Предложение можно определить как шкалу, показывающую количество продукта, которое производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течении определенного периода времени.
Реакция предложения на изменение его факторов характеризует эластичность предложения. Выделение ценовых и неценовых факторов обусловливает ценовую и неценовую эластичность предложения.
Ценовая эластичность предложения товара характеризует его реакцию на изменение цены данного товара.
Конкретная величина эластичности определяется с помощью коэффициента, определяемого путем отношения изменения предложения в процентах на изменение цены товара, также выраженного в процентах:
ES= , (8)
где dS - это изменение предложения в процентах, dP - изменение цены товара в процентах.
Нахождение коэффициента ценовой эластичности предложения в пределах от 0 до 1 свидетельствует о неэластичном предложении. Если коэффициент находится в пределах от 1 до 0, то он свидетельствует об эластичном предложении. Полное соответствие изменения предложения и цены товара говорит об единичной эластичности.
Отмеченные виды эластичности графически можно представить
следующим образом (рис. 7, 8, 9):
Рис. 7 Слабая реакция Рис. 8. Средняя реакция Рис. 9. Сильная реакция
на изменение цены на изменение цены на изменение цены
Три графика показывают разную реакцию предложения на одно и то же изменение цены. На первом графике она слабая, на третьем - сильная, а среднем - предложение меняется в такой же степени, как и цена.
Отчего зависит ценовая эластичность предложения? Отметим ее основные факторы.
|
1. Наличие ресурсов, или факторов, не вовлеченных в производство какого-то товара, обусловливает высокую эластичность предложения данного товара. Если же дополнительных ресурсов, необходимых для увеличения производства какого-то товара мало или их вообще нет, то эластичность предложения будет слабой или даже нулевой.
2. Факторы производства на предприятиях могут быть полностью использованы для производства какого-то товара, но при этом другая часть факторов занята производством другого товара. В этом случае повышение цены на первый товар может вызвать перевод факторов от производства второго товара на увеличение производства первого.
3. Эластичность предложения зависит и от издержек производства того или иного товара. Как правило, высокие издержки обусловливают слабую эластичность предложения, низкие - сильную. Эти издержки определяют во многом возможность вхождения других товаропроизводителей в рынок соответствующего товара.
4. При отсутствии факторов расширения производства эластичность предложения зависит от наличия или отсутствия товарных запасов, соответственно, от способности товара храниться, накапливаться.
5. На эластичность предложения при данных возможностях производства и хранения товаров влияет и транспортная система, позволяющая товары перебрасывать оттуда, где цены на них низкие, туда, где цены повысились.
6. Главным фактором, определяющим эластичность предложения, является, однако, время, в частности длительность периода, в течении которого производители имеют возможность приспосабливать объем предложения к изменению цены. Принято различать три временных интервала:
|
1) кратчайший рыночный период, который настолько мал, что производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены. В этом периоде все факторы производства постоянны, а значит, объем предложения практически фиксирован;
2) краткосрочный период, когда производственные мощности остаются неизменными, однако может меняться интенсивность их использования, т.е. переменными становятся некоторые факторы производства, например сырье, рабочая сила;
3) долгосрочный период, который достаточно продолжителен для изменения производственных мощностей, организации новых предприятий. В этом случае переменными становятся все факторы производства.
На рисунке 10 показано, как приспосабливаются производители к изменившемуся спросу в различных временных периодах и как меняется со сменой периодов эластичность предложения. [5, с. 103].
В кратчайшем рыночном периоде (рис. 10а) изменение спроса не вызовет реакции объема предложения. В силу отсутствия времени для такой реакции предложение абсолютно неэластично. Рост же цен будет строго соответствовать увеличению спроса (степени смещения вверх его кривой). Примером может быть сельскохозяйственная продукция. Сколько собрано урожая, столько собрано. Увеличить производство при любом уровне спроса до следующего года не удастся.
В коротком и длительном периоде (рис. 10б и 10в) с ростом спроса объем предложения будет нарастать, т.е. предложение приобретет известную эластичность. При этом цена также будет в той или иной мере расти.
|
Различия между краткосрочным и долгосрочным периодом состоят в степени эластичности кривой. В краткосрочном периоде она невелика. Ведь за счет увеличения загрузки уже существующих мощностей можно получить лишь ограниченный прирост производства. В конце концов, сколько ни подвози дополнительного сырья, производительность перерабатывающих его машин имеет свой предел.
Зато в долгосрочном периоде при благоприятном изменении спроса наращиванию предложения почти нет границ. Так, если цены благоприятны для производителей, то ничто не мешает им вводить в строй все новые и новые заводы. Поэтому кривая предложения весьма эластична (рис. 10в). Реакцией на рост спроса становится большое увеличение производства при весьма умеренном росте цен (кривая SL). Возможно даже, что цена останется постоянной, т.е. мы увидим абсолютно эластичную (горизонтальную) кривую предложения. Причины такого поведения рассмотрены ниже при анализе долгосрочных издержек.
Рис. 10. Фактор времени и эластичность предложения
Обратим внимание на то, что фактор времени в экономическом смысле, о котором мы только что говорили, сильно отличается от бытовой или астрономической трактовки времени. Фактор времени связан не столько с определенным числом месяцев или лет, сколько с возможностью или невозможностью использовать при выпуске дополнительные ресурсы. Чем меньше физического времени занимает переход от кратчайшего до долгосрочного периода, тем более гибким будет предложение, тем шире палитра возможных вариантов поведения фирмы на рынке. Известно, например, как высоко практики ценят наличие у предприятия открытых кредитных линий в банке: они позволяют почти мгновенно закупить дополнительные ресурсы, не дожидаясь, пока появятся собственные средства.
Реакция предложения на изменение неценовых факторов характеризует неценовую эластичность. Это может быть реакция предложения на изменение уровня заработной платы (W), изменение стоимости сырья, энергии (M), налоговых ставок (T), ставок ссудного процента (R) и т.д.
Es= и т.д.. (9)
Учет эластичности предложения важен органам, проводящим экономическую политику государства через налоговые, кредитно-денежные меры.
Эластичность предложения обычно бывает выше на протяжении длительного времени, чем в короткие роки времени. Это вызвано приспособлением производителей к более высокой цене. Эластичность предложения меняется под действием технического прогресса, изменения качественного и количественного состава используемых ресурсов. Усиление ограниченности ресурсов, применяемых в производстве того или иного товара, ведет к уменьшению значения эластичности предложения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев тему по данной курсовой работе, мы пришли к выводу, что изучение спроса на продукцию является первейшей задачей фирмы в условиях рынка. Одной из важнейших характеристик спроса является его эластичность. Оценка эластичности спроса (по цене, доходам покупателей и другим параметрам) позволяет фирме выбрать верную стратегию поведения на рынке. Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложения дают возможность определить положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменения факторов, влияющих на спрос и предложение.
Ценовая эластичность спроса измеряет степень чувствительности потребителей к изменениям цены. Если потребители относительно чувствительны к изменениям цен, спрос является эластичным. Если потребители относительно нечувствительны к изменениям цен, спрос неэластичен.
Ценовую эластичность спроса можно определить, наблюдая за характером воздействия изменения цены на величину общей выручки от продажи продукции. Если цена и общая выручка изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общая выручка изменяются в одном и том же направлении, спрос неэластичен. В случае единичной эластичности спроса изменение цены оставит общую выручку неизменной.
Количество доступных товаров-заменителей, место продукта в бюджете покупателя, его принадлежность к предметам необходимости или роскоши, а также длительность анализируемого периода времени — все это факторы, влияющие на эластичность спроса.
Эластичность предложения зависит от трудности перераспределения ресурсов между альтернативными областями их использования. В свою очередь, эта мобильность ресурсов зависит от количества времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы приспособиться, к данному изменению цены.
Практическое значение коэффициента эластичности заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шансы на процветание и расширение, а какие в будущем, вероятнее всего, ожидает застой и сокращение производства. Точнее говоря, при прочих равных условиях высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики. Небольшой положительный или, еще хуже, отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращения производства в отрасли. Например, упомянутая высокая положительная эластичность спроса на автомобили предвещает процветание автомобильной промышленности на долгосрочную перспективу, тогда как низкая эластичность по доходу спроса на сельскохозяйственную продукцию предполагает хронические затруднения в этой отрасли.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Интернет-источники
1) https://studopedia.ru/11_19321_elastichnost-sprosa-i-predlozheniya.html
2) https://nauchniestati.ru/spravka/elastichnost-v-ekonomike/
3) https://anews.com/novosti/117279888-jelastichnosty-sprosa-i-predlozhenija-jelastichnyj-i-nejelastichnyj-spros-kojefficient-jelastichnosti.html
4) https://ppt-online.org/275446
Литература
1) Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика В 2-х томах. Институт "Экономическая школа", Санкт-Петербург, 2004. – 426 c.
2) Любимов Л.Л., Раннева Н. А. Основы экономических знаний. – М.: Издательство «Вита-Пресс», 1997. – 496 с.
3) Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблема и политика: Пер. с 14-го англ. изд. — М.: ИНФРА-М, 2003. – XXXVI, 972 с.
4) Микроэкономика: учебник для бакалавров / И.Э. Белоусова, Р.В. Бубликова, Е.И. Иванова и др.; под ред. Г.А. Родиной, С.В. Тарасовой. — М.: Издательство Юрайт, 2012. – 263 с. – Серия: Бакалавр.
5) Микроэкономика: практический подход: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. — М.: КноРус, 2009. – 704 с.
6) Современная экономика. Материалы к семинарским занятиям. Пособие для студентов по курсу «Основы экономической теории». – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999
7) Экономическая теория / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича, 3-е изд. - СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2004. - 544 с: ил. - (Серия «Учебник для вузов»).
8) Эконоическая теория: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб. / Под общей ред. Г. П. Журавлевой, В. Е. Сактоева, Е. Д. Цыреновой. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. – 936 с.
9) Экономическая теория: учебник / под ред. И.П. Николаевой. — М.: Проспект, 2009. – 448 с.
10) Экономическая теория: В 3 ч. Ч. 2. Микроэкономика: Учеб. пособие / Под. ред. Седова В.В. - Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002. 115 с.