Радищев Александр Николаевич




Александр Николаевич был старшим из одиннадцати детей. Отец Радищева, Николай Афанасьевич, получил хорошее воспитание: он знал языки, богословие, историю и любил сельское хозяйство. Желая продолжить образование сына, родители отправили его в Московский университет. Радищев стал воспитываться и учиться вместе с детьми Аргамаковых. Уроки им давали лучшие профессора университета.

Вскоре после дворцового переворота 1762 года, возведшего на трон Екатерину Вторую, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус. Прислуживание при дворе, входившее в обязанности пажа, позволило Радищеву в деталях узнать дворцовую жизнь. В 1766 году Екатерина решила отправить за границу в Лейпцигский университет студентов, в том числе Радищева, чтобы они изучили серьезные науки у немцев.

Радищев вместе с товарищами слушал лекции профессоров, с особенным интересом занимался словесными науками у знаменитого философа и поэта Геллерта.

Большое влияние на Радищева оказал его старший друг Федор Васильевич Ушаков, находившийся среди студентов, человек с огромной жаждой знаний, раннюю смерть которого Радищев тяжело переживал.

После обучения в Лейпциге, длившегося четыре года, Радищев вернулся в Россию. Радищев был приняты на службу в Сенат в звании протоколиста с чином титулярного советника.

Пробыв в Сенате два года, Александр Николаевич занял должность обер-аудитора в Петербурге. Он был любим своим начальником, и постепенно его стали принимать в лучших петербургских обществах.

Ответственная государственная служба не мешала литературным занятиям Радищева. Он вступил в «Общество друзей словесных наук» и принял участие в печатном органе общества – журнале «Беседующий гражданин»

Над своим главным сочинением «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев, по его собственным словам, начал работать еще в 1780-1781 гг. Полностью рукопись была готова в конце 1788 года.

Получив согласие на печать, писатель сначала предлагал издать рукопись московскому типографу, но тот отказался. Тогда Радищев приобрел в долг печатный станок и организовал типографию у себя дома.

6 июня по прочтении первых тридцати страниц книги Екатерина II заявила своему секретарю, что видит в ней рассеивание заразы французской, отвращение от начальства. На следующий день Воронцову было послано предписание императрицы допросить Радищева обо всех обстоятельствах написания и выпуска книги. Осознавая опасность, Радищев распорядился сжечь все остальные экземпляры «Путешествия», но было уже поздно.

30 июня Радищев был схвачен и брошен в казематы Петропавловской крепости. Вести следствие Екатерина II поручила одному из мастеров сыскных дел, славившемуся своей жестокостью. В течение июля писателя почти

ежедневно мучили допросами. Пытка голодом и угрозы сменялись обещаниями полного прощения, если узник чистосердечно признается и выдаст всех своих сообщников.

Через две недели после начала следствия императрица передала дело о Радищеве в Петербургскую уголовную палату, обвиняя писателя в издании книги, наполненной, по ее словам, самыми вредными умствованиями. Уголовная палата приговорила Радищева к лишению чинов и дворянства, к отобранию ордена и к смертной казни. Приговор был сначала передан в Сенат, а затем направлен самой императрице, которая вынесла его на рассмотрение в Государственный Совет. В ожидании его исполнения Радищев пробыл целый месяц в Петропавловской крепости и написал несколько бумаг, в том числе завещание, по окончанию Екатерина 2 заменила казнь ссылкой в Илимский острог.

С обвиненного, которого заковали в кандалы еще в здании суда, оковы были сняты в пути. Радищев ехал больным и в Москве был вынужден немного задержаться до выздоровления.

В середине декабря Радищев добрался до Тобольска. Здесь он пробыл больше полугода, Дорожные впечатления Радищев записывал в дневник, который он назвал «Записки путешествия в Сибирь», и излагал в письмах к Воронцову.

Получив свободу, Радищев вернулся в Петербург. Ему были возвращены гражданские права и орден. Более того, Александр I привлек его к участию в трудах Комиссии составления законов. Радищев даже составил проект «Гражданского уложения», но его идеи об уничтожении крепостного права не понравились председателю Комиссии Петру Васильевичу Завадовскому. Граф намекнул Радищеву, что слишком восторженный образ мыслей уже однажды навлек на него несчастье, и даже упомянул Сибирь. С этого момента состояние здоровья Радищева стало ухудшаться, его начала одолевать сильная тревога. 11 (23) сентября 1802 года Радищев выпил стакан яда и скончался в мучениях на следующий день. Есть версии, что он не планировал самоубийство и погиб по воле несчастного случая.

Писателя похоронили в Петербурге на Волковом кладбище. Император Александр I принял участие в положении семейства Радищева, выделив деньги на оплату его долгов.

Заключение

Деятелей Просвещения было много. И со временем их численность только увеличивалась. Но не каждый имел такое влияние как, например, Радищев или Кулибин. И не каждый мог свободно печатать свои мысли, как Новиков, не боясь последствий.

Основным стремлением просвещения было найти путём деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни (естественная религия, естественное право, естественный порядок экономической жизни физиократов и т.п.). Под влиянием идей просвещения предприняты были и реформы, которые должны были перестроить всю общественную жизнь (просвещённый абсолютизм и Французская революция).

Развитие свободомыслия поставило под вопрос необходимость самодержавия в стране. Подобные мысли, впервые зародившиеся в общественном сознании, стали отправной точкой. С этого момента неправильные действия, совершаемые главами государства, постепенно развивали антимонархические настроения в обществе.

Политика просвещенного абсолютизма в России, так же как и в ряде Других европейских стран, заключалась в использовании положений просветительской идеологии для укрепления крепостнического строя в условиях его начавшегося разложения. Такая политика не могла проводиться долгое время. После Великой французской революции наметился курс на усиление внутренней и международной реакции, что означало конец периода просвещенного абсолютизма во всех странах.

Период эпохи Просвещения при Екатерине II не только внёс большой вклад в развитие нашей страны, но и позволил узнать о многих умных людях, то есть просветителях.

 

Источники литературы

1. https://studfile.net/preview/3859336/

2.https://maxbooks.ru/pedogog1/pg12.htm

3. https://ru.wikipedia.org

5. https://histrf.ru/lichnosti/biografii/p/kulibin-ivan-pietrovich

6.https://more-dokladov.ru/doklad-soobshchenie/ludi/pro-derzhavina-gavriila-romanovicha

7.https://obrazovaka.ru/alpha/d/derzhavin-gavrila-romanovich-derzhavin-gavriil-romanovich

8. https://citaty.su/kratkaya-biografiya-ekateriny-dashkovoj

9. https://um.mos.ru/personalities/dashkova/

11.https://ronl.org/doklady/biografii/57572/

13.https://obrazovaka.ru/alpha/k/karamzin-nikolaj-mixajlovich-karamzin-nikolai-mikhailovich

14. https://literoved.ru/biografii/biografiya-nikolaya-mihaylovicha-karamzina-velikogo-istorika-pisatelya-publitsista.html

15. https://biographe.ru/znamenitosti/nikolay-karamzin/

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: