Обсуждение законопроекта




Законы политологии:

• Системы полит. власти – укрепление её стабильности,

• Полит явления и процессы – концентрированное выражение интересов различных классов и социальных групп

• Достижение и удержание власти полит лидером – главная ценность и цель его свершений (впервые сформулирована Макиавелли)

Категории политологии: полит.кул-ра, полит.с-ма, полит.власть и т.д.

Методология – система принципов и способов познания.
Метод – совокупность приёмов и процедур исследования.

Уровни методологии политологии:

· общефилософский (научное+обыденное знание):

o анализ-синтез, индукция-дедукция, абстрагирование-обобщение

· общенаучный (научное познание):

o эмпирия (ощущение восприятие представление)

o теория (понятие суждение умозаключение)

· частнонаучный уровень (исследовательские подходы):

o сравнительный анализ

o системный подход (Истон: →█→ чёрный ящик)

o бихевиоральный подход (Алмонд, Верба, Кэмпбелл)

o структурно-функциональный (Парсонс: общество – единое целое)

o диалектико-материалистский

o институциональный

o психологический (Фрейд психоанализ).

Методы политологии:

1. Эмпирический

2. Модернистский (≈позитивистский)

3. Исторический

4. Конкретных социологических исследований

5. Полит.моделирование

Структура политологии:

7. Теория и методология политики и власти

8. История полит.учений и политических идеологий

9. Теория политсистем

10. Теория управления полит.процессами

11. Теория полит.кул-ры

12. Теория межнар.полит.отношений и геополитика.

 

3. Место политологии в системе социальных дисциплин.

Политология – наука о политико-властной организации общества;
– наука о политике, полит.власти, способах полит.деят-ти и полит.кул-ре.

Политику также изучают другие общественные науки. Общий ОБЪЕКТ (политика, полит.власть и полит.сфера жизни общества), но ПРЕДМЕТ разный.

Предмет политологии: в широком смысле – совокупность полит.отношений; в узком – закономерности развития полит.власти, формы её функционирования.

Политическая социология

Предмет ПС:

· политич.последствия социальных изменений (т.е. то, какие изменеия в системе полит.отношений вызывает деятельность социальных субъектов)

· соц.последствия полит.деятельности.

·!!! ПС имеет эмпирическую направленность.

Философия

Философия является основой для политологии, обладают общей методологией.

Политическая философия

Задача ПФ – разработка теории познания политики:

· что первично, что вторично в политике, каково соотношение между материальным и духовным, объективным и субъективным и т.д.

· ПФ осмысливает пережитое, политология изучает современные представления о полит. процессах.

Политическая экономия

Задача ПЭ:

· экономическое обоснование полит. процессов

· цель полит.процессов – борьба за реализацию экономических интересов.

Теория государства и права

· политическая власть не может функционировать без правового оформления

· ТГП исследует регулирование в т.ч. и политических отношений людей.

Политическая история

· ПИ – не философская наука, а историческая (изучает прошлое)

· Политология изучает современность.

4. Политические идеи античности.

Полит.идеи появились ещё в рабовладельческом обществе с возникновением гос-ва и права. Шумер→Вавилон→Индия→Китай→Античность.
Основоположники ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ – Платон и Аристотель.

ПЛАТОН (Аристокл, ученик Сократа. 4-5 вв.до н.э):

· объективный идеализм.Идеолог афинской рабовладельческой демократии

· Теория идеального гос-ва:

o отрицательные типы гос-ва (в порядке ухудшения тут):

§ Тимократия – господство алчных и жадных людей (военных). Накопив богатства, становятся олигархами

§ Олигархия – власть немногих, но богатых. Расточительство

§ Демократия – правление толпы. Беспорядок и произвол.

§ Тирания – один субъект властвует над всеми, сам разжигает конфликты и сам гасит их.

o Идеальное гос-во – правление немногих, но самых способных и умелых.
Сословия:

§ Философы (разумная душа) – управляющее сословие (зато лишить их частной собственности и права иметь семью)

§ Воины (аффективная душа)

§ Труженики (вожделеющая душа)

· Теория Платона – консервативна, предлагала вернуться от демократии к аристократическому господству. Заслуга его – в идеи реформирования гос-ва.

АРИСТОТЕЛЬ (ученик и критик Платона. 4 в.до н.э):

· Исследовал 158 гос-в (полисов) →«Политика», «Этика», «Афинская полития».

