Задание 2: Какие образы возникают у Вас при чтении первого отрывка? Сформулируйте свой вывод на основании прочитанного отрывка (укажите роль педагога).




Проткова Александра Алексеевна, ОБ-РЛ-12.

Тема: Учитель-информатор, учитель-собеседник, учитель-комментатор.

Задание 1: Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль текста. Какую роль играет в этом тесте 1 предложение? (укажите роль педагога)

Тема текста: Использование региональной лексики в произведении С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова – внука».

Основная мысль текста: С.Т. Аксаков умело использует в своём произведении народную речь, которая поражает главного героя, открывает ему новые грани русского языка. При этом автор подробно объясняет значение каждого нового слова, что помогает ребёнку осмыслить происходящее вокруг, расширяет его кругозор и пополняет словарный запас. В этом произведении познание ребенком окружающего мира посредством слова находит отражение в системе используемых речевых средств.

Первое предложение текста является отправной точкой для рассуждений. В нём содержится мысль, которую будут доказывать на протяжении всего текста: Аксаков использует такие речевые средства, что его образы кажутся «почти действительнее действительности». А затем в тексте будут показаны языковые средства, которые Аксаков умело использует в своём произведении «Детские годы Багрова – внука».

Роль педагога: В данном случае учитель выступает в роли информатора, т.к. сообщает детям новую информацию, раскрывает проблему, и комментатора, т.к. он комментирует цитаты из произведения и тем самым раскрывает основную мысль текста.

Размышления к использованию региональной лексики в произведениях С. Т. Аксакова.

 

Своеобразие мастерства С. Т. Аксакова заключается в том, что образы, созданные им, кажутся «почти действительнее самой действительности» (Ф. М. Достоевский). Язык писателя обладает той простотой, которая свойственна лишь мастеру.  Способы использования региональной лексики в произведении С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова — внука» осознаются в процессе осознания и понимания окружающего мира Сережей Багровым. Материальный мир, который ощущает и пытается осознать герой, прослеживается в его восклицании «Сколько новых предметов, сколько новых слов!», свидетельствующем о процессе постижения ребенком мира посредством слова.

Те фразы, которые еще не знакомы нашему герою, но на которые и автор хотел бы обратить внимание читателя, выделены авторским курсивом. Они-то (эти слова) поражают героя свежестью, меткостью смыслового выражения, являются свидетельством богатства русского языка: «Румяная Матреша имела чудесный голос и была запевалой».  Отношение С. Т. Аксакова к народной речи сродни В. И. Далю, который рекомендовал изучать и усваивать русскую речь народа. Введение в текст новых для героя слов сопровождается детальным описанием предмета или явления, с которым мальчик сталкивается впервые. Причем использование перифраз и других способов отражает наивно-непосредственное мировосприятие ребенка.

Толкование новых для героя слов через более понятное, уже известное выглядит следующим образом. «Белые, чистые пески с грядами разноцветной гальки, то есть камешков, широко расстилались перед нами ». Но возможны пояснительные конструкции или авторский комментарий. Например: «По всему водяному пространству, особенно посреди Волги, играли беляки: так называются всплески воды, когда гребни валов, достигнув крайней высоты, вдруг обрушиваются в брызги и белую пену».

Таким образом, познание ребенком окружающего мира посредством слова находит отражение в системе используемых речевых средств.

Задание 2: Какие образы возникают у Вас при чтении первого отрывка? Сформулируйте свой вывод на основании прочитанного отрывка (укажите роль педагога).

При чтении первого отрывка у меня возникают образы простого русского народа и окружающего их мира. Аксаков умело воссоздаёт образ «румяной Матрёши», которая прекрасно поёт, «чистых песков с грядами разноцветной гальки», на которые так и хочется любоваться, и величественной Волги с брызгами, обращающимися в «белую пену». Эти красивые картины автор создаёт благодаря народной речи и особым словам, которые помогают нам представить то, что хочет передать Аксаков.

Здесь педагог может выступить в роли не только информатора и комментатора, но и собеседника. На основе данного отрывка и вопроса об образах можно построить с учениками беседу, которая поможет учителю выяснить, как хорошо дети поняли текст.

 

Другая важная особенность произведений С. Т. Аксакова заключается в этнографической достоверности повествования. Знакомство героя с неизвестными ему сторонами деревенской жизни отражено в использовании диалектных слов, создающих местный колорит, вносит в повествование особую экспрессию, ощущение свежести и яркости изображаемого. Для повествования употребление диалектизмов — и память о детстве, которую он бережно и благородно хранит, и свидетельство искренней, преданной, горячей любви к родной природе, родным местам, народному языку, это и возможность передать «свежим» словом суть предмета, запомнившегося навсегда.

Писатель создает поэтический мир семьи, показывает ребенка в окружении матери, сестры, отца на фоне российской природы. Рождаются образы Матери-природы, Человека-сына. И вот она сама природа!  … Мы проехали мимо пруда: на грязных и отлогих берегах его еще виднелись ледяные закрайки;стадо уток плавало посредине. Я просил отца застрелить уточку, но отец отвечал, что «уточки далеко и что никакое ружье до них не достанет». Лукавит отец, как-то непонятно ведут себя взрослые.

А в природе все может случиться: то много бликов и отражений, то может прошуметь ливень с грозой и окончиться солнечной улыбкой; может наплыть облако и обернуться радугой… В «Детских годах Багрова-внука» две различные стихии: ручьи слез и воды — чем-то родственны друг другу. Вот и образ отца, который «очень любил всякие воды, особенно ключевые».

Следы недавно сбывшей воды везде были приметны: сухие прутья, солома, облепленная илом и землей, уже высохшая от солнца, висели клочьями на зеленых кустах; стволы огромных деревьев высоко от корней были плотно как будто обмазаны также высохшею тиной и песком…

С. Т. Аксаков использует языковые средства говоров, которые расширяют кругозор как героя, так и читателя. Яровые хлеба: овсы, полбы и пшеницы… (полба — южн. злак. растение между ячменем и пшеницей). Диалектизмы выделяются кавычками, курсивом, имеются сноски. Прежнее русло Демы называлось старицей. Лексическим диалектизмам отведена строго определенная цель: они являются косвенным указанием на место действия, служат реалистическому описанию (знакомят с бытом: нары, светец, куделя, лучина, обычаями местных жителей: водосвятие, сорочины).

Особую роль играют этнографические диалектизмы — слова, называющие вещи, предметы, явления, характерные для быта, хозяйства и не имеющие параллелей в литературном языке: колода, ларь, позумент и др. Ряд таких слов имеет близкие параллели в литературном языке, однако полная замена диалектизмов нежелательна, поскольку теряется экспрессивность речи.

Под региональной лексикой следует понимать лексику, характеризующую территориальные страты XIX века — диалект и просторечие. Это особенно важно для изучения особенностей русского языка XIX века Оренбургской губернии, как территории говоров позднего заселения. Не случайно русские народные говоры являются источником фольклора и фольклорной лексики, глубоко поэтичной по своей природе. Под воздействием литературного языка на базе диалектов возникают другие промежуточные образования (городские, региональные и областные, обиходно-разговорные формы языка). Границы между этими образованиями весьма зыбки, текучи и неустойчивы.

Таким образом, жизнь и быт крестьян, их профессионально-промысловая деятельность, описание быта и образа жизни героев произведений С. Т. Аксакова переданы живым народным языком, отражающим определенный уровень культуры, поскольку язык — воплощение культуры.

Задание 3: Какие образы возникают у Вас при чтении второго отрывка? Составьте вопросный план по второму отрывку (4-5 вопросов) или составьте диалог (учитель-ученик).

При чтении второго отрывка возникают образы живописной русской природы с её прудами, деревьями, кустами, колосьями овса, дикими утками, образы семьи, отца, матери, сестры. Всё это воспринимается мной как одна картина, на которой запечатлено всё, что так дорого сердцу главного героя.

План по второму отрывку:

1. В чём заключается этнографическая достоверность повествования в произведении «Детские годы Багрова - внука»?

2. Какие образы создаёт С.Т. Аксаков? Каков поэтический мир произведения?

3. Какие языковые средства использует С.Т. Аксаков?

4. Что такое «этнографические диалектизмы»?

5. Что такое «региональная лексика»?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: