ВОПРОСЫДЛЯ ЭКЗАМЕНА
ПО КУРСУ ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
КОНЦА ХХ – НАЧАЛА XXI ВЕКОВ
1. «Женская проза» на рубеже XX-XXI веков как социокультурный феномен и константы гендерной проблематики. Анализ 1-2 произведений.
2. Быт и драма современной российской деревни в романе «Елтышевы» Р.Сенчина.
3. В каких жанрово-видовых формах читатели выражают себя как участники литературного процесса?
4. В чем состоит инновационный характер постмодернистского типа искусства?
5. Ведущие темы русской драматургии конца 1990-х – 2000-х годов. Анализ 1-2 драматургических произведений.
6. Война как бизнес в романе Владимира Маканина «Асан» и кавказский текст русской литературы.
7. Горьковская рецепция в романе Захара Прилепина «Санькя».
8. Западное общество глазами молодых москвичей: романы Сергея Сакина «Больше Бена» и Александра Снегирева «Как мы бомбили Америку».
9. Интерпретация русской истории ХХ века в романе Евгения Водолазкина «Авиатор».
10. Ироническое и серьезное в поэме Дмитрия Быкова «ЖД».
11. Какие традиции продолжает «новый реализм» в XXI веке? Анализ 1-2 произведений, относящихся к этому направлению.
12. Контуры современного поэтического дискурса: направления, объединения, школы. Поиск лирического образа (на примере творчества одного-двух поэтов).
13. Литература и сетература: что между ними общего и в чем состоит различие? Как можно описать новый тип чтения, порожденный интернетом?
14. Массовая литература как социально-культурное явление. Ее современные представители и жанрово-тематические каноны.
15. Метафизический подтекст в произведениях современных писателей: что его образует? Покажите это на материале 1-2 произведений.
|
16. Мотив героического в романе Р.Д.Гонсалеса Гальего «Белое на черном».
17. Направленность и формы сатиры, гротеска, сарказма, аллюзий и других средств создания комического в новейших антиутопиях (дистопиях). Анализ 1-2 произведений.
18. Насколько достоверно воссозданы проблемы подросткового взросления в романе Елены Чижовой «Крошки Цахес»?
19. Нравственно-эстетические возможности современной эпистолярной прозы. Роман Михаила Шишкина «Письмовник»: стилистика и метафизика повествования.
20. Образы трудного детства в романах «Белое на черном» Р.Д.Гонсалеса Гальего и «Похороните меня за плинтусом» Павла Санаева.
21. Основные художественные тенденции, характеризующие состояние современной поэзии.
22. Особенности развития русской литературы на рубеже XX-XXI веков. Как обновляются ее социально-эстетические ориентиры?
23. Поиск утраченной духовной культуры в романе Татьяны Толстой «Кысь». Жанрово-стилистические находки писательницы.
24. Покажите на конкретных примерах, какие традиции наследует жанр фэнтези в 1990-2010-е годы.
25. Портрет современного антигероя в книге Сергея Минаева «Духless: Повесть о ненастоящем человеке».
26. Постмодернистская картина мира: основные принципы и литературная практика 1990-2010-х годов (анализ 1-2 произведений).
27. Представление о фьюжн-литературе. Полистилистика романа «Синяя кровь» Юрия Буйды.
28. Проза non fiction: в чем новизна ее поэтики? Проведите сопоставительный анализ 1-2 произведений.
29. Роль и место литературы в условиях экспансии информационных технологий. Как изменился статус литературы (классической и новейшей) в современном обществе?
|
30. Социокультурная топография Москвы в романах «Недвижимость» Андрея Волоса и «Рубашка» Евгения Гришковца.
31. С чем связана популярность антиутопии (дистопии) в русской литературе последних десятилетий? Проанализируйте проблематику и художественную форму 1-2 произведений этого жанра.
32. Социально-метафизическая проблематика прозы Людмилы Петрушевской (анализ 2-3 произведений).
33. Судьба человека, лишенного родины, в романе Дениса Гуцко «Русскоговорящий».
34. Методы управления общественным сознанием в изображении Виктора Пелевина (роман «Generation «P»).
35. Трансформация мотива памяти в неопочвеннической прозе. Последние произведения Валентина Распутина, повесть «Пиночет» Бориса Екимова.
36. Фантасмагорический мир российской провинции в романе Дмитрия Липскерова «Сорок лет Чанчжоэ»: рецепция латиноамериканского «магического реализма» и национальные художественные традиции.
37. Формы художественного изображения будущего в романе Владимира Сорокина «День опричника».
38. Характеры представителей современной молодежи в романе «Санькя» Захара Прилепина. Социально-нравственная проблематика повествования.
39. Художественные поиски в современной драматургии.
40. Что делает книгу Дмитрия Галковского «Бесконечный тупик», состоящую из массы разнообразных примечаний и комментариев к небольшому основному тексту, целостным произведением с определенным сюжетом?
2019, февраль