· «Человек – общественное и политическое животное» (общение человека с себе подобными и организация обществ. жизни: в семье →общине →гос-ве)

· т.о. государство возникло из общественных связей:

o Семья – наименьшая ячейка общества (ZB М+Ж или Хозяин+Раб)

o Община – вторая форма (объединение семей)

o Племя (совокупность общин)

o Государствово – высшая форма общения.

· Формы правления:

o Правильные:

§ Монархия

§ Аристократия (правление немногих)

§ Полития (правление многих и достойных. ≈средний класс)
Полития – идеальная форма.

o Неправильные:

§ Тирания

§ Олигархия (выскочки)

§ Демократия

§ Деспотия (у варваров)

Вклад Античности в политическую науку – вывод об улучшении общества с помощью человеческих знаний и воли.

5. Политическая мысль Средневековья.

Отход от стремления Античности (Платон, Аристотель) улучшить общественное устройство. Мыслители средневековья – религиозные.

Аврелий Августин (Блаженный):

· Пытался примирить Библию с учением Платона.

· Трактат «О граде Божьем» - мысль о необходимости замены единства власти Римской империи единой властью католической церкви.

· Против! Светских гос-в.
За! Победу христианства и духовной власти

Фома Аквинский (13 в.):

· Приспосабливал взгляды Аристотеля к догмам католической церкви.

· «Гос.власть происходит от Бога и поэтому она должна быть подчинена духовной власти».

· Человек – существо общественное и политическое.

· Выделял:

o «Чистую» форму правления – монархию

o остальные – «отклоняющиеся»

· Теория о праве подданных на выступление простив государя, если:

o Власть осуществляется против законов Бога и моральных принципов

o Государь превышает компетенцию

o Легитимный правитель поступает незаконно или несправедливо (это определяла церковь)

· Другие богословы средневековья отрицали, что человек должен искать истину в священных писаниях, требовали слепой веры.

· А вот Аквинский искал истину в Священном писании, пытался объяснить ангелов, дух и т.д.

Н. Макиавелли (15-16в.)

· Эпоха Возрождения: идеи гуманизма; падение полит.нравов – уже не боялись гореть в аду.

· Труд «Государь»:

· Пытался освободить Италию от завоевателей любыми способами.
→потом всё перевернули, не разобравшись
→Макиавеллизм – беспринципность в политике, полит. интриги и преступления.

· Исследовал политические проблемы:

o Способы и метода завоевания и удержания полит.власти

o Взаимодействие целей и средств в политике

o Механизмы взаимодействия субъектов: правитель ↔ знать ↔ толпа.

6. Политические учения Нового времени.

Н. Макиавелли (15-16в.)

· Эпоха Возрождения: идеи гуманизма; падение полит.нравов – уже не боялись гореть в аду.

· Труд «Государь»:

· Пытался освободить Италию от завоевателей любыми способами.
→потом всё перевернули, не разобравшись
→Макиавеллизм – беспринципность в политике, полит. интриги и преступления.

· Исследовал политические проблемы:

o Способы и метода завоевания и удержания полит.власти

o Взаимодействие целей и средств в политике

o Механизмы взаимодействия субъектов: правитель ↔ знать ↔ толпа

Социалисты-утописты:

· Т. Мор «Утопия» и Т. Кампанелла «Город солнца»
→За! Справедливое общественное устройство.

Гоббс, Локк:

· Концепции:

o Т. естественных прав человека – права человека даны ему по рождению, и являются неотъемлемыми.

o Т. общественного договора (Гоббс) – люди жили в войне, пока не решили договориться и передать часть своих прав правителю.

· Т.Гоббс «Если бы геометрические аксиомы задевали людей, они бы их опровергали»
Гоббс – труд «Лефиафан» - гос-во как чудовище, подавляющее людей.

· Дж.Локк – За! компромисс буржуазии и дворянства. Впервые обосновал принципы либерализма. «Два трактата о государственном правлении»

Эпоха Просвещения (кон. 18 века)

· На первый план вышли интересы 3-его сословья – горожан и крестьянства.

o Умеренные – Монтенскьё,Вольтер, Кондильяр

o Средние – Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах

o Левые – Ж-Ж.Руссо

§ наиболее радикальные – Милье, Мадри, Моранье.

+ Кант, Гегель, Бентам, Спенсер, Вебер.

7. Понятие и сущность политики. Основные парадигмы и подходы.

Политика многолика («как мысль и как воля») – она выступает как проект и как сама деятельность. Пронизывает все сферы общественной жизни.
«Живя в обществе – нельзя уйти от политики»
«Если вы не занимаетесь политикой, она занимается вами»

Политика (от др.греч. ПОЛИС – «город-государство»):

· Это искусство компромиссов

· Внебрачное дитя истории и интересоваться, кто его родители – небезопасно.

· Это искусство возможного

· Развяжи политику руки – и ты найдёшь их в своих карманах)))

Политика возникла с появлением государства - в рабовладельческом обществе.
Родоначальники науки о политике – Платон и Аристотель (ПиА):

· П: «Политика – умение добиться разделения функций между людьми, чтобы жить вместе» → коммуникативный подход

· А: «Политика – это искусство объединения людей в управлении общими гос.делами» → функциональный подход

Макс Вебер: «Политика – это стремление ко власти и оказание влияния на распределение власти между соперничающими социальными группировками внутри гос-ва.

Немецкие политологи:

· Нормативный подход – упор на ценности и нормы политики

· Прагматический подход – инструментальное осуществление власти, т.е. средства и способы властной деятельности.

· + выделили Три аспекта политики:

o По форме осуществления – совокупность полит. и правовых институтов

o По содержанию – определённые полит.программы

o По взаимодействию соц.групп – как столкновение и борьба их интересов. Средства разрешения конфликтов – власть и консенсус.

Английские политологи: Политика – это:

1. Опред.способ деятельности, которым люди решают свои вопросы

2. Принципы этой деятельности

3. Средства, благодаря которым полит.деятели добиваются решения полит.проблем

т.о. ПАРАДИГМЫОПРЕДЕЛЕНИЯ СУЩНОСТИ ПОЛИТИКИ:

· Парадигма КОНФЛИКТА

o Политика – арена борьбы интересов соц.групп.

o Задача – разрешение конфликтов ради паритета

o Родоначальник – Бентли

· Парадигма СОГЛАСИЯ

o Задача политики – создание в обществе среднего класса (бизнес, интеллигенция – т.е. те, кому стабильно жить)

o Родоначальник – Токвилль

· Парадигма ПЛЮРАЛИЗМА

o Парадигма конфликта + парадигма согласия

Подходы к политике

1. Институциональный

o Политика – это полит.институты.

2. Ценностный

o Политика – это опр.полит.ценности и нормы

3. Бихевиористский

o Политика – это поведение электората и полит.лидеров

4. Психоаналитический

o Фрейдизм и неофрейдизм

5. Структурно-функциональный

o Расчленение и интегрирование полит.процессов

6. Классовый

o Борьба классов – основа политики

Выводы:

· Политика –отношения между соц.группами: классами, нациями, гос-вами.

· Политика – это деятельность по достижению и удержанию гос.власти

· Политика – это отношения и деятельность по поводу управления общественными процессами

· Политика – связана с полит.сознанием (потребности и интересы)

· Политика – связана с деятельностью гос.органов

· →→→Политика – сложное и многогранное явление.

Политика – отношения между соц. группами: классами, нациями и государствами, – находящие своё выражение в деятельности масс, полит. организаций и партий, направленная на достижение, сохранение и упрочение гос.власти, а также на регулирование соц. процессов в определённых интересах.

= Политика – отношения между соц.субъектами по поводу власти и управления.

Цели в политике:

· По назначению - частные/общие, минимальные/максимальные

· По содержанию – соц,эконом, идеолог.

· По очередности – ближайшие, промежуточные, длительные.

Методы в политике:

· 1. Реформистские 2. Радикальные 3. Консервативные

«Политика – наука и искусство!»

8. Типология и структура политики.

Политика – отношения между соц. группами: классами, нациями и государствами, – находящие своё выражение в деятельности масс, полит. организаций и партий, направленная на достижение, сохранение и упрочение гос.власти, а также на регулирование соц. процессов в определённых интересах.

Типология политики:

· От сфер общественной жизни:

o Экономическая

o Социальная

o Культурная

o (Политическая. 4 сферы общ.жизни, но полит.политики не бывает).

· От гос.пределов:

o Внутренняя

o Внешняя

o Импортная/экспортная

· По масштабам:

o Мировая

o Международная

o Региональная

o Национальная / Локальная

· По субъектам:

o Государственная

o Партийная

o Профсоюзная

o Общественных организаций

· По срокам:

o Краткосрочная (1)

o Среднесрочная (5)

o Долгосрочная (15)

· По соответствию реальности:

o Реальная

o Декларированная

Структура политики

· Процессуальная политика:

o отношения между соц.группами

· Материализованная политика:

o гос.учреждения. Имеют символику:

§ материальную (герб, флаг, памятники)

§ поведенческую (демонстрации)

§ вербальную (гимн)

· Идеологическая политика:

o идеалы, принципы, цели, программные установки, доктрины.

9. Субъекты и объекты полит. отношений.

Политика – отношения между соц. группами: классами, нациями и государствами, – находящие своё выражение в деятельности масс, полит. организаций и партий, направленная на достижение, сохранение и упрочение гос.власти, а также на регулирование соц. процессов в определённых интересах.

Политич.отношения – отношения между соц.субъектами по поводу власти и управления.

Вообще, СУБЪЕКТ – источник активной деятельности, направленной на ОБЪЕКТ.

В политике – человек и основной объект, и субъект (но не средство).
В политике – объект и субъект могут меняться местами.

Объекты полит.отношений:

· Политическая власть

· Все сферы общественной жизни

· Географические образования (ZB Юго-Вост.Азия – объект политики США)

Субъекты:

· Первичные:

o Народ

o Классы, большие и малые соц.группы

o Нации

o Народности

o Национальные, Этнические группы

o Национальные меньшинства

· Вторичные (т.е. ИНСТИТУТЫ):

o Государство

o Полит.партии

o Общественные организации

o Обществ.объединения

Российские политологи: Типы субъектов (граждан):

1. Аполитичный тип личности

2. Лица с низкой полит.активностью

3. Лица, опосредованные включенностью (не имеют убеждений)

4. Члены партий (имеют убеждения)

5. Общественные деятели

6. Профессиональные политики

7. Политические лидеры (глава гос-ва).

10. Основные концепции происхождения политической власти.

Власть (в широком смысле) – социальная сила, обеспечивающая подчинение деятельности объекта на основе регуляции его воли, сознания, поведения в интересах субъекта.

Подходы к трактовке феномена В.:

· директивный – сила (Т.Гоббс, М.Вебер)

· функциональный – мобилизация ресурсов (Т.Парсонс)

· информационный – информация (М.Фуко, О.Тоффлер)

Политическая власть – реальная способность и возможность общественных сил проводить свою волю в политике с помощью государственно-правовых и иных средств в соответствии со своими потребностями и интересами.

Концепции происхождения власти:

· теологическая (власть от Бога)

· биологическая (сын короля получает власть)

· психологическая (есть люди, которые не могут жить без власти – психопатические личности)

· рациональная /правовая (Гоббс, Локк, Спиноза, Руссо, Кант) (власть – проявление разумности жизни. Право первично, политика и власть – производные от права. Общественный договор. Правовое гос-во. Дж.Локк – идея разделения властей: законодательная, исполнительная, федеративная – отношения народов. Монтескьё – Зак, Исп, Судебная)

· иррациональная (массы поклоняются сильным личностям)

· культурологическая (в каждой стране свои идеи и традиции)

· бихевиоралистская /поведенческая (Чикагская школа: Лассуэлл, Мериам) (власть – особый тип поведения, основанный на подчинении воли и поведения других [через полит.институты].
+Рыночная модель – рынок власти (саморегуляция).
+Модель игры – чем больше власть, тем больше выигрыш)

· телеологическая (цель)

· структуралистская (использование инструментов для достижения власти)

· конфликтная (власть урегулирует конфликты)

· реляционистская (один индивид, обладая властью, изменяет поведение второго, т. е. 2 зависит от 1).

11. Понятие и сущность политической власти. Её ресурсы, основания, источники, средства и принципы.

Власть (в широком смысле) – социальная сила, обеспечивающая подчинение деятельности объекта на основе регуляции его воли, сознания, поведения в интересах субъекта.

Структура (составляющие) власти:

· источник власти (авторитет, сила, закон)

· субъект власти (государство, институт, индивид)

· объект власти (общество, класс, группа)

· функции власти (господство, руководство, мобилизация)

Политическая власть – реальная способность и возможность общественных сил проводить свою волю в политике с помощью государственно-правовых и иных средств в соответствии со своими потребностями и интересами.

Субъекты=объекты политической власти:

· социальные общности (народ, нация, класс)

· государство

· политические партии и организации (правящие и оппозиционные)

· правящие элиты, бюрократия, лобби (группы давления)

· политические лидеры

· отдельные граждане (ZB избиратели)

· толпа (охлос)

· мировое сообщество

Черты полит. власти:

· суверенитет (независимость во внутренних делах)

· легитимность, легальность (см.)

· авторитарность (правовые нормы, особый аппарат управления)

· наличие политической воли (санкции в случае невыполнения норм)

Пути достижения власти:

наследование, выборы, реформы, (военный) переворот, (контр)революция

→→→

Типы власти в широком смысле:

экономическая, политическая, религиозная, семейная, военная, идеологическая…

Типология политической власти:

· по функциям (разделение властей – Локк, Монтескьё)

o законодательная, исполнительная, судебная

· по масштабам:

o государственная, региональная, местная

· по субъекту:

o государственная, партийная, профсоюзная

· по размеру субъекта:

o единоличная, групповая, коллегиальная

· государственная власть – по форме правления:

o монархическая, республиканская (президентская, парламентская, смешанная)

· государственная власть – по полит.режиму:

o тоталитарная, авторитарная, демократическая

Легитимность – признание государственной власти населением данного государства.

≠ Легальность – юридическое обоснование власти, соответствия власти правовым нормам.

Легальность – правовое понятие, легитимность – нет. Непопулярный закон может быть легальным, но нелегитимным.

Учение о типах легитимного господства (Макс Вебер):

· легальное (в основе – закон, исполняемый аппаратом управления)

· традиционное (в основе – вера не только в законность, но даже в святость власти)

· харизматическое (харизма – экстраординарная способность человека.ZB пророк)

Понятие политической власти шире понятия государственной власти.

Государственная власть – высшая форма выражения политической власти, реализуемая посредством монопольного права издавать законы, обязательные для всего населения, управленческо-организационного и специального аппарата принуждения, а также особого слоя лиц – профессиональных управленцев.

12. Институциональный и функцональный механизмы реализации полит. власти.

Власть (в широком смысле) – социальная сила, обеспечивающая подчинение деятельности объекта на основе регуляции его воли, сознания, поведения в интересах субъекта.

Политическая власть – реальная способность и возможность общественных сил проводить свою волю в политике с помощью государственно-правовых и иных средств в соответствии со своими потребностями и интересами.

Механизм осуществления политической власти – это способы и средства властвования:

· Институциональный механизм включает:

o субъект и объект властных отношений (см.1)

o волеизъявления властвующего (субъекта) к подвластному (объекту)

o наличие правовых норм и силовых структур, обеспечивающих их выполнение

· Функциональный механизм включает:

o господство (подчинение одних классов, групп, лиц другим: экономическое, политическое, идеологическое)

o руководство (способность и возможность субъектов определять политику государства путём воздействия различными методами на отдельные сферы и объекты политики)

o управление и организацию

o контроль

Уровни политической власти:

· мегауровень (международный)

· макроуровень (центральные, общегосударственные политические институты)

· мезоуровень (региональные, областные, районные учреждения)

· микроуровень (люди, малые группы – непосредственное политическое общение)

Черты полит. власти:

· суверенитет (независимость во внутренних делах)

· легитимность, легальность (см.2)

· авторитарность (правовые нормы, особый аппарат управления)

· наличие политической воли (санкции в случае невыполнения норм) →→→

Функции государственной власти:

· регулятивная (управление делами общества)

· интегрирующая (поддержание общественного порядка и стабильности)

· стабилизирующая (выявление, ограничение и разрешение конфликтов)

· социальный контроль (достижение общественного согласия – консенсуса)

· репрессивная (принуждение – во имя сохранения стабильности)

(см.1) Субъекты=объекты политической власти:

· социальные общности (народ, нация, класс)

· государство

· политические партии и организации (правящие и оппозиционные)

· правящие элиты, бюрократия, лобби (группы давления)

· политические лидеры

· отдельные граждане (ЦБ избиратели)

· толпа (охлос)

· мировое сообщество

(см.2) Легитимность – признание государственной власти населением данного государства.

≠ Легальность – юридическое обоснование власти, соответствия власти правовым нормам.

Легальность – правовое понятие, легитимность – нет. Непопулярный закон может быть легальным, но нелегитимным.

Учение о типах легитимного господства (Макс Вебер):

· легальное (в основе – закон, исполняемый аппаратом управления)

· традиционное (в основе – вера не только в законность, но даже в святость власти)

· харизматическое (харизма – экстраординарная способность человека.ZB пророк).

13. Основные особенности (черты) и функции политической власти.

Власть (в широком смысле) – социальная сила, обеспечивающая подчинение деятельности объекта на основе регуляции его воли, сознания, поведения в интересах субъекта.

Структура (составляющие) власти:

· источник власти (авторитет, сила, закон)

· субъект власти (государство, институт, индивид)

· объект власти (общество, класс, группа)

· функции власти (господство, руководство, мобилизация)

Политическая власть – реальная способность и возможность общественных сил проводить свою волю в политике с помощью государственно-правовых и иных средств в соответствии со своими потребностями и интересами.

Черты полит. власти:

· суверенитет (независимость во внутренних делах)

· легитимность, легальность (см.)

· авторитарность (правовые нормы, особый аппарат управления)

· наличие политической воли (санкции в случае невыполнения норм)

Пути достижения власти:

наследование, выборы, реформы, (военный) переворот, (контр)революция

Функции государственной власти:

· регулятивная (управление делами общества)

· интегрирующая (поддержание общественного порядка и стабильности)

· стабилизирующая (выявление, ограничение и разрешение конфликтов)

· социальный контроль (достижение общественного согласия – консенсуса)

· репрессивная (принуждение – во имя сохранения стабильности).

 

14. Понятие и сущность политич. системы.

Понятие «система» – Берталанфи (DE биология, 1920е).

Парсонс (US) «обществ.сист»: 4 подсистемы: эконом, социал, политич, духовная.

Истон (US политолог) – «политическая система» (1950-60е).

Политсистема – совокупность и взаимодействие всех политических институтов общества, регулирующих политическую жизнь.

В основе политсистемы – политика и полит.власть, а также:

· материальный (экономический) фундамент

· социальная жизнь общества (НО! не соц.система – часть политич., а наоборот).

Подходы к изучению политсистемы:

· институциональный (ПС – совокупность полит.институтов)

Полит.институт – устойчивый комплекс организаций и учреждений, а также принципов и установок, регулирующих различные области полит.деятельности.

Полит.институт – это:

* учреждение, выполняющее полит.функции

* группа лиц, осуществляющая полит.функции

* система правил и ценностей

Полит.институты – 2 типа:

* учреждение с чётко выраженной структурой (ZB парламент, правительство)

* форма и сущность полит.функций, отношений, типов управления (ZB И.права)

· системный (Парсонс, Истон. Главное – соц.взаимодействие между индивидами и группами, осуществляющими определённые политич.роли.

 

15. Структура политической системы и её функции.

Политсистема – совокупность и взаимодействие всех политических институтов общества, регулирующих политическую жизнь.

Структура ПС – 4 компонента:

· Организационный (институциональный) – полит.организация общества (гос.органы, полит.партии, обществ.организации).

Полит.институт – устойчивый комплекс организаций и учреждений, а также принципов и установок, регулирующих различные области полит.деятельности.

Полит.институт – это:

* учреждение, выполняющее полит.функции

* группа лиц, осуществляющая полит.функции

* система правил и ценностей

Полит.институты – 2 типа:

* учреждение с чётко выраженной структурой (ZB парламент, правительство)

* форма и сущность полит.функций, отношений, типов управления (ZB И.права)

· Нормативный – социально-политические нормы:

Правовые нормы – принимаются парламентом (общеобязательн→ ответст-сть).

Политич.нормы – в программах и уставах партий и орг-ций (не общеобязатель).

Полит.традиции – от одного поколения к другому (сила – в сознании людей).

Полит.обычаи – общепринятый порядок, правила поведения в полит.жизни.

Полит.обряды – совокупность установленных обычаем конкретных действий, в которых воплощаются полит. традиции и оюычаи (ZB почётный караул).

· Идеологический – политическое сознание (ПС).

ПС – совокупность социально-психологических и идеологических образований субъектов полит.деят-ти, в которых выражаются их полит.интересы. Структура:

* полит.психология

* полит.идеология

* полит.чувства, настроения, убеждения, общественное мнение

* (личная) полит.культура

· Функциональный – полит.отношения (ПО) и полит.режим (ПР).

ПО – сознательно устанавливаемые устойчивые и организованные связи между большими группами людей в процессе их полит.деятельности.

ПР – формы, средства, способы и принципы осуществления полит.власти; методы управления обществом.

Типы ПР: демократич, переходный (либеральный), авторитарн, тоталитарный.

Т.о. ПС – наиболее широкий соц.механизм по использованию полит.власти и осуществлению управления обществом.

USA: ПС–«чёрный ящик»(законопроект из общества→Конгресс→закон в общ-во)

Функции ПС:

· Мобилизационная - обесп максимальное использование ресурсов общества.

· Интеграционная - обесп существования общества как единого целого.

· Управленческая - опред стратегич целей и перспектив обществ развития.

· Программная – разраб методов реализации интересов и достижения целей.

(USA Т.Парсонс – по-другому:)

(USA Т.Парсонс – по-другому:)

· на входе:

o «политическая социализация» (приобщение к политкультуре)

o полит. рекрутирование (полит. воспитание)

o артикуляция интересов (формирование требований граждан к политикам)

o агрегирование интересов (законодательные предложения, программы)

o полит.коммуникация

· на выходе:

o нормотворчество (установление правил поведения)

o реализация правил и норм

o контроль за соблюдением правил и норм.

В Беларуси – процесс совершенствования политсистемы. Направления:

· дальнейшая демократизация политсистемы в целом

· создание правового государства

· формирование парламентаризма

· создание многопартийной системы (партии, формирующие правительство!)

· совершенствование гос.аппарата (борьба с бюрократией и коррупцией)

· дальнейшая реализация принципа разделения властей

· дальнейшее реформирование судебно-правовой системы

· совершенствование системы местного управления и самоуправления.

 

16. Типология политических систем.

Политсистема – совокупность и взаимодействие всех политических институтов общества, регулирующих политическую жизнь.

Марксизм:

· рабовладельческая

· феодальная

· капиталистическая

· социалистическая

Системный подход (Голдмен, Миллер):

· открытые ПС (динамическая структура, широкие взаимосвязи со средой)

· закрытые ПС (жёстко фиксированная структура, минимальные связи со средой)

По полит.режиму:

· демократические

· авторитарные

· тоталитарные

Д.Коулмен:

· традиционные ПС

· патриархальные

· смешанные

· современные. Стадии:

o авторитарная

o полусостязательная

o состязательная

По степени развития:

· завершённые (в развитых странах)

· незавершённые (в развивающихся)

По распределению власти:

· централизованные

· децентрализованные

Три модели ПС:

· командная (принудительные методы)

· соревновательная (наличие состязательности в полит.процессе)

· консоциональная (социопримирительная) (поиск компромисса, консенсуса).

 

17. Понятие и сущность государства. Основные теории его происхождения.

Государство – исторически обусловленная выделившаяся из общества структура, которая осуществляет суверенную власть при помощи специального аппарата, защищает данные общественные отношения, выступая как официальный представитель всего общества.

Теории происхождения государства:

· т. общественного договора (Гоббс, Локк, Руссо) после войны всех v. всех

· т. насилия, завоевания или покорения (Гумплович, Каутский, Дюринг)
гос-во нужно для покорения народов

· теократическая т. (Августин Блаженный, Фома Аквинский) власть от Бога

· патриархальная т. (Аристотель, Михайловский, Фильберг)
семья→община→род→племя→государство

· ирригационная т. (Ближ.Восток: необходимо организовать людей «сверху», чтобы копать ирригац.каналы)

· классическая т. – гос-во возникло с появлением власти, территории и нации

· кибернетическая т. - гос-во – кибернетическая система (прямые связи (субъект→объект) и обратные (объект→субъект))

· институциональная т. - гос-во = властный институт с иерархической структурой

· органическая т. (Спенсер, Рейс) биологические законы →на функционирование гос-ва

· психологическая т. (Тард, Петражицкий) гос-во возникло из-за психической потребности людей в общении с себе подобными (как пчёлы, муравьи)

· уфологическая т. - гос-во создали пришельцы

· материалистическая (Маркс, Энгельс) частная собств-сть→классы→гос-во (чтобы угнетённые массы не уничтожили собственников)

· т. Михаила Веллера – гос-во = следствие самоорганизации социальн.материи

Признаки гос-ва

1) Наличие особой системы органов и учреждений,
осуществляющих публичную власть

2) Наличие права

3) Наличие опред. тер-рии, на которую распространяется юрисдикция гос-ва

4) Суверенитет

5)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: