Причины нарушений внимания у детей.




Развиваем внимание у старших дошкольников.

(причины нарушения внимания, приёмы развития произвольного внимания у детей)

Подготовила:

Захарова Татьяна Николаевна,

Педагог-психолог

 

 

Не секрет, что во многом успешность в школьном обучении и в жизни зависит от сформированности внимания у детей, возможности быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, держать в фокусе внимания сразу несколько задач и с ними справляться, быть достаточно долгое время сосредоточенным.

Все эти характеристики могут быть сформированы к старшему дошкольному возрасту, а, могут быть, и нет.

При подготовке к школе развитие внимания детей становится одной из приоритетных задач как для педагогов, так и для родителей.

Но не всегда это происходит успешно.

Причины нарушений внимания у детей.

Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.

Причиной нарушения внимания могут быть легкие нарушения в созревании и функционировании мозга.

Сегодня именно эти легкие нарушения становятся массовыми. По данным обследования школ и детских садов Санкт-Петербурга, более чем у 40% детей отмечаются различные отклонения в созре­вании и функционировании нервной системы, а по данным обследований в Нижнем Новгороде — у 60%.

Легкие нарушения в созревании и функционировании мозга могут вызываться очень широким кругом причин.

Обычно, осложнения в развитии ребенка подразделяют по вре­мени воздействия вредных факторов и классифицируют:

o внутриутробные;

o осложнения в процессе ро­дов;

o осложнения первых лет жизни ребенка.

 

Если попытаться выделить факторы, которые могут отрицатель­но повлиять на развитие ребенка, то их окажется очень много:

 

Внутреутробная патология:

Ø Об­щее ухудшение экологической ситуации, химические, радиацион­ные и прочие загрязнения нередко в большей степени влияют на развивающегося в утробе ребенка, чем на саму мать.

Ø В то же время физически ослабленные, часто болеющие матери не только не мо­гут защитить своих будущих детей, но и сами нередко являются для них источником патологических воздействий.

Ø Вредоносными для детей оказываются и инфекции, которым матери подвергаются во время беременности, и лекарства, которые они принимают в этот период.

Ø Не проходят бесследно для ребенка и любые пищевые от­равления будущей матери, принятие алкоголя, куре­ние, травмы

Ø Известно, что иммунологическая несовместимость (по резус-фактору), отрицательно сказывается на развитии ребенка.

Ø Многие хро­нические заболевания мамы − гипотония и гипертония, сердечная и легочная недостаточности, токсикоз второй половины беременности − при­водят к недостаткам в снабжении плода кислородом и питательными веществами.

Осложнения в процессе родов:

Ø Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, наркоз при кесаревом сечении — все это может приводить к отрицательным последствиям в развитии ребенка.

Ø Родовые ослож­нения.

Ø Пло­хо диагностируемые легкие смещения шейных позвонков (повышение внутричерепного давления и сни­жение поступления в мозг кислорода и питательных веществ).

Ø Сотрясения, сильные ушибы и травмы головы мо­гут серьезно нарушить деятельность мозга в любом возрасте.

 

Минимальные мозговые дисфункции (ММД), проявляющиеся в виде нарушений внимания — это наиболее легкие формы нарушений в созревании и функционировании мозга – общее замедление темпов роста и созревания мозга (обратимые и нормализуются по мере роста и созревания мозга.)

Таким образом, при ММД можно ожидать следующие отклоне­ния, по сравнению с возрастной нормой:

ü Быструю умственную утомляемость и сниженную работос­пособность (при этом общее физическое утомление может полно­стью отсутствовать).

ü Резко сниженные возможности самоуправления и произволь­ной регуляции в любых видах деятельности.

ü Значительные сложности в формировании произвольного внимания: неустойчивость, отвлекаемость, трудности концент­рации, отсутствие распределения, проблемы с переключением.

При этом нужно различать непроизвольное внимание от произвольного. В первом случае внимание возникает само собой к предмету, который удивляет и вызывает явный интерес ребенка. Это может быть мультфильм или показанный родителями фокус. Но для учебы нужно именно произвольное внимание, когда ребенок сам заставляет себя сосредоточиться на чем-то нужном и важном.

ü Снижение объема памяти, внимания, мышле­ния (ребенок может удержать в уме и оперировать довольно огра­ниченным объемом информации).

ü Трудности перехода информации из кратковременной памя­ти в долговременную (проблема упрочения временных связей).

ü Неполную сформированность зрительно-моторной коорди­нации (дети допускают разнообразные ошибки и неточности при списывании и срисовывании, не замеча­ют несоответствий даже при последующем сравнении)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: