Экзамен по сольфеджио 7 «а» класс (теория)




Тоника – главный опорный звук лада, первая ступень гаммы. На тонике чаще всего заканчивается мелодия.

 

Гамма – это звуки лада, расположенные по порядку вверх или вниз от тоники до её октавного повторения. Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями. I, III и V ступени – устойчивые. II, IV, VI и VII – неустойчивые. II и VII ступени называются вводными звуками, т.к. находятся рядом с тоникой и разрешаются в неё.

 

Разрешением называется переход неустойчивой ступени в устойчивую.

 

Полутон – наименьшее расстояние между звуками. На клавиатуре полутон образуется между белой и соседней чёрной клавишей, или между белыми, где нет чёрной. Две соседние ступени образуют диатонический полутон («диатонический» - неизменённый). Между звуками одного и того же названия образуется хроматический полутон. Два полутона образуют целый тон.

Знаки альтерации – знаки повышения или понижения звуков на полутон. Диез – знак повышения, бемоль – знак понижения, бекар – знак отмены диеза или бемоля. Диезы или бемоли, поставленные около ключа, называются ключевыми знаками альтерации. Ключевые знаки сохраняются на протяжении всей мелодии. Диез или бемоль, стоящие перед нотой, называются случайными знаками альтерации. Случайные знаки сохраняются только в данном такте.

 

Мажор и минор – наиболее распространённые в музыке лады (Лад – организация музыкальных звуков вокруг тоники). Бодрым, жизнерадостным, светлым мелодиям соответствует мажорный лад. Печальным, грустным мелодиям соответствует минорный лад.

Строение натурального мажора: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.

Строение натурального минора: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.

 

Гармонический минор – минор с повышенной 7 ступенью. Строение гармонического минора: тон, полутон, тон, тон, полутон, полтора тона, полутон.

 

Мелодический минор – минор с повышенными 6 и 7 ступенями. При движении вниз мелодический минор звучит как натуральный. Строение мелодического минора (вверх): тон, полутон, тон, тон, тон, тон, полутон.

 

Гармонический мажор – мажор с пониженной 6 ступенью. Строение гармонического мажора: тон, тон, полутон, тон, полутон, полтора тона, полутон.

 

Лады народной музыки – особые натуральные лады, встречающиеся в народных песнях. К ним относятся:

- пентатоника – пятиступенный лад. Звукоряд, состоящий из 5 звуков. Отличается от натурального мажора отсутствием 4 и 7 ступеней, а от натурального минора отсутствием 2 и 6 ступеней. В пентатонике нет полутонов и нет звуков, образующих тритон.

- дорийский лад – отличается от натурального минора повышенной 6 ступенью

- фригийский лад – отличается от натурального минора пониженной 2 ступенью.

- лидийский лад – отличается от натурального мажора повышенной 4 ступенью.

- миксолидийский лад – отличается от натурального мажора пониженной 7 ступенью

 

Пауза – знак молчания.

 

Реприза – знак повторения.

 

Тональность – высота лада. Каждая тональность отличается своими ключевыми знаками альтерации, определяющими состав звуков.

 

Размер такта – цифры в виде дроби, которые выставлены в начале нотной записи. Числитель указывает на количество долей, знаменатель на длительность этих долей.

Размер 2/4 – это двухдольный такт, в котором каждая доля длится четверть. Первая доля – сильная, вторая – слабая.

Размер 3/4 – это трёхдольный такт, в котором каждая доля длится четверть. За сильной долей следуют две слабые.

Размер 3/8 – это трёхдольный такт, в котором каждая доля длится одну восьмую.

2/4, 3/4, 3/8 – это простые размеры, т.к. имеют одну сильную долю.

 

Сложные размеры – размеры, образующиеся от слияния двух или нескольких одинаковых простых размеров.

Размер 4/4 – это четырёхдольный такт, в котором каждая доля длится четверть. Состоит из двух простых тактов по 2/4. 1-я доля – сильная, 2-я – слабая, 3-я – относительно сильная, 4-я – слабая.

Размер 6/8 – шестидольный такт, в котором каждая доля длится одну восьмую. Состоит из двух простых тактов по 3/8.

Примеры других сложных размеров: 6/4, 9/8, 12/8

Затакт – это неполный такт в начале музыкального произведения. Мелодии, в которых есть затакт, всегда начинаются со слабой доли такта.

 

Интервал – созвучие из двух звуков, взятых последовательно или одновременно. Интервалы делятся на: чистые, большие и малые, увеличенные и уменьшённые. Интервалы, не превышающие по величине октавы, называются простыми. К консонирующим интервалам относятся: чистая прима, чистая кварта, чистая квинта, чистая октава, а также терции и сексты. Остальные интервалы – диссонирующие.

 

Таблица интервалов:

 

Название интервала Обозначение Количество ступеней Количество тонов Построение на ступенях в мажоре Построение на ступенях в миноре
Чистая прима Ч 1          
Малая секунда М 2     0,5    
Большая секунда Б 2        
Увеличенная секунда Ув 2   1,5 на VI пониж. В гарм. виде на VI в гарм. виде
Малая терция М 3     1,5    
Большая терция Б 3        
Уменьшённая кварта Ум 4     на III в гарм. виде наVIIповыш. в гарм. виде
Чистая кварта Ч 4     2,5    
Увеличенная кварта Ув 4     на IV в нат. виде и VI пониж. в гарм. виде на VI в нат. виде и IV в гарм. виде
Уменьшённая квинта Ум 5     на VII в нат виде и II в гарм. виде на II в нат виде и VII повыш. в гарм. виде
Чистая квинта Ч 5     3,5    
Увеличенная квинта Ув 5     на VI пониж. в гарм. виде на III в гармон. виде
Малая секста М 6          
Большая секста Б 6     4,5    
Уменьшённая септима Ум 7   4,5 на VII в гарм. виде на VII повыш. в гарм. виде
Малая септима М 7        
Большая септима Б 7   5,5    
Чистая октава Ч 8        

 

Разрешение интервалов. При разрешении интервалов происходит переход неустойчивой ступени в устойчивую. Увеличенные интервалы при разрешении увеличиваются (ув2 – в ч4, ув4 – в м6 или б6, ув5 – в б6), уменьшённые интервалы при разрешении уменьшаются (ум4 – в м3, ум5 – в м3 или б3, ум 7 – в ч5).

 

Обращение интерала – перенесение нижнего звука на октаву вверх, или верхнего на октаву вниз. В результате обращения образуется новый интервал, составляющий вместе с исходным октаву.

 

Прима Октава
Секунда Септима
Терция Секста
Кварта Квинта
Квинта Кварта
Секста Терция
Септима Секунда
Октава Прима

 

Чистые интервалы обращаются в чистые, большие – в малые, малые в большие, увеличенные – в уменьшённые, уменьшённые - в увеличенные.

 

Тритоны – это интервалы, содержащие 3 тона. К ним относятся увеличенная кварта (ув 4) и уменьшённая квинта (ум 5). Оба звука в них неустойчивые и тяготеют к ближайшим устойчивым звукам.

 

Транспозиция (транспонирование) – перенесение мелодии из одной тональности в другую. Транспонировать можно из мажора в мажор или из минора в минор.

 

Трезвучие – это созвучие из 3 звуков, взятых через один. Существует 4 вида трезвучий:

Мажорное (Б 5/3) = б3+м3

Минорное (М 5/3) = м3+б3

Увеличенное (Ув 5/3) = б3+б3

Уменьшённое (Ум 5/3) = м3+м3

 

Уменьшённое трезвучие – строится на 7 ступени в натуральном мажоре и гармоническом миноре. Крайние звуки Ум5/3 образуют интервал ум5. Все ступени, входящие в Ум5/3 – неустойчивые и требуют разрешения. Разрешается Ум5/3 в тоническую терцию с удвоением тоники. Также Ум 5/3 строится на 2 ступени в гармоническом мажоре и натуральном миноре.

 

Увеличенное трезвучие – строится в гармоническом миноре на 3 ступени и в гармоническом мажоре на 6 ступени. Разрешается в миноре – в Т6 (верхний звук трезвучия – на полутон вверх, остальные остаются на месте), в мажоре – в Т6/4 (нижний звук трезвучия – на полутон вниз, остальные остаются на месте).

 

Обращение трезвучия – перенесение нижнего звука трезвучия на октаву вверх или верхнего на октаву вниз. Всякое трезвучие имеет два обращения. В результате обращения получаются новые аккорды: секстаккорд (состоит из терции и кварты) и квартсекстаккорд ( состоит из кварты и терции).

 

Главные трезвучия лада. К ним относятся: Тоническое трезвучие (Т 5/3) на 1 ступени лада, субдоминантовое (S 5/3) на 4 ступени лада, доминантовое

(D 5/3) на 5 ступени лада. В мажорном ладу все главные трезвучия мажорные, а в миноре – минорные, но существует правило, что доминантовое трезвучие в миноре используется с повышенной 7 ступенью, за счёт этого оно становится мажорным.

 

Обращения главных трезвучий: T6 – строится на III ступени, T64 – строится на V ступени. S6 – строится на VI ступени, S64 – на I ступени. D6 строится на VII ступени, D64 – на IIступени.

 

Пунктирный ритм – ритмические фигуры, состоящие из восьмой с точкой и шестнадцатой (короткий пунктир), или из четверти с точкой и восьмой (длинный пунктир).

 

Одноимённые тональности – тональности, имеющие одинаковые тоники, но разные ключевые знаки и лады. Пример: До-мажор и до- минор; Ми бемоль мажор и ми бемоль минор.

 

Параллельные тональности – тональности, имеющие одинаковые ключевые знаки, но разные тоники и лады. Тоники параллельных тональностей находятся друг от друга на расстоянии малой терции. Чтобы найти параллельный минор, необходимо от тоники исходного мажора построить м3 вниз, а чтобы найти параллельный мажор, нужно от тоники исходного минора построить м3 вверх. Пример: До-мажор и ля минор; Фа-мажор и ре минор; Ля-мажор и фа диез минор.

 

Переменный лад – лад, в котором имеются две тоники. Чаще всего тониками переменного лада являются трезвучия мажора и параллельного ему минора или наоборот. Встречаются и другие виды переменного лада.

 

Секвенция – повторение одного и того же мелодического или гармонического оборота от разных звуков. Секвенция может быть восходящей и нисходящей. Состоит из звеньев. В зависимости от того, сколько раз повторится оборот, столько звеньев в секвенции. Интервал, на который перемещается секвенция, называется шагом секвенции.

 

Септаккорд – аккорд, состоящий из четырёх звуков, взятых через один. Септаккорды могут быть различны по звучанию, так как различно их строение. Названия септаккордов связаны с качеством септимы, которую образуют крайние звуки, и с трезвучием, лежащем в основании аккорда. Если септима большая, то септаккорд большой. Септима малая – септаккорд малый. Септима уменьшённая – септаккорд уменьшённый. Если трезвучие, лежащее в основании аккорда, мажорное, то септаккорд мажорный. Минорное – септаккорд минорный. Уменьшённое – септаккорд уменьшённый или с уменьшённой квинтой. Следовательно, возможны следующие варианты септаккордов:

 

  1. С большой септимой:

- большой мажорный септаккорд (ББ7, состав: б7 и маж5/3);

- большой минорный септаккорд (БМ7, состав: б7 и мин 5/3);

2. С малой септимой:

- малый мажорный септаккорд (МБ7, состав: м7 и маж 5/3);

- малый минорный септаккорд (ММ7, состав: м7 и мин5/3);

- малый с уменьшённой квинтой (состав: м7 и ум5/3);

3. С уменьшённой септимой:

- уменьшённый септаккорд (состав: ум7 и ум5/3).

Таким образом, известные нам септаккорды в ладу по своему строению таковы:

- Доминантовый септаккорд – Д7 (строится от 5 ступени мажора и гармонического минора, разрешается в тоническую терцию на 1 ступени с утроением тоники) при построении от звука называется – малый мажорный септаккорд;

- Малый вводный септаккорд – МVII 7 (строится от 7 ступени в натуральном мажоре, разрешается в тоническое трезвучие с удвоением терцового тона (среднего звука)) при построении от звука называется – малый с уменьшённой квинтой;

- Уменьшённый вводный септаккорд – УмVII 7 (строится от 7 ступени в гармоническом мажоре и миноре, разрешается в тоническое трезвучие с удвоением терцового тона) при построении от звука называется – уменьшённый септаккорд.

 

Обращение септаккордов. Обращением называется перемещение нижнего звука септаккорда на октаву вверх, или верхнего звука на октаву вниз. В результате обращения образуются новые аккорды. Любой септаккорд имеет три обращения:

  1. Квинтсекстаккорд (обозн. 6/5);
  2. Терцквартаккорд (обозн. 4/3);
  3. Секундаккорд (обозн. 2).

Приведём пример обращения доминантового септаккорда:

Д7 – строится на 5 ступени, состав: б3+м3+м3;

Д6/5 – строится на 7 ступени, разрешается в тоническое трезвучие с удвоением тоники. Состав: м3+м3+б2;

Д4/3 – строится на 2 ступени, разрешается в полное тоническое трезвучие. Состав: м3+б2+б3;

Д 2 – строится на 4 ступени, разрешается в тонический секстаккорд. Состав: б2+б3+м3.

 

Буквенные обозначения звуков и тональностей. В большинстве стран мира музыканты для названия тональностей и нот используют буквенную систему обозначения, по которой каждой ноте соответствует определённая буква латинского алфавита. До - C; Ре - D; МИ - E; Фа - F; Соль - G; Ля - A; Си - H; Си-бемоль - B; Для обозначения ноты с диезом к букве прибавляется слог - is. Для обозначения ноты с бемолем к букве прибавляется слог - es. Например, до-диез - cis; ре-бемоль - des; Ми-бемоль и ля-бемоль для удобства произношения обозначаются es и as (а не ees,aes). Мажор - dur, минор - moll. Следовательно, до-мажор будет произноситься C-dur, а до минор – c-moll.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: