I. Одиночество как субъективное внутреннее переживание.




ОДИНОЧЕСТВО – это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности.

Наиболее остро выражена эта проблема в юности, а впервые одиночество осознается человеком в подростковом возрасте. Это связано, прежде всего, с развитием рефлексии в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом самооценки. В переходном возрасте меняется представление о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение». Дети обычно трактуют их некое физическое состояние («нет никого вокруг»), подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность.

Переориентация общения с родителей и значимых взрослых на ровесников делает проблему взаимоотношений с последними весьма животрепещущей, а иногда и очень болезненной. Если подросток в общении с друзьями и одноклассниками не получает принятия, признания и эмоционального отклика, если не удовлетворяются его потребности в социальном единении и самоутверждении, то у него возникает чувство одиночества.

Как известно, другой психологически обоснованной потребностью в подростковом возрасте является потребность в уединении, поскольку только наедине с самим собой подросток может осмыслить и «переварить» происходящие с ним изменения, оценить себя и свои отношения, определить линию своего поведения и свою позицию.

Одиночество как состояние человека, сознающего факт своей отстраненности и отчужденности от мира других людей. Отчужденность человека от других людей может быть следствием и реального отсутствия круга общения и значимых связей, и восприятия человеком своих социальных контактов как неудовлетворительных.

Резкое преобладание потребности в уединении является тревожным признаком и приводит к состоянию хронического одиночества. Иными словами, постоянное желание подростка быть в одиночестве служит сигналом того, что что-то не так в его взаимоотношениях со сверстниками, а возможно, и во внутреннем мире.

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно-групповым.

Согласно экзистенциальной феноменологии У. Садлера, жизненный мир личности ориентирован на реализацию следующих экзистенциальных возможностей:

1. Уникальность судьбы индивида, актуализация врожденного «Я», его предельной многозначительности.

2. Трагедия и культура личности, дающей ей множество ценностей и идей, которые она использует для интерпретации своих переживаний и определения своего существования.

3. Социальное окружение индивида, которое формирует поле организационных отношений с другими людьми и те сферы, где возникает участие в группе и ролевые функции личности.

4. Восприятие других людей, с которыми могут быть установлены отношения, могущие развернуться в двойную реальность человеческого «Мы».

В соответствии с перечисленными возможными направлениями, присущими развитию и распространению вне личностного мира, измерения (размерности) одиночества также четырехчленны и могут быть обозначены как: космическое, культурное, социальное и межличностное

В плане переживания одиночества становится все более нетерпимым, когда оно начинает затрагивать человека одновременно в нескольких измерениях. Все типы одиночества имеют одну общую характерную черту – они являются чувством, выражающим идею о самом себе. Каждый тип одиночества представляет собой форму самосознания, свидетельствующую о разрыве основной сети отношений и связей, образующий внутренний мир личности.

Космическое измерение одиночества применяется, как правило, для обозначения трех форм самовосприятия:

1) постижение себя как цельной реальности, соотносимой с природой и космосом;

2) причастности к мистическим (таинственным) аспектам жизни, предельно близким к Богу или глубинам бытия;

3) веры человека в уникальность своей судьбы или причастность к великим историческим целям

Культурное измерение одиночества проявляется в разъединении с системой нормативных значений и ценностей, которая определяет существенные элементы в интерсубъективных отношениях и стилях жизни. Примерами проявления одиночества в указанном измерении являются переживание иммигрантов, ощущения бессилия и безнадежности человека в современном мире (исследованные Э. Фроммом), состояние маргинальности, разрыв поколений и т. п. Указанный тип одиночества наиболее характерен для обществ, в которых протекают бурные социальные изменения. Подобное одиночество частый гость мира ученых, пророков, реформаторов и критиков социальных порядков, особенно ели они пытаются ввести ценности, забытые или отвергнутые широкой публикой.

