Необходимые документы для оформления иностранного работника




Прием иностранца на работу

 

Представим ситуацию. Руководитель предприятия приводит в отдел кадров человека и говорит: «Он будет у нас работать. Ваша задача - его оформить». Кадровик принимает необходимые документы от нового работника, и тут в его руках оказывается не паспорт, а вид на жительство. Что же делать дальше?

Первое, что должен сделать опытный работник отдела кадров, - спокойно во всем разобраться. Нормы Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) применяются в отношении всех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор на территории Республики Беларусь (ст. 3 ТК).

Под работником в трудовом законодательстве подразумевается лицо, состоящее в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора (ч. 8 ст. 1 ТК). Как видим, законодатель не указывает на то, что работником в нашем государстве может быть только его гражданин, следовательно, можно предположить, что и гражданин иностранного государства (далее - иностранец) или лицо без гражданства также могут трудиться на территории Республики Беларусь. Другой вопрос: на каких условиях?

Согласно ст. 9 Закона Республики Беларусь от 01.08.2002 № 136-З «О гражданстве Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.10.2006) иностранными гражданами в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства, а лицами без гражданства - лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства. Такое же определение дано в Законе Республики Беларусь от 03.06.1993 № 2339-XII «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.01.2008) (далее - Закон).

Согласно ст. 11 Закона иностранцы в Республике Беларусь имеют право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на свободное использование своих способностей и имущества для трудовой, предпринимательской и иной деятельности, но с оговоркой, что осуществляют они это право в соответствии с белорусским законодательством. В этой же статье сказано, что иностранцы, имеющие вид на жительство в Республике Беларусь, в правах и обязанностях приравниваются к гражданам Беларуси и, следовательно, имеют равное право на труд. То есть практически в любой сфере правоотношений, в том числе и в трудовой, эти лица имеют права и несут такие же обязанности, как и белорусские граждане.

 

Необходимые документы для оформления иностранного работника

 

Вид на жительство выдается иностранцам, получившим разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь (они имеют право заниматься трудовой, предпринимательской и иной деятельностью наравне с гражданами Республики Беларусь).

Иностранцы же, временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, имеют право заниматься трудовой, предпринимательской и иной деятельностью только при наличии специальных разрешений. Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 16.09.2002 № 1258 «Об упорядочении трудовой и предпринимательской деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.06.2008) иностранцы могут заниматься трудовой (предпринимательской деятельностью) при получении специального разрешения, выданного подразделениями по гражданству и миграции главного управления внутренних дел Минского горисполкома, управлений внутренних дел облисполкомов в порядке, установленном Министерством внутренних дел по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь (подразделениями по гражданству и миграции главного управления внутренних дел Минского горисполкома, управлений внутренних дел облисполкомов, управлений, отделов внутренних дел городских, районных исполкомов (местных администраций)). Порядок выдачи вышеуказанных разрешений определен Инструкцией о порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 23.11.2004 № 264 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.02.2009).

Для получения специального разрешения в подразделение по гражданству и миграции соответствующего исполкома (администрации) подаются следующие документы:

- заявление по утвержденной форме о выдаче иностранцу (трудящемуся-мигранту) специального разрешения;

- ксерокопия национального паспорта иностранца или документа, его заменяющего;

- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за получение специального разрешения.

Пакет документов подается юридическим лицом, которое планирует принять иностранца на работу.

Более того, согласно утвержденной форме заявления в нем, помимо указания должности (профессии), на которую принимается иностранец, должно содержаться обоснование принятия лица на работу (если обоснование принятия иностранца посчитают «несерьезным», в выдаче специального разрешения откажут) и должна быть ссылка на лицензию на осуществление деятельности, связанной с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, в рамках которой юридическое лицо и принимает на работу иностранных граждан.

Ранее еще требовалось предоставить заключение о возможности приема на работу иностранца Комитета по труду, занятости и социальной защиты соответствующего исполкома. На данный момент подразделение по гражданству и миграции самостоятельно получает такое заключение.

Решение о выдаче либо об отказе в выдаче специального разрешения принимается подразделением по гражданству и миграции в течение 15 календарных дней со дня подачи документов. Срок, на который выдается разрешение, составляет 1 год. Срок действия разрешения может быть продлен на 1 год.

Порядок продления срока действия идентичен порядку получения разрешения. Но необходимо помнить, что разрешение выдается на основании имеющейся у юридического лица лицензии на осуществление деятельности, связанной с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы. Срок действия разрешения иностранца на занятие трудовой деятельностью зависит от срока действия этой лицензии. Срок действия специального разрешения, выданного иностранцу, прекращается в случае истечения срока действия лицензии.

Естественно, что при наличии соответствующих причин, в выдаче иностранцу разрешения на занятие трудовой деятельностью может быть отказано, или само разрешение впоследствии может быть аннулировано.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: