Законы политологии:
• Системы полит. власти – укрепление её стабильности,
• Полит явления и процессы – концентрированное выражение интересов различных классов и социальных групп
• Достижение и удержание власти полит лидером – главная ценность и цель его свершений (впервые сформулирована Макиавелли)
Категории политологии: полит.кул-ра, полит.с-ма, полит.власть и т.д.
Методология – система принципов и способов познания.
Метод – совокупность приёмов и процедур исследования.
Уровни методологии политологии:
· общефилософский (научное+обыденное знание):
o анализ-синтез, индукция-дедукция, абстрагирование-обобщение
· общенаучный (научное познание):
o эмпирия (ощущение восприятие представление)
o теория (понятие суждение умозаключение)
· частнонаучный уровень (исследовательские подходы):
o сравнительный анализ
o системный подход (Истон: →█→ чёрный ящик)
o бихевиоральный подход (Алмонд, Верба, Кэмпбелл)
o структурно-функциональный (Парсонс: общество – единое целое)
o диалектико-материалистский
o институциональный
o психологический (Фрейд психоанализ).
Методы политологии:
1. Эмпирический
2. Модернистский (≈позитивистский)
3. Исторический
4. Конкретных социологических исследований
5. Полит.моделирование
Структура политологии:
7. Теория и методология политики и власти
8. История полит.учений и политических идеологий
9. Теория политсистем
10. Теория управления полит.процессами
11. Теория полит.кул-ры
12. Теория межнар.полит.отношений и геополитика.
3. Место политологии в системе социальных дисциплин.
Политология – наука о политико-властной организации общества;
– наука о политике, полит.власти, способах полит.деят-ти и полит.кул-ре.
Политику также изучают другие общественные науки. Общий ОБЪЕКТ (политика, полит.власть и полит.сфера жизни общества), но ПРЕДМЕТ разный.
Предмет политологии: в широком смысле – совокупность полит.отношений; в узком – закономерности развития полит.власти, формы её функционирования.
Политическая социология
Предмет ПС:
· политич.последствия социальных изменений (т.е. то, какие изменеия в системе полит.отношений вызывает деятельность социальных субъектов)
· соц.последствия полит.деятельности.
·!!! ПС имеет эмпирическую направленность.
Философия
Философия является основой для политологии, обладают общей методологией.
Политическая философия
Задача ПФ – разработка теории познания политики:
· что первично, что вторично в политике, каково соотношение между материальным и духовным, объективным и субъективным и т.д.
· ПФ осмысливает пережитое, политология изучает современные представления о полит. процессах.
Политическая экономия
Задача ПЭ:
· экономическое обоснование полит. процессов
· цель полит.процессов – борьба за реализацию экономических интересов.
Теория государства и права
· политическая власть не может функционировать без правового оформления
· ТГП исследует регулирование в т.ч. и политических отношений людей.
Политическая история
· ПИ – не философская наука, а историческая (изучает прошлое)
· Политология изучает современность.
4. Политические идеи античности.
Полит.идеи появились ещё в рабовладельческом обществе с возникновением гос-ва и права. Шумер→Вавилон→Индия→Китай→Античность.
Основоположники ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ – Платон и Аристотель.
ПЛАТОН (Аристокл, ученик Сократа. 4-5 вв.до н.э):
· объективный идеализм.Идеолог афинской рабовладельческой демократии
· Теория идеального гос-ва:
o отрицательные типы гос-ва (в порядке ухудшения тут):
§ Тимократия – господство алчных и жадных людей (военных). Накопив богатства, становятся олигархами
§ Олигархия – власть немногих, но богатых. Расточительство
§ Демократия – правление толпы. Беспорядок и произвол.
§ Тирания – один субъект властвует над всеми, сам разжигает конфликты и сам гасит их.
o Идеальное гос-во – правление немногих, но самых способных и умелых.
Сословия:
§ Философы (разумная душа) – управляющее сословие (зато лишить их частной собственности и права иметь семью)
§ Воины (аффективная душа)
§ Труженики (вожделеющая душа)
· Теория Платона – консервативна, предлагала вернуться от демократии к аристократическому господству. Заслуга его – в идеи реформирования гос-ва.
АРИСТОТЕЛЬ (ученик и критик Платона. 4 в.до н.э):
· Исследовал 158 гос-в (полисов) →«Политика», «Этика», «Афинская полития».
· «Человек – общественное и политическое животное» (общение человека с себе подобными и организация обществ. жизни: в семье →общине →гос-ве)
· т.о. государство возникло из общественных связей:
o Семья – наименьшая ячейка общества (ZB М+Ж или Хозяин+Раб)
o Община – вторая форма (объединение семей)
o Племя (совокупность общин)
o Государствово – высшая форма общения.
· Формы правления:
o Правильные:
§ Монархия
§ Аристократия (правление немногих)
§ Полития (правление многих и достойных. ≈средний класс)
Полития – идеальная форма.
o Неправильные:
§ Тирания
§ Олигархия (выскочки)
§ Демократия
§ Деспотия (у варваров)
Вклад Античности в политическую науку – вывод об улучшении общества с помощью человеческих знаний и воли.
5. Политическая мысль Средневековья.
Отход от стремления Античности (Платон, Аристотель) улучшить общественное устройство. Мыслители средневековья – религиозные.
Аврелий Августин (Блаженный):
· Пытался примирить Библию с учением Платона.
· Трактат «О граде Божьем» - мысль о необходимости замены единства власти Римской империи единой властью католической церкви.
· Против! Светских гос-в.
За! Победу христианства и духовной власти
Фома Аквинский (13 в.):
· Приспосабливал взгляды Аристотеля к догмам католической церкви.
· «Гос.власть происходит от Бога и поэтому она должна быть подчинена духовной власти».
· Человек – существо общественное и политическое.
· Выделял:
o «Чистую» форму правления – монархию
o остальные – «отклоняющиеся»
· Теория о праве подданных на выступление простив государя, если:
o Власть осуществляется против законов Бога и моральных принципов
o Государь превышает компетенцию
o Легитимный правитель поступает незаконно или несправедливо (это определяла церковь)
· Другие богословы средневековья отрицали, что человек должен искать истину в священных писаниях, требовали слепой веры.
· А вот Аквинский искал истину в Священном писании, пытался объяснить ангелов, дух и т.д.
Н. Макиавелли (15-16в.)
· Эпоха Возрождения: идеи гуманизма; падение полит.нравов – уже не боялись гореть в аду.
· Труд «Государь»:
· Пытался освободить Италию от завоевателей любыми способами.
→потом всё перевернули, не разобравшись
→Макиавеллизм – беспринципность в политике, полит. интриги и преступления.
· Исследовал политические проблемы:
o Способы и метода завоевания и удержания полит.власти
o Взаимодействие целей и средств в политике
o Механизмы взаимодействия субъектов: правитель ↔ знать ↔ толпа.
6. Политические учения Нового времени.
Н. Макиавелли (15-16в.)
· Эпоха Возрождения: идеи гуманизма; падение полит.нравов – уже не боялись гореть в аду.
· Труд «Государь»:
· Пытался освободить Италию от завоевателей любыми способами.
→потом всё перевернули, не разобравшись
→Макиавеллизм – беспринципность в политике, полит. интриги и преступления.
· Исследовал политические проблемы:
o Способы и метода завоевания и удержания полит.власти
o Взаимодействие целей и средств в политике
o Механизмы взаимодействия субъектов: правитель ↔ знать ↔ толпа
Социалисты-утописты:
· Т. Мор «Утопия» и Т. Кампанелла «Город солнца»
→За! Справедливое общественное устройство.
Гоббс, Локк:
· Концепции:
o Т. естественных прав человека – права человека даны ему по рождению, и являются неотъемлемыми.
o Т. общественного договора (Гоббс) – люди жили в войне, пока не решили договориться и передать часть своих прав правителю.
· Т.Гоббс «Если бы геометрические аксиомы задевали людей, они бы их опровергали»
Гоббс – труд «Лефиафан» - гос-во как чудовище, подавляющее людей.
· Дж.Локк – За! компромисс буржуазии и дворянства. Впервые обосновал принципы либерализма. «Два трактата о государственном правлении»
Эпоха Просвещения (кон. 18 века)
· На первый план вышли интересы 3-его сословья – горожан и крестьянства.
o Умеренные – Монтенскьё,Вольтер, Кондильяр
o Средние – Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах
o Левые – Ж-Ж.Руссо
§ наиболее радикальные – Милье, Мадри, Моранье.
+ Кант, Гегель, Бентам, Спенсер, Вебер.
7. Понятие и сущность политики. Основные парадигмы и подходы.
Политика многолика («как мысль и как воля») – она выступает как проект и как сама деятельность. Пронизывает все сферы общественной жизни.
«Живя в обществе – нельзя уйти от политики»
«Если вы не занимаетесь политикой, она занимается вами»
Политика (от др.греч. ПОЛИС – «город-государство»):
· Это искусство компромиссов
· Внебрачное дитя истории и интересоваться, кто его родители – небезопасно.
· Это искусство возможного
· Развяжи политику руки – и ты найдёшь их в своих карманах)))
Политика возникла с появлением государства - в рабовладельческом обществе.
Родоначальники науки о политике – Платон и Аристотель (ПиА):
· П: «Политика – умение добиться разделения функций между людьми, чтобы жить вместе» → коммуникативный подход
· А: «Политика – это искусство объединения людей в управлении общими гос.делами» → функциональный подход
Макс Вебер: «Политика – это стремление ко власти и оказание влияния на распределение власти между соперничающими социальными группировками внутри гос-ва.
Немецкие политологи:
· Нормативный подход – упор на ценности и нормы политики
· Прагматический подход – инструментальное осуществление власти, т.е. средства и способы властной деятельности.
· + выделили Три аспекта политики:
o По форме осуществления – совокупность полит. и правовых институтов
o По содержанию – определённые полит.программы
o По взаимодействию соц.групп – как столкновение и борьба их интересов. Средства разрешения конфликтов – власть и консенсус.
Английские политологи: Политика – это:
1. Опред.способ деятельности, которым люди решают свои вопросы
2. Принципы этой деятельности
3. Средства, благодаря которым полит.деятели добиваются решения полит.проблем
т.о. ПАРАДИГМЫОПРЕДЕЛЕНИЯ СУЩНОСТИ ПОЛИТИКИ:
· Парадигма КОНФЛИКТА
o Политика – арена борьбы интересов соц.групп.
o Задача – разрешение конфликтов ради паритета
o Родоначальник – Бентли
· Парадигма СОГЛАСИЯ
o Задача политики – создание в обществе среднего класса (бизнес, интеллигенция – т.е. те, кому стабильно жить)
o Родоначальник – Токвилль
· Парадигма ПЛЮРАЛИЗМА
o Парадигма конфликта + парадигма согласия
Подходы к политике
1. Институциональный
o Политика – это полит.институты.
2. Ценностный
o Политика – это опр.полит.ценности и нормы
3. Бихевиористский
o Политика – это поведение электората и полит.лидеров
4. Психоаналитический
o Фрейдизм и неофрейдизм
5. Структурно-функциональный
o Расчленение и интегрирование полит.процессов
6. Классовый
o Борьба классов – основа политики
Выводы:
· Политика –отношения между соц.группами: классами, нациями, гос-вами.
· Политика – это деятельность по достижению и удержанию гос.власти
· Политика – это отношения и деятельность по поводу управления общественными процессами
· Политика – связана с полит.сознанием (потребности и интересы)
· Политика – связана с деятельностью гос.органов
· →→→Политика – сложное и многогранное явление.
Политика – отношения между соц. группами: классами, нациями и государствами, – находящие своё выражение в деятельности масс, полит. организаций и партий, направленная на достижение, сохранение и упрочение гос.власти, а также на регулирование соц. процессов в определённых интересах.
= Политика – отношения между соц.субъектами по поводу власти и управления.
Цели в политике:
· По назначению - частные/общие, минимальные/максимальные
· По содержанию – соц,эконом, идеолог.
· По очередности – ближайшие, промежуточные, длительные.
Методы в политике:
· 1. Реформистские 2. Радикальные 3. Консервативные
«Политика – наука и искусство!»
8. Типология и структура политики.
Политика – отношения между соц. группами: классами, нациями и государствами, – находящие своё выражение в деятельности масс, полит. организаций и партий, направленная на достижение, сохранение и упрочение гос.власти, а также на регулирование соц. процессов в определённых интересах.
Типология политики:
· От сфер общественной жизни:
o Экономическая
o Социальная
o Культурная
o (Политическая. 4 сферы общ.жизни, но полит.политики не бывает).
· От гос.пределов:
o Внутренняя
o Внешняя
o Импортная/экспортная
· По масштабам:
o Мировая
o Международная
o Региональная
o Национальная / Локальная
· По субъектам:
o Государственная
o Партийная
o Профсоюзная
o Общественных организаций
· По срокам:
o Краткосрочная (1)
o Среднесрочная (5)
o Долгосрочная (15)
· По соответствию реальности:
o Реальная
o Декларированная
Структура политики
· Процессуальная политика:
o отношения между соц.группами
· Материализованная политика:
o гос.учреждения. Имеют символику:
§ материальную (герб, флаг, памятники)
§ поведенческую (демонстрации)
§ вербальную (гимн)
· Идеологическая политика:
o идеалы, принципы, цели, программные установки, доктрины.
9. Субъекты и объекты полит. отношений.
Политика – отношения между соц. группами: классами, нациями и государствами, – находящие своё выражение в деятельности масс, полит. организаций и партий, направленная на достижение, сохранение и упрочение гос.власти, а также на регулирование соц. процессов в определённых интересах.
Политич.отношения – отношения между соц.субъектами по поводу власти и управления.
Вообще, СУБЪЕКТ – источник активной деятельности, направленной на ОБЪЕКТ.
В политике – человек и основной объект, и субъект (но не средство).
В политике – объект и субъект могут меняться местами.
Объекты полит.отношений:
· Политическая власть
· Все сферы общественной жизни
· Географические образования (ZB Юго-Вост.Азия – объект политики США)
Субъекты:
· Первичные:
o Народ
o Классы, большие и малые соц.группы
o Нации
o Народности
o Национальные, Этнические группы
o Национальные меньшинства
· Вторичные (т.е. ИНСТИТУТЫ):
o Государство
o Полит.партии
o Общественные организации
o Обществ.объединения
Российские политологи: Типы субъектов (граждан):
1. Аполитичный тип личности
2. Лица с низкой полит.активностью
3. Лица, опосредованные включенностью (не имеют убеждений)
4. Члены партий (имеют убеждения)
5. Общественные деятели
6. Профессиональные политики
7. Политические лидеры (глава гос-ва).
10. Основные концепции происхождения политической власти.
Власть (в широком смысле) – социальная сила, обеспечивающая подчинение деятельности объекта на основе регуляции его воли, сознания, поведения в интересах субъекта.
Подходы к трактовке феномена В.:
· директивный – сила (Т.Гоббс, М.Вебер)
· функциональный – мобилизация ресурсов (Т.Парсонс)
· информационный – информация (М.Фуко, О.Тоффлер)
Политическая власть – реальная способность и возможность общественных сил проводить свою волю в политике с помощью государственно-правовых и иных средств в соответствии со своими потребностями и интересами.
Концепции происхождения власти:
· теологическая (власть от Бога)
· биологическая (сын короля получает власть)
· психологическая (есть люди, которые не могут жить без власти – психопатические личности)
· рациональная /правовая (Гоббс, Локк, Спиноза, Руссо, Кант) (власть – проявление разумности жизни. Право первично, политика и власть – производные от права. Общественный договор. Правовое гос-во. Дж.Локк – идея разделения властей: законодательная, исполнительная, федеративная – отношения народов. Монтескьё – Зак, Исп, Судебная)
· иррациональная (массы поклоняются сильным личностям)
· культурологическая (в каждой стране свои идеи и традиции)
· бихевиоралистская /поведенческая (Чикагская школа: Лассуэлл, Мериам) (власть – особый тип поведения, основанный на подчинении воли и поведения других [через полит.институты].
+Рыночная модель – рынок власти (саморегуляция).
+Модель игры – чем больше власть, тем больше выигрыш)
· телеологическая (цель)
· структуралистская (использование инструментов для достижения власти)
· конфликтная (власть урегулирует конфликты)
· реляционистская (один индивид, обладая властью, изменяет поведение второго, т. е. 2 зависит от 1).
11. Понятие и сущность политической власти. Её ресурсы, основания, источники, средства и принципы.
Власть (в широком смысле) – социальная сила, обеспечивающая подчинение деятельности объекта на основе регуляции его воли, сознания, поведения в интересах субъекта.
Структура (составляющие) власти:
· источник власти (авторитет, сила, закон)
· субъект власти (государство, институт, индивид)
· объект власти (общество, класс, группа)
· функции власти (господство, руководство, мобилизация)
Политическая власть – реальная способность и возможность общественных сил проводить свою волю в политике с помощью государственно-правовых и иных средств в соответствии со своими потребностями и интересами.
Субъекты=объекты политической власти:
· социальные общности (народ, нация, класс)
· государство
· политические партии и организации (правящие и оппозиционные)
· правящие элиты, бюрократия, лобби (группы давления)
· политические лидеры
· отдельные граждане (ZB избиратели)
· толпа (охлос)
· мировое сообщество
Черты полит. власти:
· суверенитет (независимость во внутренних делах)
· легитимность, легальность (см.)
· авторитарность (правовые нормы, особый аппарат управления)
· наличие политической воли (санкции в случае невыполнения норм)
Пути достижения власти:
наследование, выборы, реформы, (военный) переворот, (контр)революция
→→→
Типы власти в широком смысле:
экономическая, политическая, религиозная, семейная, военная, идеологическая…
Типология политической власти:
· по функциям (разделение властей – Локк, Монтескьё)
o законодательная, исполнительная, судебная
· по масштабам:
o государственная, региональная, местная
· по субъекту:
o государственная, партийная, профсоюзная
· по размеру субъекта:
o единоличная, групповая, коллегиальная
· государственная власть – по форме правления:
o монархическая, республиканская (президентская, парламентская, смешанная)
· государственная власть – по полит.режиму:
o тоталитарная, авторитарная, демократическая
Легитимность – признание государственной власти населением данного государства.
≠ Легальность – юридическое обоснование власти, соответствия власти правовым нормам.
Легальность – правовое понятие, легитимность – нет. Непопулярный закон может быть легальным, но нелегитимным.
Учение о типах легитимного господства (Макс Вебер):
· легальное (в основе – закон, исполняемый аппаратом управления)
· традиционное (в основе – вера не только в законность, но даже в святость власти)
· харизматическое (харизма – экстраординарная способность человека.ZB пророк)
Понятие политической власти шире понятия государственной власти.
Государственная власть – высшая форма выражения политической власти, реализуемая посредством монопольного права издавать законы, обязательные для всего населения, управленческо-организационного и специального аппарата принуждения, а также особого слоя лиц – профессиональных управленцев.
12. Институциональный и функцональный механизмы реализации полит. власти.
Власть (в широком смысле) – социальная сила, обеспечивающая подчинение деятельности объекта на основе регуляции его воли, сознания, поведения в интересах субъекта.
Политическая власть – реальная способность и возможность общественных сил проводить свою волю в политике с помощью государственно-правовых и иных средств в соответствии со своими потребностями и интересами.
Механизм осуществления политической власти – это способы и средства властвования:
· Институциональный механизм включает:
o субъект и объект властных отношений (см.1)
o волеизъявления властвующего (субъекта) к подвластному (объекту)
o наличие правовых норм и силовых структур, обеспечивающих их выполнение
· Функциональный механизм включает:
o господство (подчинение одних классов, групп, лиц другим: экономическое, политическое, идеологическое)
o руководство (способность и возможность субъектов определять политику государства путём воздействия различными методами на отдельные сферы и объекты политики)
o управление и организацию
o контроль
Уровни политической власти:
· мегауровень (международный)
· макроуровень (центральные, общегосударственные политические институты)
· мезоуровень (региональные, областные, районные учреждения)
· микроуровень (люди, малые группы – непосредственное политическое общение)
Черты полит. власти:
· суверенитет (независимость во внутренних делах)
· легитимность, легальность (см.2)
· авторитарность (правовые нормы, особый аппарат управления)
· наличие политической воли (санкции в случае невыполнения норм) →→→
Функции государственной власти:
· регулятивная (управление делами общества)
· интегрирующая (поддержание общественного порядка и стабильности)
· стабилизирующая (выявление, ограничение и разрешение конфликтов)
· социальный контроль (достижение общественного согласия – консенсуса)
· репрессивная (принуждение – во имя сохранения стабильности)
(см.1) Субъекты=объекты политической власти:
· социальные общности (народ, нация, класс)
· государство
· политические партии и организации (правящие и оппозиционные)
· правящие элиты, бюрократия, лобби (группы давления)
· политические лидеры
· отдельные граждане (ЦБ избиратели)
· толпа (охлос)
· мировое сообщество
(см.2) Легитимность – признание государственной власти населением данного государства.
≠ Легальность – юридическое обоснование власти, соответствия власти правовым нормам.
Легальность – правовое понятие, легитимность – нет. Непопулярный закон может быть легальным, но нелегитимным.
Учение о типах легитимного господства (Макс Вебер):
· легальное (в основе – закон, исполняемый аппаратом управления)
· традиционное (в основе – вера не только в законность, но даже в святость власти)
· харизматическое (харизма – экстраординарная способность человека.ZB пророк).
13. Основные особенности (черты) и функции политической власти.
Власть (в широком смысле) – социальная сила, обеспечивающая подчинение деятельности объекта на основе регуляции его воли, сознания, поведения в интересах субъекта.
Структура (составляющие) власти:
· источник власти (авторитет, сила, закон)
· субъект власти (государство, институт, индивид)
· объект власти (общество, класс, группа)
· функции власти (господство, руководство, мобилизация)
Политическая власть – реальная способность и возможность общественных сил проводить свою волю в политике с помощью государственно-правовых и иных средств в соответствии со своими потребностями и интересами.
Черты полит. власти:
· суверенитет (независимость во внутренних делах)
· легитимность, легальность (см.)
· авторитарность (правовые нормы, особый аппарат управления)
· наличие политической воли (санкции в случае невыполнения норм)
Пути достижения власти:
наследование, выборы, реформы, (военный) переворот, (контр)революция
Функции государственной власти:
· регулятивная (управление делами общества)
· интегрирующая (поддержание общественного порядка и стабильности)
· стабилизирующая (выявление, ограничение и разрешение конфликтов)
· социальный контроль (достижение общественного согласия – консенсуса)
· репрессивная (принуждение – во имя сохранения стабильности).
14. Понятие и сущность политич. системы.
Понятие «система» – Берталанфи (DE биология, 1920е).
Парсонс (US) «обществ.сист»: 4 подсистемы: эконом, социал, политич, духовная.
Истон (US политолог) – «политическая система» (1950-60е).
Политсистема – совокупность и взаимодействие всех политических институтов общества, регулирующих политическую жизнь.
В основе политсистемы – политика и полит.власть, а также:
· материальный (экономический) фундамент
· социальная жизнь общества (НО! не соц.система – часть политич., а наоборот).
Подходы к изучению политсистемы:
· институциональный (ПС – совокупность полит.институтов)
Полит.институт – устойчивый комплекс организаций и учреждений, а также принципов и установок, регулирующих различные области полит.деятельности.
Полит.институт – это:
* учреждение, выполняющее полит.функции
* группа лиц, осуществляющая полит.функции
* система правил и ценностей
Полит.институты – 2 типа:
* учреждение с чётко выраженной структурой (ZB парламент, правительство)
* форма и сущность полит.функций, отношений, типов управления (ZB И.права)
· системный (Парсонс, Истон. Главное – соц.взаимодействие между индивидами и группами, осуществляющими определённые политич.роли.
15. Структура политической системы и её функции.
Политсистема – совокупность и взаимодействие всех политических институтов общества, регулирующих политическую жизнь.
Структура ПС – 4 компонента:
· Организационный (институциональный) – полит.организация общества (гос.органы, полит.партии, обществ.организации).
Полит.институт – устойчивый комплекс организаций и учреждений, а также принципов и установок, регулирующих различные области полит.деятельности.
Полит.институт – это:
* учреждение, выполняющее полит.функции
* группа лиц, осуществляющая полит.функции
* система правил и ценностей
Полит.институты – 2 типа:
* учреждение с чётко выраженной структурой (ZB парламент, правительство)
* форма и сущность полит.функций, отношений, типов управления (ZB И.права)
· Нормативный – социально-политические нормы:
Правовые нормы – принимаются парламентом (общеобязательн→ ответст-сть).
Политич.нормы – в программах и уставах партий и орг-ций (не общеобязатель).
Полит.традиции – от одного поколения к другому (сила – в сознании людей).
Полит.обычаи – общепринятый порядок, правила поведения в полит.жизни.
Полит.обряды – совокупность установленных обычаем конкретных действий, в которых воплощаются полит. традиции и оюычаи (ZB почётный караул).
· Идеологический – политическое сознание (ПС).
ПС – совокупность социально-психологических и идеологических образований субъектов полит.деят-ти, в которых выражаются их полит.интересы. Структура:
* полит.психология
* полит.идеология
* полит.чувства, настроения, убеждения, общественное мнение
* (личная) полит.культура
· Функциональный – полит.отношения (ПО) и полит.режим (ПР).
ПО – сознательно устанавливаемые устойчивые и организованные связи между большими группами людей в процессе их полит.деятельности.
ПР – формы, средства, способы и принципы осуществления полит.власти; методы управления обществом.
Типы ПР: демократич, переходный (либеральный), авторитарн, тоталитарный.
Т.о. ПС – наиболее широкий соц.механизм по использованию полит.власти и осуществлению управления обществом.
USA: ПС–«чёрный ящик»(законопроект из общества→Конгресс→закон в общ-во)
Функции ПС:
· Мобилизационная - обесп максимальное использование ресурсов общества.
· Интеграционная - обесп существования общества как единого целого.
· Управленческая - опред стратегич целей и перспектив обществ развития.
· Программная – разраб методов реализации интересов и достижения целей.
(USA Т.Парсонс – по-другому:)
(USA Т.Парсонс – по-другому:)
· на входе:
o «политическая социализация» (приобщение к политкультуре)
o полит. рекрутирование (полит. воспитание)
o артикуляция интересов (формирование требований граждан к политикам)
o агрегирование интересов (законодательные предложения, программы)
o полит.коммуникация
· на выходе:
o нормотворчество (установление правил поведения)
o реализация правил и норм
o контроль за соблюдением правил и норм.
В Беларуси – процесс совершенствования политсистемы. Направления:
· дальнейшая демократизация политсистемы в целом
· создание правового государства
· формирование парламентаризма
· создание многопартийной системы (партии, формирующие правительство!)
· совершенствование гос.аппарата (борьба с бюрократией и коррупцией)
· дальнейшая реализация принципа разделения властей
· дальнейшее реформирование судебно-правовой системы
· совершенствование системы местного управления и самоуправления.
16. Типология политических систем.
Политсистема – совокупность и взаимодействие всех политических институтов общества, регулирующих политическую жизнь.
Марксизм:
· рабовладельческая
· феодальная
· капиталистическая
· социалистическая
Системный подход (Голдмен, Миллер):
· открытые ПС (динамическая структура, широкие взаимосвязи со средой)
· закрытые ПС (жёстко фиксированная структура, минимальные связи со средой)
По полит.режиму:
· демократические
· авторитарные
· тоталитарные
Д.Коулмен:
· традиционные ПС
· патриархальные
· смешанные
· современные. Стадии:
o авторитарная
o полусостязательная
o состязательная
По степени развития:
· завершённые (в развитых странах)
· незавершённые (в развивающихся)
По распределению власти:
· централизованные
· децентрализованные
Три модели ПС:
· командная (принудительные методы)
· соревновательная (наличие состязательности в полит.процессе)
· консоциональная (социопримирительная) (поиск компромисса, консенсуса).
17. Понятие и сущность государства. Основные теории его происхождения.
Государство – исторически обусловленная выделившаяся из общества структура, которая осуществляет суверенную власть при помощи специального аппарата, защищает данные общественные отношения, выступая как официальный представитель всего общества.
Теории происхождения государства:
· т. общественного договора (Гоббс, Локк, Руссо) после войны всех v. всех
· т. насилия, завоевания или покорения (Гумплович, Каутский, Дюринг)
гос-во нужно для покорения народов
· теократическая т. (Августин Блаженный, Фома Аквинский) власть от Бога
· патриархальная т. (Аристотель, Михайловский, Фильберг)
семья→община→род→племя→государство
· ирригационная т. (Ближ.Восток: необходимо организовать людей «сверху», чтобы копать ирригац.каналы)
· классическая т. – гос-во возникло с появлением власти, территории и нации
· кибернетическая т. - гос-во – кибернетическая система (прямые связи (субъект→объект) и обратные (объект→субъект))
· институциональная т. - гос-во = властный институт с иерархической структурой
· органическая т. (Спенсер, Рейс) биологические законы →на функционирование гос-ва
· психологическая т. (Тард, Петражицкий) гос-во возникло из-за психической потребности людей в общении с себе подобными (как пчёлы, муравьи)
· уфологическая т. - гос-во создали пришельцы
· материалистическая (Маркс, Энгельс) частная собств-сть→классы→гос-во (чтобы угнетённые массы не уничтожили собственников)
· т. Михаила Веллера – гос-во = следствие самоорганизации социальн.материи
Признаки гос-ва
1) Наличие особой системы органов и учреждений,
осуществляющих публичную власть
2) Наличие права
3) Наличие опред. тер-рии, на которую распространяется юрисдикция гос-ва
4) Суверенитет
5)