При исследовании социального измерение одиночества понятие «социальное» в первую очередь применяется к особым группам в обществе, а не к самому обществу в целом. Особо острые формы такого одиночества могут быть обозначены такими понятиями социальной изоляции как изгнание, остракизм, неприятие и отставка. При этом подразумевается также более тонкие формы социальной изоляции: такие как лишение членства в группах. В случаях космического и культурного одиночества индивид ощущает, что потеряна связь, сопричастность; в социальном измерении одиночества человек остро чувствует, что его оттолкнули, покинули, исключили, отослали, не допустили или же не оценили. Можно перечислить несколько общих факторов содействующих возникновению социального одиночества: увеличивающаяся раздробленность общества вместе с растущей социализацией, высокая степень мобильности, неопределенность традиционных социальных границ, распад традиционных групп и короткое время жизни групп, претендующих на свое место, высокий уровень ожидания, связанного с социальной позицией, пренебрежительное третирование точки зрения отдельного индивида. Как отмечал Дж. Хомас: «Цивилизация, которая ради прогресса и роста разрушает малые жизненные группы, сделает людей одинокими и несчастными».

Как только люди попадают в условия одиночества, обусловливаемого экспериментальной, географической, социальной или тюремной изоляцией, то сразу же все непосредственные («живые») связи с другими людьми прерываются («отрубаются»), что вызывает появление острых эмоциональных реакций. В ряде случаев возникает психологический шок, характеризующийся тревожностью, депрессией и сопровождающийся выраженными вегетативными реакциями. По мере увеличения времени пребывания человека в условиях одиночества актуализируется потребность в общении. В ответ на невозможность удовлетворения этой потребности люди персонифицируют предметы (куклы и др.), различных животных (от пауков до лошадей), создают силой воображения партнеров (в ряде случаев в форме ярких эйдетических образов, спроецированных во сне), с которыми начинают разговаривать вслух. Эти экстериоризационные реакции оцениваются как защитные (компенсаторные) и рассматриваются в границах психологической нормы.

В период юности ребенок открывает свой внутренний мир. Он обретает способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями. Подросток начинает ощущать свое тело, открывает для себя мир любви. Практически любое событие стимулирует его к размышлениям о себе и своих проблемах.

Открытие внутреннего мира — важное, волнующее событие, но оно приносит с собой множество тревог и переживаний. Появляется чувство неповторимости и одиночества. Оно возникает как смутное беспокойство, может ощущаться как внутренняя пустота, которую необходимо заполнить. Отсюда необъяснимые порывы к общению и уединению.

Подростку начинает казаться, что никто не испытывал подобного чувства. В связи с этим меняется его поведение. То он уходит в свою комнату, закрывается и слушает музыку. То пропадает до ночи на улице. В его речи часто появляется местоимение «Я». А все события, которые происходят с юношей или девушкой, кажутся им значимыми и решающими. Но никто, по их мнению, не понимает всего происходящего.

Почти все дети проходят через периоды страшного одиночества, которые просто невыносимы. Тогда они чувствуют себя беззащитными, неуверенными в этом большом и проблемном мире.

Чтобы как-то пережить свое одиночество в юношеском возрасте некоторые увлекаются дневниками, так как это удобный способ беседовать с самим собой, фиксировать свои мысли и переживания. Дневник хранят и прячут даже от самых близких людей. В дневнике идет проверка самого себя, дается отчет о своих поступках и намерениях — о чем не скажешь никому.Чаще дневники ведут девушки, а у юношей редко бывает в этом потребность.

Многие ведут дневник, потому что испытывают одиночество, им не с кем поговорить “по душам”. Но дневник — это запретная вещь. Подростки болезненно и остро реагируют, когда кто-либо прикасается к самому интимному. Для них это настоящая трагедия. И эта трагедия способна разорвать связь между близкими людьми. Тот, кто прикоснулся к дневнику, считается преступником, и к нему исчезает доверие, т.к. к дневнику прибегают чаще всего тогда, когда в жизни происходит что-либо неприятное, тревожное. В записях множество противоречий, ошибочных представлений. Но со временем все меняется, мысли и суждения тоже. Некоторые вообще считают, что мысли надо держать при себе, дневник же часто попадает в чужие руки.

Если подросток много времени проводит со сверстниками, это пугает родителей, так как дочь или сын могут попасть в так называемую асоциальную группу, где ребята приобщаются к пьянству, наркомании, преступности. Чтобы оградить ребенка от влияния асоциальной группы, родители запрещают общаться с подростками, которые им не нравятся. Запреты родителей – изоляция ребенка. Изолированный ребенок – одинокий ребенок.

Во-первых, общение со сверстниками очень важный специфический канал информации. По нему подростки узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности и вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в тоже время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которых нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.

В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Создание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение.

Усиливается потребность не только в социальной, но и пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: