Проблема предательства
Проблема истинной дружбы
Задание № 4.
Проблемы, затронутые автором текста | Позиция автора по этим проблемам |
1.Проблема безрассудного, безответственного, жестокого отношения к животным. | 1.Мы должны испытывать ужас, заставляя страдать живые существа и убивая их по неразумению. Необходимо бережное, сострадательное отношение к окружающему миру. |
2. Проблема отсутствия в людях вдумчивого отношения к окружающему миру, к животным. | 2. Человек не должен позволять себе быть безответственным по отношению к животным, необходимо проявлять к ним милосердие, чувствовать их боль, не бояться «упрёков в сентиментальности». |
Задание № 5.
Проблемы, затронутые автором текста | Позиция автора по этим проблемам |
1. Проблема детской беззащитности и уязвимости. | 1.Будучи открытым миру, в детстве мы уязвимы, что приводит к страданиям, но чем меньше человек заслонён от жизни, тем больше в ней он способен воспринять. |
2. Является ли уязвимость знаком обнажённости чувств и чувствования? | 2. Именно детская открытость миру, которая непосредственно сопряжена с уязвимостью, позволяет глубинному сопереживанию событий окружающего мира. |
Задание № 6.
В рассказе К.Г. Паустовского «Старый повар» поднимается несколько проблем:
— проблема способности искусства помочь человеку в трудные, кризисные моменты его жизни, благотворно влиять на его душу;
— проблема мук совести;
— проблема назначения подлинного искусства.
Следовательно, тексты сочинений ЕГЭ по русскому языку, в которых авторы поднимают схожие проблемы, можно аргументировать, приводя в качестве литературного аргумента рассказ К.Г. Паустовского «Старый повар».
Например, в предложенном на экзамене тексте рассматривается проблема способности искусства помочь человеку в трудные, кризисные моменты его жизни, благотворно влиять на его душу.
Позиция автора будет примерно следующей: подлинное искусство, необычайно эмоционально воздействуя на душу, обладает чудодейственной силой и способно сделать человека счастливым в кризисные моменты его жизни.
Проиллюстрируем, как можно использовать рассказ К.Г. Паустовского «Старый повар», чтобы обосновать тезис о том, что подлинное искусство благотворно влияет на душу и образ мыслей человека в тяжёлые минуты его жизни.
О том, что подлинное искусство обладает волшебной силой, способной вернуть человеку прошлое, сделать счастливым умирающего, говорится в рассказе К.Г. Паустовского «Старый повар». Музыка великого композитора Моцарта помогла умирающему старику осуществить самое заветное желание - воскресить черты любимой женщины, вернуться на несколько мгновений в прошлое и заново прожить его, почувствовать себя здоровым, как много лет назад. Старый повар умирает счастливым: с его души снят камень, он снова смог увидеть свою Марту, почувствовать себя молодым, ощутить дыхание весны. Этот пример показывает: подлинное искусство благотворно влияет на душу и образ мыслей человека в тяжёлые минуты его жизни.
Задание № 7.
Проблемы, затронутые автором текста | Позиция автора по этим проблемам |
1.Проблема неудержимого стремления человека к знаниям. | 1.Человек на протяжении всей истории развития человечества стремится к знаниям и всегда неудовлетворён своим научным поиском, ощущая мучительную притягательность неизведанного. |
2. Проблема последствий научных открытий. | 2. Бесконтрольное развитие науки и техники опасно. Учёный, как никто другой, должен быть высоконравственным человеком. |
КЛЮЧИ К ТЕСТАМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ
Текст № 1
Информация о тексте
Проблема | Авторская позиция |
1.Проблема бережного отношения к животному миру. | 1.Нельзя убивать и мучить животных, потому что они живые существа, страдающие от жестокого отношения к ним. |
2. Проблема боли и страданий животных от действий людей. | 2. Много боли и страданий приходится выносить бедным животным, человек должен бережно относиться к ним, не причиняя никакого зла. |
3. Проблема преодоления зависимости от мнения других людей. | 3. Автор считает, что надо следовать собственным убеждениям, порой вопреки мнению других людей, избавляться от страха насмешек товарищей. |
Текст № 2
Информация о тексте
Основные проблемы | Авторская позиция |
1.Проблема ответственного, добросовестного отношения человека к своему труду. | 1.Уважения заслуживает человек, который ответственно относится к своей работе и выполняет её на совесть. |
2. Проблема бережного отношения человека к миру природы. | 2. Люди должны бережно относиться к природному миру, охранять его, а не разрушать его в промышленных целях. |
Текст № 3
Информация о тексте
Основные проблемы | Авторская позиция |
1.Проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей. | 1.Упорство, сила воли, верность своим идеалам помогает человеку выстоять в самые трудные минуты жизни и довести начатое до конца. |
Текст № 4
Информация о тексте
Проблема | Позиция автора |
1. Проблема бережного отношения к животному миру. | 1.Нельзя даже на охоте убивать и мучить животных. |
2. Проблема преодоления зависимости от мнения близких людей, если ты не согласен с ними. | 2. Надо следовать собственным убеждениям, отстаивая их иногда вопреки мнению близких людей. |
Текст № 5
Информация о тексте
Основные проблемы | Авторская позиция |
1.Проблема речи как показателя культуры человека. | 1.Речь свидетельствует о степени интеллигентности человека, его отношении к окружающему миру, к самому себе. |
2. Проблема отражения характера человека в его речи. | 2. Речь - важнейшая часть не только поведения человека, но и его личности. |
3. Проблема грубости в языке. | 3. Ругань говорит о слабости, а не о силе человека. |
Текст № 6
Информация о тексте
Проблема | Позиция автора |
1.Проблема детского самолюбия. (Самолюбие -это положительное или отрицательное свойство человека?) | 1.Детское самолюбие - реакция задеваемого человеческого достоинства. А достоинство - та преграда, которая не позволяет человеку совершать дурные поступки, поэтому нельзя постоянно задевать, разрушая, самолюбие ребёнка. |
Текст № 7
Информация о тексте
Основные проблемы | Авторская позиция |
1. Проблема проявления гуманизма в тяжёлых условиях военного времени. | 1. Втяжёлых условиях военного времени человек может проявить гуманное отношение к тем, кто слабее. Чувство жалости и сострадания к слабым и беззащитным должно жить в душе каждого из нас всегда. |
Основные проблемы | Авторская позиция |
2. Проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации. | 2. Вэкстремальной жизненной ситуации проявляется истинная ценность человеческой личности. И то, какое решение человек примет в трудную минуту, обусловлено его жизненной позицией, характером. |
3. Проблема противоречивости человеческих поступков. | 3. Человеческие отношения, как и жизнь, сложны и непредсказуемы. Один и тот же человек может оказаться способным как на благородный поступок, так и на душевную низость и подлость. |
Текст № 8
Информация о тексте
Проблема | Позиция автора |
1.Проблема определения сущности радости. (Что такое радость?) | 1.Радость - блаженное напряжение чувств, возникающее без усилия - и без усилия длящееся, это подлинное духовное зерно. В радости мы как бы прозреваем, какой могла бы быть жизнь, если бы гармоническое начало в ней не искажалось. |
2. Проблема определения пользы радости. (В чём польза радости?) | 2. Радость закладывает основу доброкачественности любого переживания, и очень важно, чтобы ребёнок, который только входит в жизнь, только начинает выстраивать отношения с ней, не был ограничен в своих радостях. |
Текст № 9
Информация о тексте
Проблема | Позиция автора |
1.Проблема определения сути детского одиночества. (Полезно ли для ребёнка одиночество?) | 1.Тот, кто ищет одиночества, на самом деле обретает связь со всеми. В одиночестве ребёнок погружается в свой внутренний мир, в котором ищет высоты - высоты отношений, слов, поступков, той высоты, которой чаще всего нет в окружающей его жизни. |
Текст № 10
Информация о тексте
Основные проблемы | Авторская позиция |
1. Проблема поведения человека на войне. | 1. Ввоенных условиях обычным делом для каждого стала помощь товарищам, даже связанная с риском для собственной жизни. Люди были готовы пожертвовать собой ради спасения бойцов своего отряда, роты, дивизии. |
2. Проблема борьбы чувства долга и инстинкта самосохранения в человеке во время суровых военных испытаний. | 2. В экстремальных условиях военного времени чувство долга перед товарищами и ответственность за их жизни были выше инстинкта самосохранения. |