание у старших дошкольников.
(причины нарушения внимания, приёмы развития произвольного внимания у детей)
Подготовила:
Захарова Татьяна Николаевна,
Педагог-психолог
Не секрет, что во многом успешность в школьном обучении и в жизни зависит от сформированности внимания у детей, возможности быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, держать в фокусе внимания сразу несколько задач и с ними справляться, быть достаточно долгое время сосредоточенным.
Все эти характеристики могут быть сформированы к старшему дошкольному возрасту, а, могут быть, и нет.
При подготовке к школе развитие внимания детей становится одной из приоритетных задач как для педагогов, так и для родителей.
Но не всегда это происходит успешно.
Причины нарушений внимания у детей.
Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.
Причиной нарушения внимания могут быть легкие нарушения в созревании и функционировании мозга.
Сегодня именно эти легкие нарушения становятся массовыми. По данным обследования школ и детских садов Санкт-Петербурга, более чем у 40% детей отмечаются различные отклонения в созревании и функционировании нервной системы, а по данным обследований в Нижнем Новгороде — у 60%.
Легкие нарушения в созревании и функционировании мозга могут вызываться очень широким кругом причин.
Обычно, осложнения в развитии ребенка подразделяют по времени воздействия вредных факторов и классифицируют:
o внутриутробные;
o осложнения в процессе родов;
o осложнения первых лет жизни ребенка.
Если попытаться выделить факторы, которые могут отрицательно повлиять на развитие ребенка, то их окажется очень много:
Внутреутробная патология:
Ø Общее ухудшение экологической ситуации, химические, радиационные и прочие загрязнения нередко в большей степени влияют на развивающегося в утробе ребенка, чем на саму мать.
Ø В то же время физически ослабленные, часто болеющие матери не только не могут защитить своих будущих детей, но и сами нередко являются для них источником патологических воздействий.
Ø Вредоносными для детей оказываются и инфекции, которым матери подвергаются во время беременности, и лекарства, которые они принимают в этот период.
Ø Не проходят бесследно для ребенка и любые пищевые отравления будущей матери, принятие алкоголя, курение, травмы
Ø Известно, что иммунологическая несовместимость (по резус-фактору), отрицательно сказывается на развитии ребенка.
Ø Многие хронические заболевания мамы − гипотония и гипертония, сердечная и легочная недостаточности, токсикоз второй половины беременности − приводят к недостаткам в снабжении плода кислородом и питательными веществами.
Осложнения в процессе родов:
Ø Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, наркоз при кесаревом сечении — все это может приводить к отрицательным последствиям в развитии ребенка.
Ø Родовые осложнения.
Ø Плохо диагностируемые легкие смещения шейных позвонков (повышение внутричерепного давления и снижение поступления в мозг кислорода и питательных веществ).
Ø Сотрясения, сильные ушибы и травмы головы могут серьезно нарушить деятельность мозга в любом возрасте.
Минимальные мозговые дисфункции (ММД), проявляющиеся в виде нарушений внимания — это наиболее легкие формы нарушений в созревании и функционировании мозга – общее замедление темпов роста и созревания мозга (обратимые и нормализуются по мере роста и созревания мозга.)
Таким образом, при ММД можно ожидать следующие отклонения, по сравнению с возрастной нормой:
ü Быструю умственную утомляемость и сниженную работоспособность (при этом общее физическое утомление может полностью отсутствовать).
ü Резко сниженные возможности самоуправления и произвольной регуляции в любых видах деятельности.
ü Значительные сложности в формировании произвольного внимания: неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, отсутствие распределения, проблемы с переключением.
При этом нужно различать непроизвольное внимание от произвольного. В первом случае внимание возникает само собой к предмету, который удивляет и вызывает явный интерес ребенка. Это может быть мультфильм или показанный родителями фокус. Но для учебы нужно именно произвольное внимание, когда ребенок сам заставляет себя сосредоточиться на чем-то нужном и важном.
ü Снижение объема памяти, внимания, мышления (ребенок может удержать в уме и оперировать довольно ограниченным объемом информации).
ü Трудности перехода информации из кратковременной памяти в долговременную (проблема упрочения временных связей).
ü Неполную сформированность зрительно-моторной координации (дети допускают разнообразные ошибки и неточности при списывании и срисовывании, не замечают несоответствий даже при последующем сравнении)