Дисциплина «Методическое сопровождение экологического образования детей».
Преподаватель: Гайнуллова Ф.С.
Лекция №3 Методы и формы экологического образования в ДОО.
План
1. Теоретические основы педагогического метода экологического воспитании и образования дошкольников.
2. Наблюдение как основной метод формирования экологических представлений у детей
3. Моделирование в процессе экологического образования дошкольников.
4. Игровая деятельность как метод экологического воспитания и образования.
1. В классической педагогике выделяют два понятия – «методы обучения» и «методы воспитания».
Методы обучения, как отмечают исследователи, - категория историческая. Методы меняются с изменением целей, содержания образования и средств обучения. При появлении новых средств обучения всегда рождаются и новые способы передачи знаний детям. Несмотря на различие теоретических воззрений учёных разных стран, в практике обучения детей всё многообразие методов определяется следующим:
- общей целью и задачами обучения;
- содержанием и методами науки;
- учебными возможностями ребёнка (возраст, степень подготовки, личный опыт)
- возможностями учителя (педагогическим.опытом, индивидуально-личностными особенностями и способностями, уровнем профессиональной подготовки).
Идея совместной деятельности как ведущей основы педагогического метода представлена в подходах к определению понятия «методы воспитания», которые в самом широком смысле рассматриваются как способы решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия.
В дошкольной педагогике «метод обучения» рассматривают как совместную деятельность воспитателя с детьми.
Метод – это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающихся и учащихся, направленная на достижение учебно-воспитательных задач.
Методы воспитания как общее понятие в дошкольной педагогике не обозначены. Например, игра - основная деятельность дошкольников- трактуется как средство воспитания и обучения, и как форма организации детей.
Российские психологи (А.В. Запорожец и Т.А. Маркова) переходят от понятия «метод обучения» к понятию «педагогический метод», вкладывая в это понятие более широкий контекст - не только обучение, но и организацию других видов деятельности, в которых взрослый оказывает на ребёнка воспитательное воздействие.
Воспитание и обучение не может быть без активности самого воспитанника, которую вызывает, организует и направляет педагог. Только при таком условии будет эффективное усвоение ребёнком новых знаний и умений, развитие его способностей, формирование нравственно-волевых качеств.
Другими словами - педагогический метод - это метод воздействия взрослого на детей через совместную деятельность. Трактовка педагогического метода как целенаправленной совместной деятельности опирается на положение Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. Это-период в развитии ребёнка, когда он под руководством взрослого осваивает новые области действительности.
Основой для построения методов экологического воспитания служат все позиции, обозначенные по педагогическому методу. А именно:
- учёт специфики содержания экологического воспитания, исходящей из биоэкологи с её центральным понятием -взаимосвязи организма и среды;
- подход к любой совместной деятельности как педагогическому методу, это деятельность должна быть насыщена экологическим содержанием, систематически, регулярно повторяющаяся, планируема и организована воспитателем, нацелена на достижение воспитательно-образовательного результата;
- одновременное решение в деятельности воспитательных и образовательных задач, понимание их соподчинённости в экологическом образовании.
2. Одним из основных методов познания природы и окружающего мира вообще является НАБЛЮДЕНИЕ.
Наблюдение как вид деятельности изучалось многими исследователями. Психологи Ананьев, Леушина изучали наблюдение как сложную психическую деятельность. В психологии наблюдение рассматривается не только как психический процесс, но как вид познавательной деятельности. Педагоги изучали наблюдение как метод. В процессе систематических, целенаправленных наблюдений за объектами и явлениями природы, возможно развивать такое качество как наблюдательность. Русский педагог К.Д. Ушинский рассматривал наблюдение и наблюдательность как качество ума. Он считал великим умом – ум, способный к наблюдению. Наблюдательность – один из показателей готовности ребёнка к школе.
Наблюдение – это целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие предметов, объектов и явлений окружающей действительности. Теория познания гласит: «От живого созерцания – к абстрактному мышлению и от него – к практике!»
В настоящее время психологи, педагоги-практики рассматривают наблюдение как метод непосредственного ознакомления детей с природным окружением. Огромное значение придают именно процессу восприятия в качестве основного компонента наблюдения, т.е. ребёнок должен смотреть и видеть. Именно системный характер целенаправленного восприятия позволит увидеть объекты и явления природы в развитии, отметить количественные и качественные изменения, а также условия необходимые для развития и жизнедеятельности объектов.
В.И. Логинова, А.К. Матвеева, П.Г. Саморукова в своих исследованиях по наблюдению с дошкольниками развивают мысль о том, что наблюдение начинает развиваться внутри других видов деятельности в игре, в труде, в изобразительной деятельности и т. д.
Наблюдение тесно связано с таким психическим процессом как –внимание.. Задача педагога развивать произвольное внимание. В настоящее время выделяют три вида наблюдений как деятельности. Основанием для такого разделения является взаимодействие сенсорных и интеллектуальных процессов при наблюдении. По этим основаниям наблюдения бывают:
1. Распознающее наблюдение;
2. Наблюдения за изменениями в росте и развитии объектов природы;
3. Воссоздающее наблюдение.
3. В системе экологического образования и воспитания используют разнообразные модели для формирования природоведческих представлений и понятий. Моделирование способствует развитию абстрактного мышления, которое необходимо дошкольникам для дальнейшего обучения в школе. Российские и зарубежные исследователи установили, что графическое моделирование оказывает положительное влияние на развитие продуктивной и интеллектуальной деятельности дошкольников. Развитие логического мышления в процессе работы с календарём природы неразрывно связано с речью, которая служит и средством его активизации, и содержанием. Таким образом, календарь как предмет правильно выстроенного обсуждения способствует развитию у детей дошкольного возраста умения рассуждать, анализировать и сопоставлять события, а затем отражать их в речи, делать выводы, обобщения, т.е. календарь (это модель) служит наглядным средством обучения логическим операциям.
Методическое сопровождение в процессе обучения дошкольников с объектами природы или природными явлениям будет состоять в том, чтобы подобрать такие модели, которые будут доступны для понимания детьми дошкольного возраста, несложные в эксплуатации. В дошкольных образовательных организациях используются самые разнообразные модели: иконические модели, объёмные, графические, сенсорные. Моделирование способствует развитию познавательного отношения к природе и интерес к учебной деятельности, что важно для детей, которые готовятся к школе.
4. В действующем ФГОС ДО игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте игра- ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе, а не только в одной из областей. Признавая исключительную важность развития игровой деятельности дошкольника, авторы программы «От рождения до школы» дополнили её приложением, посвящённым игре. В приложении раскрывается содержание психолого-педагогической работы по развитию игровой деятельности для каждого возрастного периода, что позволяет педагогу комплексно видеть все аспекты игровой деятельности в поступательном развитии.
С целью развития игровой деятельности педагоги должны уметь:
- создавать в течение дня условия для свободной игры детей;
- определять игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь;
- отличать детей с развитой игровой деятельности от тех, у кого игра развита слабо;
- косвенно руководить игрой, если игра носит стереотипный характер
Русский педагог и писатель К.Д. Ушинский подчёркивал, что дети лучше усваивают знания, если они сопровождаются игрой. Позже к такому же мнению в процессе практической работы и научных исследований пришли ведущие отечественные педагоги Е.И. Тихеева, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая и др. Учёные–педагоги А.П. Усова, Е.И. Удальцова В.Н. Аванесова и др. занимались вопросами использования дидактических игр в формировании навыков умственной деятельности, умений использовать приобретенные знания в новых ситуациях.
Дидактическая игра может быть формой организации обучения, методом закрепления знаний, средством воспитания нравственно-волевых, коллективистских качеств.
Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании детей опирается на ряд теоретических положений.
Во-первых, игра, по выражению А.В. Запорожца, это эмоциональная деятельность. Эффективность обучения зависит от эмоционального отношения детей к данному процессу, к педагогу, который учит, к заданию, которое надо выполнить.
Исследователь Л.А. Абрамян доказала, что через игру легко формируется позитивное отношение к окружающим людям, новые положительные эмоции и чувства.
Организуя методическое сопровождение игровой деятельности, надо помнить, что игра – это деятельность ребёнка, значит, она является выражением его отношения к окружающей действительности.
Во-вторых, педагоги и психологи выявили структуру сюжетно-ролевой игры (воображаемая ситуация, сюжет, роль, игровые действия, совершаемые с теми или иными атрибутами).
Вопросы к лекции№3
Пороговый уровень:
1. Дайте определение понятию «метод».
2. Назовите факторы, которые лежат в основе выбора методов экологического образования и воспитания.
3. Продолжите: «Наблюдение – это ……..
4. Перечислите модели, используемые в системе экологического образования:
5. Приведите примеры сюжетно-ролевых игр экологической направленности.
Средний уровень:
1. С каким психическим процессом связано наблюдение?
2. Взаимодействие сенсорных и интеллектуальных процессов при наблюдении позволили исследователям обозначить 3 вида наблюдений:
-………
-……..
-……..
Впишите эти виды, приведите примеры этих наблюдений с дошкольниками.
Высокий уровень:
1. Дайте определение понятию «педагогический метод». На какое положение Л.С. Выготского опирается этот метод?
2. Какие позиции служат основой построения методов экологического воспитания детей?
Список литературы:
1. Нисканен, Л.Г. Теория и методика экологического образования детей: учебно-метод. пособие для студентов заоч. формы обучения. - М.: МГПУ, 2010. -168 с.
2. Нисканен, Л.Г. Теория и методика экологического образования детей: учебно-метод. пособие для студентов заоч. формы обучения / Департамент образования г. Москвы, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования г. Москвы "Моск. гор. пед. ун-т" (ГОУ ВПО МГПУ), Ин-т педагогики и психологии образования, Каф. дошк. педагогики; Л. Г. Нисканен. – М.: МГПУ, 2010. Электронный ресурс.
3. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений.-. М.: Академия, 2012. 336 с.
4. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду: кн. для педагогов дошк. учреждений, преподавателей и студентов пед. ун-тов и колледжей / Н.А. Рыжова; Центр "Дошк. детство" им. А.В. Запорожца. - М.: Изд. дом "Карапуз", 2001. - 432 с.
5. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению - Педагогика. - М.: Academia: Академия, 2010. – 206 с.
6. Технологии непрерывного образования в детском саду и школе: Методическое пособие/ Под ред. Н.В. Микляевой. - М.: ТЦ Сфера, 2011.-128с. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)