Темы рефератов по курсу «Психолингвистика»
Теоретические и методологические вопросы психолингвистики
Психолингвистика как наука, ее место среди наук о человеке. История возникновения и развития психолингвистики. Современные принципы анализа высших психических функций. Теория динамической локализации высших психических функций и речи. Методы психолингвистики.
Психолингвистический анализ порождения и восприятия речи
Язык, речь, речевая деятельность. Структура речевой деятельности. Единицы и элементы речевой деятельности. Речевые действия и операции. Психолингвистические модели и теории порождения речи. Психолингвистика восприятия речи.
Функции и средства речи
Обязательные и факультативные функции речи. Способы коммуникации. Вербальная и невербальная коммуникация. Лингвистические и паралингвистические средства речи.
Психолингвистические аспекты семантики
Словарь С. И. Ожегова как модель наивного языкового сознания. Теория семантических примитивов А. Вежбицкой. Смысл и категоризация. Процессы категоризации у ребенка. Учение Дж. Брунера.
Место речи в системе психических процессов
Соотношение речи и мышления. Усвоение ребенком родного языка. Детская речь как предмет исследования. Детская речь как самоценный объект и как ключ к пониманию познавательных процессов.
Этапы формирования речевых способностей
Довербальный этап и его роль в развитии речевых способностей. Период однословных высказываний. Освоение ребенком звукового строя речи (гласных и согласных фонем, слоговой структуры слов, интонационных конструкций). Усвоение лексических единиц (слов и фразеологизмов). Овладение морфологическими категориями существительного, прилагательного, глагола. Усвоение синтаксических структур. Детские речевые интонации и их лингвистические предпосылки. Овладение способами организации текста. Усвоение ребенком письменной формы речи. Метаязыковые способности ребенка.
Особенности формирования речевой деятельности у «проблемных детей»
Особенности соотношения речи, знака и интеллекта. Разговорный жестовый язык как пример знаковой системы, замещающей естественный язык. Системы замещения естественного языка, привносимые извне. Методы формирования знаковой поддержки интеллектуальных операций. «Блисс» и другие искусственные системы. Роль Интернета в формировании речевой деятельности. Соотношение изображения, жеста и слова.
Внутренняя структура психолингвистики
Рефлексивная психолингвистика. Рефлексия говорящего над речью.«Парадокс отсутствия». Концепции речевой рефлексии в лингвистике. Понимание речевой рефлексии у Л. С. Выготского. Развитие рефлексии ребенка над речью. Уровни построения психических процессов по Н. А. Берштейну. Уровни осознаваемости по А. Н. Леонтьеву. Психолингвистика развития. Теория врожденных знаний Н. Хомского. Этнопсихолингвистика. Национально-культурная специфика речевого общения. Этнопсихолингвистическая детерминация языкового сознания. Этнопсихолингвистическая детерминация общения. Психопоэтика. Поэтическая установка и моторное программирование.
Процессы порождения речи
Стохастические модели порождения речи Дж. Миллера и Н. Хомского. Модели непосредственно составляющих (НС). Модели на основе трансформационной грамматики. Когнитивные модели. Психолингвистическая теория порождения речи, разработанная в Московской психолингвистической школе. Внутреннее программирование высказывания. Грамматико-семантическая реализация. Тектограмматический подэтап. Синтаксическое программирование. Синтаксический контроль.
Процессы восприятия речи
Антиномии теории восприятия речи. Факторы, влияющие на опознание слов. Механизм смыслового восприятия высказывания. Восприятие целого текста. Л. С. Выготский о чтении текста. Психолингвистическая теория понимания текста.
Основные функции и средства речи
Бесконечность речи в отличие от языка. Материальность речи. Субстанциональность речи. Активность и динамичность речи. Подвижность речи. Линейность речи. Объединение слов в речевом потоке как функция речи. Субъективность и произвольность речи. Контекстная и ситуативная обусловленность речи. Вариативность речи.
Соотношение психолингвистики и семантики
Воплощение смысла в слово. Модель реального психического процесса М. А. Кронгауза. Концепт-минимум и концепт-максимум (по А. Вежбицкой). Естественный семантический метаязык. Анализ словаря С. И. Ожегова с точки зрения лексикографических установок Л. В. Щербы. «Означивание» как процесс. «Наивная» категоризация окружающего мира. Категоризация и концептуализация. Классификационные эксперименты: «основные» цвета и прочие; типы стратегий.